Современный урок музыки: контекст требований ФГОС и результат обучения
методическая разработка по музыке на тему

Современный урок музыки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennyy_urok_muzyki.docx22.19 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Шпаковский Ю.О.,преподаватель по классу кларнета

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №8 «Музыка»

Фрунзенского района Санкт-Петербурга

«Современный урок музыки: контекст требований ФГОС и результат обучения»

                                Автор:

                                                                       Шпаковский Юрий Олегович

преподаватель по классу кларнета

2017 г.

Работая в системе государственного образования каждый учитель должен соотносить свою работу с "требованиями заказчика", которым в данном случае является государство. Сегодня такой заказ есть – это "Федеральный государственный образовательный стандарт" – сокращенно ФГОС.

На сегодняшний день принципы работы по ФГОСам - один из наиболее важных вопросов современной музыкальной педагогики.

В наше время в педагогике большое внимание уделяется личности ребенка, задача учителя - предоставить ему возможность саморазвития, способствовать формированию высококультурной, развитию у учащихся умений слушать друг друга. Излагать свои мысли. Критически оценивать свои ответы и ответы товарищей, работать в коллективе; создавать условия для обучения постановке целей и достижению их. .. Время затрагивает все сферы человеческой жизни, в том числе и образование, периодически требуя его обновления. Введения нового Федерального государственного образовательного стандарта, поколения ориентированы на результат в этом отличительная черта от старых стандартов критерий которых было важно процесс и содержание урока.

Современный – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, существенный для настоящего времени, он обязательно закладывает основу для будущего.

Педагог и психолог В.В. Давыдов писал: "Давно уже пора сменить цель образования - не просто давать практические навыки, а учить учиться". Новый стандарт отвечает современным требованиям. Ученик центральная фигура, роль учителя - выстроить вместе с учеником, зная его возможности, его стартовый уровень, зону ближайшего развития, учебно-познавательную деятельность.

Основные моменты, которые следует учитывать учителю при подготовке к современному уроку музыки в соответствии с требованиями ФГОС:

Современный урок - это прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ.

1. Психологический настрой  «Все в твоих руках».
Необходимо создать на своем уроке такую атмосферу, в которой каждый ребенок будет чувствовать себя личностью. Мы можем, хотя бы на время, сделать учеников успешными в этой жизни.

2. Цели и задачи.

- Четко определить и сформулировать для себя тему урока;

- обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем для развития;

-развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений;

-выражение в творческих работах своего отношения к окружающему миру.

3. Системно-деятельностный подход.

Для получения высоких результатов в образовании в программе разработаны универсальные учебные действия (УУД): личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные. Работа на уроке должна вестись так, чтобы ученик не принимал в готовом виде знания, а прикладывал усилие к поиску нового, проявлял свои знания и умения в различных видах художественно-творческой деятельности, владел приёмами анализа, сравнения и обобщения музыкальных произведений.

4. Информационно-коммуникационные технологии. 

Вовлекать учащихся в процесс обучения, делать из пассивных слушателей активных деятелей, стимулировать познавательный интерес, придать учебной работе проблемный, творческий, исследовательский характер, и развивать самостоятельную деятельность школьников.

5. Эффективный метод.

На уроках учащиеся выявляют функции музыки в жизни общества, в своей жизни, ассоциативные связи с разными видами искусства в процессе освоения музыкальной культуры своего региона, России, мира, осваивают процесс организации досуга и самообразования.

6. Организационно-деятельностные игры.

На уроках активно используются игровые ситуации, изобразительная деятельность, эмоциональное восприятие музыки, коллективные творческие работы, музицирование, инсценирование песен, написание детьми рассказов, стихов, синквейна по пройденному материалу, создание газет по материалам творческих заданий.

  1. Подготовка учителя к уроку.

Алгоритм действия учителя при подготовке к уроку:

  1. Учёт особенностей учащихся класса:
  • уровень учащихся;
  • отношение учащихся к предмету;
  • темп работы учащихся;
  • сформированность ЗУН;
  • отношение к разным видам учебной деятельности;
  • отношение к разным формам учебной работы, в том числе нетрадиционным;
  • общая дисциплина учащихся.
  1. Учёт индивидуальных особенностей:
  • тип нервной системы;
  • коммуникативность;
  • эмоциональность;
  • управление восприятием нового материала учащихся;
  • умение преодолеть плохое настроение;
  • уверенность в своих знаниях, умениях;
  • умение импровизировать;
  • умение пользоваться различными средствами обучения, в том числе ТСО и ЭВТ.
  1. Соблюдение правил, обеспечивающих успешное проведение урока:

Общие:

  1. Определить место урока в теме, а  темы – в годовом курсе, выделить общую задачу урока.
  2. Просмотреть учебную программу, перечитать объяснительную записку, прочитать требования стандарта по данной теме, выяснить, что требуется от учителя к данному уроку.
  3. Конкретизировать задачи урока, выделить ведущую задачу.
  4. Определить, что должен понять, запомнить ученик на уроке, что он должен знать и уметь после урока.
  5. Определить, какой учебный материал сообщить учащимся, в каком объёме, какими порциями, какие интересные факты, подтверждающие ведущие идеи, сообщить школьникам.
  6. Отобрать содержание урока в соответствии с его задачей, выбрать наиболее эффективные способы изучения нового материала, формирования новых ЗУН.
  7. Записать предусматриваемый ход урока в план урока, представив себе урок как целостное явление.

Частные:

  1. Быть собранным, чётко и ясно ставить задачи перед учащимися, соблюдать логику изложения материала.
  2. Быть доброжелательным, не оскорблять учеников, не возмущаться их незнанием или непониманием. Помнить, что если большинство учащихся чего-либо не знает или не понимает, то ошибку надо искать в способах организации их деятельности.
  3. Не перебивать ученика, дать ему договорить. Нечёткий ответ может быть следствием неясного вопроса.
  4. Задания и инструктаж давать чётко, кратко, с обязательным выяснением того, как ученики поняли требования.
  5. Пристально следить за тем, как учащиеся слушают учителя. Потеря внимания – сигнал о том, что надо изменить темп, повторить изложенное или включить в ход урока дополнительный материал.
  6. Помнить, что показателем внимания могут быть активное слушание, сосредоточенность на задании.
  7. Экономить время, вовремя начинать урок, заканчивать его со звонком, не допускать длительных проработок учащихся.
  8. Добиваться выполнения каждого своего требования. Ни одно требование на уроке не должно быть просто продекларированным!
  9. Темп урока поддерживать интенсивным, но посильным для большинства.

10.Стимулировать вопросы учащихся, поддерживать их инициативу, одобрять их активность и осведомлённость.

Успех в большой степени зависит от умения учителя грамотно выстроить, наполнить содержанием все структурные компоненты урока. Главное – побудить детей думать, размышлять, сомневаться, делать выводы.

Результаты обучения: предметные, личностные, метопредметные; ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки; учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя, оценка промежуточных результатов обучения. 

Творчески подходя к развитию различных способностей у детей, педагог сможет помочь любому ребенку реализовать себя в будущем как яркую, творчески – одарённую личность.

Литература:

1. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2010.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. — М.: Просвещение, 2011

3. «Примерные программы основного общего образования. Стандарты второго поколения», М., 2010.

4. Затямина Т. А. Современный урок: учебно- методическое пособие. - Издательство "Глобус", Москва, 2008г.

5.Пазиненко С. М. Развитие творческих способностей. /-Харьков. Вид. «Основа», 2007.

6.Пащенко Н.В. Воспитание личности насущная проблема современности. / / Образование.- 2009. - № 1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современный урок в контексте требований ФГОС

За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. В условиях обновления российского образования школа как важный социальны...

Исследовательская деятельность на уроках литературы в свете требований ФГОС к результатам обучения

В статье представлены некоторые примеры организации исследовательской деятельности обучающихся на уроках литературы в свете требований ФГОС к результатам обучения....

СОВРЕМЕННЫЙ УРОК В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ НА ОСНОВЕ ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИИ» В РАМКАХ ФГОС.

Рассмотрение современного урока технологии с точки зрения требований ФГОС, методологические аспекты уроков. Примеры разработок 3 уроков технологии в начальной школе....

Всероссийский семинар "Современный урок в контексте требований ФГОС". Тема выступления "Новые результаты образования как основа проектирования современного урока географии"

Сфера образования, находясь в постоянной динамике, чутко реагирует на изменения внешней среды, адаптируется к ее изменяющимся потребностям, активно влияет на ее состояние. Все это позволяет считать об...

Формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции (в рамках Всероссийского семинара «Современный урок в контексте требований ФГОС»)

Для жизни и деятельности человека важно не наличие у него накопленных впрок знаний, так как информация очень быстро устаревает. Важно использовать сразу имеющуюся информацию и знания. Важно уметь пров...