Программа элективного курса "Математическая статистика и современный человек
элективный курс (алгебра, 9 класс) по теме

Злыднева Валентина Егоровна

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

Программа данного элективного курса предназначена для обучающихся 9 класса. Она рассчитана на 17 часов. Цель  автора - формирование у обучающихся вычислительных навыков, развитие навыков получения информации, ее обработки и использования, а так же предоставление возможности обучающимся реализовать свои интеллектуальные и творческие способности, применять имеющиеся знания и умения, продолжать формировать общеучебные навыки.

                                     

                                                       

 

                                          

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elekt._kurs.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                            Пояснительная записка

                                                             Математика – наука настоящего и будущего,

                                                          затрагивающая важнейшие стороны человеческого бытия.

В современном обществе востребованы организаторы и участники производства, умеющие принимать верное решение, правильно оценивать политические и экономические события, анализировать поток информации, оперировать определенными терминами, которые используются не только в научных знаниях, но и в прогнозе погоды, рекламе, лотерее, играх и т.д. Помочь обучающимся ориентироваться в потоке информации и получить представления о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения и предназначен данный курс.

Курс  «Математическая статистика, социология и современный человек» предлагается учащимся 9 класса, рассчитан на 1ч. в неделю, всего 17часов.

Этот  курс формирует  у  обучающихся умение ориентироваться в информационном поле, развивает навыки получения статистической информации, её обработки и использования для успешного усвоения других предметов.

Целью курса является  предоставление возможности обучающимся реализовать свои интеллектуальные и творческие способности, применить имеющиеся знания и умения из других областей деятельности (работа с учебной литературой, прессой, ПК,  TV); продолжить формировать общеучебные навыки (построение графиков, таблиц, диаграмм), умение планировать работу; вести спор, беседу.

Обучающиеся знакомятся с основными терминами математической статистики, социологии, узнают историю изучаемого предмета, учатся проводить статистические наблюдения и описывать их результаты.

  Данный курс способствует установлению межпредметных связей. Информация, полученная в процессе основ математической статистики, может быть использована в будущей профессиональной деятельности.

  Курс помогает формированию  общеучебных навыков: умение пользоваться техническими средствами обучения, учебно – интеллектуальные умения (умение анализировать и синтезировать информацию, заключенную в тексте задания), учебно – информационные навыки (умение отбирать нужную информацию из различных источников), ориентироваться в различных видах текста, пользоваться справочниками, понимать невербальные средства, схемы, диаграммы, чертежи, графики; учебно – коммуникативные умения (умения составлять планы, тезисы, понимать лексику, связанную с предметом). Именно на формирование этих навыков направлена программа данного курса. В процессе обучения обучающиеся пробуют самостоятельно проводить наблюдения и описывать их результаты, представлять результаты в виде таблиц, диаграмм, графиков и т.п.; выдвигать гипотезы и обосновывать их, обсуждать результаты экспериментов, делать выводы и сравнения.

    Итогом курса является выполнение обучающимися проектных работ и их защита.

                                     Учебно – тематический план

№п/п

      Наименование темы

Количество часов

Форма проведения

Образовательный продукт

Всего

Теории

Практики

1

Математическая статистика и современный человек

1

1

Лекция

Конспект

2

Что такое статистическая информация и как ее подать?

1

1

Беседа

Краткий конспект

3

Ещё один способ подачи статистической информации – диаграммы

2

0,5

1,5

Беседа, практическая работа

Опорный конспект, решение заданий

4

 Графическое представление результатов наблюдений

2

2

Практикум

Диаграммы, графики

5

Статистические характеристики: среднее арифметическое, размах, мода ряда данных

1

0,5

0,5

Беседа, решение задач

6

Медиана ряда данных

1

1

Семинар

Решение заданий

7

 Определение статистических рядов данных

1

1

Практикум

Составление заданий, решение задач

8

Социальная история и реалии сегодняшнего дня

1

1

Лекция

Конспект

9

Сбор и группировка статистических данных

2

2

Практикум

Краткий отчет

10

Сравнительный анализ результатов социологических опросов компетентных изданий и собственных наблюдений

1

1

Практическая работа

Отчет

11

Работа над итоговым проектом

2

1

1

Консультация учителя

Проект

12

Защита проекта

2

2

Презентация проекта

Проект

13

Всего:

17

5

12

Содержание данного курса предполагает следующие возможности для обучающихся:

  1. выбор вопросов для самостоятельного обучения;
  2. темы и формы представления итоговой работы;
  3. возможности самостоятельно проводить социологические опросы учащихся и сотрудников школы;
  4. возможность выбора информационных данных в средствах массовой информации.

Оценка учебных достижений обучающихся осуществляется:

  1. на уроках, во время семинарских обсуждений;
  2. при выполнении практических заданий;
  3. при выполнении итоговой работы.

Материальное оснащение программы:

  1. Наличие компьютерного класса;
  2. Школьная библиотека;
  3. Образцы графиков и диаграмм;
  4. Тексты практических заданий.

                                     Содержание курса

  1. Математическая статистика и современный человек. (1ч.)

История возникновения статистики. Происхождение и значение термина «статистика». Основные методы исследования и обработки статистических данных. Связь статистики с жизнью, с другими науками. Знакомство учащихся с целями и задачами курса.

  1. Что такое статистическая информация и как её подать? (1ч.)

Источники статистической информации. Знакомство с понятием «экономическая статистика». Анализ статистических данных, опубликованных в печати. Способы представления статистической информации. Понятие статистического ряда данных, упорядоченность и вариативность. Практические задания.

  1. Еще один способ подачи статистической информации – диаграмма. (2ч.)

Определение диаграммы. Типы диаграммы. Графические приемы представления информации. Практическое задание на построение диаграмм, анализ данных.

  1. Графическое представление результатов наблюдений. (2ч.)

Изучение профессионального состава школы, построение  диаграммы. Изучение данных СМИ, представление в виде таблиц и диаграмм. Обсуждение научно – популярной статьи. Компьютерная обработка данных.

  1. Статистические характеристики: среднее арифметическое,  размах, мода. (1ч.)

Определение среднего арифметического. Определение и вычисление моды ряда. Применение этих терминов при анализе ряда статистических данных. Выполнение практических заданий на нахождение среднего арифметического, размаха и моды.

  1. Медиана ряда данных. (1ч.)

Определение медианы упорядоченного ряда. Применение медианы при анализе статистических данных. Выполнение практических заданий на нахождение среднего арифметического, моды, размаха, медиан упорядоченного ряда.

  1. Определение статистических характеристик рядов данных. (1ч.)

Применение понятий среднего арифметического, размаха ряда, медианы, моды упорядоченного ряда при анализе статистических наблюдений.

  1. Социология: история и реалии сегодняшнего дня. (1ч.)

Возникновение и история социологии как науки. Понятие термина «социология».  Основы современной социологии. Знакомство с журналом «Социологические исследования в РФ». Понятие, средства социологических опросов. Понятие выборочного наблюдения.

9. Сбор и группировка статистических данных. (2ч.)

Методы сбора и группировки статистических данных. Представление данных в виде таблиц.

      Частота данных, относительная частота данных. Практическое задание на анализ статистических данных, представление информации в виде таблицы частот, определение представительной выборки.

  1. Сравнительный анализ результатов социологических опросов компетентных изданий и собственных наблюдений. (1ч.)

Проведение анкетирования по заданным темам, выполнение сравнительных  анализов данных.

  1. Работа над итоговым проектом (2ч.)
  2. Защита проекта. (2ч.)

                Литература для учителя:

1. И.И.Гаврин    Математика. Краткий справочник школьника.  – М.: Дрофа, 1997

2. Ю.П.Попов     Математика без формул -  М.: Столетие, 1995

3. Ю.Н.Макарычев, Г.Н.Миндюк    Элементы статистики и теории вероятностей.     – М.: Просвещение, 2004

4. В.Н.Студенецкая    Решение задач по статистике, комбинаторике и теории вероятностей.  – В.: Учитель 2005

5. Большая Советская Энциклопедия. – М., 1982

6. Большой Энциклопедический словарь. – М., 2001

7. С. Ллойд  «Социология. ХХ век»

8. С. Драйменд Мир вероятностей. – М.:  Статистика, 1970г.

9. А. Г. Мордкович, П.В. Семенов  События. Вероятности. Статистическая обработка данных. Дополнительные параграфы к курсу алгебры 7 – 9 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2003г.

10. Газета «Математика в школе», №34, 35, 41, 43, 44, 48 2002г., №11, 17 2003г.

11. Т.Н. Маркова. Преподавание курса «Теория вероятностей и математическая статистика в школе». Методические рекомендации. – Курган, ИПК и ПРО, 2007г.

                Литература для учащихся:

1. Ю.П.Попов. Математика без формул. М., Столетие, 1995

2. Интернет

3. М.Гарнер.  Математические досуги.   М,, Оникс, 1995

4. А.Б.Кардемский.   Великие жизни в математике.  М.Просвещение, 1995

5. Большой справочник школьника.   М. Дрофа, 1998

6. Математическая энциклопедия для школьников, М.: Дрофа, 2003г.

Рассмотрено                                                Согласовано                                Утверждаю

на МО учителей математики                         Зам. Директора по УВР                           директор МОУ

протокол № ______                                ___________________                  

от «_______________»  200___ г.                 от   «____________»   200___г.               ___________________

                                                                                       от «__________»200__г

                                   Программа элективного курса

      «Математическая статистика, социология и современный  

       человек»

                                Учитель математики МОУ Плотниковская ООШ

                                Притобольного района

                                Злыднева В.Е.

                                

                                        2010г.

                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса "Актуальные вопросы современного обществознания"

программа для подготовки к ЕГЭ учащихся 11- х классов...

Рабочая программа элективного курса "Математика в жизни человека"

Описание место учебного предмета в учебном планеНа изучение элективного курса «Математика в жизни человека» в 9 классе выделено по 0,5 часа в неделю (17 часов за год).\Пояснительная запискаМатематика ...

программа элективного курса для 11 класса Человек и сферы его деятельности (предмет обществознание)

программа элективного курса "Человек и сферы его деятельности" содержит: титульный лист, пояснительную записку, ситемно-деятельностную основу, целит по уровням усвоения, календарно-тематический план, ...

Рабочая программа элективного курса "От клетки до человека"

Основной целью курса является создание условий для развития творческого мышления, умения самостоятельно применять и пополнять свои знания в понимании биологических закономерностей, присущих живым орга...

Программа элективного курса по биологии "Экология человека" для учащихся 9 класса

P { margin-bottom: 0.21cm; } Программа элективного курса предназначена для учащихся 9 класса, подготавливающая к изучению биологии на профильном уровне. В зависимости от учебной нагрузки элективн...

Программа элективного курса «Комнатные растения - спутники человека»

К познанию природы, которая окружает каждого человека и интуитивно, и сознательно стремится каждый, в том числе и ребенок - как дошкольного, так и школьного возраста. Однако в реальной жизни не всегда...

Рабочая программа элективного курса "Право в жизни человека" 10-11 класс

Программа элективного курса направлена на углубленное изучение тем блока "Право"...