«Актуальные вопросы современного обществознания»
рабочая программа по обществознанию (11 класс)

Газарян Рузанна Вруировна

«Актуальные вопросы современного обществознания»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vd_obshch_11_2023-2024.docx26.28 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Внеурочной деятельности «Актуальные вопросы современного обществознания»

для обучающихся 11 класса

Пояснительная записка

Изучение обществознания в старшем звене предполагает использование признанного в науке подхода к обществу как целостной системе, включающей в себя четыре подсистемы (сферы): экономическую, социальную, политическую, духовную. Каждая из названных подсистем имеет сложную структуру, сферы общественной жизни находятся в тесном взаимодействии, постоянно изменяются либо трансформируются в качественно новые объекты обществоведческой науки. В связи с этим появляются темы, проблемы, которые не имеют однозначной трактовки, сложны для понимания 11-классников.

Данный элективный курс предполагает рассмотрение сложных для понимания учеников аспектов современного обществознания, в результате чего будет происходить систематизация имеющихся у учащихся обществоведческих знаний, формироваться собственная позиция по изученным темам, вырабатываться алгоритм решения соответствующих тестовых заданий. Элективный курс способствует качественной подготовке учащихся 11 классов к правильному решению экзаменационных тестов в формате ЕГЭ.

Цель элективного курса «Сложные вопросы современного обществознания»: освоение  системы обществоведческих знаний  и соответствующих предметных умений и навыков в процессе теоретической и практической  подготовки  к ЕГЭ.

Задачи курса:

1) На основе изучения и повторения ключевых проблем современного обществознания систематизировать и обобщить предметные знания учащихся.

2) Повышать мотивацию учебной деятельности за счет нетрадиционных форм подачи материала, исследовательской и проектной деятельности.

3) Способствовать воспитанию учащихся в духе гуманизма, правосознания, активной жизненной позиции.

Требования к уровню подготовки учащихся:

знать:

- обществоведческую терминологию;

- ключевые положения изученного материала и объяснять их на конкретных примерах;

уметь/владеть:

-способами определения сущностных характеристик изучаемых объектов, сравнивать, сопоставлять, оценивать и классифицировать их по указанным критериям;

- решать познавательные и практические задания, отражающие типичные социальные ситуации;

- способами работы с различными видами информации;

- обосновывать суждения, приводить доказательства, формулировать собственные выводы, владеть основными видами публичной защиты;

- выражать информацию в графической, табличной, текстовой, электронной формах.

- создавать собственные творческие произведения, в том числе с помощью мультимедийных технологий.

Методы преподавания данного элективного курса определяются его целями и задачами: - частично-поисковый, исследовательский, проектный.

Ожидаемые результаты:

  • Систематизация и углубление теоретических знаний учащихся по трудным позициям курса;
  • Проявление компетентностей, позволяющих использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности, преодоление психологических барьеров при подготовке к экзамену;
  • Повышение качества знаний по предмету и результативности при сдаче ЕГЭ.

Оценивание результатов освоения элективного курса: будет производиться на основании выполнения и защиты итоговой творческой работы по одной из предложенных тем.

Комбинируются различные виды контроля знаний: текущий контроль, тематический, обобщающий.

Структура элективного курса: рассчитан на 34 учебных часа.

Содержание программы

1. Блок "Человек и общество" (8 ч.)

Системное строение общества. Общество как динамическая система.  Взаимосвязь общества и природы. Общество и культура. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества. Социальные институты. Многовариантность общественного развития. Типология обществ. Глобальные проблемы человечества. Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры. Наука. Социальная и личностная значимость образования. Религия. Роль религии в жизни общества. Мировые религии. Мораль Нравственная культура. Тенденции духовной жизни.  Целостность современного мира, его противоречия (понимание основных тенденций развития современного мира). Мораль, ее основные категории. Тренинг по выполнению заданий по данному блоку.

2. Блок "Человек. Познание и духовная сфера" (7 ч.)

Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Бытие человека. Потребности и интересы человека. Деятельность человека, ее основные формы. Мышление и деятельность. Цель и смысл жизни человека. Самореализация. Индивид, индивидуальность, личность. Социализация индивида. Свобода и ответственность личности. Познание мира. Формы познания. Истина и ее критерии. Тренинг по выполнению заданий по данному блоку.

3. Блок "Экономическая  сфера " (6 ч.)

Экономика и экономическая наука. Предпринимательство. Экономические цели фирмы, ее основные организационные формы. Основные источники финансирования бизнеса. Экономическое содержание собственности. Экономические системы. Рыночный механизм. Многообразие рынков. Измерители экономической деятельности. Понятие ВВП. Экономический рост и развитие. Разделение труда и специализация. Значение специализации и обмена. Роль государства в экономике. Государственный бюджет. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Деньги. Банковская система. Финансовые институты. Инфляция. Виды налогов. Мировая экономика: внешняя торговля, международная финансовая система. Экономика потребителя. Семейная экономика. Экономика производителя. Производство, производительность труда. Издержки, выручка, прибыль. Рынок труда. Заработная плата и стимулирование труда. Безработица. Тренинг по выполнению заданий по данному блоку.

4. Блок "Социальная сфера" (4 ч).

Социальное взаимодействие и общественные отношения. Социальные группы и их классификация. Социальный статус. Социальная роль. Неравенство и социальная стратификация. Социальная мобильность. Социальные нормы. Отклоняющееся поведение, его формы и проявления. Социальный контроль. Семья и брак как социальные институты. Демографическая и семейная политика в РФ. Молодежь как социальная группа. Этнические общности. Межнациональные отношения. Социальный конфликт и пути его разрешения. Конституционные основы национальной политики в РФ. Социальные процессы в современной России. Тренинг по выполнению заданий по данному блоку.

6.  Блок "Политология" (3 ч.)

Власть, ее происхождение и виды. Политическая система, ее структура и функции. Признаки, функции, формы государства. Государственный аппарат. Избирательные системы. Политические партии и движения. Становление многопартийности в России. Политическая идеология. Политический режим. Местное самоуправление. Политическая культура. Гражданское общество. Правовое государство. Человек в политической жизни. Политическое участие.  Сложные теоретические вопросы. Характеристика понятий «политический процесс», «политический институт», «парламентаризм», функционирование «гражданского общества». Раскрытие понимания политических явлений на конкретных примерах, обоснование собственных суждений с привлечением теоретического содержания и примеров из истории и социальной практики. Тренинг по выполнению заданий по данному блоку.

7. Блок "Право"  (3 ч.)

Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Источники права. Правовые акты. Правоотношения. Правонарушения. Конституция Российской Федерации. Публичное и частное право. Юридическая ответственность и ее виды. Основные понятия и нормы государственного, административного, гражданского, трудового и уголовного права в Российской Федерации. Правовые основы брака и семьи. Международные документы по правам человека. Основы Конституционного строя РФ. Федерация, ее субъекты. Законодательная, исполнительная и судебная власть в РФ. Институт президентства. Правоохранительные органы. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. Правовая культура. Проблемные вопросы. Правоотношения. Система права. Правовые акты. Международное гуманитарное право. Тренинг по выполнению заданий по данному блоку.

Календарно-тематическое планирование элективного курса для 11кл.

«Сложные вопросы современного обществознания»

п/п

Наименование раздела (темы).

Содержание занятия

Кол-во часов

Формы и приемы

обучения

Образовательный

продукт

Дата

занятия

1

2

3

4

5

6

Общество

6 ч.

1

Системное строение общества

1

лекция, работа с документами, дискуссия

конспект, схема структуры общества

2

Многовариантность общественного развития

1

альтернативно-проектное моделирование

модель развития событий

3-4

Типология обществ

2

практикум, работа с документами

заполнение

таблицы

5

Глобальные проблемы человечества

1

практикум, работа с документами и СМИ, выполнение заданий блока С ЕГЭ

выполнение

интеллект-карты, выполнение заданий ЕГЭ

6

Социальные институты

1

лекция, практикум, дискуссия

конспект, правильное решение задания, формулирование собственной позиции

Человек

2 ч.

7

Социализация индивида

1

лекция, дискуссия, решение проблемных заданий, написание эссе

конспект, составление опорных схем, правильное решений заданий

8

Свобода и ответственность личности

1

работа с документами, написание эссе, выполнение творческих заданий, элементы дискуссии

правильное выполнение письменных заданий, опыт публичной защиты

Познание

2 ч.

9

Истина и ее критерии. Относительность истины

1

работа с документами, решение тестов ЕГЭ

правильное выполнение заданий

10

Научное познание. Формы научного познания

1

практикум, работа с документами, выполнение

интеллект-карты

правильное выполнение заданий

Духовная жизнь общества

5 ч.

11

Культура и духовная жизнь

1

работа с документами, выполнение заданий ЕГЭ

тезисы темы;

написание эссе

12

Роль СМИ в современном обществе

1

просмотр видеофильма, дискуссия, элементы деловой игры «Я - журналист»

опыт публичной защиты, графическое изображение изученного материала

13

Наука и ее роль в обществе

1

лекция, работа с документами

конспект

14

Роль религии в жизни общества

1

просмотр видеофильма, дискуссия

формирование собственной позиции, опыт публичной защиты

15

Тенденции духовной жизни современной России

1

дискуссия с элементами моделирования

составление интеллект-карты

Экономика

6 ч.

16

Экономика потребителя и производителя

1

решение проблемных заданий, дискуссия

правильное выполнение заданий

17

Роль государства в экономике

1

лекция, работа с документами, решение заданий ЕГЭ

конспект, правильное выполнение заданий

18

Ценные бумаги

1

практикум

правильное выполнение заданий

19

Деньги и денежная система государства

1

лекция, составление опорных схем, решение заданий

конспект, правильно выполненные схемы и задания

20

Регулирование спроса и предложения

1

практикум

опорные схемы и графики

21

Рынок труда (зарплата, стимулирование труда, безработица)

1

решение познавательных задач, дискуссия

правильное решение задач, формирование собственного мнения

Социальные отношения

4 ч.

22

Социальные группы, их классификация

1

практикум

заполнение таблиц, схем

23

Неравенство и социальная стратификация

1

лекция, работа с документами, выполнение заданий ЕГЭ

написание эссе

24

Социальный конфликт и пути его разрешения

1

деловая игра

защита собственного мнения, опыт публичной защиты и работы в группе

25

Проблемы межнациональных отношений и политики современных государств

1

работа с документами, решение заданий ЕГЭ

правильно выполненные задания, опорная схема темы

Политика

3 ч.

26

Власть, ее происхождение и виды

1

лекция, работа с документами, дискуссия

конспект

27

Политическая система государства

1

лекция, решение заданий ЕГЭ

правильно решенные задания, опорная схема

28

Политические партии и движения. Становление многопартийности в России

1

семинар

опыт публичной

защиты

Право

3 ч.

29

Международная защита прав человека в условиях мирного и военного  времени

1

работа с документами, дискуссия

опорная схема, опыт публичной защиты

30

Международный механизм защиты прав человека в современном мире

1

деловая игра

«Судебное заседание»

опыт групповой работы, опыт публичной защиты

31

Конституция РФ

1

практикум

правильное выполнение заданий

31-32

Подготовка творческой работы

1

сбор информации, её анализ, систематизация, оформление творческой работы

формирование авторского замысла, варианта оформления и способа защиты творческой работы

33-34

Защита творческой работы

2

семинар

опыт публичной защиты и критической оценки

Итого:

34 ч.

Литература для учителя и учащихся

учебники:

  1. Обществознание: учеб. для учащихся 10 кл. общеобразоват. учреждений: базовый уровень /Л.Н.Боголюбов, Ю.И.Аверьянов, Н.И.Городецкая и др. – 4 (5)-е изд. – М.: Просвещение, 2017.
  2. Экономика: базовый курс: Учебник для 10-11 классов общеобразоват. учреждений. – М.: Вита-Пресс, 2007-2010.
  3. Обществознание. Глобальный мир в XXI в. 11 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений /Л.Н.Поляков и др. – М.: Просвещение, 2019.

пособия:

  1. Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ /П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С.В. Шевченко; под ред. П.А. Баранова. — М.: ACT : Астрель, 2019.
  2. Бабленкова  И.И.  Обществознание: весь курс: для выпускников и абитуриентов. – М.: Эксмо, 2009.

методические пособия для учителя:

  1. Обществознание. Глобальный мир в ХХ1 в.: Книга для учителя /под ред. Л.В.Полякова. -М.: Просвещение, 2019.
  2. Международное-гуманитарное право: учебно-методические материалы к курсам права и обществознания. – М.: ФРИИ МП ФЗ, 2017.

пособия для учащихся:

  1. Махоткин А.В.  Обществознание в схемах и таблицах. – М.: Эксмо, 2017.
  2. Головистикова А.Н. Правоведение в схемах и таблицах. – М.: Эксмо, 2017.
  3. ЕГЭ-2019. Обществознание. Федеральный банк экзаменационных материалов / Сост. Е.Л.Рутковская и др. – М.: Эксмо, 2018,2019
  4. задания ЕГЭ. Обществознание. – М.: ФИПИ.

 Интернет - ресурсы

1.http://www.mon.ru.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ

2.http://www.fipi.ru –  портал федерального института педагогических измерений

3.http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный портал

4.http://www.elibrary.ru/defaultx.asp – научная электронная библиотека

5.http://www.standart.edu.ru – государственные образовательные стандарты второго поколения                                                                      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса "Актуальные вопросы современного обществознания"

программа для подготовки к ЕГЭ учащихся 11- х классов...

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МЕНЕДЖМЕНТА

В данной статье автором рассматриваются такие понятия как менеджмент, образовательный менеджмент и менеджмент-образование. Автор отмечает, что отличительными чертами современного Российского образован...

программа элективного курса "Актуальные вопросы изучения обществознания"

программа спец.курса по обществознанию "Актуальные вопросы изучения обществознания" 11 класс...

Рабочая программа элективного курса по обществознанию: «Актуальные вопросы изучения обществознания» для учащихся 11 класса

Программа элективного курса предназначена для учащихся 11 классов различных профилей, изучающим обществознание на базовом уровне, и рассчитана на 34 часа.Вид элективного курса – предметный.Реали...

Рабочая программа элективного курса по обществознанию: «Актуальные вопросы изучения обществознания» для учащихся 10 класса

Программа элективного курса предназначена для учащихся 10 классов различных профилей, изучающим обществознание на базовом уровне, и рассчитана на 34 часов.Вид элективного курса — предметный.Экза...

Методическая разработка современного урока с использованием инновационных средств обучения на тему «Актуальные вопросы современной энергетики» Тип урока: урок-конференция.

Профессиональное видение современного учителя не должно ограничиваться рамками учебного курса. Физика обладает большими возможностями по воспитанию информационной культуры учащихся развитию их коммуни...