Внедрение современных технологий на уроках математики в целях повышения качества образования
статья по алгебре на тему

Воркожокова Асиет Юнусовна

Сложное экономическое  положение,  новые  рыночные отношения  поставили  перед  школой  задачу: в  короткий  срок  воспитать  и  вооружить  ученика  такими  знаниями,  чтобы  он  мог  занять  достойное  место  в  обществе  и  приносить  ему  максимальную  пользу. Одним  из  важнейших  направлений  решения  этой  проблемы  является  повышение  качества  общеобразовательной  подготовки  учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

А.Ю.Воркожокова (с. Красногвардейское)

Внедрение современных технологий  на уроках математики в целях повышения качества образования.

     Сложное экономическое  положение,  новые  рыночные отношения  поставили  перед  школой  задачу: в  короткий  срок  воспитать  и  вооружить  ученика  такими  знаниями,  чтобы  он  мог  занять  достойное  место  в  обществе  и  приносить  ему  максимальную  пользу. Одним  из  важнейших  направлений  решения  этой  проблемы  является  повышение  качества  общеобразовательной  подготовки  учащихся. Дж.Дьюи доказал, что «школа в условиях демократии, если только она верна своей роли образовательной инстанции, служит осуществлению демократической идеи о преобразовании знания и понимания, т.е. энергии действия, в неотъемлемую внутреннюю  составляющую ума и характера личности» [1:159].

      Качество  образования  есть качество не  только  конечных  результатов, но  и  всех  процессов,  влияющих  на  конечный  результат.  Самым  актуальным  параметром  в  качестве  образования  является  ребёнок,  с  которым  мы  работаем,  и  его  взаимоотношение  с  учителем.  В  центре  школьного образования, по мысли Г.К. Селевко, «важнейшей составляющей педагогического процесса  становится личностно-ориентированное взаимодействие  учителя с учеником» [2:3],  которое  предполагает признание  ребёнка  субъектом  развития,  обучения,  воспитания; признание    способности  ребёнка к  саморазвитию; смена  позиций  педагога  на  сопровождающую  по  отношению  к  деятельности  ученика; приоритет внутриличностного  содержания  образования.

        По  отношению  к  ученику необходимо придерживаться  такой  позиции: «изучи,  пойми  ученика  и  помоги  ему  учиться».  Как  сделать  так,  чтобы  ребёнок  учился  с  охотой, желанием?

Проблема познавательной  активности, ведущая к повышению качества знаний обучающихся, является одной из вечных проблем педагогики. На данном этапе решение этой проблемы  идет  через внедрение современных педтехнологий в учебно-воспитательный процесс.

К таким технологиям, которые направлены на повышение качества образовательного процесса относятся технологии личностно – ориентированного обучения. Это технологии проблемного, игрового, разноуровневого,  модульного обучения, коллективного  взаимообучения и технология  встречных усилий (ТВУ).

Технологии  встречных  усилий  формируют субъективную  позицию  педагога  и  учащегося  в  учебном  процессе.  Одним  из  необходимых  условий  организации  педагогических  взаимодействий  учителя  и  ученика  является  наличие  между  ними  постоянной  обратной  связи.  Именно  она  регулирует  поведение  участников  образовательного  процесса,  корректирует  ход  урока,  создаёт  предпосылки  для  развития  встречных  усилий, взаимопонимания  и  взаимодействия. Безусловно, ученик  изначально  поставлен  в  такие  условия,  что  он  должен  прикладывать  определённые  усилия  в  процесс  образования.  Учитель,  со  своей  стороны,  тоже  должен  - не  только  замечать  эти  усилия, поддерживать  ученика,  обеспечивать  ему  условия  для  дальнейшего  продвижения  вперёд,  но и  делать  «шаг  навстречу»  ученикам.  Только  в  этом  случае  можно  говорить  о  ТВУ  учителя  и  ученика.

     Урок,  построенный  в  соответствии  с  ТВУ,  можно  условно  разбить  на  5  основных  этапов:  1) разминка,  2) контрольно – подготовительный,  3) «вызов»,  4) «сотворчество»,  5) рефлексия  (размышление).  На  каждом  этапе  реализуются  свои  педагогические  приёмы,  позволяющие  активизировать  и  соединить  усилия  субъектов  учебной  деятельности  в  процессе  познания.

 По концептуальным положениям Дж.Дьюи, «условиями успешности обучения являются: проблематизация учебного материала, активность ребенка (знания должны усваиваться с аппетитом), связь обучения с жизнью, игрой, трудом» [1:165].

Проблемное обучение – это организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению.

Методические приемы создания проблемной ситуации, следующие: 1) подвести школьников  к противоречию и предложить им самим разрешить ситуацию, 2) изложение  различных  точек зрения на один и тот же вопрос и 3) побуждать обучающихся делать выводы, ставить конкретные вопросы.

Проблемные  вопросы  в большинстве своем основаны на разрешении противоречий, заключённых  в  реальных  языковых  фактах,  когда  разные  языковые  явления  материально  одинаковы, или  когда  одна  и  та  же  форма  несёт  в  себе  несколько  грамматических  значений. Ответ на  каждый  из  проблемных  вопросов  требует  обращения  к  языковому  материалу,  выявлению  в  нём  сходного  и  различного,  умения  сопоставлять  явления,  находить  различное   в   общем  и  общее  в  совершенно  различных  на  первый  взгляд  явлениях.

     Создание  и  разрешение  проблемных  ситуаций – это  один  из  перспективных  методических  приёмов. Использование  проблемности  в  обучении  позволяет  поднимать  учащихся  до  нового,  более  высокого  уровня  из  познавательной  деятельности,  активизируя  в  ней  творческий  элемент,  несёт  в себе  мощный  потенциал  развития  диалектики  мышления, что ведет к повышению качества обучения.

     Основная  цель  образования  сейчас  направлена  на  усиление  творческих    возможностей  учащихся,   на  развитие   их  интереса  к  урокам  русского  языка.  Развитие  творческих  способностей  учащихся  происходит  в  процессе  взаимодействия  учебной  и  игровой  деятельности  именно  в  таком  сочетании    находится  успех  обучения.

Играя,  ребёнок  приобретает  новые  знания, совершенствует  умения  и  навыки.  А  главное – в  игре  все  равны.  Она  посильна  слабым  ученикам.  Чувство  равенства,  атмосфера  увлечения  и  радости,  посильность  заданий – даёт   возможность  учащимся  преодолевать  стеснительность, благотворно  сказывается  на  результатах  обучения.  

     По  характеру  педагогического  процесса  выделяются  следующие  группы  игр: 1) обучающие,  контролирующие,  развивающие; 2) познавательные,  воспитательные,  обобщающие; 3) репродуктивные,  продуктивные,  творческие; 4) коммуникативные,  диагностические.

    Технология  игр  состоит  из  следующих  этапов: 1) этап    подготовки  и  ввода  в  игру, 2) этап  проведения, 3) этап  анализа  и  обобщения.

Одной из перспективных форм и методов обучения, которую можно использовать на старшей ступени обучения, является модульная система обучения. Классно-урочная система обучения в школах значительно отличается от лекционно-семинарской формы обучения в ВУЗах. Поэтому выпускники школы должны владеть общими учебными умениями, которые могли бы позволить им достаточно быстро освоить новые для них

виды познавательной деятельности: уметь вести конспект, выделять главное, пользоваться разнообразными  источниками знаний, в том числе и ресурсными.

И поэтому внедрение модульной системы обучения в старшем звене и  в профильных классах необходимо. Средством формирования умений и навыков служат блоки – алгоритмы учебной деятельности, которые совместно с модулями составляют основу циклов освоения различных видов деятельности.

Личностно – ориентированный  подход в обучении заложен в концепции модернизации Российского образования. Цель личностно -ориентированной  технологии – превращение школы в очаг демократии, а класса – в сообщество исследователей.

        Демократия должна стать принципом организации образования, ориентирующим его на создание максимальных возможностей для самоосуществления обучающихся, свободно, ответственно и продуктивно взаимодействующих с другими людьми при решении индивидуальных и социальных проблем.

Литература

  1. Дьюи Д. Реконструкция в философии. Проблема  человечества/Пер. с англ.-М., 2003.-с.159
  2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии – М., 1998.-с.3.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внедрение современных технологий на уроках математики в целях повышения качества знаний обучающихся

Сложное экономическое положение, новые рыночные отношения поставили перед школой задачу: в короткий срок воспитать и вооружить ученика такими знаниями, чтобы он мог занять достойное место ...

Ситуация успеха на уроках математики как средство повышения качества образования.

Ситуация успеха на уроках математики как средство повышения качества образования....

Применение информационных технологий на уроках математики с целью повышения качества обучения

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ        Информационные технологии относятся к классу технологий по...

Эффективность урока математики как условие повышения качества образования

Мы постоянно задаем себе вопросы: что мы знаем об уроке, каким должен быть эффективный урок, каким он может быть, если грамотность и мастерство учителя объединяются, как в эффективном уроке соединяютс...

Использование эффективных средств и методов обучения на уроках математики, как условие повышения качества образования

Статья по теме: "Использование эффективных средств и методов обучения на уроках математики, как условие повышения качества образования"....

Применение Сингапурских технологий на уроках математики в целях повышения качества образования

Современный мир меняется и новые приоритеты образования подталкивают учителей к поиску и внедрению таких методик, которые повышают качество образования. Сингапурские технологии - одни из таких.Эта мет...

Активизация познавательной деятельности на уроках математики как средство повышения качества образования

Познавательный интерес направлен не только на процесс познания, но и на результат его, а это всегда связано со стремлением к цели, с реализацией её, преодолением трудностей, с волевым напряжением и ус...