Применение исследовательского метода при решении задач на примере урока 7 - го класса "Решение задач на тему "Архимедова сила"
учебно-методический материал по физике (7 класс)

Любчикова Любовь Николаевна

Исследовательский метод применяю при решении задач по физике. Процесс решения физических задач предполагает выполнение обучающимися  важных мыслительных операций. Исследование заключается в рассмотрении всех возможных случаев задачи, анализе, сравнении возможных решений. Исследовательский метод дает возможность самостоятельного поиска и  радость открытия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение исследовательского метода при решении задач на примере урока 7 - го класса "Решение задач на тему "Архимедова сила"

Исследовательский метод применяю при решении задач по физике. Процесс решения физических задач предполагает выполнение обучающимися  важных мыслительных операций. Исследование заключается в рассмотрении всех возможных случаев задачи, анализе, сравнении возможных решений. Исследовательский метод дает возможность самостоятельного поиска и  радость открытия. У обучающихся формируются такие элементы творческой деятельности, как: самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию.

Как известно, решению задач на уроках физики отводится большое место. В методике под физической задачей понимают проблему, решаемую с помощью логических умозаключений, математических действий, эксперимента на основе законов и методов физики. Каждая задача содержит информационную часть, условие и требование – вопрос. Информационная часть может быть достаточно богатой, поэтому само содержание задачи позволяет знакомить с историей, с достижениями техники, сообщать сведения из других наук.

Общая структура деятельности по решению задач

Анализ условия. Ученик должен не только запомнить условие, но и осознать его, выделить главные элементы.

Поиск. Ученик должен вспомнить физические законы, определения и составить план решения, правильно подобрав методы решения.

Решение.  Ученик должен преобразовать записанные формулы, осуществить намеченный план решения.

Проверка результата -  прикидка достоверности решения.

Исследование решения. Ученик должен изменить немного задачу, поразмышлять, проанализировать, как еще можно было бы её решить.

Разберем на примере стандартной задачи на «Архимедову силу»:

Задача №1. Каков объем металлического шарика, если он выталкивается из воды с силой 500 Н?

Используя структуру деятельности по решению задач, ученик анализирует и вспоминает,  от чего же зависит выталкивающая сила: от плотности воды и объема тела. Тогда у обучающегося возникает вопрос, для чего же здесь сказано именно о металлическом шарике, ведь от плотности тела выталкивающая сила не зависит, а лишь от плотности жидкости, в данном случае, воды. Обучающийся смело подставляет данные, полученные в ходе умозаключения, в формулу и записывает ответ.

Задача №2. Какая требуется сила, чтобы удержать в воде медный брусок массой 270 г и объемом   30 см3?

Используя структуру деятельности по решению задач, ученик анализирует и вспоминает, выталкивающая сила  равна разности веса тела в воздухе  и веса этого тела, погруженного в жидкость FA= Рввозд – РЖ . Вес тела в воздухе вычисляется по формуле  P ввозд =mg . А нам нужно найти вес тела в воде, следовательно   РЖ = P ввозд  - FA , осталось вычислить выталкивающую силу, и здесь также как и в предидущей задаче , ученик размышляет, от чего же зависит выталкивающая сила: от плотности воды и объема тела.  Тогда у обучающегося возникает вопрос, для чего же здесь сказано именно о медном бруске, ведь от плотности тела выталкивающая сила не зависит, а лишь от плотности жидкости, в данном случае, воды. Обучающийся смело подставляет данные, полученные в ходе умозаключения, в формулу и записывает ответ.

 Систематическая и целенаправленная работа по формированию исследовательских умений учащихся дает возможность уже на начальном этапе изучения физики приобщить их к научному поиску, научить излагать свои мысли на бумаге, вести публичную дискуссию, отстаивать собственные выводы. А значит сделать обучение более эффективным и отвечающим современным требованиям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок- консультация в 11 классе «Применение координатно-векторного метода при решении задач С2"

Стереометрические задачи, благодаря ЕГЭ в общем, и заданиям С2 в частности, вызывают повышенный  интерес у большинства старшеклассников. Но для основной части выпускников задание С2 так и остаетс...

Интегрированный урок в 9 классе математика+ физика «Применение математических методов решения уравнений 2-й степени при решении физических задач».

Интегрированный урок в 9 классематематика+ физика«Применение математических методов решения уравнений 2-й степени при решении физических задач».     Разработали:  учитель...

Применение координатного метода к решению некоторых стереометрических задач.

Оригинальный метод решения стреометрических задач....

Применение геометрических методов при решении задач на движение

Интеграция математических знаний. Примеры решения задач на движение геометрическими методами....

Применение математических методов для решения содержательных задач из различных областей науки и практики

Применение математических методов для решения содержательных задач из различных областей науки и практики...

Определение области применения координатного метода при решении стереометрических задач на примере задания 14 ЕГЭ

Векторно-координатный метод — весьма эффективный и универсальный способ нахождения любых углов или расстояний между стереометрическими объектами в пространстве Автор обосновывает использование в...

Интегрированный урок в 9 классе Математика + физика «Применение математических методов решения уравнений 2-й степени при решении физических задач».

Цели урока:Обучающая: Сформировать у учащихся умение использовать математические методы решения квадратного уравнения, системы уравнений в решении физических задач, умение находить искомую величину из...