Концепция "Технология решения ситуационных заданий как средство формирования комплекса универсальных учебных действий на уроках обществознания в основной школе"
материал на тему

Китаева Наталья Сергеевна

авторская концепция

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontseptsiya_kitaevoy_n_s.docx153.98 КБ

Предварительный просмотр:

Районный конкурс «Учитель года – 2015»

МКОУ Таловская СОШ

Авторская концепция

«Технология решения ситуационных заданий как средство формирования комплекса универсальных учебных действий на уроках обществознания в основной школе»

Учитель истории и обществознания 1КК

Китаева Н.С.

Таловая 2015


СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………3-5

Глава 1. Сущность технологии решения ситуационных заданий

  1. Становление и развитие технологии решения

ситуационных заданий………………………………………………5

  1. Методологические основы технологии решения

ситуационных заданий………………………………………………6-9

Глава 2. Использование технологии решения ситуационных заданий на уроках обществознания в основной школе……………………………….9-11

Глава 3. Результативность использования технологии решения

 ситуационных заданий на уроках обществознания в основной школе….11

3.1. Анализ результативности применяемой технологии…………………11

3.2. Проблемы и перспективы использования технологии решения ситуационных заданий на уроках обществознания в основной школе…..12

Литература и интернет-источники…………………………………………..13

Приложения ………………………………………………………………….14

Приложение 1………………………………………………………………14-16

Приложение 2………………………………………………………………16-23

Приложение 3………………………………………………………………24-26

Приложение 4……………………………………………………………….26

Приложение 5……………………………………………………………….27

Приложение 6……………………………………………………………….27-28

Используемые в тексте сокращения:

ФГОС ООО – Федеральный государственный стандарт основного общего образования

УУД – универсальные учебные действия.

Введение.

Ни один наставник не должен забывать, что его главнейшая обязанность состоит в приучении воспитанников к умственному труду и что эта обязанность более важна, нежели передача самого предмета.

К. Д. Ушинский

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов.

Каждые десять лет объём информации в мире удваивается. Поэтому знания, полученные людьми в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения  учиться становятся сегодня всё более востребованными. Современное  информационное общество  требует  от нас подготовки  человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно меняющейся жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Для жизни и деятельности человека важно не наличие у него накоплений впрок, запаса какого – то внутреннего багажа  всего усвоенного, а проявление и возможность использовать то, что есть, то есть важны  не структурные, а функциональные, деятельностные качества. Школа должна «научить учиться». Именно поэтому перед ней остро встала  проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться.

Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей: 

  • развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
  • освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе, основных социальных ролях, о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений, механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
  • формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно-бытовых отношений.[4]

Большие возможности для достижения поставленных образовательной программой целей предоставляет освоение универсальных учебных действий. Мы, педагоги, вынуждены  отказаться от традиционных технологий и перейти на системно-деятельностный подход, когда цель образования определяется как развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Работа по формированию и развитию универсальных учебных действий на уроках обществознания способствует активизации познавательной деятельности школьника в области других наук, а также  его адаптации  в обществе.

Все это говорит об актуальности представляемой мной системы работы. Во-первых, она соотнесена с социально-образовательным заказом общества и политикой, проводимой в области образования; во-вторых, востребована в реальной педагогической практике.

Основной контингент обучаемых мной школьников – это ученики 5-7 классов. Их возрастные особенности определили выбор используемых на уроках обществознания педагогических технологий. Одна из них – технология решения ситуационных заданий, которая является эффективным средством формирования и оценивания компетенций учащихся. Такие задания включают описание ситуаций, а также перечень заданий и вопросов. Ситуационные задания выявляют не только предметные знания, но и универсальные учебные действия.

Таким образом,  цель данной концепции – показать эффективность использования технологии решения ситуационных заданий, способствующих достижению личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. рассмотреть ключевые особенности и принципы представляемой мной технологии.
  2. проанализировать результативность использования технологии решения ситуационных заданий в своей практической деятельности.

Данный материал может широко использоваться профессиональным педагогическим сообществом учителей истории и обществознания.  Мои методические рекомендации по использованию технологии решения ситуационных заданий помогут учителям создать условия для активного восприятия учебного материала и более успешного освоения образовательных программ по обществознанию. 

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ТЕХНОЛОГИИ РЕШЕНИЯ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАНИЙ

1.1. Становление и развитие технологии решения ситуационных заданий.

 Применение так называемого метода «case-studio», т.е. метода конкретных ситуаций (от анг. Case - случай, ситуация) берет свое начало с 20-х годов прошлого века в Гарвардском университете. Термин «ситуация» ранее использовался в медицине и правоведении, но в образовании этот термин приобрёл новый смысл.

Повсеместное распространение метода в мире началось в 70-80 годы, тогда же метод получил известность и в СССР. Анализ ситуаций начал использоваться при обучении управленцев, в основном на экономических специальностях ВУЗов, в первую очередь как метод обучения принятию решений. Значительный вклад в разработку и внедрение этого метода внесли Г.А. Брянский, Ю.Ю. Екатеринославский, О.В. Козлова, Ю.Д.Красовский, В.Я. Платов, Д.А. Поспелов, О.А. Овсянников, В.С. Рапоппорт и др. В 1972 году профессор В.В. Давыдов предложил выделять ключевые ситуации в учебных предметах.

Тем не менее, развитие метода в СССР проходило в то время весьма противоречиво. С одной стороны, его использование привело к широкому распространению игровых и дискуссионных методов обучения, но с другой стороны, давление идеологии, закрытость системы образования постепенно вытесняли метод из учебных аудиторий.

Новая волна интереса к методике ситуационных заданий началась в 90-е годы. Реформирование экономики породило существенный спрос на специалистов, умеющих действовать в ситуациях неопределённости, высокой степени риска, специалистов, умеющих анализировать и принимать решения. В ВУЗах началось массовое обновление преподаваемых дисциплин и курсов. Менеджмент, маркетинг, политология, социология стали заполнять образовательный процесс, неся за собой расширение числа интерактивных методов обучения.[8]

Введение новых Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования (ФГОС ООО) потребовало от современных методистов создания обобщающих работ, раскрывающих сущность технологии решения ситуационных заданий. Среди них можно выделить О.А. Акулова, И.И. Осадченко, П. Шеремета и др.

1.2.  Методологические основы технологии решения ситуационных заданий.

Если мы хотим дать подрастающему поколению шанс на успех, важно точно определить ключевые компетентности, которыми должны обладать обучаемые, чтобы подготовиться к самостоятельной жизни, к продолжению образования (умение сотрудничать, способность к общению, жизни в обществе и участию в нем; способность решать проблемы, способность самостоятельно организовывать свой труд, способность к использованию современных информационных и иных технологий).
Одна из составляющих качества образования – компетентность школьника в решении реальных проблем и задач, возникающих в жизненных ситуациях. Сформирована такая компетентность может быть только в процессе решения проблем повседневной жизни, и в этом плане огромным потенциалом обладают ситуационные задачи.
         Так как знания формируются не до, а в процессе их применения на практике, представляется возможным оптимизировать процесс обучения путем включения в его структуру ситуационных задач, построенных на учебном содержании.
 E:\УЧИТЕЛЬ ГОДА\МОЯ КОНЦЕПЦИЯ\китаева\Рисунок3.jpg

Ситуационные задачи позволяют интегрировать знания, полученные в процессе изучения разных предметов. При этом они могут предусматривать расширение образовательного пространства ребенка. Решение ситуационных задач, базирующихся на привлечении школьников к активному разрешению учебных проблем, тождественных реальным жизненным ситуациям, позволяет школьнику овладеть умениями быстро ориентироваться в разнообразной информации, самостоятельно и быстро отыскивать необходимые для решения проблемы сведения и, наконец, научиться активно, творчески пользоваться своими знаниями.

Ситуационные задачи – это задачи, позволяющие ученику осваивать интеллектуальные операции последовательно в процессе работы с информацией: ознакомление – понимание – применение – анализ – синтез – оценка.

Специфика ситуационной задачи заключается в том, что она носит ярко выраженный практико-ориентированный характер, но для ее решения необходимо конкретное предметное понимание. Зачастую требуется знание нескольких учебных предметов. Кроме этого, такая задача имеет не традиционный номер, а красивое название, отражающее ее смысл. Обязательным элементом задачи является проблемный вопрос, который должен быть сформулирован таким образом, чтобы ученику захотелось найти на него ответ.

Ситуационные задачи близки к проблемным и направлены на выявление и осознание способа деятельности. При решении ситуационной задачи учитель и учащиеся преследуют разные цели: учащиеся – найти решение, соответствующее данной ситуации; учитель – освоение учащимися способа деятельности и осознание его сущности. 

 

Модель ситуационной задачи

 

  • Название задания.
  • Личностно-значимый познавательный вопрос.
  • Информация по данному вопросу, представленная в разнообразном виде (текст, таблица, график, статистические данные и т.д.).
  • Задания на работу с данной информацией.[1]

  

Решение ситуационных задач может способствовать развитию навыков самоорганизации деятельности, формированию умения объяснять явления действительности, развитию способности ориентироваться в мире ценностей, повышению уровня функциональной грамотности, формированию ключевых компетентностей, подготовке к профессиональному выбору, ориентации в ключевых проблемах современной жизни. Во всех случаях решение ситуационных задач будет направлено на достижение метапредметных результатов.

Решение многих ситуационных задач связано с анализом конкретных ситуаций, отражающих происходящие в обществе изменения. Эти ситуации могут быть новыми не только для ученика, но и для учителя, что изменяет характер отношений между ними. В обычной учебной практике учитель «знает», а ученики «не знают». При решении ситуационной задачи учитель и ученики выступают как равноправные партнеры, которые вместе учатся решать проблемы. Таким образом, возможности ситуационных задач состоят в способности изменения отношений учитель – ученик в направлении их равноправного взаимодействия, когда учитель выступает не как источник верного ответа, а как помогающий взрослый.

В силу своей метапредметности, интегративности ситуационные задачи способствуют систематизации предметных знаний на деятельностной практико-ориентированной основе, когда ученики, осваивая универсальные способы деятельности, решают личностно-значимые проблемы с использованием предметных знаний. Ситуационные задачи могут выступать в качестве ресурса развития мотивации учащихся к познавательной деятельности.

Процесс решения ситуационной задачи всегда предполагает «выход» ученика за рамки учебного процесса, в пространство социальной практики, что позволяет ситуационной задаче стать инструментом организации социальной практики учащихся (выход на разработку социальных проектов).

Таким образом, использование ситуационных задач в образовательном процессе позволяет:

  • развить мотивацию учащихся к познанию окружающего мира, освоению социокультурной среды;
  • актуализировать предметные знания с целью решения личностно-значимых проблем на деятельностной основе;
  • вырабатывать партнерские отношения между учащимися и педагогами.

Ситуационные задачи ориентированы на формирование наиболее универсальных способов работы с информацией.

Большинство исследователей выделяют следующий набор универсалий: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, узнавание, выбор, составление, комбинирование, перестановка, преобразование, унификация, структурирование, построение, варианты по аналогии.

Существует несколько подходов к разработке ситуационных задач:

Первый подход – построение задачи на основе соответствующих вопросов учебника.

 Второй подход основан на выделенных типах практико-ориентированных задач, которые необходимо научиться решать каждому ученику.

Третий подход основан на проблемах реальной жизни, познавательная база решения которых закладывается в соответствующих учебных дисциплинах.

 Четвертый подход обусловлен необходимостью отработки предметных знаний и умений, но не на абстрактном учебном материале, а на материале, значимом для ученика.[4]

ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РЕШЕНИЯ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАНИЙ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ.

Использование ситуационных заданий на уроках обществознания в основной школе зависит, в первую очередь, от возраста и уровня знаний учащихся. Такя, в 5 и 6 классе важна наглядность и даже зрелищность ситуации. Ситуационная задача должна мотивировать учеников на изучение темы, создать ситуацию успеха в постановке проблемы («Что нужно изучить? Чего не знаем?»), задач урока, формулировке темы. Информация должна быть доступной для понимания и воспроизведения. Именно поэтому основными видами ситуационных заданий, используемых мной для данной категории учащихся,  являются фрагменты мультфильмов, серии «Ералаш», стихотворные притчи и басни, бытовые ситуации, русские народные сказки (Приложения 1 и 2).

  1. Урок обществознания в 5 классе «Дому нужен хозяин»  (Приложение 3) 

В качестве ситуационного задания используется фрагмент мультфильма «Домовенок Кузя. Сказка для Наташи».[1] 

На этапе мотивации данный фрагмент способствует подведению  учащихся к формулировке темы и задач урока. В ходе изучения нового материала вновь возвращаемся к сюжету для изучения понятия «рачительный хозяин». Использование того же фрагмента на этапе первичного осмысления позволяет детям применить полученные на уроке знания о видах ресурсов семьи на практике.

  1. Урок обществознания в 6 классе «Общение».

На этапе первичного осмысления и закрепления учащимся предлагается следующая ситуационная задача: «Лида учится в музыкальной школе. Каждый день после обеда она садится за фортепиано. За стеной, в соседней квартире, живет пожилая соседка. Она часто говорит Лидиной маме о том, что после обеда принимает лекарства и ложится отдыхать, но под звуки Лидиных упражнений никак не может заснуть. Лида называет соседку вредной ворчуньей. Подумайте, правильно ли поступает Лида? Можно ли в данной ситуации достичь компромисса? Кто, по-вашему, должен пойти на уступки? Почему?».

В ходе анализа и решения данной ситуации у детей формируется целый комплекс УУД: личностные – оценка поступков в соответствии с жизненной ситуацией, развитие культуры моральных норм и ценностей; коммуникативные – умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции; познавательные – умение анализировать ситуацию, формулировать ответы на вопросы учителя, применять ранее полученные знания об особенностях общения со старшими.[2]

В 7 классе я перехожу на более сложные ситуационные задания. Как правило, они связаны с жизненными проблемами, требующими для решения предметных знаний (Приложение 4). В ходе урока может быть решено несколько ситуационных задач для изучения и осмысления материала урока.

  1. Урок обществознания в 7 классе «Виновен - отвечай».

На этапе мотивации использую следующую ситуацию:

-  Ребята, к вам обращается в своем письме ваш сверстник, послушайте.  «Нас было три друга. Сначала мы унесли из квартиры пару норковых шапок, женские сапоги, всякую мелочь. Все продали. По первому разу очень боялся, что поймают. Но когда увидел «живые» деньги, обрадовался. Тогда не поймали. А деньги с друзьями прогулял. Подумал, что так жить можно.

Через месяц избил мужчину. Не понравились его замечания. Когда меня взяли, сначала не поверил, что могу получить срок. Думал: повоспитывают, как всегда и отпустят. Не отпустили….

Советую вам никуда не лезть. Все когда-нибудь попадутся. Здесь чувствуешь себя, как в клетке. За забор страшно хочется. Домой хочу, к матери. Сидел бы рядом с ней и никуда не отходил. А здесь матери нет. Сам за себя. Никто тебе не поможет. Знал бы, что меня ждет…»

- Что произошло с подростком? Почему? О чем сегодня будем говорить?  Почему об этом надо говорить?

        Данная задача мотивирует учащихся на формулировку темы и задач урока, то есть, формируются регулятивные УУД; осознание важности соблюдения законов, неотвратимости наказания, что помогает формированию личностных УУД: развитие морального сознания и ориентировку в сфере нравственно-этических отношений.

        Этап первичного осмысления и закрепления полученных на уроке знаний проходит в форме групповой работы. Учащимся предлагается ситуационная задача, которую нужно продолжить самостоятельно: «В школе десятиклассник позвал семиклассника в туалет и сказал, чтобы завтра он принес пачку сигарет. Что может быть дальше?» Как правило, дети предлагают самые разные варианты развития событий. Несомненно, данная работа позволяет развивать весь комплекс УУД. Предметные: применяют ранее полученные знания; регулятивные: планируют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; коммуникативные: учатся взаимодействовать с членами группы, понимать и принимать позицию партнера, строить грамотные речевые высказывания, адекватно выбирая средства; познавательные: учатся решать практические задачи, анализировать их, формулировать выводы; личностные: учатся ориентироваться в социальных ролях, развивают моральное и правовое сознание.[2]

        На этапе рефлексии важно не только проанализировать учебную деятельность, но и подвести учащихся к пониманию того, что их будущее в их руках. Здесь неоценимую помощь может оказать один из социальных роликов. Например, «Выбор за тобой»[2].

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ РЕШЕНИЯ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАНИЙ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ.

  1. Анализ результативности применяемой технологии.

Систематическое использование технологии решения ситуационных задач, начиная с 5 класса, приводит к хорошим результатам. При 100 % -й успеваемости учащиеся демонстрируют стабильность качества знаний по обществознанию. Для анализа результативности мной выбрана параллель классов, в которых в течение трех последних лет реализуется ФГОС ООО:

Параллель

Учебный год

Качество знаний

5 классы

2012-2013

76,6

6 классы

2013-2014

74,3

7 классы

Первое полугодие 2014-2015

75,8

Результаты независимой оценки индивидуальных учебных достижений по обществознанию, проведенной в 2013-2014 учебном году среди учащихся 6-х классов, также демонстрируют хороший результат на уровне области.

Еще одним показателем результативности работы по данному направлению является творческая и социальная активность моих воспитанников, участвующих в жизни образовательного учреждения, различных конкурсах, фестивалях, проектах, олимпиадах, конференциях научного общества.  Это подтверждают результаты внеурочной деятельности учащихся, обучаемых мной (Приложение 5).

Позитивный социальный опыт, накоплению которого способствует моя педагогическая система, помогает каждому выпускнику успешно адаптироваться в обществе, готовит к профессиональной карьере. Доказательством является то, что на протяжении нескольких лет в школе формируются классы профильного обучения по социально-экономическому направлению, а экзамен по обществознанию является одним из самых востребованных среди  экзаменов по выбору.

  1. Проблемы и перспективы использования технологии решения ситуационных заданий на уроках обществознания в основной школе.

Курс обществознания в 5 классе является пропедевтическим и связан с проблемами социализации младших подростков. В 6 классе круг знаний об обществе и человеке расширяется и переходит на более высокий уровень. В 7 классе школьники проходят важный рубеж своего социального взросления: им исполняется 14 лет, они получают паспорт гражданина РФ, расширяются их права, наступает уголовная ответственность за некоторые виды преступлений. Все эти факторы необходимо учитывать при преподавании курса обществознания. На мой взгляд, именно психологические особенности младшего подросткового возраста должны играть ведущую роль при выборе методов и форм обучения.

 К сожалению, часто урок обществознания первоначально воспринимается детьми, как несерьезный. Таким образом, я считаю важным преподнести учебный материал так, чтобы ученики осознали взаимосвязь их бытовых представлений об обществе с реальными социальными процессами, представить имеющиеся у них знания на более высоком уровне с использованием научно-понятийного аппарата. Технология решения ситуационных заданий в данном случае позволяет максимально точно и грамотно выстроить процесс обучения и подготовить школьников к более обстоятельному второму этапу изучения курса обществознания в 8-9 классах. По мере усложнения учебного материала усложняются и ситуационные задачи (Приложение  6). Считаю возможным и необходимым использование в дальнейшем наборов ситуаций – кейсов.

Таким образом, я уверена, что применяемые мной на уроках обществознания современные технологии помогут выпускникам основной школы осуществить осознанный выбор путей продолжения образования, а также будущей профессиональной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА И ИНТЕРНЕТ-ИСТОЧНИКИ

  1. Акулова О.А., Писарева С.А., Пискунова Е.В. Конструирование ситуационных задач для оценки компетентностей  учащихся: Учебно-методическое пособие для педагогов школ. - СПб.: КАРО, 2008. - 96 с. -(https://docs.google.com/file/d/0B_Qz9_iX817KX3d4Mm53bHNqUUE/edit?pli=1)

  1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В. и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли.- М.: «Просвещение»,  2011.- 159с.

  1. Илюшин Л.С. Конструктор задач.-

(https://docs.google.com/document/edit?hgd=1&id=1SpoUHO8dIKrGkvAnSu7WN3TxJ-aog3YM1KtUGAIexsM&pli=1)

  1. Маткаримова Д. Ш. Технология конструирования ситуационных задач в содержании практического обучения [Текст] / Д. Ш. Маткаримова // Молодой ученый. — 2012. — №4. — С. 434-437. –(http://www.moluch.ru/archive/39/4597/)
  2. Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Л.Н. Боголюбова. 5-9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений.-М.: «Просвещение», 2011.- 48с.

  1. Педагогические технологии: Учебник для студентов педагогических вузов. Автор/создатель: Борытко Н.М., Соловцова И.А., Байбаков А.М., -2006.- (http://window.edu.ru/library/pdf2txt/298/63298/33412 )

  1. Шеремета П., Канщенко Г. Ситуационный метод /под ред. О.И.Сидоренко. – 2-е изд. –К.: Центр инноваций, 1999. – 80 с. –(http://www.moluch.ru/archive/39/4597/ )

  1. http://gigabaza.ru/doc/92746.html

  1. http://www.youtube.com/ 

                                                                                Приложение 1.

Примеры ситуационных заданий для уроков обществознания в 5-6 классе.

5 класс: тема урока «Слово не воробей»: ситуационное задание, применяемое на этапе мотивации:

  • киножурнал «Ералаш», серия «Новенький». – Какая ситуация возникла между ребятами? Почему? Что будем изучать на уроке?

6 класс.

Ситуационные задания для изучения нового материала.

Тема урока «Потребности человека».

  • Миф об Эдипе и Сфинксе: Около города Фивы поселилась Сфинкс – чудовище с головой женщины и туловищем льва. Она не пропускала людей, пока они не отгадают загадку. Если они не могли дать правильный ответ, Сфинкс их съедала. Никто не мог пройти мимо, и никто не осмеливался ее уничтожить. Один человек, по имени Эдип, видя горе горожан, решил избавить их от беды. Сфинкс предложила ему следующую загадку: «Кто имеет четыре ноги утром, две днем и три вечером и бывает самым слабым, когда имеет больше всего ног?» Эдип догадался. А вы?

После ответов учащихся подвести их к пониманию того, что для решения загадки они использовали творческое мышление: – Что помогло Эдипу справиться с загадкой?

Для характеристики логического мышления предлагаются пары суждений (из книги Л. Кэррола «Логическая игра»):

  • Ни один ребенок не обладает терпением. 2) Ни один нетерпеливый человек не может сидеть спокойно. (вывод – ни один ребенок не может сидеть спокойно)

Ситуационные задания на этапе первичного осмысления и закрепления.

Тема урока: «Общение».

 - Прочтите статью, опубликованную в одной из газет:

  • «Гений общения»

Однажды во дворе многоэтажного дома шестилетняя девочка подошла к незнакомому человеку и заговорила с ним просто и естественно: «Здравствуйте, меня зовут Наташа! А вас?» Мужчина ответил. Девочка продолжила: «У вас найдется две минутки, чтобы поговорить со мной?» «Конечно», - ответил мужчина. «Расскажу вам одну ужасную историю. Жила-была красивая кукла. Ее все любили. А она очень любила гулять. Один раз, когда во дворе кукла отошла от своей мамы, на нее наступила чья-то тяжелая, злая нога. Кукла закричала от боли и потеряла сознание. А когда она очнулась, то поняла, что стала калекой».

Тут Наташа вынула из-за спины сломанную куклу.

«Вот она. Я вижу, что вы добрый, помогите, пожалуйста, моей кукле».

Взрослый человек был очень занят, но он не мог огорчить этого маленького гения общения. Назавтра в условленный час они встретились. Глаза девочки, получившей вылеченную куклу, сияли от восторга. «Не могу ли я чем-нибудь помочь вам?» - спросила она.

Ответьте на вопросы: Почему автор заметки дал ей такое название? Согласны ли вы с такой оценкой? Какие правила общения, возможно не осознавая этого, столь удачно использовала девочка?

  • Серии киножурнала «Ералаш»: «Без слов» (после просмотра – вопрос: - Какие средства общения использовали герои? Приведите примеры),
  • «Ну почему мы так говорим?» (- Почему герои не поняли друг друга? Нужно ли соблюдать правила общения с собеседниками разного возраста? Какие?)

 

Урок «Человек в группе» можно построить на основе серии «Как все!».

На этапе мотивации после демонстрации ролика подвести к формулировке темы с помощью диалога: - Кого вы увидели в фильме? Как мы можем назвать всех героев? Так какой будет тема урока?

В ходе изучения нового материала вернуться к ролику для изучения понятий «групповые нормы» и «санкции»: - Что мы можем сказать о данной группе подростков? Почему ругают героя?

Урок «Конфликты в межличностных отношениях»

На этапе мотивации (второй урок по теме) зачитать притчу о терпении:

  • «В положенное время осел пришел на водопой. Но утки на пруду так раскрякались и разыгрались, хлопая крыльями, что замутили всю воду. Хотя осла мучила нестерпимая жажда, он не стал пить и, отойдя в сторонку, принялся терпеливо ждать. Наконец, утки угомонились и, выйдя на берег, ушли прочь. Осел вновь подошел к воде, но она была еще мутная. И он опять отошел с понурой головой.

- Мама, почему же он не пьет? – спросил любопытный лягушонок, заинтересовавшись поведением осла. – Вот уже дважды он подходит к пруду и уходит ни с чем.

- А все потому, - ответила мама-лягушка, - что осел скорее умрет от жажды, нежели притронется к грязной воде. Он будет терпеливо ждать, пока вода не очистится и не станет прозрачной.

- Ах, какой же он упрямый!

- Нет, сынок, он не столько упрямый, сколько терпеливый, - пояснила лягушка. – Осел готов сносить все тяготы и огорчения. А упрямым его величает всяк, кому самому не достает выдержки и терпения».

Приложение 2.

Конспект урока в 6 классе  по теме «Конфликты в межличностных отношениях»

Тема урока: «Конфликты в межличностных отношениях»

Цель: способствовать формированию представлений о возникновении межличностных конфликтов и путях их разрешения.

Задачи: 1. Способствовать формированию социальной и ценностно-смысловой компетентности школьников в ситуации конфликта через практическое усвоение информации о сущности и стадиях развития конфликта, о значимости конфликтов в отношениях между людьми, о формах цивилизованного поведения в межличностных конфликтах.

2. Содействовать развитию культуры отношений в группе.

Планируемые результаты:

Предметные: научатся сохранять достоинство в конфликте. Получат возможность научиться допускать существования различных точек зрения, принимать другое мнение и позицию, приходить к общему решению, задавать вопросы; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное.

Метапредметные УУД:

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют тему урока и цели; анализируют вопросы, формулируют ответы.

Коммуникативные: участвуют в коллективном решении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнёра.

Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно, оценивают способную учебную деятельность, свои достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учётом.

Личностные УУД: проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой, выражают положительное отношение к процессу познания, адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности.

Методы и формы обучения:

Методы: технология проблемного диалога, репродуктивный, частично-поисковый, иллюстративный.

Формы: фронтальная, групповая.

Тип урока: усвоение новых знаний

Основные понятия: конфликт, конфликтная ситуация, инцидент, сотрудничество, компромисс, приспособление, избегание, подчинение, интеграция.

План:

  1. Понятие «конфликт»
  2. Основные стадии (этапы) конфликта
  3. Виды конфликтов
  4. Способы поведения в конфликтной ситуации.

Оборудование:  компьютер, медиапроектор, экран, магнитная доска, раздаточный материал для групповой работы, учебники, рабочие тетради.

Ход урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Орг. момент

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя, готовятся к уроку

Мотивация

Демонстрирует Фрагмент  выпуска №4 киножурнала «Ералаш»

?Какая ситуация возникла между ребятами?

? Так какую тему мы сегодня изучим?

- Правильно, Тема нашего урока – Конфликты в межличностных отношениях. Запишите ее в тетради

? Что будем изучать? Чего мы не знаем?

-подводит учащихся к правильной формулировке пунктов плана

Просматривают видео

- драка, ссора, конфликт

- Конфликты

Записывают тему урока в тетради

Формулируют план урока:

- понятие, виды, основные этапы конфликта, правила поведения в конфликте

Актуализация знаний

? при каком виде деятельности могут возникать конфликты?

? что мы называем «общением»?

? какие средства общения вам известны?

? могут ли неправильно выбранные средства общения спровоцировать конфликт?

- при общении

- это взаимные деловые и дружеские отношения людей

- речь, невербальное общение

- конечно могут

Изучение нового материала

-?Так что же мы можем назвать конфликтом? Назовите не менее 5 синонимов

- сверьте свои ответы со словарем (с.108) и спишите определение понятия «конфликт» в тетради

Внимательно рассмотрите схему на с. 76 учебника.

?что изображено на схеме? Как можно более точно назвать эти ступени?

- нам предстоит более подробно изучить каждый этап, который проходит конфликт в своем развитии.

Пожалуйста, разделитесь на группы по количеству этапов конфликта. Сколько групп нужно образовать?

Каждая группа будет изучать характеристику одного из этапов конфликтной ситуации.

Вам необходимо прочитать текст, который есть у вас на столах, назвать этап конфликта и дать краткую характеристику поведения людей на данном этапе.

Результаты вашей работы мы оформим в таблицу:

Этап конфликта

Варианты поведения и характеристика

(Проецирует таблицу на слайде на экран)

По мере выступления групп проецирует эталон ответа на экран

- разногласия между людьми

- Выписывают определение

Изучают схему

- ступени конфликта; - этапы конфликта

-5 групп

Делятся на группы, готовятся к выполнению задания.

-чертят таблицу в тетрадях, выполняют задание.

- один представитель от группы зачитывает название и характеристику этапа, заполняют таблицу в тетрадях.

Первичное осмысление и закрепление

Разобрать сюжет из «Ералаша» на стадии.

?какова причина конфликта?

?Каким было поведение участников?

?что послужило инцидентом?

?этот конфликт конструктивный или неконструктивный? Почему?

? каков исход конфликта?

Демонстрирует фрагмент м/ф «Возвращение блудного попугая»

-внимательно посмотрите на экран, выделите стадии конфликта и стратегии поведения в соотв. С таблицей

? какова причина конфликта?

? каков характер поведения участников на стадии осознания конфликта?

? что послужило инцидентом?

? каков вид данного конфликта?

? охарактеризуйте поведение на стадии разрешения конфликта

Предлагаю конфликтные ситуации на примере сказок, определите, чем вызван конфликт. (ПРИЧИНА)

Р.н.с. “Заюшкина избушка”

… Вот лиса попросилась к зайчику переночевать, да его из избенки и выгнала…”

(Различия, связанные с положением в обществе)

А.С.Пушкин “Сказка о золотой рыбке”

… Воротился старик ко старухе,
Рассказал ей великое чудо…
Я сегодня поймал, было рыбку,
Золотую рыбку, непростую…
Не посмел я взять с неё выкуп,
Так пустил ее в синее море.
Старика старуха забранила:
“Дурачина, ты, простофиля,
Не сумел ты взять выкупа с рыбки…”(эмоциональное состояние)

Р.н.с. “По щучьему веленью”

“Жил-был старик. У него было три сына: двое умных, третий – Емеля, прозвали его дурачком. Те братья работают, а Емеля лежит целый день на печке, знать ничего не хочет…”(различные представления о правилах или нормах поведения).

Определите стратегию поведения сказочных героев в ситуации острого конфликта. (ПОВЕДЕНИЕ)

Р.н.с. “Заюшкина избушка”

“… Идет дорогой зайчик, плачет. Ему на встречу – собака.
– Что, зайчик, плачешь?
– Как же мне не плакать? Была у меня избёнка лубяная, а у лисы – ледяная. Попросилась она ко мне ночевать, да меня же и выгнала!
– Не плачь, зайчик! Я твоему горю помогу!
Подошли они к избенке, и собака залаяла.
– Тяф-тяф-тяф! Поди, лиса, вон!
А лиса им отвечает с печи.
– Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!
Собака испугалась и убежала. (Уклонение от конфликта. Она выражается в стремлении выйти из конфликтной ситуации, не разрешая ее).

А.С.Пушкин “Сказка о золотой рыбке”

“…Вот пошел старик к синему морю…
Стал он кликать золотую рыбку,
Приплыла к нему рыбка, спросила:
“Чего тебе надобно, старче?”
“…Смилуйся, государыня рыбка,
Разбранила меня старуха,
Надобно ей новое корыто…”(поведение– приспособление).

В.Г.Сутеев “Яблоко”

Крик, шум на весь лес. И уже драка начинается. Вот тут-то Медведь и появился. Спорщики обратились к нему.– Рассуди нас по справедливости. Кому это яблоко присудишь, так тому и быть. И рассказали Медведю все, как было.– Вот что, – рассудил Медведь, – все вы правы, и потому каждый из вас должен яблоко получить...– Но тут только одно яблоко! – сказали Еж, Заяц и Ворона.– Разделите это яблоко на равные части, и пусть каждый возьмет себе по кусочку. (Стратегия компромисса позволяет урегулировать разногласия через взаимные уступки.)

Басня Эзопа.

Лев и вепрь боролись, пытаясь оттолкнуть друг друга от ручья, и вдруг увидели, как рядом с ними на дерево опустился гриф-падальщик. “Лучше пить вместе из ручья, – решили они, – чем кормить таких, как он”. (сотрудничество, выражается в совместном поиске решения, удовлетворяющего интересы обеих сторон.)

(РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТА)

Перед вами пословицы и поговорки с одной стороны, и четыре варианта исхода конфликта с другой стороны. Найдите соответствие

“Худой мир лучше доброй ссоры” (компромисс)

“С глаз долой, из сердца вон” (прерывание конфликта)

“Сядем рядком да поговорим ладком” (интеграция)

Эмоциональное состояние, смысловой барьер

Приспособление

Неконструктивный, закончился дракой

Прерывание конфликтных действий

Противоположные желания и интересы

Избегание

Мальчик обрызгал водой

Неконструктивный

Прерывание конфликта

Различия, связанные с положением в обществе

эмоциональное состояние

различные представления о правилах или нормах поведения

Уклонение от конфликта. Она выражается в стремлении выйти из конфликтной ситуации, не разрешая ее

поведение– приспособление

компромисс

сотрудничество

Домашнее задание

П.9 прочитать, ответить на вопросы, прочитать сказку Чуковского «Федорино горе», разобрать по стадиям конфликта (№4 с 43-44 р.т)

Записывают д\з в дневники

Рефлексия

На слайде

Продолжи предложение:

Я так и не понял…

Мне стало понятно…

Больше всего понравилось…

Не понравилось…

  Оцените свою работу в группе смайликом:

 активно работал

 делал то, о чем просили

 внимательно наблюдал за работой других

Приложение 3.

 Технологическая карта урока обществознания в 5 классе.

Тема

Дому нужен хозяин

Цель

Раскрыть особенности семейного хозяйства как особой сферы совместной деятельности членов семьи; охарактеризовать понятие «ресурсы семьи»

Задачи

  1. изучить понятия «хозяин», «рачительный хозяин», экономика, ресурсы семьи, виды семейных ресурсов.
  2. Благоприятствовать воспитанию уважения к домашнему труду как необходимому элементу организации семейного быта, пониманию значения рационального ведения домашнего хозяйства.
  3. Создать условия для совершенствования активной познавательной деятельности учащихся

Планируемые результаты

Предметные: научатся характеризовать семейно-правовые отношения, анализировать такой признак семьи, как ведение домашнего хозяйства, работать с текстом учебника, строить логические умозаключения, высказывать собственное мнение

Метапредметные УУД:

Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов, приводят примеры в качестве доказательств выдвигаемых положений.

Коммуникативные: ведут диалог, взаимодействуют в ходе совместной деятельности, допускают существование других точек зрения.

Регулятивные: формулируют тему и задачи урока, прогнозируют результаты усвоения материала.

Личностные УУД: сохраняют мотивацию к учебной деятельности, проявляют интерес к новому учебному материалу,  выражают положительное отношение к процессу познания, адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности.

Методы и формы обучения

Методы: технология решения ситуационных заданий, репродуктивный, частично-поисковый, иллюстративный.

Формы: фронтальная, парная.

Тип урока

усвоение новых знаний

Основные понятия: 

Хозяин, рачительный хозяин, экономика, ресурсы семьи

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

Орг. момент

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя, готовятся к уроку

Мотивация

Создает условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки.

Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися после просмотра фрагмента м/ф «Домовенок Кузя. Сказка для Наташи» (со2 по 4 мин.)

Просматривают фрагмент мультфильма, формулируют и обсуждают тему и цели урока

Личностные: понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний.

Регулятивные: самостоятельно формулируют тему и задачи урока после предварительного обсуждения

Актуализация знаний

Организует диалог с учащимися по предыдущей теме

Отвечают на вопросы

Познавательные: анализируют вопросы, формулируют ответы

Регулятивные: соотносят ранее полученные знания, осознают их взаимосвязь с новым материалом.

Коммуникативные: высказывают собственное мнение, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания.

Изучение нового материала

Организует индивидуальную работу с текстом учебника, формирует пары и организует парную работу.

Формулируют ключевое понятие урока, сверяют с эталоном; формируют пары, выполняют задания, выступают,  составляют кластер, записывают основные понятия темы

Познавательные: ставят и формулируют проблему урока; самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы; распознают объекты и их понятия, выделяют существенные признаки, строят рассуждения и обобщают полученную информацию.

Коммуникативные:  формулируют собственное мнение и позицию сроят понятные для партнёра высказывания, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Регулятивные:  ставят  учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что еще не усвоено, принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Личностные: осмысливают традиции и ценности современного общества, оценивают собственную учебную деятельность ,  свои достижения,  анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих,  строят свои взаимоотношения с их учётом.

Первичное осмысление и закрепление

Организует обсуждение ситуационной задачи с целью применения полученных знаний на практике

Выполняют практическое задание

Домашнее задание

Демонстрирует на слайде и озвучивает д/з

Записывают д/з в дневники

Рефлексия

Демонстрирует слайд с заданиями (продолжить фразу)

Дополняют предложения, определяют свое эмоциональное состояние на уроке

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его, развивают способность к самооценке.

Регулятивные: прогнозируют уровни усвоения изучаемого материала

Приложение 4.

Примеры ситуационных заданий в 7 классе.

Ситуации на этапе закрепления.

Тема урока: «Права и обязанности граждан».

В день рождения 12-летний Иван получил в подарок от друзей 100 рублей. Иван решил не тратить деньги, положить их в банк, а когда вклад прирастет, купить себе роликовые коньки.

Может ли Иван самостоятельно заключить с банком договор банковского вклада? 

Тема урока: «Производство, затраты, выручка, прибыль».

Незнайка решил стать поэтом и принялся сочинять одну поэму за другой. Он так вошел в роль, что в понедельник сочинил две поэмы о трудностях поэтического труда, потратив на это целых 2 часа. Во вторник дело пошло веселей и он сочинил за час 3 поэмы. Среда прошла в творческих муках, дело шло, но не слишком быстро. Однако к вечеру на столе лежало уже 6 поэм, на которые ушло 4 часа. В четверг ничего не сочинялось, потому что Незнайка читал свои произведения жителям Цветочного города. Пятница дала еще одну поэму, на которую ушло всего полчаса. В какой день производительность труда Незнайки была самой высокой?

Приложение 5.

Результаты внеурочной деятельности учащихся.

В течение последних трех лет обучаемые мной школьники демонстрируют достаточно высокие результаты во внеурочной деятельности. Хотелось бы отметить активную работу детей во время проведения мероприятий по повышению правовой культуры молодых и будущих избирателей: ежегодно команда учащихся нашей школы принимает участие в олимпиаде по избирательному праву, занимая призовые места. Сердюкова Надежда неоднократно становилась призером и победителем конкурса стенгазет, посвященных избирательному законодательству.

Команда учащихся 9-11 классов «МВД» стала победителем муниципального и участником зонального туров молодежной игры «Дебаты» в 2012-2013 учебном году.

В том же учебном году команда учащихся и выпускников школы под моим руководством одержала победу в областном конкурсе социально значимых проектов инициативной молодежи. Результатом проекта «Без Памяти нет Человека» стала реставрация памятника учителям и ученикам, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны.

Ученица 10 «Б» класса Тимофеева Виктория стала лауреатом областного конкурса «Взгляд молодых на проблемы местного самоуправления» в 2013-2014 учебном году. Совместно с ученицей 6 «Д» класса Безугловой Светланой мы начали работу по поиску и систематизации информации о госпитале, располагавшемся в одном из корпусов нашей школы в годы войны. Результатом данной работы является выступление на заседании научного общества учащихся.

В нынешнем учебном году ученик 9 «Б» класса Михеев Алексей стал призером муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по праву.

Приложение 6.

Конструктор задач (Л.С. Илюшин) [3]

Ознакомление

Понимание

Применение

Анализ

Синтез

Оценка

1.Назовите основные части…

8.Объясните причины того, что…

15. Изобразите информацию о… графически

22.Раскройте особенности…

29.Предложите новый (иной) вариант…

36.Ранжируйте… и

обоснуйте…

2.Сгруппируйте вместе все…

9.Обрисуйте в общих чертах шаги, необходимые для того, чтобы…

16.Предложите способ, позволяющий…

23.Проанализируйте структуру… с точки зрения…

30.Разработайте план, позволяющий (препятствующий)…

37.Определите, какое из решений является оптимальным для…

3.Составьте

список понятий,

касающихся…

10.Покажите связи, которые, на

ваш взгляд, существуют между…

17. Сделайте эскиз рисунка (схемы), который показывает…

24.Составьте перечень основных свойств…, характеризующих… с точки зрения…

31.Найдите

необычный способ,

позволяющий…

38.Оцените значимость…

для...

4.Расположите в определённом

порядке…

11.Постройте прогноз развития…

18.Сравните… и…, а затем обоснуйте…

25.Постройте классификацию… на основании…

32.Придумайте игру, которая…

39.Определите возможные критерии оценки…

5.Изложите в форме

текста…

12.Прокомментируйте

положение о том, что…

19.Проведите (разработайте) эксперимент, подтверждающий, что…

26.Найдите в тексте (модели, схеме и т.п.)

то, что…

33.Предложите новую  (свою)

классификацию…

40.Выскажите критические

суждения

о…

6.Вспомните и напишите…

13.Изложите иначе (переформулируйте) идею о том, что…

20.Проведите презентацию…

27.Сравните точки зрения… и … на…

34.Напишите возможный (наиболее

вероятный) сценарий  развития…

41.Оцените возможности…

для…

7. Прочитайте самостоятельно…

14. Приведите пример того, что  (как, где)…

21. Рассчитайте на основании данных о…

28. Выявите принципы, лежащие в основе…

35. Изложите в форме… своё мнение (понимание)…

42. Проведите экспертизу состояния…




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование универсальных учебных действий на уроках физики в основной школе

Методические особенности формирование универсальных учебных действий на уроках физики в основной школе...

Доклад «Формирование универсальных учебных действий на уроках физики в основной школе»

Доклад «Формирование универсальных учебных действий на уроках физики в основной школе» ...

"Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в основной школе"

Статья о формировании ууд на уроках математики в 5 классах в условиях ФГОС....

Задания по формированию универсальных учебных действий на уроках информатики в основной школе в рамках реализации ФГОС.

Методическое пособие направлено на формирование личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий в рамках реализации федерального государственного образовательн...

"Формирование регулятивных универсальных учебных действий при изучении географии в основной школе»

Основной целью своей работы считаю необходимость  обоснования педагогических средств формирования регулятивных универсальных учебных действий на уроках географии и обобщения способов и приемов их...