«Использование эффективных методов и средств обучения на уроках биологии как условие повышения качества образования».
учебно-методический материал по биологии на тему

Читалова Татьяна Николаевна

Выступление на педсовете по теме: «Использование эффективных методов и средств обучения на уроках биологии, как условие повышения качества образования».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon povysh_kachestva.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа               № __9_Курского муниципального района Ставропольского края

«Использование эффективных методов и средств обучения на уроках биологии как условие повышения качества образования».

Выступление Читаловой Татьяны Николаевны  учителя биологии и географии                                           МОУ СОШ № _9_ ,

Учителя высшей категории                                                         на педсовете

 ноябрь  2015 года

        

                                                                                       

                                                                          п.Рощино 2015г

Тема: «Использование эффективных методов и средств обучения на уроках биологии как условие повышения качества образования»

   Урок – это зеркало общей и педагогической

 культуры учителя, мерило

 его интеллектуального богатства,

 показатель его кругозора и эрудиции.

В.Сухомлинский

В настоящее время в нашей стране происходят существенные изменения в национальной политике образования. Это связано с переходом на позиции личностно-ориентированной педагогики. Одной из задач современной школы становится раскрытие потенциала всех участников педагогического процесса, предоставление им возможностей качественного обучения, проявления творческих способностей.

Современная российская школа - это результат огромных перемен, произошедших в системе отечественного образования за последние годы. В этом смысле образование не просто часть социальной жизни общества, а её авангард: вряд ли какая-то другая её подсистема в той же степени может подтвердить факт своего поступательного развития таким обилием нововведений и экспериментов.


Как видно из требований государственного стандарта, предмет биологии достаточно сложен и нагляден, требует демонстрации процессов, систем и закономерностей, что усложняет преподавание.

Преподавание биологии успешно только в том случае, если работа учителя с учащимися во всех ее формах представляет собой целенаправленную систему обучения и воспитания, развивающую в единстве биологические понятия, диалектико-материалистическое мировоззрение, мышление и навыки самостоятельной практической работы.

Наверное, каждый учитель, приходя на урок, хочет, чтобы его ученики стремились узнавать новое, хотели чему-то учиться, рассуждали и спорили, искали и доказывали, т. е. имели сформированные познавательные потребности. Почему-то большинство педагогов считает, что эти потребности должны образоваться в ходе обучения к определенному возрасту. Для этого ученикам надо слушать внимательно на уроке, читать параграфы, отвечать на поставленные учителем вопросы, выполнять бесконечные упражнения и т. д. Вот и получается, что наше представление об успешном уроке и то, как мы урок организуем, совсем не совпадает. Мы ожидаем от детей познавательного творчества, а обеспечиваем им только репродуктивную деятельность.

Преподавание биологии предполагает использование различных форм, средств и методов обучения. Нет необходимости говорить, что в связи со спецификой предмета часто необходимо выделить и обобщить существенные признаки изучаемого объекта, что возможно только при непосредственной работе с ним. При этом ведущими являются методы изучения живых объектов т.е. наблюдение и эксперимент.

Введение в педагогическую науку понятия современные образовательные технологии является результатом широкого внедрения компьютеров в образование.

  Главной отличительной чертой использования  информационных технологий в биологическом и экологическом образовании является перераспределение потоков информации на занятии. При этом учащийся превращается в активного участника образовательного процесса. Активная деятельность учащегося приводит к значительному повышению его  мотивации, стимулирует активную поисковую познавательную деятельность. Поэтому обучение биологии и экологии с использованием ИТ следует рассматривать как  форму организации самостоятельного качественно нового освоения школьниками содержания учебного предмета и их развития.

Использование ИТ в общем биологическом и экологическом образовании более целесообразно в тех случаях, если:

- требуется индивидуализировать обучение, особенно в связи с большими различиями в уровне подготовленности учащихся;

- проверяется уровень овладения значительным объемом материала с использованием заданий, отличающихся по содержанию и порядку следования в обычной или тестовой форме;

- необходимо обеспечить формирования навыков  распределения внимания для многостороннего анализа разнородной информации, особенно в условиях дефицита времени;

- требуется быстрый поиск информации в большом ее массиве;

- реализуется деятельностный подход к обучению на основе индивидуальных моделей деятельности каждого учащегося;

- научно устоявшееся и хорошо формализуемое содержание подтверждается множеством фактов и иллюстраций, но трудно осваивается.

  При использовании современных образовательных технологий на уроках биологии и экологии позволит повысить качество обучения предмету, отразить существенные стороны биологических объектов, выдвинуть на передний план наиболее важные характеристики изучаемых объектов и явлений

  ИКТ  позволяет не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся ,их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.


Использование ИКТ на уроках позволяет интенсифицировать деятельность учителя и ученика, повысить качество обучения, отразить существенные стороны биологических объектов.

На уроках и во внеурочное время я использую ИКТ.

У меня есть возможность развивать творческие способности моих учеников, используя проблемно-развивающее обучение на уроках, в домашнее задание я включаю не типовые творческие задания, а мультимедийные презентации. Мультимедийные презентации следует отнести  к наиболее эффективным формам представления материала по биологии и экологии.

Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией . В этом случае задействуются различные каналы восприятия учащихся, что позволяет заложить информацию не только в фактическом, но и в ассоциативном виде в память учащихся.

Цель такого представления учебной информации - формирование у школьников системы мышления. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения , высвобождает ресурсы здоровья детей. Это становится возможным благодаря свойствам интерактивности электронных учебных приложений, которые наилучшим образом приспособлены для организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

 

Использование мультимедийных презентаций целесообразно а любом этапе изучения темы и на любом этапе урока.

ИКТ играют важную роль в подготовке учащихся к ЕГЭ.

Формат тестовых компьютерных программ даёт возможность проверить знания, умения, навыки учащихся с помощью различных видов и типов заданий, наборов тематических и итоговых тестов с использованием иллюстраций, схем, диаграмм, графиков, карт. Тесты я составляю сама или использую готовые.
 Одним из достоинств применения мультимедиа технологии в обучении является повышение качества обучения за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером. Применение компьютера на уроках биологии и экологии может стать новым методом организации активной и осмысленной работы учащихся, сделав занятия более наглядными и интересными.


В школьном курсе биологии основные умения и практические навыки общения с живой природой учащиеся получают при проведении
наблюдений, лабораторных опытов и практических работ с получением лабораторного оборудования .

У меня появилась возможность увеличить объём лабораторных и практических работ( за счет получения лабораторного оборудования и готовых микропрепаратов), что позволяет повысить интерес биологии как школьному предмету, развивать практические умения и навыки учащихся, а в конечном итоге – повысить качество знаний.

Практическая деятельность позволяет формировать у учащихся целостные представления об окружающем мире, умение четко устанавливать причинно-следственные связи между объектами и явлениями. В первую очередь, это обусловлено тем, что при выполнении учащимися лабораторного практикума происходит формирование и развитие умений и навыков экспериментального изучения живой природы, глубокого проникновения в закономерности ее существования.

   
Одним из системообразующих подходов, усиливающих развивающий эффект образовательных программ и положительно влияющих на формирование личности современного школьника, является
проектная деятельность, которую можно рассматривать как самостоятельную структурную единицу учебно-воспитательного процесса.

Проектная деятельность школьников представляет собой особую форму учебно-познавательной активности школьников, психологический смысл которой заключается в обеспечении единства и преемственности различных сторон процесса обучения, что позволяет рассматривать ее как значимое средство развития личности.

Мои ученики находят для себя много интересных и познавательных фактов при выполнении рефератов и проектных работ, а мне это облегчает преподавание сложных тем, обеспечивает новые подходы к проверке знаний учащихся, а так же повышает качество знаний детей.

Проблемное обучение – такой вид обучения, при котором учителем организуется относительно самостоятельная поисковая деятельность учеников, в ходе которой они усваивают новые знания, умения и развивают общие способности, а также исследовательскую активность, формируют творческие умения.


Систематическое использование разнообразных форм работы в собственной практике позволило мне добиться определенных результатов при обучении биологии. Учащиеся имеют глубокие, прочные знания по предмету «биология». У них выработаны умения и навыки для самостоятельного приобретения званий, проведения наблюдений, опытов, экспериментов. У учащихся сформирована устойчивая мотивация к изучению предмета; прослеживается динамика роста учащихся, стремящихся к самореализации и самоопределению посредством предмета биологии. Мои учащиеся имеют стопроцентную успеваемость, все ученики усваивают программу, качество знаний держится на достаточно высоком уровне.

Aнализ уровневой дифференциации позволяет сделать вывод о том, что у учащихся сформирована устойчивая мотивация к изучению предмета; прослеживается динамика роста учащихся, стремящихся к самореализации и самоопределению посредством предмета биологии

Совершенствуя методы, средства и формы обучения, каждый учитель должен проявить максимум творчества и инициативы, чтобы обеспечить активное усвоение знаний учащихся, заложить основы их всестороннего развития.

                    PS:                 1967 году Дэвид Трейклер констатировал:

 «Люди запоминают 10 процентов того, что они читают, 20 процентов того, что они слышат, 30 процентов того, что они видят, и 50 процентов того, что они слышат и видят одновременно».                           

Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить.
А. Дистервег

        

Комитет образования

муниципального района «Город Валуйки и Валуйский район»

МОУ «Рождественская средняя общеобразовательная школа»

Доклад на тему:

«Использование

эффективных методов и средств обучения

 на уроках биологии

как условие повышения качества образования »

        Учитель биологии:

Корчагина

Наталья

Николаевна

с.Рождествено

2011 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование эффективных методов и средств обучения на уроках биологии как условие повышения качества образования

В настоящее время в нашей стране происходят существенные изменения в национальной политике образования. Это связано с переходом на позиции личностно-ориентированной педагогики. Одной из задач современ...

Использование новых педагогических технологий обучения как одно из необходимых условий повышения качества образования в процессе реализации ФГОС НОО и введения ФГОС ОО

Статья расскрывает новые педагогические технологии, которые могут повысить мотивацию учащихся к изучению предмета, снять напряжение на уроке, сделать его более интересным и как следствие повысить каче...

Эффективность урока математики как условие повышения качества образования

Мы постоянно задаем себе вопросы: что мы знаем об уроке, каким должен быть эффективный урок, каким он может быть, если грамотность и мастерство учителя объединяются, как в эффективном уроке соединяютс...

Доклад "Учебно-исследовательская деятельность на уроках биологии" Педагогическая конференция "Повышение качества образования:интересные идеи,эффективные методики"г. Певек. 2019г.

Одним из путей творческого восприятия современных наук считается систематическая учебно-исследовательская работа. Грамотно проводить исследования может не только человек, занимающийся наукой профессио...

Использование эффективных средств и методов обучения на уроках математики, как условие повышения качества образования

Статья по теме: "Использование эффективных средств и методов обучения на уроках математики, как условие повышения качества образования"....

Использование эффективных методов и средств обучения на уроках биологии как условие повышения качества образования

В настоящее время в нашей стране происходят существенные изменения в национальной политике образования. Это связано с переходом на позиции личностно-ориентированной педагогики. Одной из задач современ...

Эффективность урока математики как условие повышения качества образования (доклад)

Эффективность урока математики как условие повышения качества образования...