«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках обществознания»
статья ( класс) на тему

Дорогова Елена Николаевна

Статья содержит примеры формрования УУД на уроках обществознания через обучение написанию эссе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_uud_na_urokah_obshchestvoznaniya.docx20.72 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках обществознания»

Дорогова Е.Н. учитель обществознания МОУ «СОШ №61» г.Саратова

  1. Введение.

 «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения…, прогнозируя их возможные последствия, отличаются мобильностью …, способны к сотрудничеству…, обладают чувством ответственности за судьбы страны, её социально – экономическое процветание». («Концепция модернизации Российского образования»)

Задача современной системы образования заключается в формировании универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения  ориентирует на результаты образования, одними из которых являются коммуникативные умения. 

Коммуникативные способности – это индивидуально-психологические особенности человека, обеспечивающие контакт с другими людьми для общения и поддержания оптимальных отношений.

Они обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

  • формулировать высказывание, используя  научные термины;
  • допускать возможность существования  различных точек зрения;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
  • задавать вопросы;
  • контролировать действия партнёра;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Формирование коммуникативных умений - это «объективная необходимость, продиктованная потребностями современного общества. Все,

чему обучаются школьники, они приобретают для того, чтобы использовать в предстоящей деятельности.

Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у школьника является актуальной проблемой, решение которой важно, как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом. Особенно ярко проявляются коммуникативные способности во время групповой работы в классе.

  1. Написание Эссе – один из способов развития коммуникативных УУД.

Для того, чтобы совершенствовать коммуникативные навыки детей, нам необходимо максимально разнообразить работу в данном направлении, вести её систематически и целенаправленно, объединяя для этого все возможные силы и средства. Очень  важно стимулировать мотивацию учащихся, применять элементы игры, соревновательности,  поскольку выполняемые с охотой и удовольствием задания наиболее эффективны и дают самые лучшие результаты.

Одним из видов учебной деятельности, применяемой в изучении обществознания, является написание эссе. Уже в 6 классе проводим первые пробы, учимся писать эссе по алгоритму на простейшие темы. В  7 классах закрепляем правила написания эссе, усложняем темы. В 8-11 классах пишем эссе в рамках подготовки к ОГЭ т и ЕГЭ. Чем же хороша процедура написания эссе для развития коммуникативных УУД?

Приведу пример из 7 класса. В феврале в 7 классах были изучены  в курсе обществознания темы «Межличностные отношения» и «Конфликты».

На уроке закрепления темы ребятам была предложена тема для написания эссе, высказывание о неуступчивости в конфликтах. На доске было написано клише, на экране – алгоритм написания эссе. Ребятам было предложено разделиться:  кто согласен полностью с высказыванием - садились на один ряд , кто не согласен - на другой.         В ходе написания можно было советоваться с товарищами, приводить общие аргументы. В ходе коллективной работы родились разные эссе, кто послабее – писал общие фразы, кто посильнее – писал свое. В конце урока я попросла желающих прочесть свои эссе. Желающих было немало, но не все. Так я отрабатываю с ребятами навык написания задания 36  ЕГЭ по обществознанию. Уже в 6-7 классе они знают, что такое эссе, получают навык написания таким нескучным способом - коллективной работой с совместным обсуждением и зачитыванием результатов.

В такой работе  проявляетя  ребенок, становится очевидно, стремится ли он занять лидерскую позицию или подчиняется другим, умеет ли договариваться или постоянно ссорится со своими друзьями? Может ли ребенок привлечь внимание сверстников при помощи слов (вербальные действия), мимики, жестов (невербальные действия).

Доброжелателен ли он в общении с другими, умеет ли заинтересовать сверстников, может ли спокойно и внимательно выслушать друзей. Или он обособился и не контактирует с одноклассниками. Есть и такие ребята.

 Речь – это способ познания действительности; она выполняет главную  функцию общения и эмоционального самовыражения.  Такая процедура написания эссе - универсальный способ развития коммуникативных навыков и культуры речи и мышления. Здесь прослеживается явная связь предметов обществознания, литературы, русского языка.

В ходе декады предметов гуманитарного цикла мы планируем показать коллегам интегрированный урок  литература-обществознание по формированию  коммуникативных УУД на примере написания эссе.