Рабочая программа по математике для 9 класса
рабочая программа по алгебре (9 класс) по теме

Планирование составлено на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений к учебному комплекту для 7-9 классов (авторы Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк и др., составитель Т.А. Бурмистрова-М: "Просвещение", 2010. По учебникам: алгебра 9 (автор Ю.Н.Макарычев и др.), геометрия 7-9 (автор Л.С. Атанасян и др.) 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_9_klass.docx135.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1» города Нурлат

Республики Татарстан

«Рассмотрено»                                        «Согласовано»                                               «Утверждаю»

Руководитель М.О.                                 Заместитель                                                   Руководитель

Миникаева Г.И.                                       Руководителя по УВР                                  Нурлатской шк №1

Протокол №1 от                                       Нурлатской шк №1                                      Исхаков Ф.Ф.

«24» августа 2011г                                   Сафина Х.Г.                                                    Приказ № ___   от

                                                                    «___»_________2011г.                                  «___»________2011г.    

                                                                                                  Составила:

                                                                                        Муртазина  Р. Х.

                                                                                                   учитель математики,

                                                                                                    информатики и В.Т.

                                                                                               высшей кв. категории

                                                                                           

.                                                                    

2011-2012 учебный год

Учебно-тематическое планирование

 по математике

Класс:  

Учитель: Муртазина Р.Х.

Количество часов в году: 170

Часов в неделю: 5

Плановых контрольных работ: 12

Самостоятельных работ: 42

Тестов: 8

        Планирование составлено на основе:

Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089).

Примерной программы для общеобразовательных учреждений к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк и др., составитель Т.А. Бурмистрова-М: «Просвещение»,2010.

Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования.

Учебник:

  • Алгебра-9:учебник/автор: Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.Н. Нешков, С.Б. Суворова,  Просвещение, 2011 год.
  • Атанасян, Л. С. Геометрия: учебник для 7-9 кл. общеобразовательных учреждений Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов. - М.: Просвещение, 2009.

         

Дополнительная литература:

  • Элементы статистики и теории вероятностей: Учеб пособие для обучающихся 7-9 кл. общеобразоват. учреждений / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк; под ред. С.А. Теляковского. –– М.: Просвещение,2001 -2007г.
  • Математика – 9, подготовка к ГИА под ред. Ф.Ф.Лысенко,  «Легион» Ростов-на-Дону, 2010.

 

Электронные учебные пособия:

  • Интерактивная математика. 5-9 класс. Электронное учебное пособие для основной школы. М., ООО «Дрофа», ООО «ДОС»,2002
  • Математика. Практикум. 5-11 классы. Электронное учебное издание. М., ООО «Дрофа», ООО «ДОС», 2007
  • Математика. 7-11 классы. Редактор тестов – издательство «Учитель», 2009

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа

        Настоящая программа по алгебре для основной общеобразовательной школы 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного  общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089), примерных программ по математике  (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263),  «Временных требований к минимуму содержания основного общего образования» (приказ МО РФ от 19.05.98. № 1236), примерной программы для общеобразовательных учреждений к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.Н. Нешков, С.Б. Суворова Ю.Н., составитель Т.А.Бурмистрова– М: «Просвещение», 2010. – с. 50-60, с.37-42)

        Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и даёт примерное распределение учебных часов по разделам курса.

Цели изучения:

  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
  • воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса;
  • развитие вычислительных и формально-оперативных алгебраических умений до уровня, позволяющего уверенно использовать их при решении задач математики и смежных предметов (физика, химия, основы информатики и вычислительной техники), усвоение аппарата уравнений и неравенств как основного средства математического моделирования прикладных задач, осуществление функциональной подготовки школьников. В ходе изучения курса обучающиеся овладевают приёмами вычислений на калькуляторе.

Общая характеристика учебного предмета

        Математическое образование в основной школе складывается из следующих содержательных компонентов (точные названия блоков): арифметика; алгебра; геометрия; элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики. В своей совокупности они отражают богатый опыт обучения математике в нашей стране, учитывают современные тенденции отечественной и зарубежной школы и позволяют реализовать поставленные перед школьным образованием цели на информационно емком и практически значимом материале. Эти содержательные компоненты, развиваясь на протяжении всех лет обучения, естественным образом переплетаются и взаимодействуют в учебных курсах.

        Арифметика призвана способствовать приобретению практических навыков, необходимых для повседневной жизни. Она служит базой для всего дальнейшего изучения математики, способствует логическому развитию и формированию умения пользоваться алгоритмами.

        Алгебра. Изучение алгебры нацелено на формирование математического аппарата для решения задач из математики, смежных предметов, окружающей реальности. Язык алгебры подчеркивает значение математики как языка для построения математических моделей, процессов и явлений реального мира (одной из основных задач изучения алгебры является развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики; овладение навыками дедуктивных рассуждений. Преобразование символических форм вносит свой специфический вклад в развитие воображения, способностей к математическому творчеству. Другой важной задачей изучения алгебры является получение школьниками конкретных знаний о функциях как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов (равномерных, равноускоренных, экспоненциальных, периодических и др.), для формирования у обучающихся представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры.

        Геометрия — один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания обучающихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.

        Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей становятся обязательным компонентом школьного образования, усиливающим его прикладное и практическое значение. Этот материал необходим, прежде всего, для формирования функциональной грамотности – умений воспринимать и анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчёты. Изучение основ комбинаторики позволит учащемуся осуществлять рассмотрение случаев, перебор и подсчёт числа вариантов, в том числе в простейших прикладных задачах.

        При изучении статистики и теории вероятностей обогащаются представления о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации и закладываются основы вероятностного мышления.

        Таким образом, в ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность:

  • развить представление о числе и роли вычислений в человеческой практике; сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;
  • овладеть символическим языком алгебры, выработать формально-оперативные алгебраические умения и научиться применять их к решению математических и нематематических задач;
  • изучить свойства и графики элементарных функций, научиться использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;
  • развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими пространственными телами и их свойствами;
  • получить представления о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;
  • развить логическое мышление и речь – умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
  • сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.

        В курсе математики 9 класса  расширяются сведения о свойствах функций, познакомить обучающихся со свойствами и графиком квадратичной функции; систематизируются и обобщаются сведения о решении целых и дробных рациональных уравнений с одной переменной, формируется умение решать неравенства вида ах2 + bх + с>0 ах2 + bх + с<0, где а0; вырабатывается умение решать простейшие системы, содержащие уравнение второй степени с двумя переменными, и текстовые задачи с помощью составления таких систем; даются понятия об арифметической и геометрической прогрессиях как числовых последовательностях особого вида; знакомятся обучающихся с понятиями перестановки, размещения, сочетания и соответствующими формулами для подсчета их числа; вводятся понятия относительной частоты и вероятности случайного события., даются формулы площадей фигур на плоскости.

    Согласно Федерального базисного учебного плана на изучение математики в 9 классе отводится не менее 170 часов из расчета 5 ч в неделю, при этом разделение часов на изучение алгебры и геометрии следующее:

3 часа в неделю алгебры, итого 102 часа; 2 часа в неделю геометрии, итого 68 часов.

Содержание курса

№ п/п

Наименование раздела

Всего часов

1.

Свойства функции. Квадратичная функция.

22

2.

Векторы и метод координат.

18

3.

Уравнения и неравенства с одной переменной.

14

4.

Соотношения между сторонами и углами треугольника.

11

5.

Уравнения и неравенства с двумя переменными.

17

6.

Длина окружности и площадь круга.

12

7.

Арифметическая и геометрическая прогрессия.

15

8.

Движение.

8

8.

Элементы комбинаторики и теории вероятностей.

13

10.

Начальные сведения о стереометрии.

10

11.

Итоговое повторение.

30

Уровень обучения – базовый.

Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год.

        В данном классе ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, хотя используется и частично-поисковый. На уроках используются элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение, обучение с применением опорных схем, ИКТ.

Учебно-методический комплекс учителя:

Алгебра-9:учебник/автор: Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.Н. Нешков, С.Б. Суворова,  Просвещение, 2007 год.

Атанасян, Л. С. Геометрия: учебник для 7-9 кл. общеобразовательных учреждений Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов. - М.: Просвещение, 2009.

Самостоятельные и контрольные работы «Алгебра, геометрия – 9», А.П.Ершова, В.В.Голобородько

Алгебра Поурочные планы – 9, С.П.Ковалева

Алгебра: дидактические материалы для 9 кл. / Л. И. Звавич, Л. В. Кузнецова, С. Б» Суворова. — М.: Просвещение, 2007—2008.

Геометрия: дидактические материалы для 9 кл. Б.Г.Зив

Поурочные разработки по геометрии, Н.Ф.Гаврилова

Элементы статистики и теории вероятностей: Учеб пособие для обучающихся 7-9 кл. общеобразоват. учреждений / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк; под ред. С.А. Теляковского. –– М.: Просвещение, 2007г.

Математика – 9, подготовка к ГИА под ред. Ф.Ф.Лысенко,  «Легион» Ростов-на-Дону, 2010.

Учебно-методический комплекс ученика:

Алгебра-9:учебник/автор: Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.Н. Нешков, С.Б. Суворова,  Просвещение, 2004 – 2007 год.

Элементы статистики и теории вероятностей: Учеб пособие для обучающихся 7-9 кл. общеобразоват. учреждений / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк; под ред. С.А. Теляковского. –– М.: Просвещение,2001 -2007г.

Математика – 9, подготовка к ГИА под ред. Ф.Ф.Лысенко,  «Легион» Ростов-на-Дону, 2010.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Глава 1. Свойства функций. Квадратичная функция (22 часов)

Функция. Свойства функций. Квадратный трехчлен. Разложение квадратного трехчлена на множители. Функция у = ах2 + bх + с, её свойства и график. Степенная функция.

Цель: расширить сведения о свойствах функций, ознакомить обучающихся со свойствами и графиком квадратичной функции, сформировать умение решать неравенства вида ах2 + bх + с>0 ах2 + bх + с<0, где а0.

В начале темы систематизируются сведения о функциях. Повторяются основные понятия: функция, аргумент, область определения функции, график. Даются понятия о возрастании и убывании функции, промежутках знакопостоянства. Тем самым создается база для усвоения свойств квадратичной и степенной функций, а также для дальнейшего углубления функциональных представлений при изучении курса алгебры и начал анализа.

Подготовительным шагом к изучению свойств квадратичной функции является также рассмотрение вопроса о квадратном трехчлене и его корнях, выделении квадрата двучлена из квадратного трехчлена, разложении квадратного трехчлена на множители.

Изучение квадратичной функции начинается с рассмотрения функции у=ах2, её свойств и особенностей графика, а также других частных видов квадратичной функции – функции у=ах2+n, у=а(х-m)2. Эти сведения используются при изучении свойств квадратичной функции общего вида. Важно, чтобы обучающиеся поняли, что график функции у = ах2 + bх + с может быть получен из графика функции у = ах2 с помощью двух параллельных  переносов. Приёмы построения графика функции у = ах2 + bх + с отрабатываются на конкретных примерах. При этом особое внимание следует уделить формированию у обучающихся умения указывать координаты вершины параболы, ее ось симметрии, направление ветвей параболы.

При изучении этой темы дальнейшее развитие получает умение находить по графику промежутки возрастания и убывания функции, а также промежутки, в которых функция сохраняет знак.

Обучающиеся знакомятся со свойствами степенной функции у=хn при четном и нечетном натуральном показателе n.. Вводится  понятие корня  n-й степени. Обучающиеся должны понимать смысл записей вида , . Они получают представление о нахождении значений корня с помощью калькулятора, причем выработка соответствующих умений не требуется.

Глава 2. Уравнения и неравенства с одной переменной (14 часов)

Целые уравнения. Дробные рациональные уравнения. Неравенства второй степени с одной переменной. Метод интервалов.

Цель: систематизировать и обобщить сведения о решении целых и дробных рациональных уравнений с одной переменной, сформировать умение решать неравенства вида  ах2 + bх + с>0 ах2 + bх + с<0, где а0

В этой теме завершается изучение рациональных уравнений с одной переменной. В связи с этим проводится некоторое обобщение и углубление сведений об уравнениях. Вводятся понятия целого рационального уравнения и его степени. Обучающиеся знакомятся с решением уравнений третьей степени и четвертой степени с помощью разложения на множители и введения вспомогательной переменной. Метод решения уравнений путем введения вспомогательных переменных будет широко использоваться дальнейшем при решении тригонометрических, логарифмических и других видов уравнений.

Формирование умений решать неравенства вида ах2 + bх + с>0 ах2 + bх + с<0, где а0, осуществляется с опорой на сведения о графике квадратичной функции (направление ветвей параболы ее расположение относительно оси Ох).Обучающиеся знакомятся с методом интервалов, с помощью которого решаются несложные рациональные неравенства.

Глава 3. Уравнения и неравенства с двумя переменными  (17 часов)

Уравнение с двумя переменными и его график. Системы уравнений второй степени. Решение задач с помощью систем уравнений второй степени. Неравенства с двумя переменными и их системы.

Цель: выработать умение решать простейшие системы, содержащие уравнение второй степени с двумя переменными, и текстовые задачи с помощью составления таких систем.

В данной теме завершаемся изучение систем уравнений с двумя. переменными. Основное внимание уделяется системам, в которых одно из уравнений первой степени, а другое второй. Известный обучающимся способ подстановки находит здесь дальнейшее применение и позволяет сводить решение таких систем к решению квадратного уравнения.

Ознакомление обучающихся с примерами систем уравнений с двумя переменными, в которых оба уравнения второй степени, должно осуществляться с достаточной осторожностью и ограничиваться простейшими примерами.

Привлечение известных обучающимся графиков позволяет привести примеры графического решения систем уравнений. С помощью графических представлений можно наглядно показать обучающимся, что системы двух уравнений с двумя переменными второй степени могут иметь одно, два, три, четыре решения или не иметь решений.

Разработанный математический аппарат позволяет существенно расширить класс содержательных текстовых задач, решаемых с помощью систем уравнений.

Изучение темы завершается введением понятий неравенства с двумя переменными и системы неравенств с двумя переменными. Сведения о графиках уравнений с двумя переменными используются при иллюстрации множеств решений некоторых простейших неравенств с двумя переменными и их систем.

Глава 4. Прогрессии (15 часов)

Арифметическая и геометрическая прогрессии. Формулы n-го члена и суммы первых n членов прогрессии. Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия.

Цель: дать понятия об арифметической и геометрической прогрессиях как числовых последовательностях особого вида.

При изучении темы вводится понятие последовательности, разъясняется смысл термина «n-й член последовательности», вырабатывается умение использовать индексное обозначение. Эти сведения носят вспомогательный характер и используются для изучения арифметической и геометрической прогрессий.

Работа с формулами n-го члена и суммы первых n членов прогрессий, помимо своего основного назначения, позволяет неоднократно возвращаться к вычислениям, тождественным преобразованиям, решению уравнений, неравенств, систем.

Рассматриваются характеристические свойства арифметической и геометрической прогрессий, что позволяет расширить круг предлагаемых задач.

Глава 5. Элементы комбинаторики и теории вероятностей (13 часов)

Комбинаторное правило умножения. Перестановки, размещения, сочетания. Относительная частота и вероятность случайного события.

Цель: ознакомить обучающихся с понятиями перестановки, размещения, сочетания и соответствующими формулами для подсчета их числа; ввести понятия относительной частоты и вероятности случайного события.

Изучение темы начинается с решения задач, в которых требуется составить те или иные комбинации элементов и. подсчитать их число. Разъясняется комбинаторное правило умножения, которое исполнятся в дальнейшем при выводе формул для подсчёта числа перестановок, размещений и сочетаний.

 При изучении данного материала необходимо обратить внимание обучающихся на различие понятий «размещение» и «сочетание», сформировать у них умение определять, о каком виде комбинаций идет речь в задаче.

В данной теме обучающиеся знакомятся с начальными сведениями из теории вероятностей. Вводятся понятия «случайное событие», «относительная частота», «вероятность случайного события». Рассматриваются статистический и классический подходы к определению вероятности случайного события. Важно обратить внимание обучающихся на то, что классическое определение вероятности можно применять только к таким моделям реальных событий, в которых все исходы являются равновозможными.

Глава IX, X. Векторы и метод координат (18 часов)

Понятие вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой. Применение векторов и координат при решении задач.

Основная цель — научить учащихся выполнять действия над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике; познакомить с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач. Вектор определяется как направленный отрезок и действия над векторами вводятся так, как это принято в физике, т. е. как действия с направленными отрезками. Основное внимание должно быть уделено выработке умений выполнять операции над векторами (складывать векторы по правилам треугольника и параллелограмма, строить вектор, равный разности двух данных векторов, а также вектор, равный произведению данного вектора на данное число).

На примерах показывается, как векторы могут применяться к решению геометрических задач. Демонстрируется эффективность применения формул для координат середины отрезка, расстояния между двумя точками, уравнений окружности и прямой в конкретных геометрических задачах, тем самым дается представление об изучении геометрических фигур с помощью методов алгебры.

Глава XI. Соотношения между сторонами и углами треугольника (11 часов)

Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников. Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах. Основная цель — развить умение учащихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач.

Синус и косинус любого угла от 0° до 180° вводятся с помощью единичной полуокружности, доказываются теоремы синусов и косинусов и выводится еще одна формула площади треугольника (половина произведения двух сторон на синус угла между ними). Этот аппарат применяется к решению треугольников.

Скалярное произведение векторов вводится как в физике (произведение длин векторов на косинус угла между ними). Рассматриваются свойства скалярного произведения и его применение при решении геометрических задач.

Основное   внимание   следует   уделить   выработке   прочных   навыков   в   применении тригонометрического аппарата при решении геометрических задач.

Глава XII. Длина окружности и площадь круга  ( 12 часов)

Правильные многоугольники. Окружности, описанная около правильного многоугольника и вписанная в него. Построение правильных многоугольников. Длина окружности. Площадь круга.

Основная цель — расширить знание учащихся о многоугольниках; рассмотреть понятия длины окружности и площади круга и формулы для их вычисления В начале темы дается определение правильного многоугольника и рассматриваются теоремы об окружностях, описанной около правильного многоугольника и вписанной в него. С помощью описанной окружности решаются задачи о построении правильного шестиугольника и правильного 2ге-угольника, если дан правильный п-угольник.

Формулы, выражающие сторону правильного многоугольника и радиус вписанной в него окружности через радиус описанной окружности, используются при выводе формул длины окружности и площади круга. Вывод опирается на интуитивное представление о пределе: при неограниченном увеличении числа сторон правильного многоугольника, вписанного в окружность, его периметр стремится к длине этой окружности, а площадь — к площади круга, ограниченного окружностью.

Глава XIII. Движения  (8 часов)

Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрии. Параллельный перенос. Поворот. Наложения и движения.

Основная цель — познакомить учащихся с понятием движения и его свойствами, с основными видами движений, со взаимоотношениями наложений и движений. Движение   плоскости   вводится   как   отображение   плоскости   на   себя,   сохраняющее расстояние между точками.  При рассмотрении видов движений основное внимание  уделяется построению образов точек, прямых, отрезков, треугольников при осевой и центральной симметриях, параллельном переносе, повороте. На эффектных примерах показывается применение движений при решении геометрических задач. Понятие наложения относится в данном курсе к числу основных понятий. Доказывается, что понятия наложения и движения являются эквивалентными: любое наложение является движением плоскости и обратно. Изучение доказательства не является обязательным, однако следует рассмотреть связь понятий наложения и движения.

 Повторение(30 часов)

Цель: Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс математики 9 класса основной общеобразовательной школы.

Требования к уровню подготовки обучающихся  в 9 классе

        В ходе преподавания геометрии в 9 классе, работы над формированием у обучающихся перечисленных в программе знаний и умений следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:

        планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;

        решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;

        исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;

        ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;

        проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;

        поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.

В результате изучения курса математики  9 класса обучающиеся должны:

знать/понимать

  • существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
  • существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
  • как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
  • как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
  • как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
  • вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
  • каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия;  примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
  • смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;

Арифметика

уметь

  • выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел, арифметические операции с обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем;
  • переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты — в виде дроби и дробь — в виде процентов; записывать большие и малые числа с использованием целых степеней десятки;
  • выполнять арифметические действия с рациональными числами, сравнивать рациональные и действительные числа; находить в несложных случаях значения степеней с целыми показателями и корней; находить значения числовых выражений;
  • округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближения чисел с недостатком и с избытком, выполнять оценку числовых выражений;
  • пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;
  • решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношением и с пропорциональностью величин, дробями и процентами;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • решения несложных практических расчетных задач, в том числе c использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;
  • устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления с использованием различных приемов;
  • интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений;

Алгебра

уметь

  • составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
  • выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
  • применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;
  • решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные системы;
  • решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы;
  • решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
  • изображать числа точками на координатной прямой;
  • определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; изображать множество решений линейного неравенства;
  • распознавать арифметические и геометрические прогрессии; решать задачи с применением формулы общего члена и суммы нескольких первых членов;
  • находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
  • определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
  • описывать свойства изученных функций (у=кх, где к0, у=кх+b, у=х2, у=х3, у =, у=, у=ах2+bх+с, у= ах2+n  у= а(х - m) 2 ), строить их графики;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;
  • моделирования практических ситуаций и исследований построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
  • описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;
  • интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами;

Элементы логики, комбинаторики,
статистики и теории вероятностей

уметь

  • проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия из известных или ранее полученных утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений, использовать примеры для иллюстрации и контрпримеры для опровержения утверждений;
  • извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках; составлять таблицы, строить диаграммы и графики;
  • решать комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных вариантов, а также с использованием правила умножения;
  • вычислять средние значения результатов измерений;
  • находить частоту события, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные;
  • находить вероятности случайных событий в простейших случаях;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выстраивания аргументации при доказательстве (в форме монолога и диалога);
  • распознавания логически некорректных рассуждений;
  • записи математических утверждений, доказательств;
  • анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, таблиц;
  • решения практических задач в повседневной и профессиональной деятельности с использованием действий с числами, процентов, длин, площадей, объемов, времени, скорости;
  • решения учебных и практических задач, требующих систематического перебора вариантов;
  • сравнения шансов наступления случайных событий, оценки вероятности случайного события в практических ситуациях, сопоставления модели с реальной ситуацией;
  • понимания статистических утверждений.

ГЕОМЕТРИЯ

  • пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
  • распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
  • изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразование фигур;
  • вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей), в том числе: определять значение тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них; находить стороны, углы и площади треугольников, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
  • решать геометрические задания, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, соображения симметрии;
  • проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
  • решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.

Список литературы:

  1. Федеральный компонент государственных образовательных стандартов  основного общего  образования (приказ Минобрнауки от 05.03.2004г. № 1089).
  2. Временные требования к минимуму содержания основного общего образования (утверждены приказом МО РФ от 19.05.98 № 1236).
  3. Примерная программа по математике (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г № 03-1263).
  4. Примерная программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев по математике 5-11 классы к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.Н. Нешков, С.Б. Суворова Ю.Н., составители Г.М. Кузнецова, Н.Г. Миндюк– М: «Дрофа», 2004. – с. 86-91)
  5. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по математике/ Г.В.Дорофеев и др.– М.: Дрофа, 2000.
  6. Алгебра-9:учебник/автор: Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.Н. Нешков, С.Б. Суворова,  Просвещение, 2004 – 2007 год.
  7. Изучение алгебры в 7—9 классах/ Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, С. Б. Суворова..— М.: Просвещение, 2005—2008.
  8. Уроки алгебры в 9 классе: кн. для учителя / В. И. Жохов, Л. Б. Крайнева. — М.: Просвещение,  2005— 2008.
  9. Алгебра: дидакт. материалы для 9 кл. / Л. И. Звавич, Л. В. Кузнецова, С. Б» Суворова. — М.: Просвещение, 2007—2008.
  10. Элементы статистики и теории вероятностей: Учеб пособие для обучающихся 7-9 кл. общеобразоват. учреждений / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк; под ред. С.А. Теляковского. –– М.: Просвещение,2001 -2007г.

Дополнительная литература:

  1. Математика 5-11 классы: нетрадиционные формы организации контроля на уроках / авт.-сост. М.Е. Козина, О.М. Фадеева. - Волгоград, Учитель, 2007;
  2. В.И.Жохов, Л.Б.Крайнева Уроки алгебры в 9 классе-  М.: «Вербум - М», 2000;
  3. Н.П.Кострикина Задачи повышенной трудности в курсе алгебры 7-9 классов -  М : Просвещение», 1991;
  4. Нестандартные уроки алгебры. 8 класс. Сост. Ким Н.А. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2006;
  5. Алгебра: сб. заданий для подготовки к итоговой аттестации в 9 кл. / Л.В. Кузнецова, С.В. Суворова, Е.А. Бунимович и др. – М.: Просвещение, 2004;
  6. А.Г. Мордкович, П.В.Семенов События. Вероятности. Статистическая обработка данных. 7-9 классы. – М.: «Мнемозина»,2003;
  7. Конструирование современного урока математики: кн. для учителя / С.Г. Манвелов. – М.: Просвещение,2005.
  8. Сборник заданий для подготовки к итоговой аттестации в 9 классе/ Ф.Ф.Лысенко  и др.– ЛЕГИОН «Ростов-на-Дону», 2010.
  9. Олимпиадные задания по математике. 9 класс / авт.-сост. С.П. Ковалёва. – Волгоград: Учитель,2007.


Название темы

Кол-во часов

Цели урока

Вид контроля. Измерители

Требования к уровню подготовки учащихся

Использование ЦОР

Дата проведения

По плану

фактически

Блок 1. Квадратичная функция (22ч)

Цель: расширить сведения о свойствах функций, ознакомить учащихся со свойствами

 и графиком квадратичной функции

§ 1. Функции и их свойства (5ч)

1

Функция. Область определения и область значений функции

1

Рассмотреть понятие функции и способы её задания.

Вспомнить изученные ранее функции и их свойства.

С-1 (ДМ)

-уметь находить по значению аргумента значение функции и наоборот,-уметь находить область определения и область значения функции;-уметь строить более сложные графики  функций

2.09

2

Функция. Область определения и область значений функции

1

С-2 (ДМ)

http://school-collection.edu.ru

Область определения и область значений функции

3.09

3

Свойства функций

1

Систематизация свойств функций и рассматривать их при исследовании любых функций и построение их графиков.

С-3 (ДМ)

-уметь определять нули функции, промежутки возрастания и убывания

http://school-collection.edu.ru

"Усвоение навыков и знаний по теме "Свойства функции"

3.09

4

Свойства функций

1

С-4 (ДМ)

-уметь определять нули функции, промежутки возрастания и убывания

5.09

5

Свойства функций

1

Тест №1 (УМК, П.И. Алтынов)

-уметь определять нули функции, промежутки возрастания и убывания

6.09

§ 2. Квадратный трехчлен (4 ч + 1ч. к/р)

6-7

Квадратный трёхчлен и его корни

2

Рассмотреть понятие квадратного трёхчлена, его корни, выделение квадрата двучлена.

С-5 (ДМ)

-уметь находить корни квадратного трехчлена

http://school-collection.edu.ru

Квадратный трехчлен

8.09

9.09

8

Разложение квадратного трёхчлена на множители

1

Обсудить разложение многочленов на линейные множители.

-уметь находить корни квадратного трехчлена;

-уметь раскладывать на множители квадратный трехчлен

10.09

9

Разложение квадратного трёхчлена на множители. Проверочная самостоятельная работа

1

С-6 (ДМ)

10.09

10

Контрольная работа №1 по теме: «Функции и их свойства. Квадратный трехчлен»

1

Проверка знаний учащихся с использованием разноуровневых вариантов.

Уметь применять изученную теорию при нахождении ООФ, ОЗФ, читать график, при разложении квадратного трехчлена на множители

12.09

§ 3. Квадратичная функция и ее график (8ч)

11-12

График функции у=ах2 

2

Рассмотреть свойства и график простейшей квадратичной функции у=ах2

С-7 (ДМ)

-уметь строить график функции у=ах2;

-правильно читать график

http://school-collection.edu.ru

График квадратичной функции y=a(x - m) в квадрате

График квадратичной функции y=ax в квадрате + n

13.09

15.09

13-15

Графики функций у=ах2+n,  у=а(x – m)2

3

Рассмотреть параллельный перенос графика функции.

С-8 (ДМ)

-уметь строить график функции, используя преобразования графиков

-знать алгоритм построения графика квадратичной функции;

16.09

17.09.

17.09

16

Построение графика квадратичной функции

1

Рассмотреть построения графика функции у=ах2+вх+с

-уметь находить координаты вершины параболы

-знать алгоритм построения графика квадратичной функции;

-уметь находить координаты вершины параболы

http://school-collection.edu.ru

Закрепление знаний и навыков по теме "Построение графика квадратичной функции"

19.09

17

Построение графика квадратичной функции

1

С-9 (ДМ)

20.09

18

Построение графика квадратичной функции

1

Тест № 2 (УМК)

22.09

§ 4. Степенная функция. Корень n – й степени (3ч + 1ч. к/р)

19

Функция у=хn

1

Рассмотреть свойства и график функции у=хn

С-10 (ДМ)

-знать свойства функции при n-четном и n-нечетном;

-уметь преобразовывать графики у=х2,у=х3 и  с наиболее высокими степенями

http://school-collection.edu.ru

Нечетные функции

23.09

20

Корень n-й степени

1

Рассмотреть понятие корня натуральной степени n.

Рассмотреть определение и свойства степени с рациональным показателем.

С-11 (ДМ)

-знать таблицу степеней;

-уметь вычислять значения некоторых корней n-ой степени

http://school-collection.edu.ru

  Определение корня n-й степени

24.09

21

Степень с рациональным показателем

1

-уметь применять свойства степени с рациональным показателем при решении задач.

http://school-collection.edu.ru

Закрепление знаний по теме "Определение степени с дробным показателем"

24.09

22

Контрольная работа № 2: «Квадратичная функция. Степенная функция»

1

Проверка знаний учащихся с использованием разноуровневых вариантов.

-уметь выполнять построение квадратичной функции, уметь применять таблицу степеней, вычислять значения некоторых корней n-й степени

26.09

Блок 2. Векторы. Метод координат. (18 ч)

Цель: научить учащихся выполнять действия над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике; познакомить с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач

§ 1. Понятие вектора (2ч)

23

Понятие вектора. Равенство векторов.

1

ввести понятие вектора, его длины, коллинеарных и равных векторов; научить учащихся изображать и обозначать векторы, откладывать от любой точки плоскости вектор, равный данному.

Проверка задач самостоятельное решение

Сформировать у учащихся представление о векторе,

-уметь изображать, обозначать вектор, нулевой вектор;

-знать виды векторов

27.09

24

Откладывание вектора от данной точки.

1

29.09

§ 2. Сложение и вычитание векторов. (3ч)

25

Сумма двух векторов

1

ввести понятие суммы двух векторов; рассмотреть законы сложения векторов; научить строить сумму двух данных векторов, используя правило треугольника и параллелограмма.

ФО

Знать законы сложения, определение суммы, правило треугольника, правило параллелограмма, уметь строить вектор, равный сумме двух векторов, используя правила треугольника, параллелограмма, формулировать законы сложения

30.09

26

Сумма нескольких векторов. Вычитание векторов

1

ввести понятие суммы трех и более векторов; научить строить сумму двух и нескольких векторов, используя правило многоугольника; учить решать задачи.

СР № 33

ДМ (8 кл)

Знать понятие суммы двух и более векторов, уметь строить сумму нескольких векторов, используя правило прямоугольника, Уметь строить вектор , равный разности двух векторов, двумя способами

http://school-collection.edu.ru

Задача 763 б,г

Задание: найдите длины разности и суммы векторов; найдите разность и сумму длин векторов

1.10

27

Решение задач по теме: «Сложение и вычитание векторов»

1

ввести понятие разности двух векторов; научить строить разность двух данных векторов двумя способами; учить решению задач.

СР № 34

ДМ(8 кл)

1.10

§ 3. Умножение вектора на число. Применение векторов к решению задач. (3ч)

28

Умножение вектора на число

1

ввести понятие умножения вектора на число; рассмотреть основные свойства умножения вектора на число.

Проверка домашнего задания

Уметь решать задачи на применение свойств умножения вектора на число

3.10

29

Применение векторов к решению задач

1

закрепить изученный материал в ходе решения задач; развивать логическое мышление учащихся.

Индивидуальная проверка домашнего задания

Уметь решать геометрические задачи на алгоритм выражения вектора через данные векторы

4.10

30

Средняя линия трапеции

1

ввести понятия средней линии трапеции; доказать теорему о средней линии трапеции с помощью векторов; упражнять учащихся в решении задач.

ФО

Понимать существо теоремы о средней линии трапеции и алгоритм решения задач

6.10

§ 1. Координаты вектора (2ч)

31

Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам

1

доказать лемму о коллинеарных векторах и теорему о разложении вектора по двум неколлинеарным векторам и закрепить их знание в ходе решения задач.

УО

уметь находить координаты вектора по его разложению и наоборот;

-уметь определять координаты результатов сложения, вычитания, умножения на число

7.10

32

Координаты вектора

1

ввести понятие координат вектора и рассмотреть правила действий над векторами с заданными координатами.

ФО

8.10

§ 2. Простейшие задачи в координатах (2ч)

33

Простейшие задачи в координатах

1

рассмотреть связь между координатами вектора и координатами его начала и конца; разобрать задачи о нахождении координат середины отрезка, о вычислении длины вектора по его координатам и нахождении расстояния между двумя точками.

МД

-уметь определять координаты радиус-вектора;

-уметь находить координаты вектора через координаты его начала и конца;

- уметь вычислять длину вектора по его координатам, координаты середины отрезка и расстояние между двумя точками

http://school-collection.edu.ru

Простейшие задачи в координатах. Вариант1

  Простейшие задачи в координатах. Вариант 2

8.10

34

Простейшие задачи в координатах

1

закрепить знания учащихся в ходе решения задач; учить решать задачи в координатах.

СР № 2

ДМ

10.10

§ 3. Уравнение окружности и прямой (3ч)

35

Уравнение окружности

1

познакомить учащихся с понятием уравнения линии на плоскости; вывести уравнение окружности и научить записывать уравнение окружности.

ФО

-знать уравнение окружности;

-уметь решать задачи на применение формулы

http://school-collection.edu.ru

Задача 968

Задание: запишите уравнение окружности с данным центром, которая проходит через данную точку

11.10

36

Уравнение прямой

1

вывести уравнение прямой и показать, как можно использовать это уравнение при решении геометрических задач; развивать логическое мышление учащихся.

-знать уравнение прямой;

-уметь решать задачи на применение формулы

http://school-сollection.edu.ru

Задача 973

Задание: запишите уравнение прямой, содержащей медиану треугольника

13.10

37

Уравнение окружности и прямой. Решение задач.

1

закрепить знания учащихся в ходе решения задач; развивать логическое мышление учащихся 

СР № 4

ДМ

-знать уравнения окружности и прямой;

-уметь решать задачи

14.10

38

Решение задач по теме: «Метод координат»

1

закрепление знаний и умений учащихся по материалу главы; повторение и обобщение изученного материала; развитие логического мышления учащихся при решении задач.

-знать уравнения окружности и прямой;

-уметь решать задачи, методом координат

15.10

39

Решение задач по теме: «Метод координат»

1

Проверка задач самостоятельного решения

15.10

40

Контрольная работа № 3 «Метод координат»

1

проверить знания, умения и навыки учащихся по усвоению и применению изученного материала.

-уметь решать простейшие задачи в координатах;

-уметь решать задачи на составлении уравнений окружности и прямой

17.10

Блок 3. Уравнения и неравенства с одной переменной (14ч)

Цель: систематизировать и обобщить сведения о решении целых и дробных рациональных уравнений с одной переменной, сформировать умение решать неравенства вида ax2+bx+c>0, ax2+bx+c<0, где a≠0.

§ 5. Уравнения с одной переменной (8ч)

41

Целое уравнение и его корни

1

Систематизировать и обобщить сведения о решении целых и дробных рациональных уравнений с одной переменной.

Решение уравнений высоких степеней.

-уметь определять степень уравнения;

-уметь решать уравнения третьей и более степеней, используя разложение на множители, графический способ

http://school-collection.edu.ru

Целое уравнение и его корни

18.10

42

Целое уравнение и его корни

1

С-12 (ДМ)

20.10

43

Уравнения, приводимые к квадратным

1

-уметь проводить замену переменной;

-уметь решать квадратные уравнения и уравнения, получившиеся из замены;

-знать и уметь решать биквадратные уравнения

21.10

44

Уравнения, приводимые к квадратным

1

С-14 (ДМ)

21.10

45

Дробные рациональные уравнения

1

Научить решать рациональные уравнения.

-приведение к общему знаменателю,

- решение квадратных уравнений.

- исключение корней, обращающих знаменатель в нуль

22.10

46

Дробные рациональные уравнения

1

С-15 (ДМ)

22.10

47

Дробные рациональные уравнения

1

Тест № 3 (УМК)

48

Дробные рациональные уравнения

1

§ 6. Неравенства с одной переменной (5 ч+ 1ч. к/р)

49

Решение неравенств второй степени с одной переменной

1

Решение квадратных неравенств.

-знать и понимать алгоритм решения неравенств;

-уметь правильно найти ответ в виде числового промежутка

50

Решение неравенств второй степени с одной переменной

1

С-16 (ДМ)

51

Решение неравенств методом интервалов

1

Рассмотреть наиболее удобный и универсальный способ решения неравенств.

-знать алгоритм решения неравенств методом интервалов;

-уметь решать неравенства, используя метод интервалов

http://school-collection.edu.ru

Решение неравенств методом интервалов

52

Решение неравенств методом интервалов

1

Рассмотреть использование метода интервалов для решения неравенств других типов.

С-17 (ДМ)

-знать алгоритм решения неравенств методом интервалов;

-уметь решать неравенства, используя метод интервалов

http://school-collection.edu.ru

Решение неравенств методом интервалов. Занятие 2,3

53

Обобщающий урок «Уравнения и неравенства с одной переменной»

1

54

Контрольная работа №4 по теме: « Уравнения и неравенства с одной переменной»

1

Проверка знаний учащихся с использованием разноуровневых вариантов.

-уметь применять полученные знания по теме в комплексе

Блок 4. Соотношения между сторонами и углами треугольника.

Скалярное произведение векторов. (11ч)

Цель: развить умение учащихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач.

§ 1. Синус, косинус, тангенс угла (3ч)

55

Синус, косинус и тангенс угла

1

повторить определение синуса, косинуса и тангенса острого угла прямоугольного треугольника; ввести понятия синуса, косинуса и тангенса для углов от 0° до 180° и закрепить их знание в ходе решения задач.

УО

знать определение основных тригонометрических функций и их свойства;

-уметь решать задачи на применение формулы для вычисления координат точки

http://school-collection.edu.ru

Закрепление навыков по теме "Определение синуса косинуса тангенса и котангенса"

56

Основное тригонометрическое тождество. Формулы приведения.

1

вывести формулы для вычисления координат точки; развивать логическое мышление учащихся при решении задач.

ФО

57

Формулы для вычисления координат точки

1

http://school-collection.edu.ru

Проверка уровня сформированности знаний основных тригонометрических формул

§ 2. Соотношения между сторонами и углами треугольника (4ч)

58

Теорема о площади треугольника

1

доказать теорему о площади треугольника и теорему синусов; показать применение этих теорем при решении задач.

СР № 8

ДМ

Уметь реализовывать этапы доказательства теоремы о площади треугольника, решать задачи

59

Теоремы синусов и косинусов

1

доказать теорему косинусов и научить учащихся применять ее при решении задач.

УО

Уметь проводить доказательство теорем и применять их при решении задач

http://school-сollection.edu.ru

Задача 1025 а, б, в

Теорема синусов и косинусов. Задание: решите треугольник

60

Решение треугольников

1

познакомить учащихся с методами решения треугольников; закрепить знание учащимися теорем синусов и косинусов, научить применять эти теоремы в ходе решения задач

Индивидуальный опрос,

Уметь выполнять чертеж по условию задачи, применять теоремы косинусов и синусов

61

Измерительные работы

1

познакомить учащихся с измерительными работами на местности, основанными на использовании теорем синусов и косинусов.

Проверка задач самостоятельного решения

§ 3. Скалярное произведение векторов (2ч + 1ч р/з +1ч к/р)

62

Скалярное произведение векторов

1

познакомить учащихся с понятием угла между векторами; ввести скалярное произведение векторов; рассказать о применении скалярного произведения векторов в физике, механике; развивать логическое мышление учащихся.

ФО

знать «угол между векторами», скалярное произведение двух векторов, скалярный квадрат вектора; уметь применять теорию при решении задач

http://school-collection.edu.ru

Задача 1041

63

Скалярное произведение в координатах

1

ввести понятие скалярного произведения в координатах; изучить свойства скалярного произведения векторов и закрепить их знание при решении задач.

СР № 12

ДМ

Знать теорему о скалярном произведении двух векторов в координатах и ее следствия, свойства скалярного произведения векторов; уметь применять скалярное произведение векторов при решении задач

Задача 1049

Задача на вычисление углов с помощью скалярного произведения

64

Применение скалярного произведения векторов при решении задач

1

закрепление и проверка знаний и умений учащихся, сформированных при изучении главы XI, формирование навыков решения задач, развитие навыков логического мышления.

Проверка задач самостоятельного решения

Доказывать теорему, изображать углы между векторами, вычислять скалярное произведение векторов

Задача 1050

Задача на вычисление длины вектора с помощью скалярного произведения

65

Контрольная работа

 № 5 «Соотношения в треугольнике. Скалярное произведение векторов»

1

проверить знания, умения и навыки учащихся по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов».

-уметь применять теорему синусов и теорему косинусов, скалярное произведение векторов в комплексе при решении задач

Блок 5. Уравнения и неравенства с двумя переменными (17ч)

Цель: выработать умение решать простейшие системы,  содержащие уравнение второй степени с двумя переменными, и текстовые задачи с помощью составления таких систем.

§ 7. Уравнения с двумя переменными и их системы (12)

66

Уравнение с двумя переменными и его график

1

Ввести основные понятия и термины темы.

-уметь определять степень уравнения

-уметь составлять уравнение по графику

67

Уравнение с двумя переменными и его график

1

С-19 (ДМ)

68

Графический способ решения систем уравнений

1

Использовать графики для решения систем уравнений.

-знать виды графиков и уметь их строить;

-уметь определять количество решений системы по графику;

-уметь решать системы графически

http://school-collection.edu.ru

Графический способ решения систем уравнений

69

Графический способ решения систем уравнений

1

-знать виды графиков и уметь их строить;

-уметь определять количество решений системы по графику;

-уметь решать системы графически

70

Графический способ решения систем уравнений

1

С-20 (ДМ)

71

Решение систем уравнений второй степени

1

Выработать умение решать простейшие системы, содержащие уравнение второй степени с двумя переменными, и текстовые задачи с помощью составления таких систем.

Рассмотреть способ подстановки для решения систем уравнений.

-знать алгоритм решения систем второй степени;

-уметь их решать, используя известные способы (способ подстановки и способ сложения)

72

Решение систем уравнений второй степени

1

С-21 (ДМ)

73

Решение систем уравнений второй степени

1

Тест № 4 (УМК)

74

Решение задач с помощью систем уравнений второй степени

1

Использовать системы уравнений для решения текстовых задач.

С-22 (ДМ)

-уметь составлять причинно-следственные связи между данными в задаче и составлении уравнений, используя формулы;

-уметь решать системы уравнений различными способами

http://school-collection.edu.ru

  Решение задач с помощью систем уравнений второй степени

75

Решение задач с помощью систем уравнений второй степени

1

-уметь составлять причинно-следственные связи между данными в задаче и составлении уравнений, используя формулы;

-уметь решать системы уравнений различными способами

76

Решение задач с помощью систем уравнений второй степени

1

Использовать системы уравнений для решения текстовых задач.

77

Решение задач с помощью систем уравнений второй степени

1

Тест № 4 (УМК)

§ 8. Неравенства с двумя переменными и их системы (4ч + 1ч. к/р)

78

Неравенства с двумя переменными

1

Рассмотреть графики неравенств с двумя переменными.

-уметь изображать множество решений неравенства с двумя переменными на координатной плоскости

http://school-collection.edu.ru

Решение неравенств второй степени с одной переменной

79

Неравенства с двумя переменными

1

С-23 (ДМ)

80

Системы неравенств с двумя переменными

1

Построение решения системы неравенств с двумя переменными на координатной плоскости.

- уметь изображать на координатной плоскости множество решений систем неравенств

81

Системы неравенств с двумя переменными

1

С-24 (ДМ)

- уметь изображать на координатной плоскости множество решений систем неравенств

 82

Контрольная работа № 6 по теме: «Уравнения и неравенства с двумя переменными»

1

Проверка знаний учащихся с использованием разноуровневых вариантов.

-уметь применять полученные знания по теме в комплексе

Блок 6. Длина окружности и площадь круга. (12ч)

Цель: расширить знание  учащихся о многоугольниках;

рассмотреть понятия длины окружности и площади круга и формулы для их вычисления

§ 1. Правильные многоугольники (4ч)

83

Правильный многоугольник

1

повторить ранее изученный материал о сумме углов выпуклого многоугольника, о свойстве биссектрисы угла, теорему об окружности, описанной около треугольника, признак равнобедренного треугольника; сформировать у учащихся понятия «правильный многоугольник», «многоугольник, вписанный в окружность»; выработать умение формулировать и доказывать теорему об окружности, описанной около правильного многоугольника

Проверка задач самостоятельного решения

-уметь вычислять угол правильного многоугольника по формуле;

-уметь вписывать окружность в правильный многоугольник и описывать

84

Окружность, описанная около правильного многоугольника и вписанная в правильный многоугольник

1

повторить теорему об окружности, вписанной в треугольник; повторить свойства касательной к окружности; сформулировать и доказать теорему об окружности, вписанной в правильный многоугольник; вырабатывать навыки решения задач

ФО

85

Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности

1

выработать у учащихся умение выводить формулы, связывающие радиус описанной окружности и радиус вписанной окружности со стороной а правильного п-угольника, на их основе научить учащихся получать формулы для вычисления ап через R и r и конкретизировать их для случая п = 3, п = 4, п = 6, выработать навыки применения полученных знаний при решении задач.

ТО

-уметь решать задачи на применение формул зависимости между R, r, an

-уметь строить правильные многоугольники

http://school-collection.edu.ru

Некоторые формулы для правильных многоугольников. Стороны правильного треугольника, квадрата, шестиугольника

86

Решение задач по теме: «Правильный многоугольник»

1

выработать у учащихся умение строить некоторые правильные многоугольники.

Практическая работа

Уметь строить правильные многоугольники с помощью циркуля и линейки

§ 2. Длина окружности и площадь круга (4ч + 3ч. р/з + 1ч. к/р)

87

Длина окружности

1

вывести формулу, выражающую длину окружности через ее радиус; вывести формулу для вычисления длины l дуги окружности с градусной мерой ; закрепить знание формул при решении задач

СР № 15

ДМ

Применять формулы при решении задач

88

Длина окружности. Решение задач

1

СР № 16 ДМ

89

Площадь круга и кругового сектора

1

вывести формулу площади круга и научить учащихся применять ее при решении задач;

ввести понятие кругового сектора, вывести формулу для вычисления площади кругового сектора; научить применять знания при решении задач.

ФО

Уметь находить площадь круга и кругового сектора

http://school-collection.edu.ru

Площадь круга, кругового сектора

Презентация

90

Площадь круга и кругового сектора. Решение задач

1

СР № 17

ДМ

91

Обобщение по теме: «Длина окружности. Площадь круга»

1

закрепить знания учащихся по изученной теме «Длина окружности и площадь круга»; научить учащихся применять изученные формулы при решении задач; развивать логическое мышление учащихся.

ФО

Использовать приобретенные знания на практике

92

Решение задач по теме: «Длина окружности и площадь круга»

1

-знать формулы для вычисления длины окружности и площади круга;

-уметь выводить формулы и решать задачи на их применение

93

Подготовка к контрольной работе

1

закрепить знания и умения учащихся по изученному материалу главы; подготовить учащихся  к контрольной работе.

Индивидуальные карточки

94

Контрольная работа  № 7 по теме: «Длина окружности и площадь круга»

1

проверить умение учащихся решать задачи по изученной теме; выявить пробелы в знаниях учащихся для последующего их устранения.

уметь решать задачи на зависимости между R, r,аn;

-уметь решать задачи, используя формулы длины окружность, площади круга и кругового сектора

Блок 7. Арифметическая и геометрическая прогрессии (15ч)

Цель: дать понятие об арифметической и геометрической прогрессиях

как числовых последовательностях особого вида.

§ 9. Арифметическая прогрессия (7ч + 1ч. к/р)

95

Последовательности

1

Рассмотреть основные понятия, связанные с последовательностями.

-приводить примеры последовательностей;

-уметь определять член последовательности по формуле

96

Последовательности

1

С-25 (ДМ)

-приводить примеры последовательностей;

-уметь определять член последовательности по формуле

97

Определение арифметической прогрессии. Формула п-го члена арифметической прогрессии

1

Рассмотреть частный вид последовательности-арифметическую прогрессию.

-уметь определять вид прогрессии по её определению;

-знать и применять при решении задач указанную формулу

98

Определение арифметической прогрессии. Формула п-го члена арифметической прогрессии

1

С-26 (ДМ)

99

Формула суммы п первых членов арифметической  прогрессии

1

Найти сумму членов арифметической прогрессии.

-уметь находить сумму арифметической прогрессии по формуле

http://school-collection.edu.ru

Закрепление знаний по теме "Формула суммы n первых членов арифметической прогрессии"

100

Формула суммы п первых членов арифметической  прогрессии

1

С-27 ДМ)

101

Формула суммы п первых членов арифметической  прогрессии

1

Научить находить сумму арифметической прогрессии по формуле.

Тест №5 (УМК)

-уметь находить сумму арифметической прогрессии по формуле

102

Контрольная работа № 8

 по теме: «Арифметическая прогрессия»

1

Проверка знаний учащихся с использованием разноуровневых вариантов.

-уметь применять полученные знания по теме в комплексе

§ 10. Геометрическая прогрессия(6ч +1ч к/р)

103

Определение геометрической прогрессии.  Формула п – го члена геометрической прогрессии

1

Рассмотреть частный вид последовательности-геометрическую прогрессию.

-знать определение геометрической прогрессии;

-уметь распознавать геометрическую прогрессию;

-знать данную формулу и уметь использовать ее при решении задач

104

Определение геометрической прогрессии.  Формула п – го члена геометрической прогрессии

1

С-28 (ДМ)

-знать определение геометрической прогрессии;

-уметь распознавать геометрическую прогрессию;

-знать данную формулу и уметь использовать ее при решении задач

105

Формула суммы п первых членов геометрической прогрессии

1

Получить формулу для суммы членов геометрической прогрессии.

-знать и уметь находить сумму геометрической прогрессии по формуле

http://school-collection.edu.ru

Закрепление знаний по теме "Формула суммы n первых членов геометрической прогрессии"

106

Формула суммы п первых членов геометрической прогрессии

1

107

Формула суммы п первых членов геометрической прогрессии

1

Рассмотреть задачи для нахождения  суммы членов геометрической прогрессии

С-29 (ДМ)

-знать и уметь находить сумму геометрической прогрессии по формуле

http://school-collection.edu.ru

Закрепление знаний по теме "Сумма бесконечной геометрической прогрессии при |q|<1"

108

Формула суммы п первых членов геометрической прогрессии

1

Тест № 5 (УМК)

109

Контрольная работа № 9

по теме: «Геометрическая прогрессия»

1

Проверка знаний учащихся с использованием разноуровневых вариантов.

-уметь находить нужный член геометрической прогрессии;

-пользоваться формулой суммы n членов геометрической прогрессии;

-представлять в виде обыкновенной дроби бесконечную десятичную дробь

Блок 8. Движения (8ч)

Цель: познакомить учащихся с понятием движения и его свойствами,

с основными видами движений, со взаимоотношениями наложений и движений.

§ 1. Понятие движения (3ч)

110

Понятие движения

1

ввести понятие отображения плоскости на себя и понятие движения; напомнить построение фигур относительно центра и относительно оси; рассмотреть свойства осевой и центральной симметрии и закрепить их знание при решении задач.

ФО

-знать , что является движением плоскости

111

Свойства движений

1

ФО

-знать какое отображение на плоскости является осевой симметрией, а какое центральной

112

Решение задач по теме «Понятие движения. Осевая и центральная симметрии»

1

СР № 18

ДМ

Применять параллельный перенос при решении задач

§ 2. Параллельный перенос и поворот (3 ч + 1ч.р/з +1ч к/р)

113

Параллельный перенос

1

ввести понятие параллельного переноса, доказать, что параллельный перенос является движением; научить решать задачи с использованием параллельного переноса.

СР № 19

ДМ

Применять параллельный перенос при решении задач

114

Поворот

1

ввести понятие поворота; доказать, что поворот является движением; научить учащихся построению геометрических фигур при повороте фигуры на данный угол.

ФО

Доказывать, что поворот есть движение

115

Решение задач по теме: «Параллельный перенос. Поворот»

1

СР № 20

ДМ

Распознавать и выполнять различные виды движений

116

Решение задач по теме: «Движения»

1

закрепить знания учащихся по теме «Движения», развивать умение решать задачи с применением движений.

Проверка задач самостоятельного решения

Распознавать и выполнять различные виды движений

117

Контрольная работа № 10 «Движения»

1

проверить знания, умения и навыки учащихся в решении задач по теме «Движения».

-уметь строить фигуры при параллельном переносе и повороте

Блок 9. Элементы комбинаторики  и теории вероятностей (13ч)

Цель: ознакомить учащихся с понятиями перестановки, размещения, сочетания и соответствующими формулами для подсчета их числа; ввести понятия относительной частоты и вероятности случайного события.

§ 11. Элементы комбинаторики (9ч)

118

119

Примеры комбинаторных задач

2

Рассмотреть некоторые задачи комбинаторики.

-ориентироваться в комбинаторике;

-уметь строить дерево возможных вариантов

120

121

Перестановки

2

Рассмотреть простейший вид соединений - перестановки.

-знать и уметь пользоваться формулами для решения комбинаторных задач

С-30 (ДМ)

122

123

Размещения

2

Рассмотреть следующий вид соединений – размещение.

-знать и уметь пользоваться формулами для решения комбинаторных задач

124

125

Сочетания

2

Обсудить последний вид соединений – сочетания.

-знать и уметь пользоваться формулами для решения комбинаторных задач

126

Решение комбинаторных  задач

1

Пользоваться формулами для решения комбинаторных задач

С-31 (ДМ)

Уметь применять формулы при решении комбинаторных задач

§ 12. Начальные сведения из теории вероятностей (3ч + 1ч.к/р)

127

Относительная частота случайного события

1

Рассмотреть основные понятия теории вероятностей.

Уметь определять относительную частоту события

128

Вероятность равновозможных событий

1

Рассмотреть понятие вероятности события.

Уметь определять вероятность события

129

Решение задач по теории вероятностей

1

Рассмотреть более сложные понятия теории вероятностей.

С-32 (ДМ)

определять количество равновозможных исходов некоторого испытания;

-знать классическое определение вероятности

130

Контрольная работа №11 по теме: «Комбинаторика и теория вероятностей»

1

Проверка знаний учащихся с использованием разноуровневых вариантов.

-уметь применять полученные знания по теме в комплексе

Блок 10. Начальные сведения из стереометрии.(8ч). Об аксиомах планиметрии. (2ч)

Цель: дать начальное представление о телах и поверхностях в пространстве; познакомить учащихся с основными формулами для вычисления площадей поверхностей и объемов тел; дать более глубокое представление о системе аксиом планиметрии и аксиоматическом методе

§ 1. Многогранники (4ч)

131

Предмет стереометрии. Многогранник

1

познакомить учащихся с новым разделом геометрии – стереометрией, с геометрическими телами и их поверхностями; рассмотреть различные многогранники и научить учащихся изображать их.

Знать и понимать понятие многогранника, виды многогранников, изображение многогранников на плоскости; находить объем правильного многогранника; уметь применять теорию при решении задач

132

Призма. Параллелепипед.

1

ввести понятие призмы и ее элементов; дать определение прямой и наклонной призмы, определение высоты призмы; ввести понятие параллелепипеда, понятие прямого и прямоугольного параллелепипеда; научить строить призмы и параллелепипеды.

133

Объем тела. Свойства прямоугольного параллелепипеда

1

повторить понятие площади плоских фигур, ввести понятие объема тела, единиц измерения объемов тел; изучить основные свойства объемов и прямоугольного параллелепипеда; познакомить учащихся с принципом Кавальери; развивать логическое мышление учащихся.

134

Пирамида. Решение задач

1

познакомить учащихся с понятием пирамиды (ее основания, боковые грани, вершины пирамиды, боковые ребра пирамиды); дать определение правильной пирамиды, апофемы пирамиды; вывести формулу объема пирамиды; развивать логическое мышление учащихся.

Иметь представление о пирамиде (ее основания, боковые грани, вершины пирамиды, боковые ребра пирамиды);  определение правильной пирамиды, апофемы пирамиды; вывести формулу объема пирамиды; развивать логическое мышление учащихся.

§ 2. Тела и поверхности вращения (4ч)

135

Цилиндр

1

ввести понятие цилиндра (ось цилиндра, его высота, основания цилиндра); ввести понятие цилиндрической поверхности, образующих цилиндра; доказать теорему об объеме цилиндра и теорему о площади боковой поверхности цилиндра; научить применять эти теоремы при решении задач.

Иметь представление о цилиндре.

Уметь: различать в окружающем мире предметы-цилиндры, выполнять чертежи по условию задачи; Знать: формулу площади боковой  поверхности цилиндра и уметь её выводить; используя формулу, вычислять площадь боковой поверхности

136

Конус

1

познакомить учащихся с понятием конуса, его элементами; вывести формулу, выражающую объем конуса и формулу площади боковой поверхности конуса; учить решать задачи; способствовать развитию логического мышления учащихся.

Знать: элементы конуса: вершина, ось, образующая, основание.

Уметь: выполнять построение конуса и его сечения, находить элементы; Знать: формулу площади боковой и поверхности конуса, Уметь: решать задачи на нахождение площади боковой поверхности конуса

137

Сфера и шар

1

ввести понятие сферы, центра сферы, радиуса сферы, диаметра; дать определение шара; научить учащихся изображать шар; рассмотреть доказательство теоремы об объеме шара и площади сферы; развивать умение решать задачи

Знать: определение сферы и шара, свойство касательной к сфере.

Уметь: определять взаимное расположение плоскости и сферы, решать задачи по теме, Знать: формулу площади сферы.

Уметь: применять формулу при решении задач на нахождение площади сферы

138

Решение задач. Тела и поверхности вращения

1

Проверить знание тем: равенство и подобие треугольников, сумма углов треугольника, равнобедренный треугольник, прямоугольный треугольник, площадь треугольника.

Уметь применять теорию при решении задач

139

Об аксиомах планиметрии

1

Знать неопределенные понятия и систему аксиом

140

Об аксиомах планиметрии

1

Блок 11. Итоговое повторение. (30ч)

Цель: систематизировать теоретические знания учащихся за курс математики 9 класса

141-143

Графики функций

3

Повторить основные свойства функции и построение графиков функций.

ФО

ИРД

-знать алгоритм построения графика функции;

-уметь строить графики функции;

-уметь по графику определять свойства функции

144-146

Уравнения, неравенства, системы

3

Вспомнить основные вычислительные навыки.

Вспомнить основные способы решения уравнений и систем уравнений.

ФО

ИРД

-уметь решать уравнения третьей и четвертой степени с одним неизвестным с помощью разложения на множители и введения вспомогательной переменной;

-уметь решать неравенства методом интервалов;

-уметь решать системы уравнений

147-149

Арифметическая и геометрическая прогрессии

3

ФО

ИРД

-знать формулы n-го члена и суммы n членов арифметической и геометрической прогрессий и уметь их применять при решении задач

150-151

Элементы комбинаторики и теории вероятностей

2

ФО

ИРД

Уметь применять формулы при решении комбинаторных задач, определять количество равновозможных исходов некоторого испытания;

-знать классическое определение вероятности

152-155

Текстовые задачи.

3

ФО

ИРД

-уметь решать задачи с помощью составления систем, составления уравнений, алгебраическим способом

156

Повторение по теме «Начальные геометрические сведения. Параллельные прямые»

1

Основные вопросы программы: равенство и подобие треугольников, сумма углов треугольника, равнобедренный треугольник, прямоугольный треугольник, площадь треугольника

Решать задачи по теме, делать чертежи

157

Треугольники

1

УО

Уметь применять теоремы синусов, косинусов, признаки подобия, равенства, соотношения между сторонами и углами при решении задач

158

Треугольники

1

Проверочная работа № 1

159

Окружность

1

Основные вопросы программы: окружность и круг, касательная к окружности и ее свойства; окружность, описанная около треугольника; окружность, вписанная в треугольник.

УО

Решать задачи, опираясь на свойства касательных к окружности

160-161

Четырехугольники. Многоугольники

1

УО

Проверочная работа № 2

Решать задачи, опираясь на свойства четырехугольников

162-163

Векторы. Метод координат. Движения

1

Основные вопросы программы: вектор, длина вектора, сложение векторов и его свойства, умножение вектора на число и его свойства, коллинеарные векторы, прямоугольные координаты точек на плоскости, формула расстояния между двумя точками плоскости с заданными координатами, координаты середины отрезка, уравнения окружности и прямой, применение векторов и метода координат к доказательству теорем и решению задач. Движения.

УО

Проводить операции над векторами.

164

Векторы

1

165-167

Контрольная работа № 12. Итоговая работа

3

Проконтролировать знания по всем темам курса по однотипным вариантам.

Тест №№ 1 (ДМ), 8(УМК), 9(УМК); урок №68 (тест по геометрии, поурочные планы)

168-

170

Комплексное повторение основных вопросов курса алгебры. Решение тренировочных заданий (подготовка к ГИА)

3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Академия математики» 5 класс. Платное дополнительное образование. Математика

Курс «Академия математики» рассчитан на обучающихся 5 классов.  Задачи, рассматриваемые  в данной программе, играют важную роль в формировании логического мышления и математической культуры  учащихся....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Академия математики» 6 класс. Платное дополнительное образование. Математика

 Курс «Академия математики» рассчитан на обучающихся 6 классов.  Задачи, рассматриваемые  в данной программе, играют важную роль в формировании логического мышления и математической культуры  учащихся...

Рабочая программа по математике 9 класс - программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник 1) В. В. Воронкова 5 – 9 классы Математика ГИЦ «Владос», 2000г.

Рабочая программа по математике 9 класс - программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник 1)   В. В. Воронкова 5 – 9 классы Математика ГИЦ «Владос», 20...

Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)

Рабочая программа  составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида,  под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...

Рабочая программа по математике 5 класс (повышенный уровень, 245 часов) по учебнику Дорофеев Г.В., Петерсон Л.Г. Математика 5 класс

Рабочая программа учебного курса по  математике для 5М класса разработана ИОСО РАО, реком. МО РФ.Сб. «Программы для общеобразовательных школ, школ (классов) с углубленным изучением ма...