элективный курс "Мир графиков функций"
элективный курс по алгебре (9 класс) по теме

Пучнина Татьяна Павловна

программа, адаптированная под дистанционное обучение, предназначена для предпрофильного обучения в 9 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puchnina_programma.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №

СОГЛАСОВАНО

Председатель методического совета

___________________

Протокол №_____________________

«___»___________________20___г

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОСШ №

_______________________

Приказ №___________________________

«____»_________________20___г

МИР ГРАФИКОВ ФУНКЦИЙ

Программа элективного курса по математике для учащихся 9 класса

Автор программы: Пучнина Татьяна Павловна

г. Нижневартовск

2011 г.

Пояснительная записка

Элективный курс «Мир графиков функций» поддерживает изучение основного курса, направлен на систематизацию и расширение знаний, на реализацию внутрипредметных связей. Данный курс способствует в большей мере лучшему освоению базового курса математики, служит для внутрипрофильной дифференциации учащихся на предпрофильном уровне. Ценность данного курса состоит в целостном рассмотрении функций и их графического представления и возможности учащимися сравнивать, классифицировать изучаемые объекты, выполнять преобразования и рассматривать объекты комплексно.

Курс рассчитан на 34 часа по 1 часу в неделю и предполагается для подготовки учащихся к обучению в рамках естественно-математического курса.

«Курс состоит из раздела «Функции и графики» математики курса 6-9 классов общеобразовательной школы

Цели и задачи курса

  • Познание реальной действительности - зарождение функции, развитие функции как основном математическом методе, знаний и умений в данной области
  • На основе знаний функций и их графиков формирование естественно-математической базы в связи с уравнениями, неравенствами и их системами
  • Качественная и содержательная подготовка учащихся к выпускным экзаменам, к участию в различных математических соревнованиях (конкурс «Кенгуру», математические олимпиады и т.д.), развитие логического мышления учащихся и смысловой памяти
  • Подготовка учащихся к осознанному выбору профильного направления на старшей ступени обучения, воспитание настойчивости в достижении поставленных целей, трудолюбия и умения творчески подходить к математической задаче
  • Вовлечение учащихся в коммуникативную, практическую деятельность как фактор личностного развития учащихся

Главным содержанием курса является систематизация знаний учащихся о функциях и графиках, полученных за годы обучения в среднем звене школы и малым количеством новых теоретических фактов, которые в курсе даются в взаимосвязи с уже известными учащимся фактами

Материал курса доступен для изучения учащихся 9 классов, так как по своему содержанию нагляден, привлекателен и не несет в себе высокую процедуру творческого мышления. Он доступен как учащимся, привыкшим к практическому мышлению, так и для учащихся, склонных к теоретическому, «продуманному» мышлению

Методическое  обеспечение учебного процесса

В ходе изучения курса возникают научные учебные проблемы, которые решают, отыскивая индивидуальные подходы к их решению. Этому способствуют и возможные любые методы, и виды деятельности изучения данного курса: учебные теоретические и практические исследования, решение задач более высокого уровня, олимпиадных, прикладных задач, конструирование и моделирование задач и различной информации. Изучение курса основывается на субъективном опыте учащихся, что предполагает эффективность усвоения знаний предполагаемого курса. В процессе изучения курса предполагается актуализация и систематизация знаний и способов действий. Развитию познавательных способностей учащихся будет способствовать возможность выбора различных видов деятельности (учебные теоретические исследования, решение прикладных задач, изучение общекультурной составляющей предметных знаний, конструирование и моделирование различной информации, решение задач повышенного уровня), использование информационных технологий для представления информации

Основные формы организации учебных занятий

  • Лекции
  • Беседы
  • Семинары
  • Научно-исследовательские работы
  • Практические занятия
  • Самостоятельные работы
  • Индивидуальные работы по теме
  • Работа со справочным материалом
  • Работа с энциклопедическим материалом
  • Работа с Интернет по отысканию материала
  • Выдвижение гипотез и их практическое обоснование
  • Математическая обработка знаний
  • Обработка знаний с помощью компьютерных технологий
  • Решение задач из дополнительных источников (олимпиадные задания, комплексные задания, конкурсные задания и т.д.)
  • Лабораторные работы
  • Работа с пакетом программ профессионального выпуска Microsoft Office- 07 для представления изученного материала учащимися в электронном виде

На занятиях курса ученики работают в микрогруппах, индивидуально, в сотрудничестве с учителем. На занятиях предполагается обсуждение результатов работ учащихся, их творческих заданий, рефератов, презентаций и т.д. Акцент делается на самостоятельные исследования учащихся, на различные маршруты освоения предложенного содержания. Курс строится по модульному принципу. Основная функция учителя в данном курсе состоит в «сопровождении» учащихся и из познавательной деятельности, при необходимости, коррекции ранее полученной информации, помощи и извлечении полученных ранее знаний.

Аппарат контроля

Формами контроля являются лабораторные и индивидуальные учебные исследования учащихся, за которые они получат «зачтено», либо «незачтено»

В результате изучения курса учащиеся должны уметь:

  • Находить значения функций, заданных формулой, таблицей, графиком
  • Проводить исследование функции, указанных в программе видов элементарными средствами
  • Строить и читать графики функции, указанных в программе видов, овладеть основными приемами преобразования графиков и применять их при построении графиков

Учебно-тематический план

  1. Понятие функций и графиков (3 часа)

1

Введение. Рождение функции

2

Понятие функции и графиков

3

Способы задания функций. Примеры и задачи на функции

  1. Линейная функция (3 часа)

1

Линейная функция

2

Практическое занятие

3

Лабораторная работа

  1. Разрывные функции (5 часов)

1

Функции целой и дробной части числа и их графики

2

Кусочно- линейные функции и их графики

3

Разрывные функции и их графики

4

Практическое занятие

5

Лабораторная работа

  1. Функции с модулем (3 часа)

1

Графики функций с модулем

2

Практическое занятие

3

Лабораторная работа

  1. Функции квадратного трехчлена (5 часов)

1

Графики квадратичной функции

2

Графики квадратичной функции

3

Практическое занятие

4

Практическое занятие

5

Лабораторная работа

  1. Дробно-рациональная функция (5 часов)

1

Дробно-рациональная функция и ее график

2

Дробно-рациональная функция и ее график

3

Практическое занятие

4

Практическое занятие

5

Лабораторная работа

  1. Практические занятия (5 часов)

1

Линейная функция

2

Дробно-рациональная функция

3

Разрывные и кусочные функции

4

Квадратичная функция

5

Функции с модулем

  1. Индивидуальная работа  учащихся над проектом, исследовательской работой (3 часа)

  1. Отчетные занятия (2 часа)

1

Предзащита индивидуальных работ учащихся

2

Защита индивидуальных работ учащихся

Содержание программы

  • Понятие функции и их графиков.

При изучении темы раскрывается понятие функции и ее графическая интерпретация, рождение функции, обзор видов функций как реальная математическая модель. Определение переменной  у как функции через х. Область определения данных функций. Область значения функций. Наибольшее и наименьшее значение функции

  • Линейная функция

Рассматривается линейная функция y=ax+b и ее график, расположение в координатной плоскости в зависимости от углового коэффициента a, движение графика в зависимости от числа b. Решение совокупностей и систем линейных уравнений графическим методом.

  • Разрывные функции

Рассматриваются специальные функции (целой и дробной части числа), разрывные и кусочно-линейные функции. Область определения и область значения функций

  • Функции с модулем

При изучении этой темы дается простейшее понятие модуля линейной функции, строятся их графики с элементами движения графиков в координатной плоскости. Простейшие преобразования графиков функций. Четность и нечетность функций

  • Функции квадратного трехчлена

Рассматриваются графики линейной функции, свойства функций, методы построения графиков функций с помощью сжатий и растяжений вдоль осей координат. Монотонность функций, содержащих модуль

  • Практические занятия и индивидуальная работа над проектом,  исследовательской работой

Повторение тем, пройденных при изучении курса, подготовка индивидуальных учебных исследований

  • Отчетные занятия

Предзащита (консультативного плана) и защита индивидуального учебного исследования учащихся

Организация учебного процесса

Полезно использование следующих учебных пособий, помимо учебных, утвержденных Министерством образования для средней школы:

  1. Карп А.П., «Задачи по алгебре», «Мир и семья-95», «Интерлайн», Санкт-Петербург, 1999 г.
  2. Гольдич В,А,, Злотин С.Е., «3000 задач по алгебре для 5-9 классов», «Мир и семья-95», «Интерлайн», 1998 г,
  3. Столин А.В., «Комплексные упражнения по математике с решениями. 7-11 классы»
  4. Балаян Э.Н., «Комплексные упражнения и варианты тренировочных заданий к ЕГЭ по математике», «Феникс», Ростов-на Дону, 2003 г.
  5. Юртаева Г.Т., «Лабораторно- графические работы по алгебре и началам анализа в средней школе», Москва, «Проcвещение», 1978 г.
  6. Шагин В.Л., Соколов А.В., «Теория. Задачи. Решения. Ответы. Функции и графики», Москва, «Вита», 2007
  7. Виленкин Н.Л. Функции в природе и технике М.. Просвещение, 1969 г.;
  • Гельфанд И.М., Глаголева Е.Г. и др. Функции и графики. М., Наука, 1973 г.;
  • Зельдович Я.В., Мышкис А.Д. Элементы прикладной математики. М., Физматиз, 1965 г.;

Электронные учебные пособия

  1. Интерактивная математика. 5-9 класс. Электронное учебное пособие для основной школы. М., ООО «Дрофа», ООО «ДОС»,, 2002.

  1. Математика. Практикум. 5-11 классы. Электронное учебное издание. М., ООО «Дрофа», ООО «ДОС», 2003.

  1. Алгебраические задачи с параметрами. 9-11 классы. 1С-Школа, ООО «1-с-школа», 2009

  1. Интерактивные модели на уроках математики. В помощь учителю. Издательство «Учитель». www.uchitel-izd.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

о методике "Интел-обучение для будущего" в элективном курсе "Мир графиков функций"

рассказ о том, как создался элективный курс в рамках предпрофильного обучения "Мир графиков функций" и как его я сочетала с методикой "Интел- обучение для будущего"...

Интегрированное элективное занятие «Элементарные функции: свойства и графики»

Элективное занятие по математике и информатике для учащихся 10 - 11 классов...

Разработка элективного курса "Функции. Графики функций"

В настоящее время  к числу наиболее актуальных вопросов математического образования относится осуществление функциональной подготовки школьников. Элективный курс “Функции. Графики фу...

Рабочая программа элективного курса. Учимся строить графики функций.

Данный элективный курс предназначен для учащихся 10 классов, формальная цель которого - подготовить ученика средней школы к сдаче Единого Государственного Экзамена по математике и продолжению образова...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по элективному курсу «Графики функций»

Элективный курс посвящен изучению поведения функций и построению их графиков. Свободное владение техникой построения графиков часто помогает решать многие задачи и порой является единственным средство...

Функции. Область определения и множество значений; график функции, построение графиков функции, заданных различными способами. Свойства функции.

Функции. Область определения и множество значений; график функции, построение графиков функции, заданных различными способами. Свойства функции....

Методическая разработка занятия по учебной дисциплине «Математика» по теме «Функции. Область определения и множество значений; график функции, построение графиков функций, заданных различными способами»

Методическая разработка создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО) и предназначена для провед...