Линейные уравнения и неравенства с модулем. (факультативный курс, 8 класс)
элективный курс по алгебре (8 класс) по теме

Факультативный курс по алгебре для 8 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fakultativnyy_kurs_-_algebra-8.doc223.5 КБ

Предварительный просмотр:

СОГЛАСОВАНО                                                                        УТВЕРЖДАЮ

Методист математики                                                                Директор ГОУ СОШ

ОМЦ ВОУО г. Москвы                                                                № 1320 г. Москвы

___________________                                                                __________________

Иванова Е.В.                                                                        Захаров Д.Н.

«___» __________ 2010 г.                                                        «___»_______2010 г.

ПРОГРАММА

факультативного курса по математике

«Модуль.

Линейные уравнения и неравенства,

содержащие переменную под знаком модуля.

Простейшие задачи с параметрами.»

Программа составлена для 8 профильного класса на основании учебного пособия Я.С. Фельдмана «Математика. Решение задач с модулями»

 

ГОУ СОШ № 1320 г. Москва.

Составитель: учитель математики Землякова Ольга Владимировна 

        

 Пояснительная записка.

        Данный факультативный курс предназначен для учащихся 8 классов основной школы с углублённым изучением математики и рассчитан на 34 часа.

Существенной характеристикой числа является понятие его абсолютной величины (модуля). Это понятие имеет широкое распространение в различных отделах физико – математических и технических наук. Уравнения, неравенства и другие задачи, связанные с модулем, в последние годы стали широко использоваться в материалах итоговой аттестации учащихся за курс средней школы (ГИА), единого государственного экзамена (ЕГЭ) за курс основной школы и вступительных экзаменах в ВУЗы.

Практика вступительных экзаменов по математике показывает также, что и задачи с параметрами представляют для абитуриентов наибольшую сложность как в логическом, так и в техническом плане, и поэтому умение их решать во многом предопределяет успешную сдачу экзамена в любом высшем учебном заведении.

 Задачи с параметрами носят исследовательский характер. С этим связано методическое значение таких задач, а также и трудности выработки умений и навыков их решения. Данные задачи играют важную роль в формировании логического мышления и математической культуры учащихся.

 Таким образом, данный факультативный дает учащимся возможность познакомиться с основными приемами и методами выполнения заданий, связанных с модулями, а так же позволяет начать изучение задач с параметрами (как аналитическим, так и графическим методами); пробуждает исследовательский интерес к этим вопросам; развивает логическое мышление, а также помогает им сориентироваться с выбором профиля и конкретного места обучения на старшей ступени школы или иных путей образования.

        

Цели курса:

  1. Формировать у учащихся умения и навыки по решению линейных уравнений и неравенств с модулями;
  2. Формировать у учащихся умения и навыки по решению задач с параметрами, сводящихся к исследованию линейных уравнений и неравенств для подготовки к экзамену в новой форме и к обучению в старшем звене;
  3. Изучение курса предполагает формирование у учащегося интереса к предмету, развитие их математических способностей, подготовку к выпускному экзамену и централизованному тестированию;
  4. Формировать исследовательский подход в решении задач;
  5. Ориентировать учащихся на выбор математического профиля обучения.

        Задачи курса:

  1. Открыть учащимся новые приемы решения уравнений и неравенств с параметрами;
  2. Формировать у учащихся умения и навыки по решению линейных уравнений и неравенств с модулями;
  3. Углубить знания учащихся по предмету;
  4. Формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету;
  5. Выявление и развитие их математических способностей;
  6. Подготовка к новой форме проведения экзамена в 9-м классе и к обучению в старшем звене;
  7. Развивать познавательную и исследовательскую деятельность учащегося.

 

В результате изучения курса учащиеся должны:

-  прочно усвоить понятие «модуль числа»;

-  уметь выполнять преобразование выражений, содержащих модуль;

-  уметь решать линейные уравнения с модулем;

-  уметь решать линейные неравенства с  модулем;

-  строить графики уравнений, содержащие модули;

-  уметь решать линейные уравнения с модулем и  параметром;

-  уметь решать линейные неравенства с модулем и  параметром.

Программа курса:

содержание

кол-во часов

1.

Модуль действительного числа.

3

1.1

Основные сведения.

0,5

1.2

Геометрический смысл модуля.

0,5

1.3

График и свойства функции у = | x |.

0,5

1.4

Схемы решений основных типов уравнений и неравенств.

Метод интервалов.

0,5

1.5

Преобразование рациональных выражений.

1

2.

Решение линейных уравнений с модулем.

9

2.1

Уравнения вида | f(x) | = с   (с - число).

1

2.2

Уравнения вида .

1

2.3

Уравнения вида | f(x) | = | g(x) |.

1

2.4

Уравнения вида | f(x) | = g(x).

1

2.5

Уравнения вида | x-a | + | x-b | = b-a   (b > a).

1

2.6

Задачи на дополнительные свойства модуля.

1

2.7

Уравнения вида f + g = 0   .

1

2.8

Уравнения со "сложным" модулем.

1

2.9

Уравнения общего вида.

1

3.

Решение линейных неравенств с модулем.

8

3.1

Неравенства вида   (с - число).

1

3.2

Неравенства вида .

1

3.3

Неравенства вида .

1

3.4

Неравенства со "сложным" модулем.

1

3.5

Неравенства с двумя модулями.

1

3.6

Неравенства с тремя модулями.

1

3.7

Неравенства общего вида.

1

4.

Системы уравнений и неравенств с модулями.

4

4.1

Системы линейных уравнений с двумя неизвестными.

2

4.2

Системы линейных неравенств с одним неизвестным.

2

5.

Графики.

4

5.1

Графики с прямолинейными звеньями.

1

5.2

Фигуры с прямолинейными звеньями.

1

5.3

Области, ограниченные прямыми или отрезками.

2

6.

Задачи с параметрами.

4

6.1

Уравнения с модулем и параметром.

2

6.2

Неравенства с модулем и параметром.

2

7.

Различные задачи с модулем.

3

Итого:

34

Контрольно-измерительные материалы:

1 вариант

№ 1. а) ;                б)

№ 2. а) ;       б)

№ 3. а)

        б)

№ 4.

№ 5.

№ 6.

№ 7.

№ 8. а) ;                б)

№ 9. а) ;                

        б)

№ 10.

№ 11.

№ 12. а)

          б)

№ 13.

№ 14.

№ 15. Построить график:

         а)  

         б)

         в)

         г)

         д)

         е)

2 вариант

№ 1. а) ;                б)

№ 2. а) ;       б)

№ 3. а)

        б)

№ 4.

№ 5.

№ 6.

№ 7.

№ 8. а) ;                б)

№ 9. а) ;                

        б)

№ 10.

№ 11.

№ 12. а)

          б)

№ 13.

№ 14.

№ 15. Построить график:

         а)  

         б)

         в)

         г)

         д)

         е)

№ 16. Изобразить на плоскости множество точек (х; у), для которых:

        а)

        б)

        в)

        г)

        д)

№ 16. Изобразить на плоскости

         множество точек (х; у), для которых:

        а)                         г)

        б)                           д)

        в)

№ 17. Решите уравнения:

        а)                         в)

        б)                        г)

№ 18. При каких значениях параметра а уравнение  имеет одним из корней число – 3?

№ 19. При каких а все решения уравнения  удовлетворяет условию ?

№ 20. Найти все значения параметра а, при которых уравнение  не имеет решений?

№ 21. При каких значениях параметра а уравнение  имеет бесконечно много решений?

№ 22. Для каждого значения а решите неравенство:

        а)                         в)

        б)                         г)

№ 23. При каких значениях параметра а решение неравенства  содержит промежуток ?

       

Литература.

  1. Я.С. Фельдман, А.Я. Жаржевский «Математика. Решение задач с модулями» (изд-во «Оракул» г. С.-Петербург, 1997 г.)
  2. М.Л. Галицкий, А.М. Гольдман, Л.И. Звавич «Сборник задач по алгебре для 8-9 классов с углублённым изучением математики» (изд-во «Просвещение» г. Москва, 2002 г.)
  3. Л.И. Звавич, А.Р. Рязановский «Алгебра 8 класс углублённое изучение. Задачник к учебнику А.Г. Мордковича» (изд-во «Мнемозина» г. Москва, 2006 г.)
  4. С.А. Шестаков, И.Р. Высоцкий, Л.И. Звавич «Сборник задач для подготовки и проведения письменного экзамена по алгебре за курс основной школы» (изд-во «АСТ Астрель» г. Москва, 2007 г.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок из факультативного курса «Уравнения и неравенства с модулем»

Данный курс выполняет развивающую функцию, так как имеет огромный потенциал для развития логического мышления учащихся, формирования исследовательских умений....

факультативное занятие в 6 классе по теме "Уравнения и неравенства с модулем"

Содержание программы факультативного курса включает углубление тем базовой общеобразовательной программы, а так же расширение по отдельным темам. Данное занятие, которое включает теоретический м...

Элективный курс 8 -9 классы по теме:"Решение уравнений и неравенств с модулем"

Программа курса «Решение уравнений и неравенств с модулем» предполагает изучение таких вопросов, которые не входят в школьный курс математики основной школы, но необходимы при дальнейшем ее из...

Решение уравнений и неравенств с модулем. 7-8 класс

Решение уравнений и неравенств с модулем. 7-8 класс...

Элективный курс "Решение уравнений и неравенств с модулем"

Данный элективный курс является авторской разработкой. В данной работе даны рациональные способы решения уравнений и неравенств с модулем без раскрытия модуля. При решении уравнений и неравеств примен...

Урок алгебры в 9 классе (занятие элективного курса) по теме «Решение уравнений и неравенств, содержащих модули».

На занятии изучается методика решения уравнений и неравенств, содержащих модули. Даётся полная классификация уравнений и неравенств с модулем. К каждому типу уравнений и неравенств подобраны примеры. ...