"Формирование регулятивных универсальных учебных действий при изучении географии в основной школе»
методическая разработка по географии

Баженова Наталия Викторовна

Основной целью своей работы считаю необходимость  обоснования педагогических средств формирования регулятивных универсальных учебных действий на уроках географии и обобщения способов и приемов их достижения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskiy_seminar.docx53.5 КБ

Предварительный просмотр:

аннатация

  1. Введение

Актуальность:

 Добрый день, коллеги.

Уезжая на это конкурс, мои воспитанники пожелали мне победы и спросили, а что будет дальше, когда вы выиграете? Надо ещё работать, подумала я , всё ещё не владеют целеполаганием . А как вы считаете, кто они, мои выпускники среднего звена, будущее нашего края, нашей страны. Какой он выпускник современной школы?

Он мобилен? Он признает авторитеты? Владеет ли он регулятивными учебными действиями? Сумеет ли он применить в жизни полученные знания?

Основная  проблема, с которой  я постоянно сталкивалась , ученики не видят конечной цели и не могут сами её ставить, планировать пути её достижения. Таким образом, явно наблюдается слабая сформированность  РУУД

Общаясь с коллегами ,выяснила что с этим столкнулись многие педагоги при переходе на ФГОС второго поколения. Именно поэтому для обобщения педагогического опыта и рассмотрения на методическом семинаре мной была выбрана эта тема:

Сл. "Формирование регулятивных универсальных у действий при изучении географии в  основной школе».

Основной целью своей работы считаю необходимость  обоснования педагогических средств формирования регулятивных универсальных учебных действий на уроках географии и обобщения способов и приемов их достижения.

 Для успешного достижения поставленной цели  необходимо решить ряд педагогических задач:

Сформировать у обучающихся

  • умение планировать свою жизнь;
  • умение прогнозировать возможные ситуации;
  • умение способности ставить себе конкретную цель и достигать её.        

Иными словами, школа должна ребёнка: "научить учиться", "научить жить", "научить жить вместе", "научить работать и зарабатывать».  

В связи с этим злободневным становится формирование и развитие регулятивных универсальных учебных действий в условиях возрастающего объёма информации, её быстрого старения. Поэтому регулятивные УУД являются важнейшим компонентом стандартов второго поколения и обеспечивают формирование ключевых компетенций учащихся.

По словарю Ушакова Д.Н. значение слова  РЕГУЛЯТИВНЫЙ - регулирующий определяющий направление, развитие чего-нибудь, вносящий порядок, планомерность во что-нибудь.

 К ним относятся: 

  • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
  •  планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
  •  прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
  •  коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
  • оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено,  и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
  • саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий

Механизмы формирования

Методы  

Диагностику входную-таблица……

Исходя из входной диагностики, мы видим, что дети не умеют это делать………..планирование ( прием) , прогнозирование(прием) Для развития регулятивных УУД я использовала следующие   формы и  приемы.

        

Прием «Собери план» ( планирование)

   Учащимся предлагается поработать с деформированным планом решения учебной задачи либо с планом с недостающими или избыточными пунктами. Особенно эффективен этот бывает для обучающихся 5- 6 класса, когда  им  трудно     выделить главное в  изучаемой теме для самостоятельного составления  плана  урока.

Прием «Навигация» ( планирование)

     Учащимся предлагается построить работу на уроке, опираясь на условные обозначения (символы можно поместить на доску). Таким образом, выстраивается графический план  урока. Этот прием  бывает  действенным в  7 классе  при  составлении плана  изучения материков.  Контур материка в  плане – символизирует его географическое  положение,  тучка – осадки, солнце –  климат, изображение реки  -  внутренние воды, рисунок животного и растения – флору и фауну, человек  - население  и образ жизни людей.

Приём «Пометки на полях» (коррекция)

Во время чтения учебного текста дается целевая установка: по ходу чтения статьи делать в тексте пометки. Учителю необходимо предварительно определить текст или его фрагмент для чтения с пометками, напомнить правила расстановки маркировочных знаков, обозначить время, отведенное на работу, проверить работу.

Маркировочные пометки:

  • Знаком “!” отмечают информацию, которая известна ученику.
  • Знаком “?” отмечается то, что осталось непонятно и требует дополнительных сведений.

Данный прием требует от ученика активного и внимательного чтения. Использование маркировочных знаков помогает соотносить новую информацию с имеющимися представлениями.

Прием «Прогностическая оценка» (прогнозирование)

     Ученикам дается небольшое по объему задание на только что изученную тему. После того, как школьники познакомились с работой, им предлагается оценить свои возможности в ее выполнении: поставить на полях тетради знак «+», «-», или «?», который отражает прогностическую оценку ученика: «+» - все знаю; «-» - не знаю; «?» - сомневаюсь. Далее работа выполняется, проверяется и сравнивается с образцом. Если ребенок оценил себя знаком «+», и действительно не допустил ошибок, он обводит его кружком, у него оценка адекватная, он правильно оценил свою готовность к решению новой учебной задачи. Если результат работы не соответствует выбранной оценке, то значок обводится треугольником.

Так при прогнозировании, например такого явления как климат и  климатические факторы, может быть использован следующий приём:

                                                    Шкала успеха: ( оценка)

  - я мог (- ла) работать и лучше;

    Я сегодня плохо работал (- а);

  – Я очень старался (ась), но у меня не все получилось;

- Сегодня я работал (- а) в полную силу. У меня все получилось.

Данная методика помогает учащимся фиксировать свой результат и сравнивать с предыдущим.

Прием «Светофор»

ОЦЕНОЧНЫЙ     ЛИСТ

ФИ______________________________________________________

№ п/п

        ЗАДАНИЕ

ОЦЕНКА

1

 Рабочая тетрадь с. 43 №1

2

«Приусадебный участок»

3

«Где построить дом»

4

Соотнеси слово и определение

Выполнил задание верно

Допустил ошибку

Надо ещё поработать

                             Прием «Лесенка успеха» ( оценка)

 Основной целью использования данного приема является формирование у учащихся способности к адекватной самооценке. Работа над этим умением систематически проводится на этапе самостоятельной работы с самопроверкой по эталону и этапе рефлексии деятельности на уроке. Ученикам дается возможность оценить свои новые знания по следующим критериям:

1-я (нижняя) ступенька – ученик не понял новое знание, ничего не запомнил, у него осталось много вопросов, с самостоятельной работой на уроке на этапе «Самостоятельная работа с самопроверкой» не справился.

2-я и 3-я ступенька  - у ученика остались вопросы по новой теме, в самостоятельной работе были допущены ошибки.

4-я (верхняя) ступенька – ученик хорошо усвоил новое знание и может его рассказать, в самостоятельной работе ошибок не допустил.

Прием « Найди ошибку в тексте или путаный рассказ» ( коррекция)

Удивительная Австралия

Австралия – страна сумчатых животных. Здесь водятся несколько десятков видов кенгуру, антилопы гну, окапи, крокодилы, страус эму. В лесах обитают коала, которые большую часть жизни проводят на пальмах, питаясь почками и листьями.

( планирование, целеполагание)

«Древо мудрости». Внимательно прочитать текст учебника, написать вопрос и прикрепить к «дереву мудрости». После этого каждый подходит, снимает любой вопрос и отвечает на него.

Поучительный вывод. Сделайте  из прочитанного такие выводы, которые вы считаете , пригодились бы вам в будущей жизни? ( целеполагание)

Прием комментирования текста может быть использован в обучении

географии на основе смыслового чтения и для формирования читательской

грамотности.

Пример задания: ( контроль)

1. Прочитайте стихотворения «Полярная ночь».

2. Составьте к нему географический комментарий.

ПОЛЯРНАЯ НОЧЬ

Леонид Лапцуй

Ночь северная в звездном одеянье.

Снегов голубоватое сиянье.

Колеблющийся в сумраке Ямал,

Морозный пар, незримой стужи вал –

То океана мощное дыханье.

Мелькнет совой короткий зимний день

Там, за холмами, и в сугробы канет,

Оттуда солнце краем глаза глянет

И спрячется опять в ночную тень.

Ему зимой подняться в небо лень.

Прекрасна эта краткая заря,

Она - как всплеск блестящей, мокрой щуки!

И тихо все. Смолкают в тундре звуки.

Таинственна ночная жизнь зверья.

Сидит лисица у норы песцовой.

Спит куропатка под кустом в снегу.

Следы мышей во мраке ищут совы.

Крадётся волк, согнувшийся в дугу.

Движенье в стаде. Возглас пастуха.

И гром ружья. Взволнованы олени.

А тундра вновь таинственно тиха,

Лишь по снегам перебегают тени.

И, как о свете дня воспоминанье,

Вдруг северное вспыхнуло сиянье.

Перевод В. Афанасьева

Качество повторная диагностика

Я получила следующие Результаты работы над данной темой:
1.Учащиеся (конечно, не все) могут самостоятельно анализировать и контролировать свою работу на уроке, составлять план работы, исходя из целей и задач урока.
2. Цели урока и задачи обучающиеся определяют самостоятельно, в случае затруднения я прихожу им на помощь, но только для того, чтобы направить их действия.
4. Учимся использовать знаково-символические средства. Дети заинтересовались этой работой, проявляют творчество. Урок проходит продуктивно и интересно.
5. На уроках часто обсуждаем вопросы, в результате ответов на которые выясняется внутренняя позиция ученика, личностная мотивация его учебной деятельности.
Таким образом, проведя входную и промежуточную
диагностику я наметила ряд коррекционных мероприятий, для того чтобы повысить ………( что западает в диаграмме) я решила использовать ряд других приемов …………

 Планирую дальнейшее мониторинговое исследование по формированию регулятивных ууд

Я описала только небольшую часть приёмов и методов работы над формированием РегУУД. Описанные  виды  работ направлены , не только  на формирование  группы регулятивных ууд, одновременно здесь формируются и другие виды УУД . Ещё раз подчеркиваю, что они тесно взаимосвязаны и формирование их происходит на протяжении всего урока.
       
Новый стандарт, обозначив требования к образовательным результатам, предоставляет почву для новых идей и новых творческих находок.
Выбрать из нового главное и приемлемое для себя, научиться и научить пользоваться новыми технологиями, но не растерять самое главное и лучшее, что было в старой школе – вот задача современного творчески работающего учителя.
 
     Я считаю, что универсальные учебные действия – это фундамент для формирования ключевых компетенций обучающихся. Важно то, что дети могут почувствовать себя равноправными участниками образовательного процесса. Они сами себя стараются научить, самостоятельно добывая знания, учат других. И, в то же время, им важно знать, что в случае затруднения учитель может им помочь, направить их действия.

     Главным на уроке становится сотрудничество, возникает взаимопонимание между всеми участниками, повышается работоспособность и мотивация к учению. Работать в этом направлении нужно с первого школьного дня.

Я стараюсь воспитывать в своих учениках ценностное отношение к окружающему миру,  к своему здоровью с первых минут урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реферат на тему: ФГОС: формирование познавательных универсальных учебных действий при изучении географии.

Реферат на тему: ФГОС: формирование познавательных универсальных учебных действий при изучении географии....

Презентация к реферату на тему:ФГОС: формирование познавательных универсальных учебных действий при изучении географии.

Презентация к реферату на тему: ФГОС: формирование познавательных универсальных учебных действий при изучении географии....

Портфолио как инструмент формирования регулятивных универсальных учебных действий в педагогическом колледже в предметной области "Иностранный язык"

Очевидно, что одной  из  основных задач  педагога является   формирование у  обучающегося умения учиться, то есть его способность  к саморазвитию и самосовершенствов...

Планирование и организация деятельности по формированию регулятивных универсальных учебных действий при изучении комбинаторики.

Статья раскрывает сущность УУД и отражает способы действия учителя по формированию универсальных учебных действий. Разработка урока алгебры (9 класс) по формированию регулятивных УУД при изучении комб...

Педагогический проект "Деятельностный подход, как средство формирования универсальных учебных действий при изучении географии".

Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения определяет как стратегически важную задачу  образования овладение универсальными учебными действиями: предметными, метапредме...

Методические рекомендации к организации урока с использованием универсальной методической модели формирования регулятивных универсальных учебных действий.

Методические рекомендации к организации урока с использованием универсальной методической модели формирования регулятивных универсальных учебных действий....