Конспект урока по математике в 5 классе "Доли. Дроби"
методическая разработка по алгебре (5 класс) по теме

Урок изучения нового материала. Цель урока - на наглядной основе познакомить учащихся с понятиями доли и дроби. Утвердить в сознании учащихся главное: дробь – это не то число, которое обозначает количество предметов, это число – отношение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Urok.docx60.13 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет образования

администрация Балаковского муниципального района

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №21»

Открытый урок по математике

в 5 «Б» классе по теме

«Доли. Дроби»

Балаково

2008 год

Цели урока:

  1. На наглядной основе познакомить учащихся с понятиями доли и дроби.
  2. Утвердить в сознании учащихся главное: дробь – это не то число, которое обозначает количество предметов, это число – отношение.
  3. Развитие логического мышления учащихся.
  4. Работать над развитием математической речи; развивать внимание, наблюдательность.

Оборудование: 3 компьютера, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

презентация

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Тест на компьютере.
  1. Сумму, в которой все слагаемые равны друг другу, можно записать в виде (сложения, умножения, степени)
  2. Выражение 2³ называют (произведением, степенью, суммой)
  1. Площадь поля измеряется (арах, метрах, километрах)
  1. Сколько квадратных метров в гектаре? (100, 1000, 10000)
  1. Вычисли периметр прямоугольника, если а=5 см, в=7см (35 см, 24 см, 46см)
  1. Найди значение 2³ (6, 8, 16)

     III. Устный счет (презентация: слайды 2 – 6)

     1. В одном мешке было  х кг   картофеля, а в другом в 2раза     больше.

 Сколько килограммов картофеля   было в двух мешках?

       а) х;     б) 2 х;    в) 3 х;    г) 4 х.

    2. Саша решил  а  задач, а Дима –  на 4 задачи больше. Сколько задач решили Саша     и   Дима вместе?

   а) 4а;     б) 6а;     в) 2а;    г) 2а + 4.

   3. Скорость пешехода  5км/ч, а  скорость велосипедиста 20 км/ч. Во сколько раз    скорость велосипедиста больше скорости   пешехода? 

        а) в 2 раза;      б) в 3 раза;

      в) в 4 раза;          г) на 15 км/ч.

    IV. Объяснение нового материала.

   1.Введение (слайд 8)

  - В русских рукописных арифметиках XVII века дроби называли долями, позднее «ломаными числами». В старых руководствах находим следующие названия дробей на Руси:

1/2 – половина, полтина

1/3 – треть

1/4 – четь

1/6 – полтреть

1/8 - полчеть

1/12 –полполтреть

1/16 - полполчеть

1/24 – полполполтреть (малая треть)

1/32 – полполполчеть (малая четь)

1/5 – пятина

1/7 - седьмина

1/10 - десятина

     Славянская нумерация употреблялась в России до XVI века, затем в страну начала постепенно проникать десятичная позиционная система счисления. Она окончательно вытеснила славянскую нумерацию при Петре I.

      Людям часто приходится делить целое на доли. Самая известная доля – это, конечно, половина. Слова с приставкой “пол” можно услышать, пожалуй, каждый день: полчаса, полкилограмма, полбулки. Назовите еще несколько слов с этой приставкой.
    Но есть и другие употребительные доли. Например, четверть, десятая, сотая. Когда образуются доли? Тогда, когда один предмет (буханка хлеба) или единица измерения (час, килограмм) делятся на равные части.

       Доля – это каждая из равных частей единицы.

       Название доли зависит от того, на сколько равных частей разделили единицу.

    Разделили на две части – “половина”, на три – “треть”, на четыре  - “четверть”, на пять – “пятая”, …

     Какие же бывают дроби? (слайд 9)

Для записи любой доли используют горизонтальную черту, ее называют дробной чертой … – такие записи называют обыкновенными дробями.

     В дроби число 2 называется числителем дроби, а число 3 – знаменателем дроби. Знаменатель показывает, на сколько равных частей разделена единица, а числитель показывает, сколько взять таких частей.

- Начнем мы свое изучение темы «Дроби» с  обыкновенных дробей (слайд 11)

  • Дробь, у которой числитель меньше знаменателя, называется правильной
  • Дробь, у которой числитель больше знаменателя или равен ему, называется неправильной 

V. Закрепление.

   1. Назови правильные дроби:

Какие дроби вы не назвали? Что это за дроби?

  2.  № 895 (дети самостоятельно выполняют задание, затем проверяют решение с доской, слайд 14)

  3.  № 884 (задание выполняется устно, ученики называют правильные ответы по цепочке)

1/7  ½  ¼   2/5   2/6  2/3  5/6  4/10  5/5    ½    3/5   7/8     8/100

4.№ 889 (один ученик решает у доски)

Было – 2 м 50 см

Израсходовали - ?,   2/5 от

2 м 50 см = 250 см

250 : 5 · 2 = 100 (см)

Ответ: 100 см.

  1. Работа на интерактивной доске.

 Электронное учебное пособие «Математика и конструирование»

Раздел «Математические маршруты» - «Доли и дроби» - Задачи 2 и 4.

- В лунке 40 шариков. Перекати четверть из них в другую лунку.

- На яблоне выросло 24 яблока. Разложи их в 4 корзины так, чтобы в первой была половина всех яблок,  во второй – четверть всех яблок, в третьей – восьмая часть, а в четвертой – остальные яблоки.

VI. Итог урока.

  - Что такое доля? Какие бывают дроби? Что показывает знаменатель дроби? Что показывает числитель дроби? Какую дробь называют правильной? Какую дробь называют неправильной?

Домашнее задание. Пункт 23, № 925, 928.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по математике 9 класс "Дроби"

Конспект урока по математике  9 класс специальная (коррекционная ) школа VIII вида по теме "Дроби". Конспект урока имеет четкую структуру и интересное наполнение...

Конспект урока по математике по теме "Дроби"

Методическая разработка урока по математике по теме "Дроби"...

конспект урока по математике "Сложение, вычитание дробей с одинаковыми знаменателями"

конспект урока по математике "Сложение, вычитание дробей с одинаковыми знаменателями" для учащихся 5 классов. тип урока: изучение нового материала. литература: 1.     Математи...

Действия с десятичными дробями. Умножение и деление целых чисел и десятичных дробей на двузначное число. План-конспект урока по математике для 9 класса VIII вида

Цель: учить выполнять элементарные расчеты платежей за коммунальные услуги, используя арифметические задачи    практического содержания по теме.Задачи:Образовательная: тренировать, учит...

Конспект урока по математики "Сравнение обыкновенных дробей"

В данном материале представлен конспект урока по теме "Сравнение обыкновенных дробей"....

Конспект урока по математики "Сравнение обыкновенных дробей"

В данном материале представлен конспект урока по теме "Сравнение обыкновенных дробей"....

Конспект урока по математике в 6 классе по теме "Решение задач на нахождение дроби от числа и числа по его дроби"

На данном уроке по математике ученики тренируются в решении задач и развивают умение относить задачу к тому или иному типу....