Использование эффективных средств и методов обучения на уроках математики, как условие повышения качества образования
статья

Чеукина Елена Михайловна

Статья по теме: "Использование эффективных средств и методов обучения на уроках математики, как условие повышения качества образования".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование эффективных средств и методов обучения на уроках математики, как условие повышения качества образования.

Важным условием повышения качества уроков является разнообразие методов и приемов обучения, видов деятельности, которые выполняют ученики. Всякая однообразие, в конце концов, порождает у детей ощущение перегрузки. Оно возникает не столько от большого количества задач, их сложности, сколько от однообразия, серости и обыденности.

Учитель не должен довольствоваться тем, что ученик знает определения и теоремы, свойства и основные формулы, приводит примеры, он обязательно должен требовать мотивации и доказательств. Следует стремиться к тому, чтобы вопрос «почему» каждый раз возникал на уроке.

Уже с самого начала урока важно создать у учащихся рабочее настроение, от этого нередко зависит дальнейший успех. Проверяя задание, надо время от времени обращаться к ученикам с вопросами: «У кого иначе?», «А как у тебя?» или «Кто еще предложит иной способ решения?». Подобные обращения-вопросы поощряют учеников высказаться, исправить или дополнить ответ товарища. Следует следить, сосредоточивая внимание на слабых учащихся, чтобы все в классе исправляли ошибки в своих тетрадях, понимали их.

Эффективность урока во многом зависит от того, насколько ученик подготовлен активно воспринимать новый материал, поэтому необходимо проводить устную работу по актуализации опорных знаний (тестирование с взаимопроверкой, графические диктанты, компьютерные тренажеры, приемы «Найди ошибку» и «Допиши формулу»).

Среди применяемых приемов проверки и оценки знаний и навыков, в первую очередь следует назвать индивидуальный опрос, который позволяет основательно проверить знания учащихся, их умение логически мыслить, излагать своими словами содержание прочитанного. Проводя фронтальный опрос, можно использовать игровые моменты, такие, как работа с загадками, ребусами, кроссвордами. Это очень оживляет занятия.

Чтобы показать значимость изучения данной темы можно использовать задачи из жизни, например, при изучении темы "Действия с десятичными дробями" использовать счет-квитанцию по оплате за коммунальные услуги, при изучении темы "Проценты" открывается широкая возможность для решения задач, взятых из жизни: услуги банка, подоходный налог на заработную плату, скидка на различные виды товара.

Большое значение для активизации учащихся имеет методично правильное использование учебника на уроке. Практика указывает на различные формы работы с учебником: при изучении новой темы, закреплении, домашнего задания. Возбуждает и поддерживает активное внимание учащихся введения при объяснении нового материала выборочного чтения ими учебника. Именно выборочное чтение является эффективным, так как оно обязывает учеников читать сосредоточенно, с напряжением. Таким образом, различные средства активизации мыслительной деятельности учащихся обеспечивают высокий научно-методический уровень урока и глубокое усвоение учащимися знаний, умений и навыков.

Учение только тогда станет для детей радостным и привлекательным, когда они сами будут учиться: проектировать, конструировать, исследовать, открывать, т.е. познавать мир в подлинном смысле этого слова. Познание через напряжение своих сил, умственных, физических, духовных. А это возможно только в процессе самостоятельной учебно-познавательной деятельности на основе современных педагогических технологий.

Педагог должен понимать, что какими знаниями он ни обладал, какими методиками не владел, без положительной мотивации, без создания ситуации успеха на уроке, такой урок обречен на провал, он пройдет мимо сознания учащихся, не оставив следа в нем.

«Устный счет»

Учащиеся разгадывают кроссворды, решают нестандартные задачи и т.д. наусмотрение учителя. Главное «захватить» внимание учащихся.

 «Презентация учебного материала»

«Живая модель»

На уроках геометрии поможет конструкция из подручных средств (карандаш-прямая, тетрадь – плоскость).

 «Работа в группах»

Учащиеся получают задания, направленные на достижение обязательных результатов

обучения. Коллективными усилиями находят верное решение, самостоятельно применяя знания и приёмы деятельности в новой ситуации.

Кроссворд.

Помимо игры, а кроссворды, отчасти, такими и являются, дети вспоминают пройденный материал, а также учатся грамотной записи математических терминов. Работа проводится индивидуально, таким образом, проверка знаний проходит у всех учащихся одновременно, но можно также провести парную работу.

Кроссворды могут использоваться на уроке не только с целью актуализации знаний, но и при повторении темы, на контрольно-проверочном уроке.

В качестве домашнего задания можно дать учащимся возможность самим попробовать составить кроссворд по заданной теме. И лучше такое задание дать не индивидуально каждому, а попросить их выполнить эту работу в паре. Благодаря такому виду парной работы можно научить ребят взаимовыручке, поддержке, избежать большого числа грамматических ошибок.

При составлении кроссвордов учащиеся прочитывают большой объем как нового, так и уже изученного материала, стараясь найти интересные и трудные вопросы.

Математический диктант.

 Математический диктант — это один из способов организации самостоятельной деятельности учащихся на уроке. Система математических диктантов должна, с одной стороны, обеспечивать усвоение необходимых знаний и умений, а с другой стороны, их проверку.

Математические диктанты. Очень часто использую данную форму контроля знаний в начале урока, с целью проверки вычислительных навыков, проверки таблицы умножения (есть дети, которые не знают её). Вопросы задаю сама, к звукозаписи на данном этапе не обращаюсь. Дети пишут ответы в строчку через запятую, не зная ответ – по середине клетки ставят точку.

Математические диктанты можно разделить на проверочные, обзорные, итоговые. Проверочные диктанты предназначены для контроля усвоения отдельного фрагмента курса в период изучения определенной темы. При их выполнении учитель получает информацию о том, как усваивается тема, что позволяет вовремя выявить ошибки, обнаружить плохо усвоивших материал и в зависимости от этого строить работу по изучению данной темы. Учащиеся получают дополнительную практику в самостоятельном решении задач и тем самым готовятся к контрольной работе по данной теме. Основа проверочных диктантов — задания реконструктивного характера, в то же время в них не следует включать задания сложнее тех, которые выполнялись учащимися на уроках и дома.

Можно также провести обзорный диктант, который позволит ученикам повторить материал, систематизировать знания, установить связи между изученными вопросами. Для этого нужно определить, какие основные понятия должен усвоить ученик при изучении темы, какие умения и навыки должен приобрести, какие задания уметь выполнять и каков уровень сложности этих заданий. Задания должны быть четкими, конкретными, понятными, сюда входят вопросы по проверке изученных определений, теорем, правил, задания на решение несложных задач и упражнений. Такой диктант дает возможность учителю проверить усвоение узловых вопросов изученной темы.

Так же для достижения максимальной эффективности обучения математике эффективно использовать ИКТ. Сейчас всем понятно, что компьютер не может заменить живое слово учителя, зато поможет облегчить труд учителя, заинтересовать детей, обеспечить более наглядное, совершенно новое восприятие материала. Поэтому появление и широкое распространение технологий мультимедиа и Интернета, видеоуроки и интерактивные доски позволяют нам использовать ИКТ в качестве средства обучения и воспитания.

Компьютерные технологии позволяют:

  • выиграть время для более интенсивного обучения;
  • сделать урок интересным, разнообразным и наглядным;
  • вовлечь всех детей в учебный процесс;
  • эффективно преподносить новый материал;
  • развивать творчество и самостоятельность школьников.

Опыт применения интерактивных досок в процессе обучения показывает эффективность данного технического средства обучения. Преимущества использования интерактивной доски в сравнении с обычной классной доской бесспорны. Интерактивная доска позволяет сделать урок более динамичным, информативным, повысить мотивацию учения. Для повышения продуктивности работы с интерактивной доской учителю нужно время на освоение этих технологий, так как после этого он сможет осуществить выбор приемов и методов обучения с включением интерактивной доски в процесс преподавания предмета.  

Опираясь на свой небольшой опыт работы с интерактивной доской, могу утверждать, что применение  этого технического средства помогает в создании содержательных и наглядных заданий, захватывающих внимание всех учеников в классе. Для этого в нем есть все необходимые условия и возможности:

      1) разнообразие цветов, доступных на интерактивной доске, позволяет выделять важные области и привлекать внимание к ней, связывать общие идеи или показывать их отличие и демонстрировать ход размышления;

      2) возможность делать записи позволяет добавлять информацию, вопросы к тексту или изображениям на экране; все примечания можно сохранить, просмотреть или распечатать;

      3) аудиовложения и видеовложения значительно усиливают подачу материала: можно захватывать видеоизображения и отображать их статично, чтобы иметь возможность обсуждать и добавлять к нему записи;

      4) текст, схему или рисунок на интерактивной доске можно выделить, при этом часть экрана легко скрыть и показать его, когда будет нужно, а инструмент "прожектор" позволяет сфокусировать внимание на определенных участках экрана;

      5) объекты можно вырезать, стирать с экрана, копировать, вставлять, действия  отменять или возвращать;

      6) страницы можно просматривать в любом порядке, демонстрируя определенные темы урока или повторяя то, что плохо усвоено, а рисунки и тексты перетаскивать с одной страницы на другую;

      7) соединение с цифровым микроскопом позволяет рассматривать и исследовать микроскопические изображения.

Важно понимать, что использование только интерактивной доски не решит всех учебных проблем. И учителя совсем не обязаны работать с ней постоянно, на каждом уроке. Но использование ее делает урок увлекательным и динамичным.

Однако следует заметить, что в выборе форм проведения уроков нужна мера, потому что учащиеся привыкают к необычным способам работы, теряют интерес и успеваемость заметно понижается. В общей системе место нетрадиционных уроков должно определяться самим учителем в зависимости от условий содержания материала, конкретной ситуации и индивидуальных особенностей самого учителя.

Без хорошо продуманных методов обучения трудно организовать усвоение программного материала. Вот почему следует совершенствовать те методы и средства обучения, которые помогают вовлечь учащихся в познавательный поиск, в труд учения: помогают научить учащихся активно, самостоятельно добывать знания, возбуждают их мысль и развивают интерес к предмету.

На дом стараюсь задавать подобные номера из учебника, разобранные в классе, для того, чтобы работали по образцу. По моему мнению, от количества заданных номеров, знания детей не изменятся, а наоборот, многие начинают обращаться к ГДЗ. Также, можно использовать творческие задания – составить кроссворды, нарисовать ребусы.

Список литературы:

  1. Бердникова, И. А.Повышение качества высшего образования // Проблемы управления качеством образования в вузе: сборник статей II Международной научно-практической конференции. - Пенза: РИО ПГСХА, 2007.
  2. Хованская В. Опора на наглядность или проверено временем // Начальная школа, Изд. Дом “Первое сентября” - №13. - 1997.
  3. О. Б. Епишева, Е. Е. Волкова, В. Е. Гусева, С. В. Демисенова, Х.Х Кадралиева, В. В. Клюсова, Т. В. Оленькова, Д.Ю.Трушников, Л. П. Шебанова, З. И. Янсуфина. Интеграция инновационных подходов к обучению в математическом образовании: вопросы теории и практики: Коллективная монография / Под ред. О. Б. Епишевой. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2009. - 200 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ЦОР в системе уроков музыки, как условие повышения качества образования"

Качество образовательного процесса во многом зависит от профессионализма учителя, владения и использования современных эффективных образовательных технологий. Современный урок невозможен без использов...

Использование эффективных методов и средств обучения на уроках биологии как условие повышения качества образования

В настоящее время в нашей стране происходят существенные изменения в национальной политике образования. Это связано с переходом на позиции личностно-ориентированной педагогики. Одной из задач современ...

«Использование эффективных методов и средств обучения на уроках биологии как условие повышения качества образования».

Выступление на педсовете по теме: «Использование эффективных методов и средств обучения на уроках биологии, как условие повышения качества образования»....

Использование новых педагогических технологий обучения как одно из необходимых условий повышения качества образования в процессе реализации ФГОС НОО и введения ФГОС ОО

Статья расскрывает новые педагогические технологии, которые могут повысить мотивацию учащихся к изучению предмета, снять напряжение на уроке, сделать его более интересным и как следствие повысить каче...

Эффективность урока математики как условие повышения качества образования

Мы постоянно задаем себе вопросы: что мы знаем об уроке, каким должен быть эффективный урок, каким он может быть, если грамотность и мастерство учителя объединяются, как в эффективном уроке соединяютс...

Использование эффективных методов и средств обучения на уроках биологии как условие повышения качества образования

В настоящее время в нашей стране происходят существенные изменения в национальной политике образования. Это связано с переходом на позиции личностно-ориентированной педагогики. Одной из задач современ...

Эффективность урока математики как условие повышения качества образования (доклад)

Эффективность урока математики как условие повышения качества образования...