Мастер-класс«Интеграция арифметических, алгебраических и геометрических методов в решении задач».
методическая разработка по алгебре (9 класс) по теме

Соловьева Ольга Владимировна

Основная цель моего мастер-класса – показать многообразие подходов  при решении одной задачи,  развивать исследовательские навыки, формировать умение видеть рациональные способы решения, а также ориентировать учащихся на поиски красивых, изящных решений, тем самым способствовать эстетическому воспитанию учащихся и повышению их математической культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.rar1.75 МБ

Предварительный просмотр:

МАСТЕР – КЛАСС

«Интеграция арифметических, алгебраических и геометрических методов в решении задач».

Если хотите научиться плавать,
то смело входите в воду, а если хотите
научиться решать задачи, то решайте их.
                                                 
Д. Пойа

Цели:

Образовательные:

Создание условий для систематизации, обобщения и углубления знаний учащихся при решении текстовых задач. Повысить практическую направленность предмета через решение практических задач.

Воспитательные:

Дальнейшее формирование математической  грамотности учащихся.

Развивающие:

Дальнейшее развитие навыков логического, творческого мышления.

Оборудование:

Раздаточный материал; компьютерная презентация в программе Power Point; мультимедиапроектор; ПК; экран.

Ход мастер - класса:

Время

Этап 

Содержание

Слайды

1-2

3-5

6-9

 

10-12

 

   13-15

    16-21

 

   

22-25

Знакомство

Вводный

Мастер-класс

Рефлексия

      Здравствуйте, меня зовут Ольга Владимировна, я учитель математики школы №5.  Тема моего мастер – класса «Интеграция арифметических, алгебраических и геометрических методов в решении задач»

   

     В своей школе вот уже несколько лет, в 9-х классах я преподаю курс решения задач на “проценты” предназначенный в первую очередь для учащихся социально - экономического  профиля. Хочу познакомить вас с одним этапом своей работы.

Современные психологи утверждают, что решение одной задачи несколькими способами часто бывает более полезным, чем решение одним способом нескольких задач.

     Одну и туже  задачу можно решать арифметическими, алгебраическими и геометрическими методами.

      Перед вами классификация различных методов решения задач, она также есть в ваших конспектах.

      Итак, вашему вниманию представляю самую популярную текстовую задачу, которая встречается нам начиная с 5-ого по 11-й класс.

      ЗАДАЧА:

Свежие грибы содержат по массе 90% воды, а сухие  - 12%. Сколько сухих грибов получится из 22 кг свежих?

    Решим эту задачу геометрическим методом.

   

    В основу метода положим длины отрезков.

    На схемы изображены отрезки, разных длин. Часть отрезков – сухое вещество в грибах, часть – вода. При высушивании вода испаряется, сухое вещество не изменяется, поэтому, сначала найдем сколько % сухого вещества в свежих грибах

               100% - 90%=10%.   10%=0,1

  Затем, какова масса сухого вещества в свежих и сухих грибах.

               220,1=2,2 (кг)

  Найдем % сухого вещества в сухих грибах:   100% - 12%=88%   88%=0,88

   А теперь найдем сколько сухих грибов получится, если сухого вещества в них 2,2 кг     2,2:0,88=2,5 (кг)

   Решим туже задачу алгебраическим методом, применив метод пропорций.              

   Составим первую пропорцию, из которой найдем массу сухого вещества:

22 кг  -  100%

х кг  -  10%

     х =   = 2,2 (кг)  - сухое вещество

Составим вторую пропорцию, из которой найдем массу сухих грибов:

2,2 кг  -   88%

у кг  -  100%

     у= (кг) – сухих грибов

Этом способом мы практически всегда и решаем эту задачу.

   

  Ещё один метод решения этой задачи относится к арифметическим методам  и представляет собой метод таблиц.    

   Заполняя ячейки таблицы,  человек одновременно решает задачу. На слайде красным выделены данные задачи. Затем постепенно мы найдем недостающие величины и в конце заполнения таблицы ответим на вопрос задачи.

  В большинстве случаев задачи становятся нагляднее если при их решении использовать схемы или рисунки. Я вам покажу старинный способ решения. Впервые о нем было упомянуто в первом печатном учебнике математики Леонтия Магницкого. Этот метод можно отнести к комбинированным, т.к. он совмещает алгебраический и геометрический методы.

   Составим схему содержания воды

               90% (22 кг)                       88%

12%

                                                           

                   100% (х кг)                     78%

    Составим отношение масс свежих и сухих грибов, которое равно отношению 88% к 78%.

    Итак,

   х = 19,5.

     Значит,19,5 кг воды испарилось.  

     22-19,5 = 2,5 (кг)-сухих грибов.

Все ли понятно вам в задаче?

Обоснование комбинированного метода.

Решение задачи № 8.22 Сборника заданий для подготовки к государственной итоговой аттестации в 9 классе. Л.В.Кузнецова, М., «Просвещение», 2009

В: Какой из способов решения задачи вы знали?

Какой узнали сегодня?

Какой способ решения показался вам самым простым?

Какой способ возьмете вы в свою практику?

 

 

СЛАЙД 1.

СЛАЙД 2.

СЛАЙД 3.

СЛАЙД 4.

СЛАЙД 5.

СЛАЙД 6.

СЛАЙД 7.

СЛАЙД 8.

СЛАЙД 9.

СЛАЙД 10.

 

СЛАЙД 11.

СЛАЙД 12.

СЛАЙД 13.

СЛАЙД 14.

СЛАЙД 15.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок- консультация в 11 классе «Применение координатно-векторного метода при решении задач С2"

Стереометрические задачи, благодаря ЕГЭ в общем, и заданиям С2 в частности, вызывают повышенный  интерес у большинства старшеклассников. Но для основной части выпускников задание С2 так и остаетс...

Применение геометрических методов при решении задач на движение

Интеграция математических знаний. Примеры решения задач на движение геометрическими методами....

"Координатно-векторный метод" при решении задач ЕГЭ задание №14.

Представленная методическая работа является частью  технологии уровневой дифференциации учебной деятельности школьников в преподавании курса «Геометрия». Цель-достижение оптимальных результатов о...

Метод графов. Решение задач методом графов. (материалы для занятий математического кружка в 5 классе)

В статье предложена подборка задач, одним из способов решения которых является метод графов. Этот метод позволяет легко и красиво решать задачи типа "Кто есть кто?", весьма интересен и вызыв...

Применение исследовательского метода при решении задач на примере урока 7 - го класса "Решение задач на тему "Архимедова сила"

Исследовательский метод применяю при решении задач по физике. Процесс решения физических задач предполагает выполнение обучающимися  важных мыслительных операций. Исследование заключается в рассм...