Главные вкладки

    Задания по формированию универсальных учебных действий на уроках информатики в основной школе в рамках реализации ФГОС.
    методическая разработка по информатике и икт

    Методическое пособие направлено на формирование личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта в основной школе. Методическая разработка содержит вводную часть, подробно раскрывающую характеристики универсальных  учебных действий, а также типы задач, решаемых при их освоении. Пособие является приложением к рабочей программе по информатике для 7-9 классов  УМК Босова Л.Л.

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Задания по формированию универсальных учебных действий на уроках информатики в основной школе в рамках реализации ФГОС

    учитель  информатики

    высшей категории

    Воронина Елена Вальдемаровна,

    МБОУ ЕСШ №9

    Камчатский край,

    г. Елизово 

        В статье рассматриваются задания по формированию универсальных учебных действий на уроках информатики в основной школе.

    В ФГОС основного общего образования содержится характеристика личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных.

    Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

    Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности.

    Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.

    Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

    Наряду с учебными ситуациями для развития УУД в основной школе используются следующие типы задач.

    Личностные универсальные учебные действия:

    — на личностное самоопределение;

    — на развитие Я-концепции;

    — на смыслообразование;

    — на мотивацию;

    — на нравственно-этическое оценивание.

    Коммуникативные универсальные учебные действия: 

    — на учёт позиции партнёра;

    — на организацию и осуществление сотрудничества;

    — на передачу информации и отображению предметного содержания;

    — тренинги коммуникативных навыков;

    — ролевые игры;

    — групповые игры.

    Познавательные универсальные учебные действия:

    — задачи и проекты на выстраивание стратегии поиска решения задач;

    — задачи и проекты на сериацию, сравнение, оценивание;

    — задачи и проекты на проведение эмпирического исследования;

    — задачи и проекты на проведение теоретического исследования;

    — задачи на смысловое чтение.

    Регулятивные универсальные учебные действия:

    — на планирование;

    — на рефлексию;

    — на ориентировку в ситуации;

    — на прогнозирование;

    — на целеполагание;

    — на оценивание;

    — на принятие решения;

    — на самоконтроль;

    — на коррекцию.

    На уроках информатики можно формировать все виды УУД   в достаточно большом объеме и на каждом уроке. Работа с ПК позволяет как работать в паре, так и самостоятельному поиску информации. 

    Рассмотрим задания для развития  отдельных УУД на уроках информатики.

    Задания, формирующие личностные УУД.

    Задание: Масштаб. Трансформация рисунка

    Цель: научиться выполнять трансформацию рисунка и изменять масштаб рисунка или фрагмента рисунка; воспитать у учащихся исполнительные качества, аккуратность в выполнений заданий на уроке.

    Возраст: 11-12 лет

    Форма выполнения задания: индивидуальная.

    Описание задания:

    Изменение Масштаба не изменяет размер рисунка, текста на рисунке.Изменить масштаб можно несколькими способами. Используйте:

    • Инструменты на закладки Вид;
    • Инструмент  Масштаб из закладки Главная;
    • Бегунок  Масштаб в Строке состояния

    Слово «трансформация» переводится с латинского языка как преобразование, превращение.

    Для того чтобы произвести трансформацию рисунка нам нужны команды Обрезать, Изменить размер, Повернуть из группы Изображение. С помощью этих команд мы можем весь рисунок или выделенный фрагмент отразить по вертикали или горизонтали и повернуть на угол 90 или 180 градусов. Не всегда удается растянуть или сжать рисунок мышью так точно как хотелось бы, поэтому чтобы изменить размер с точностью до одного пикселя можно воспользоваться командой Изменить размер. Команда Обрезать поможет нам выполнить обрезку лишнего с рисунка или фрагмента.

    Выполнение практической работы за компьютером

    1. Нарисуйте рыбку 
    2. Скопируйте изображение несколько раз
    3. Произведите трансформацию рисунка всеми возможными способами
    4. Подпишите каждое изменение. Например, «поворот на 180 градусов»
    5. Сохраните рисунок

    Образец выполнения задания 2

    Сделать вывод об изменении изображения. Почему пользователю ПК необходимо изменять изображения?

    Игровое задание «Турнир юных программистов»

    Цель: Развить творческой и рационализаторский потенциал учащихся; 

    сформировать у учащихся интереса к науке информатика.

    В игре проявляется внимание, наблюдательность, такт по отношению к своим одноклассникам. Ребята учатся анализировать ситуацию, сравнивать, доказывать, убеждать, быть терпимее друг к другу.

    Возраст: 13–15 лет.

    Форма выполнения задания: групповая игра учащихся под руководством учителя.

    Материал:

    Карточки с заданиями в конвертах.

    • Ручка.
    • Шарф.
    • Цветок.
    • Магнитная доска и стерка.
    • Микрофон.

    Правила:

    Игра проводится в 2 тура:

    I .“Подготовительный”,

    II. “Презентация роботов”,

    III. “Испытание”.

    Продолжительность: 45 мин.

    I тур “Подготовительный”

    Ведущий:

    - Кто такой программист? (Человек, создающий программы)

    - Что такое программа? (Набор команд, понятных исполнителю)

    Кто или что может быть исполнителем? (Собака, человек, компьютер, робот...)

    - Что такое команда? (Действие, которое должен выполнить исполнитель)

    Каждой команде выдается конверт с заданием.

    В конверте карточка:

    Уважаемый капитан команды!

    С целью улучшения практических умений по программированию вашей команды жюри приняло решение о разработке секретного проекта под названием «Terminator – 2008» по созданию робота – андроида и отправке его в прошлое для устранения ошибок.

    В силу недостатка времени и средств нами принято решение ограничиться разработкой робота, управляемого голосовыми командами. Ограничения, накладываемые элементной базой, не позволяют использовать более десяти команд. Для осуществления обратной связи робот может подавать звуковой сигнал (Beep).

    Вашей команде поручается разработать систему команд и представить её в следующем виде:

    Команда

    Описание действий, выполняемых по команде

    1

     

     

     

    10

     

    К 1330час. 17 января 2008 года Вы должны представить разработанную вами систему команд.

    Кроме того, Вы должны к указанному сроку построить действующую модель робота (1 шт.), а также подготовить оператора, который будет управлять роботом.

    После этого состоятся испытания роботов. В процессе испытаний будет предложено одно задание, при выполнении которого робот (и оператор) должны проявить способность к выполнению достаточно тонких действий. На выполнение задания отводится не более 10 минут.

    Например:

    Команда

    Описание действий, выполняемых по команде

    1

    Вперед

    Робот двигается вперед

    2

    Стоп

    Робот останавливается

    3

    Поворот

    Робот поворачивается направо

    4

    Поиск

    Робот прикасается к предметам, с которыми рядом находится его рука

    5

    Захват

    Робот берет предмет, над которым находится его рука

    II тур “Презентация роботов”

    Каждая команда представляет все возможности своего робота.

    III тур “Испытание”

    1. Команды сдают жюри листы с командами своего робота.

    2. Жеребьевка команд.

    3. По очереди на сцену выходят робот и оператор команды. Оператор вытягивает задание и отдает команды роботу, чтобы его выполнить.

    Задания:

    1

    Робот должен взять с одного стола ручку и перенести его на другой стол

    2

    Робот должен взять стерку и вытереть доску.

    3

    Робот должен взять цветок и отдать его председателю жюри.

    4

    Робот должен взять шарфик и отдать его своему тренеру.

    5

    Робот должен взять любого человека из зала и посадить его на другой стул.

    6

    Робот должен взять микрофон и передать его ведущему.

    Слово жюри - Номинации для награждения команд:

    1. “Точность – вежливость королей”.
    2. “Семь раз отмерь, один – отрежь”.
    3. “Терпенье и труд все перетрут”.
    4. “Что посеешь, то и пожнешь”.
    5. “Без труда и робот руки не подаст”.
    6. “Всякий совет к разуму хорош”.
    7. “Всякий человек по делу познается”.
    8. “Легко сказать, да тяжело сделать”.

    Задания, формирующие регулятивные УУД

    Задание: Составь кроссворд.

    Цель: Закрепить полученные знания об устройствах компьютера

    Ворзраст:8-15 лет.

    Форма выполнения: индивидуальная.

    Описание задания:

    Кроссворд  по теме "Состав ЭВМ".

     C:\Users\Надежда\Desktop\image002.gif

    Вопросы по горизонтали:

    3. Устройство воспроизведения звука

    4. … содержит большое количество кнопок 

    5. Графический процессор 

    6. Главная часть системного блока

    7. Бывает полевая, ручная и компьютерная 

    8. Отверстие для подключения различных устройств 

    10. Шлейф, а по другому… 

    12. Устройство сканирования информации 

    13. Устройство отображения информации

    14. Их множество на клавиатуре

    16. Звуковая… 

    17. Устройство ввода звуковой информации.

    Вопросы по вертикали:

    1. Системная плата

    2. Жесткий… 

    3. Устройство охлаждения 

    4. Как называется одним словом монитор, системный блок, клавиатура, мышь 

    9. Устройство передачи графической информации в печатном виде

    10. Оперативная… 

    11. Устройство ввода гибких дисков 

    13. Устройство выхода в Интернет 

    15. Центральное устройство ЭВМ

    Ответы на кроссворд:

    По вертикали: 1. Магистраль 2. Диск 3. Куллер 4. Компьютер 9. Принтер 10. Память 11. Дисковод 13. Модем 15. Процессор.По горизонтали: 3. Колонка 4. Клавиатура 5. Видеокарта 6.Корпус 7. Мышь 8. Порт 10. Провод 12. Сканер 13. Монитор 14. Клавиша 16. Карта 17. Микрофон.

    Задание: «Исполнитель Робот. Управление Роботом»

    Цель: расширить представление учащихся о написании программ для исполнителя Робот в системе программирования КуМир.

    Возраст: 13-15 лет.

    Форма выполнения: работа индивидуальная и в группах.

    Описание задания

    Напишите программу восстановления рисунка Маши для исполнителя Робот.
    Порядок выполнения работы в приложении КуМир:

    C:\Users\Надежда\Desktop\bol_7.jpg

    1.Запустить приложение КуМир: Пуск-программу – НИИСИ РАН – Комплект учебных миров - Кумир.(Окно приложения уже содержит шаблон алгоритма, рис. 9)

    2. Меню Вставка – использовать Робот

    3. Напечатать название алгоритма.

    4. Напечатать алгоритм:

    алг рисунок

    нач 

    вправо; закрасить; вправо; закрасить; вправо 

    вниз; закрасить; вниз; закрасить; вниз 

    влево; закрасить; влево; закрасить; влево 

    вверх; закрасить; вверх; закрасить.

    кон 

    Отладка программы.

    Задания, формирующие познавательные УУД.

    Задание: Составь табличную модель текстовой информации.

    Цель: расширить представления учащихся о словесных и табличных информационных моделях; сформировать культуру грамотной работы с текстом при оформлении таблиц, в том числе и электронных.

    Возраст: 11-13 лет.

    Форма задания: индивидуальная

    Описание задания:  учащимся предлагается раздаточном материал, он является примером  словесной модели.

    Полярная звезда находится в созвездии Малая Медведица. Бетельгейзе находится в созвездии Орион. Расстояние до Спики — 260 световых лет. Денеб находится в созвездии Лебедь. Акрукс ярче Солнца в 2200 раз. Расстояние до Бетельгейзе — 650 световых лет. Ригель ярче Солнца в 55 000 раз. Канопус находится в созвездии Стрекоза. Расстояние до Капеллы — 46 световых лет. Спика находится в созвездии Дева. Антарес находится в созвездии Скорпион. Расстояние до Арктура —36 световых лет. Альдебаран ярче Солнца в 165 раз. Бетельгейзе ярче Солнца в 22 000 раз. Расстояние до Акрукса — 260 световых лет. Денеб ярче Солнца в 72 500 раз. Расстояние до Антареса — 425 световых лет. Альдебаран находится в созвездии Телец. Антарес ярче Солнца в 6600 раз. Расстояние до Канопуса — 181 световой год. Арктур находится в созвездии Волопас. Капелла ярче Солнца в 150 раз. Расстояние до Полярной звезды — 780 световых лет. Ригель находится в созвездии Орион. Спика ярче Солнца в 2200 раз. Акрукс находится в созвездии Южный Крест. Расстояние до Альдебарана — 70 световых лет. Арктур ярче Солнца в 105 раз. Расстояние до Денеба — 1600 световых лет. Канопус ярче Солнца в 6600 раз. Капелла находится в созвездии Возничий. Полярная звезда ярче Солнца в 6000 раз. Расстояние до Ригеля — 820 световых лет [3].

    Построить табличную модель.

    Пример табличной модели

    Свойства/Звезды

    Созвездие

    Расстояние

    (световых лет)

    Во сколько раз ярче Солнца

    Полярная звезда

    Малая Медведица

    780

    6000

    Бетельгейзе

    Орион

    650

    22 000

    Денеб

    Лебедь

    1600

    72 500

    Спика

    Дева

    260

    2200

    Антарес

    Скорпион

    425

    6600

    Ригель

    Орион

    820

    55 000

    Акрукс

    Южный Крест

    260

    2200

    Канопус

    Стрекоза

    181

    6600

    Капелла

    Возничий

    46

    150

    Арктур

    Волопас

    36

    105

    Альдебаран

    Телец

    70

    165

    Табличная форма придает наглядность данным, структурирует данные, позволяет увидеть закономерности в характере данных, дает возможность совмещать таблицы с диаграммами и графиками.

    Задание: Группы крови.

    Цель: отработать навыки поиска информации в сети Интернет, навыки оформления ее в таблице, построения  диаграммы.

    Возраст: 12 лет.

    Форма выполнения: индивидуальная.

    Описание задания: учащиеся должны найти в сети интернет информацию о Группах крови. Оформить ее в таблице, построить гистограмму.

    Постройте круговую диаграмму распределения людей по группам крови, если людей с группой крови 0(I) в мире около 46%, с кровью группы А(II) около 34%, группы В(III) приблизительно 17%, а людей с самой редкой группой АВ(IV) всего 3%.

    1. По имеющимся данным создайте в программе Microsoft Excel следующую таблицу:

    Группа крови

    0(I)

    A(II)

    B(III)

    AB(IV)

    Доля людей

    46  

     34  

      17  

      3

    2. Выделите таблицу и щелкните на кнопке Мастер диаграмм стандартной панели инструментов.

    3. В первом окне мастера выберите тип (Круговая) и вид (Объемный вариант круговой диаграммы). С помощью кнопки Просмотр результата посмотрите, как будет выглядеть диаграмма. Затем щелкните на кнопке Далее.

    4. Во втором окне отображается выделенный диапазон ячеек. Щелкните на кнопке Далее.

    5. На вкладках третьего окна мастера установите дополнительные параметры диаграммы:

    • задайте заголовок Распределение людей по группам крови;

    • поместите условные обозначения (легенду) внизу диаграммы;

    • на вкладке Подписи данных выберите Доля;

    • щелкните на кнопке. Далее.

    6. В четвертом окне мастера указывают положение диаграммы: имя нового листа или текущий лист. Укажите размещение диаграммы на имеющемся листе и щелкните на кнопке Готово.

    7. Сохраните результат работы в собственной папке в файле с именем Группы_крови.xls.

    Задания, формирующие коммуникативные УУД.

    Задание: создание презентации на тему "Достопримечательности Камчатки".

    Цель: отработать навыки поиска информации в сети Интернет, обработки ее, отражения ее в виде презентации.

    Возраст:11-12 лет.

    Форма выполнения: парная.

    Описание задания: каждой паре учащихся дается по 4-5 достопримечательности. Они ищут информацию в сети Интернет о  том, как выглядят данные достопримечательности. Учащиеся оформляют презентацию настраивая смену слайда, дизайн слайда, схему анимации. После этого учащиеся представляют ее всему классу. Получается урок – минипроектов.

    Задание: Ознакомиться с технологией составления компьютерных тестов с выборочным вариантом ответов;

    Цель: выяснить ширину возможностей редактора MS Excel для создания тестов.

    Возраст:14-15 лет

    Форма выполнения: групповая.

    Описание задания: При создании теста с выборочным ответом или теста на сопоставление выполняется следующая последовательность действий:

    Выделите ячейку для ответа, нажмите в ленте Данные Проверка данных.

    В окне Тип данных выберите Список

    4. В Источник введите варианты ответов через; (точку с запятой).

    5.Нажмите ОК. Рядом с ячейкой появится стрелка для выбора ответа:

    6. Уберите линии сетки, оформите цветом и заливкой вопросы и ячейки для ввода ответа.

    7.  На листе Результат в правой части сделайте проверку правильности ответов с помощью функции ЕСЛИ. Выделите ячейку для проверки ответа на 1 вопрос, в Формулы выберите логическую функцию ЕСЛИ. В логическом выражении участвует ячейка с листа Тест (ее нужно выбрать мышкой):

    8. Аналогично сделайте проверку ответов на все вопросы.

    9. Примерно по центру листа Результат напишите «Количество верных ответов:» и с помощью функции СУММ посчитайте общее кол-во верных ответов:

    10. Задайте критерии оценки и с помощью вложенных функций если выведите результирующую оценку, например: =ЕСЛИ(C3>=9;"Отлично";ЕСЛИ(C3>=7;"Хорошо";ЕСЛИ(C3>=5;"Удовлетворительно";"Неудовлетворительно")))

    11. Уберите линии сетки, текст с проверкой по каждому вопросу сделайте белым или скройте ячейки. Выделите цветом и заливкой результаты:

    12. Оформите лист Начало. Определите и оформите стилем ячейки для ввода данных отвечающего. Добавьте надпись WordArt и гиперссылку для перехода на лист Тест

    ( Гиперссылка, связать с местом в документе, лист Тест). Добавьте надпись WordArt «Узнать результаты» и гиперссылку с листа Тест для перехода на Результаты.

    Условия, обеспечивающие развитие УУД в образовательном процессе.

    Учитель   знает:

    • важность формирования универсальных учебных действий школьников;
    • сущность и виды универсальных умений;
    • педагогические приемы и способы их формирования.

    Учитель умеет:

    • отбирать содержание и конструировать учебный процесс с учетом формирования УДД;
    • использовать диагностический инструментарий успешности формирования УДД;
    • привлекать родителей к совместному решению проблемы формирования УДД.

    Необходимо помнить:

    • Любые действия должны быть осмысленными. Это относится прежде всего к тому, кто требует действия от других.
    • Развитие внутренней мотивации – это движение вверх.
    • Задачи, которые мы ставим перед ребёнком, должны быть не только понятны, но и внутренне приятны ему, то есть они должны быть значимы для него.

     Ссылки на источники:

    1. http://www.nsportal.ru 
    2. http://www.metod-kopilka.ru
    3. http://www.festival.1september.ru
    4. http://www.covenok.ru
    5. http://videouroki.net
    6. http://infourok.ru


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование универсальных учебных действий на уроках физики в основной школе

    Методические особенности формирование универсальных учебных действий на уроках физики в основной школе...

    ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ С ПОМОЩЬЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

    В современной школе используют различные технологии, включающие активные методы обучения. Одной из таких технологий является кейс-технология. При изучении отдельных разделов курса информатики и информ...

    Доклад «Формирование универсальных учебных действий на уроках физики в основной школе»

    Доклад «Формирование универсальных учебных действий на уроках физики в основной школе» ...

    "Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в основной школе"

    Статья о формировании ууд на уроках математики в 5 классах в условиях ФГОС....