Программа элективного курса "Актуальные вопросы современного обществознания"
рабочая программа по обществознанию (11 класс) по теме

Моторина Татьяна Александровна

программа для подготовки к ЕГЭ учащихся 11- х классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_elektiva_11_klass.docx24.19 КБ

Предварительный просмотр:

Элективный курс «Актуальные вопросы современного обществознания»

Учитель истории и обществознания: Моторина Татьяна Александровна

Пояснительная записка

         В настоящее время  актуальной стала проблема подготовки обучающихся к новой форме аттестации – ЕГЭ.  Экзамен  по обществознанию в форме ЕГЭ  является наиболее востребованным.                                                                                                

        Программа элективного курса «Актуальные вопросы современного обществознания» предназначена для теоретической и практической помощи в подготовке к ЕГЭ.                                                                                                

        Курс является практико-ориентированным, призван помочь будущим выпускникам повторить, систематизировать и углубленно изучить курс обществознания средней школы и подготовиться  к ЕГЭ.      Кроме того, ЕГЭ по обществознанию  включает умение написания эссе. В рамках обычного преподавания для отработки данного умения не хватает времени.  В программе элективного курса уделяется большое внимание практическим занятиям: отработке навыков выполнения тестовых заданий, написанию эссе, составлению развёрнутого плана.

Программа элективного курса составлена на основе:

- Федерального компонента государственного стандарта общего образования по обществознанию (от 05.03.2004 №1089);

- Демонстрационного варианта контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2012 года по обществознанию;

- Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения в 2012 году единого государственного экзамена по обществознанию;

- Спецификации контрольных измерительных материалов для проведения в 2012 году единого государственного экзамена по обществознанию.

Цель курса –  целенаправленная и качественная подготовка учащихся к новой форме аттестации – ЕГЭ;  повторение тем, вызывающих наибольшие трудности содержательного характера.

           Для достижения поставленных целей наиболее целесообразными являются различные формы занятий: лекции, практикумы, тренинги. 

Задачи курса:

-повторение курса обществознания;                                                                                        - формирование умений и навыков  решения тестовых заданий;                                                            - знакомство со структурой и содержанием контрольных измерительных материалов по предмету                                                                                                         - формирование позитивного отношения к процедуре ЕГЭ по обществознанию

         Программа элективного курса "Актуальные вопросы современного обществознания " предназначена для обучающихся 11 класса и рассчитана на 34 часов.

Требования к уровню подготовки выпускников

Знать и понимать 

  1. биосоциальную сущность человека
  2. основные этапы и факторы социализации личности
  3. место и роль человека в системе общественных отношений
  4. закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы
  5. тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов
  6. основные социальные институты и процессы
  7. необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования
  8. особенности социально-гуманитарного познания

Уметь 

  1. характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы
  2. анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями
  3. объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека)
  4. раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук
  5. осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы
  6. сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы
  7. оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности
  8. формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам
  9. подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу
  10. применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам

Использовать приобретенные знания и умения для 

  1. самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации
  2. оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации
  3. решения практических проблем, возникающих в социальной деятельности
  4. ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции
  5. предвидения возможных последствий определенных социальных действий
  6. ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования
  7. оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование тем курса

Виды

познавательной

деятельности

Кол-во часов

1

Введение. Особенности ЕГЭ по обществознанию в данном учебном году

Лекция с элементами беседы

1

Тема 1.  Общество

4

2

3

Общество- сложная, динамично развивающиеся система. Общество и  

природа

Ступени развития общества

Лекция с элементами беседы ,практическая работа

2

4

5.

Культура и цивилизация

Цивилизационные типы

Современное общество. Глобальные проблемы

Лекция с элементами беседы,   практическая работа

2

Тема 2.  Человек

4

6.

7.

Человек как результат биологической и социокультурной эволюции

Многообразие видов деятельности человека.

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

2

8

Личность как субъект общественной жизни. Самопознание

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

1

9.

Духовный мир личности

Личность и общество

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

1

Тема 3. Духовная сфера.

2

10

Формы и разновидности культуры. Искусство, его виды.

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

1

11

Наука и образование. Мораль. Религия.

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

1

Тема 4.  Познание

3

12

Познание мира.

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

1

13

Многообразие форм человеческого знания.

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

1

14

Решение тестовых заданий части А.

тренинг

1

Тема 5. Экономическая сфера.

4

15

Экономика: наука и хозяйство.

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

1

16

Экономические системы

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

1

17

Многообразие рынков.

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

1

18

Рыночные отношения.

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

1

Тема 6. Социальная сфера.

3

19

Социальная система.

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

1

20

Семья и брак как социальные институты.

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

1

21

Социальный конфликт и пути его разрешения.

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

1

Тема 7. Политическая сфера.

4

22

Политическая система.

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

1

23

Признаки, функции и формы государства.

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

1

24

Политический плюрализм.

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

1

25

Структура политической власти в РФ.

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

1

Тема 8. Право.

4

26

Право, система права. Источники права.

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

1

27

Права человека. 

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

1

28

Конституция РФ.

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

1

29

Правоотношения и правонарушения. Юридическая ответственность.

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

1

30-31

Тема 9. Решение заданий различных типов.

тренинг

2

32-33

Тема 10. Решение заданий части С. Эссе.

тренинг

2

34

Итоговое тестирование.

Тестирование в формате ЕГЭ

1

Итого:

34

Список литературы

1. Баранов П.А., Воронцов А.В., Шевченко С.В. Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ/под редакцией П.А. Баранова.- М.: АСТ: Астрель, 2009

2. Дедова И.А., Токарева И.И. Обществознание. Подготовка к ЕГЭ: пособие для абитуриентов. / И.А.дедова, И.И. Токарева.- Йошкар-Ола, Марийский государственный технический университет,  2011.

3.ЕГЭ-2010. Федеральный банк экзаменационных материалов (открытый сегмент). Обществознание/ ФИПИ авторы-составители: Е.Л. Рутковская, О.А. Котова, Т.Е. Лискова, О.В. Кишенкова, Е.С. Королькова – М.: Эксмо, 2009.

4.Единый государственный экзамен 2011. Обществознание. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ автор-составитель: Е.Л. Рутковская – М.: Интеллект-Центр, 2010.

     5. ЕГЭ-2011: Обществознание / ФИПИ авторы-составители: Т.Е. Лискова, О.А.    Котова – М.: Астрель, 2010.      

6. Обществознание. 10-11 класс: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. В 2-ух книгах. Профильный уровень. / Под ред. Л.Н. Боголюбова- М.: Просвещение, 2010.

7. Обществознание. Типовые тестовые задания.   / ФИПИ авторы-составители: А.Ю.Лазебникова, Е.Л. Рутковская, Е.С.Королькова-  – М.: «Экзамен», 2012.

8.Отличник ЕГЭ. Обществознание. Решение сложных задач / ФИПИ авторы-составители: О.А. Котова, Т. Е. Лискова, Е.Л. Рутковская – М.: Интеллект-Центр, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса " Нормы современного русского литературного языка".

АннотацияВ данном курсе рассказывается о современных нормах русского литературного языка (орфоэпических, морфологически, синтаксических, стилистических, лексических). Особое внимание обращается ...

Рабочая программа спецкурса «Сложные вопросы современного обществознания»

Цель курса «Сложные вопросы современного обществознания»: освоение системой обществоведческих знаний и соответствующих предметных умений и навыков в процессе теоретической и практической подготовки...

«Актуальные вопросы современного обществознания»

laquo;Актуальные вопросы современного обществознания»...