Презентация "Софья Ковалевская -царица математики"
методическая разработка по алгебре (8 класс) на тему

Презентация " Биография великой женщины математика"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Какими были великие ученые? В какое время они жили? Как к ним относились современники? Когда и как увлеклись наукой? Какие открытия совершили? Ответы на эти и другие вопросы, связанные с их жизнью и творчеством , вы сможете получить сегодня на нашем мероприятии не в готовом виде, а в результате выполнения заданий.

Слайд 2

1 . Назовите имя первой русской женщины – математика, члена корреспондента Санкт – Петербургской Академии наук, профессора Стокгольмского университета, литература и публициста? Ее жизнь – это увлекательная история о девушке, полюбившей свободу и математику , история о женщине проложившей дорогу в науку женщинам России и Европы.

Слайд 3

Выберите ее имя из четырех имен известных женщин, каждому из которых соответствует набор из единиц и нулей. Правильному ответу на вопрос соответствует набор, имеющий некоторое отличительное свойство по сравнению с тремя другими наборами. Угадайте это свойства и назовите имя профессора Стокгольмского университета. Ада Августа Лавлейс – 11001 Софи Жермен – 10101 Екатерина Дашкова – 01110 Софья Ковалевская – 10111

Слайд 4

Софья Ковалевская – царица математики Она прожила короткую, но яркую жизнь. Много ей довелось пережить: научную славу и литературное признание, сомнение и неуверенность, недовольство собой и одиночество.

Слайд 5

Я чувствую, что предназначена служить истине – науке, и прокладывать новый путь женщинам, потому что это значит служить справедливости. С. Ковалевская

Слайд 6

Справка : Ада Августа Лавлейс, дочь Байрона – первая программистка , сотрудничала с изобретателем вычислительных машин Ч. Бэбиджем, в честь ее один из языков программирования назван «Ада» Софи Жермен в 1808 году получила Наполеоновскую премию парижской Академии наук за исследования по теории упругости. Екатерина Романовна Дашкова – русская княгиня, директор Санкт – Петербургской Академии наук.

Слайд 7

В каком году родилась С.В. Ковалевская? Год рождения Софьи Васильевны записан в таблице и является годом, которые нарушает общее свойство, присущее двум другим годам. Угадайте этот год. 1849г 1850г 1853г

Слайд 8

Справка: отец С. В. Генерал – лейтенант артиллерии Василий Васильевич Корвин – Круковский вышел в отставку и уехал с семьей из Москвы в свое родовое поместье, которое находилось на границе с Литвой. Сейчас – это Псковская земля. Красота имения была необычной: вокруг его на сотни километров простирались леса, богатые ягодами, грибами, зайцами, птицами и барсуками. Большой господский дом стоял на пригорке. Два флигеля, трехъярусная башня, увенчанная шпилем, балконы, фонари, веранды украшали дом. С одной стороны к усадьбе примыкал матовый бор, с другой – дубовая роща, дом был окружен садом с беседками, утопающими в сирени и жасмине, а с северной стороны зарастал травами большой пруд.

Слайд 9

Знаете ли вы название имения Круковских? Оно записано в таблице Число, записанное под названием имении Круковских равно количеству верных высказываний среди следующих. Против большего угла в Δ лежит большая сторона Если длины сторон равны Δ sin π /6 , sin π /3 , sin π /2 , то треугольник прямоугольный Не существует треугольник со сторонами 2, 3, 11 Сумма углов треугольника равна 180° Карелино Ливоново Палибино Марьино 3 2 4 1

Слайд 10

До 5 дет Соня вместе с родителями жила в Москве, а с 1855 по 1858 г. - в Калуге, куда отца перевели по делам службы. В 1858 г. В.В. Корвин-Круковский был произведен в генерал-лейтенанты, оставил службу и переехал вместе с семьей на постоянное жительство в свое имение Палибино, Невельского уезда, Витебской губернии. Здесь прошли детские и юношеские годы будущего великого математика.

Слайд 11

Известно, что мать Сони, Елизавета Федоровна, была внучкой петербургского академика, астронома Федора Ивановича и дочерью почетного академика Федора Федоровича….. Для этого надо решить следующие задачи. Номер задачи соответствует месту буквы в слове, ответ задачи соответствует букве. Восстановите фамилию предка и деда Софьи Ковалевской по материнской линии. Колесо имеет 10 спиц. Сколько промежутков между спицами? Сколько детей в семье, если в семье 6 братьев и у каждого брата по сестре? Чему равна сумма корней квадратного трехчлена х 2 – 8х + 7 ? Крышка стола имеет четыре угла. Один из них опилили. Сколько углов стало у крышки? Найдите в произведение 1 ∙2 ∙ 3 ∙ 4 ∙ 5 ∙ 6 последнюю цифру. Чему равно значение выражения sin 2 α +СО Ѕ 2 α ? Б Е Р Т У Ш 8 5 0 1 7 10

Слайд 12

Первые уроки математики Соня и ее старшая сестра Анна получили в семье. Для воспитания и обучения сестер был приглашен домашний учитель Иосиф Игнатович – сын мелкопоместного шляхтича Витебской губернии, который после окончания шестиклассного училища посвятил себя учительству, обучая детей помещиков. Назовите фамилию первого учителя сестер Крюковских? Эта фамилия записана в таблице: Решите уравнение √х = 12. Вы видите, что каждой фамилии соответствует числа. Фамилия учителя Ковалевских корень этого уравнения. Малевич Булевич Рашевский 144 12 10

Слайд 13

Справка: Это был талантливый педагог. К своему труду относился с увлечением, любил детей и к каждому из них находил особый подход. Он был убежден в том, что обязанностью домашнего учителя является воспитания трудолюбия, развитие познавательных способностей детей. Он считал, что русский язык – важнейший из предметов, ибо занятие русским языком развивает мышлении и дар речи. Соня писала под диктовку учителя, излагала самостоятельно устно и письменно свои мысли, училась декламировать, читала произведение русских авторов, статьи критиков. До десяти с половиной лет Соня изучала арифметику. Впоследствии она считала, что именно изучение арифметики дало ей основу математических знаний. На уроках истории учитель и ученицы читали открытки из трудов Карамзина, Соловьева, журнальные статьи. Играя в «путешествия», Соня знакомилась с окружающей природой. Ее интересовало все – маленькие ручейки и большие озера, земля в цветнике или в саду ,булыжники и драгоценные камни, домашние животные и дикие звери. «Путешествия» с учителем, Соня побывала в «европейских столицах, посетила и осмотрела музеи, библиотеки, ученые общества, университетские лекции» - все о чем Малевич рассказывал, он все видел и пережил сам. С первых уроков Малевич увидел в Соне очень внимательную и трудолюбивую ученицу.

Слайд 14

Весьма любопытно произошло первое знакомство Сони с высшей математикой. Случилось так, что стены в детской комнате в имении отца были оклеены лекциями по математическому анализу знаменитого математика. Как пишет Ковалевская, «от долгого ежедневного созерцания внешний вид многих формул так и врезалась в моей памяти». Через много лет преподаватель по математическому анализу удивлялся: «как скоро она усвоила понятия производной, точно она их наперед знала».

Слайд 15

Назовите знаменитого русского ученого – математика, у которого Софья Ковалевская слушала лекции по математическому анализу. Каждому ученому соответствует уравнения П. Л. Чебышев х 2 – 4 = 0 В.Л. Буняковский 3х – 36 = 0 О.И. Сомов х 3 – 27 = 0 М.В. Остроградский х 2 – 2х + 1 = 0 А.Н. Коркин х (х – 5) = 0 Фамилия лектора соответствует то уравнение корнем которого является число 1.

Слайд 16

Зимой Соня вместе со старшей сестрой ездила в Петербург, где брала уроки у знаменательного педагога и исключительно одаренного математика. Выберите имя петербургского учителя Софьи из трех имен русских математиков XIX века, записанных в таблице Ответом является та фамилия которому соответствует, неравенство, верное при всех значениях переменной (- ∞;+∞) М.В. Остроградский В.Л. Бунявский А.Н.Страннолюбский х 2 + 1 < 0 х 2 +1 ≥ 0 х 2 + 1 > 0

Слайд 17

Справка: Александр Николаевич Страннолюбский родился на Камчатке в семье начальника области. Окончил Петербургский Морской кадетский корпус. Он мог бы сделать блестящую карьеру но судьба распорядилась так, что он стал учителем в бесплатной школе на Васильевском острове. После закрытия школы А. Н. поступил в Морскую академию. Всю своего жизнь Страннолюбский отдавал силы знания, любовь и время преподаванию в различных Женских курсах в кружках. 14 лет он был бессменным секретарем комитета, доставлявшего средства высшим женским курсом. Не имел возможности получить высшее образовании в России. С.В. выходит замуж за молодого ученого – биолога Владимира Онуфриевичем Ковалевского и выезжает в Германию. В те годы женщин не допускали в университет, особенно на математический факультет. С.В. была настолько настойчива и целеустремленна, что добилась того, чтобы один из крупнейших математиков XIX столетия проэкзаменовал ее на право быть его ученицей.

Слайд 18

Знаете ли вы имя знаменитого немецкого математика, главы Берлинской математической школы, ставшего научным руководителем С.В.? Найдите наименьшие значение функции У= |СО S (5х) |+3 Давид Гильберт Карл Вейерштрассе Феликс Клейн 2 3 0

Слайд 19

Карл Вейерштрассе По настоянию отца К. Вейерштрассе 4 года изучал в Бонии юридические науки, а затем оставил их, на 2 года перешел в Мюнстерскую академию и занялся математикой у профессора Гудермана ученика знаменитого Карла Якоби. 14 лет Вейерштрассе был учителем гимназии в Мюнстере и других городах Германии, по 30 часов в неделю отдавал урокам физики, математики, химии, естествознании и даже гимнастики и невзирая на такой многочасовой труд, продолжал изучать математику выбирал самые трудные ее разделы. Имя К. Вейерштрасса стало известно в научных кругах Германии, и его пригласили на должность профессора в Берлинский университет, а затем избрали членом Берлинской академии наук.

Слайд 20

Женщин в Берлинский университет не допускали. Сам К. Вейерштрассе считал, что в университете, особенно на математическом факультете женщинам учиться нельзя. Ковалевская была настолько настойчива, что она добилась того, чтобы К. Вейерштрасс проэкзаменовал ее на право быть его частной ученицей. К. Вейерштрасс не верил в математические способности женщин и поэтому, чтобы освободиться от назойливой посетительницы, предложил ей для проверки знаний труднейшие задачи и пригласил ее прийти через неделю. Профессор был убежден в том, что иностранка больше не появиться , так как задания его вряд ли будет выполнено. Каково же было его удивление, когда через неделю С.В. посетила кабинет ученого и сообщила, что задачи решены. К. Вейерштрасс согласился давать способной ученице частные уроки. Он был доволен ученицей, говорил о ее значительных математических успехах, называл ее замечательной женщиной. В Берлине С. Ковалевская прошла школу и начала писать работы в которых исследовали важнейшие математические вопросы.

Слайд 21

В какой период времени С.В. Ковалевской была написана работа «К теории дифференциальных уравнений в частных производных»? В таблице записаны возможные временные промежутки Сколько корней имеет уравнение (х 2 -1 )(|х|-3)=0 1872 – 1873 1873 – 1874 1874 - 1875 2 4 3

Слайд 22

Справка: Работа Ковалевской вызвала восхищение ученых в Парижской Академии наук установили, что аналогичное сочинение, по боли частного характера еще ранее Ковалевской написал знаменитый ученый Огюстен Коши. Теорему, которую доказала С.В.К. стали называть « теоремой Коши Ковалевской». Они вошли во все курсы математического анализа. В своем исследовании С.В. придала теореме более совершенную по точности, строгости форму, чем это было сделано у Коши. Кончились для Софьи недолгие ученические годы. Перед ее отъездом на родину К. Вейерштрасс написал в Геттингенский университет прошение о присуждении Ковалевской докторской степени без защиты диссертации. По ходатайству К. Вейерштрасса в Геттингенский университет С.В. Ковалевской заочно была присуждена ученая степень доктора философии с «наивысшей похвалой».

Слайд 23

В каком году С. В. была присуждена ученая степень доктора философии? значение функции у =( Sin π /2х)/ ( Con π /2х ) при х = 2 соответствует этому году. 1874 1875 1876 1 √ 3/2 π /4

Слайд 24

Справка: В24 года «с докторским дипломат в кармане» С.В. Ковалевской приехала в С. Петербург. По существующим в России законам женщина имела право преподавать только арифметику в младших классах гимназии. Личная и научная жизнь Ковалевской в этот период сложилась так, что ей пришлось отойти от занятий математики. В это время началась ее литературная деятельность: она начала писать стихи, романы, рассказы, статьи. Сама Софья писала, что она всю жизнь не могла решить «к чему у нее больше склонность – к математике или литературе». Русские ученые оказали моральную поддержку С.В.. ей было предложено выступить на VI съезде русских естествоиспытателей и врачей, на котором она прочла доклад «О приведение абелевых интегралов третьего ранга к эллиптическим». С.В. Ковалевская чтением своего доклада «произвела впечатление» и заслужила одобрения ученых – математиков.

Слайд 25

Кто из ученых пригласил Ковалевскую на съезд? Решите неравенства |х-4|≤ 0 и вы узнаете кто пригласил К. на съезд Лобачевский Чебышев Менделеев х > 4 , х < 4 Х=4 (-4;4) х 2

Слайд 26

В царской России для первой женщины – математика не нашлось университетской кафедры. С.В.К. вынуждена была принять предложение занять кафедру в одном из университетов за границей. Знаете ли вы в каком университете С.В. согласилась заведовать кафедрой и читать лекции? Вычислите ( √ х 2 / |х|)+7 Берлинский Стокгольмский Парижский 0; 2 2 8

Слайд 27

В каком году С.В.К. за свою работу получила премию? Сколько букв в имени математика ,автора теоремы «Параллельные прямые, пересекающие две данные прямые и отсекающие на одной прямой равные отрезки, отсекают равные отрезки и на другой прямой » 1886 1889 1890 5 7 6

Слайд 28

Справка: С.В.К. стала знаменитостью. Она все чаще и чаще стала думать и хлопотать о возвращении в России для научной работы в качестве члена Академии наук. Ковалевская, эта исключительная женщина, душой и сердцем принадлежала России, которою она беззаветно любила. О возвращении Ковалевской в Россию хлопотали ее друзья Петербургской академию наук, по настоянию Чебышева приняла постановления о присуждении женщинам академических званий. Звание члена – корреспондента Академии наук не давало ей возможности вернувши в Россию. Пример С.В. Ковалевской первой русской женщины, посвятившей себя науке подействовал на других передовых женщин, которым С.В. очень помогла в их стремлении получить высшее образование и приносить пользу своему народу. Назовем имена этих женщин: Ю.Л. Лермонтова которая одновременно с Ковалевской получила степень доктора за свои работы по химии. А.М. Евреинова – первая женщина – юрист России. Е.Ф. Литвинова получила степень доктора математики и лингвистки.

Слайд 29

В каком году умерла С.В. Ковалевская? С.В.К. умерла внезапно в Швеции не испытав радость возвращения на родину. Правильному ответу соответствует решение неравенства х 2 - 9 ≥ 0 1890 1891 1892 -3 < х < 3 Х <-3, х = -3 , Х≥3 [-3 ; 3]

Слайд 30

Скончалась С.В.Ковалевская 10 февраля 1891 г. в Стокгольме от воспаления легких. Прощаясь С Ковалевской ,Фриц Леффлер написал стихотворения Душа из пламени и дум! Пристал ли твой корабль воздушный К стране, куда парил твой ум, Призыву истины послушный? Прощай ! Тебя мы свято чтим. Твой прах в могиле оставляя. Пусть шведская земля над ним Лежит легко ,не подавляя.. Прощай !Со славою твоей Ты. Навсегда расставшись нами Жить будешь в памяти людей С другими славными умами Покуда чудный звездный свет С небес на землю будет литься, Кольцо Сатурна не затмится



Предварительный просмотр:

МБОУ «Старо - Матакская  средняя общеобразовательная школа»

Алькеевского муниципального района  РТ

Разработка  урока

по теме :

         

                                

                                                                                 Учительницы математики

                                                                            I квалификационной категории                                                                                                                         Советниковой Нины Николаевны.

                                                                                                                     

Тема урока: «Как построить график функции у=f(x+n)+m если известен график функции

 у=f(х) »

Тип урока: Усвоение новых знаний.

Цели урока:

Образовательные:

  1. развитие графической культуры и математической речи
  2. закрепить навыки построения графиков функций путем преобразования;
  3. изучение алгоритма построения графиков функций у=f(x +n)+m ;

Развивающие:

  1. развитие познавательного интереса;
  2. развитие логического мышления, речи и внимания;

Воспитательные:

  1. воспитание трудолюбия;
  2. привитие учащимся самостоятельности в работе.
  3. Воспитывать умение слушать, анализировать, соблюдать единые требования к оформлению решений.

Оборудование урока: компьютеры с операционной системой Windows 2000 и пакетом программ Microsoft Office.

План урока:

  1. Организационный момент – 1 мин.
  2. Математическая викторина – 4 мин.
  3. Актуализация знаний-2 мин.
  4. Объяснение нового материала – 15 мин.
  5. Закрепление нового материала – 20 мин.
  6. Подведение итогов урока – 2 мин.
  7. Домашнее задание – 1 мин.

Ход урока.

1.Организационный момент.

 Вы, конечно, помните о великом древнегреческом ученом Архимеде, который по преданию первым воскликнул «Эврика!», «Нашел!» - в упоенье кричал Архимед, определив правильное решение. И я сегодня хотела, чтобы каждый из вас смог в конце урока также воскликнуть «Эврика!» - «Нашел!», нашел то, что еще не знал, узнал то, что еще не познал, познал то, что сможет ему пригодиться в жизни.

 2.Математическая викторина. (Ученики дают  оценку «Да» или «нет»: )

  1. Графиком функции у=4х+3 является парабола. (нет)
  2. (0; -2)- координаты вершины параболы у = х2- 2 (Да)
  3. Прямая х= 0- ось симметрии параболы у = 2х2. (Да)
  4. Функция у= 3х2 возрастает на множестве всех действительных чисел. (Нет)
  5. Ветви параболы у= -2х2+4 направлены вниз. (Да)
  6. У функции у=5х2 есть наибольшее значение, но нет наименьшего. (Нет)
  7. Точка В(300;-200) принадлежит графику функции у=3х- 500. (Нет)

3.Актулизация знаний.

1.Что является графиком функции у = -3.(прямая параллельная оси ОХ)

2. Что является графиком функции х = 2. (прямая параллельная оси ОУ)

3. Вспомни алгоритм построения графиков функций у = f(x+n),  у = f(x) + m, если известен график функции

 у= f (x). (Сдвинув график функции  у= f (x)  , на n единиц масштаба  вправо если n<0 ,и влево, если n>0, вдоль оси ОХ) , (Сдвинув график функции у= f (x)  , на n единицы вниз ,если  n<0 , и вверх если n>0, вдоль оси ОХ)

4.Как из графика функции у = x2, получить график функции у =( x-2)2, у = x2+4

(Сдвинув параболу у = х2, на 2 единицы вправо, вдоль оси ОХ) (Сдвинув параболу у = х2, на 4 единицы вверх, вдоль оси ОУ)

4. Изучение нового материала

График функции y = f(x+n) + m можно получить из графика функции y = f(x) последовательно выполняя преобразования, которые мы выполняли на предыдущих уроках .

Пример 1. Построить график функции у = (х - 2)2 - 3.

Решение. Выполним построение данного графика по этапам.

Первый способ: построения графика функции у = (х - 2)2 - 3

1 этап. Построим график функции у = х2 (пунктирная линия).

2 этап. Сдвинув параболу у = х2, на 2 единицы вправо, получим график функции у = (х - 2)2 (сплошная чёрная линия).

3 этап. Сдвинув параболу у=(х - 2)2 на 3 единицы вниз, получим график функции у=(х - 2)2 - 3 (сплошная цветная линия).

- Французскому философу и мыслителю Вольтеру принадлежит загадка: «Что самое быстрое, но и самое медленное, самое большое, но и самое маленькое, самое продолжительное и короткое, самое дорогое, но и дешево ценимое нами?»

- Да, это время. И мы должны беречь время. Мы должны собирать информацию и учиться ею пользоваться и применять ее. И тогда вы непременно добьётесь  экономии времени, чтобы использовать ее для изучение

чего то другого

Вот поэтому мне, такое решение не очень нравится, хотя оно абсолютно правильное.
"Зачем мне строить три графика, когда я могу обойтись построением только одного?"
Ведь фактически графиком функции у=(х - 2)
2 - 3 является та же парабола, что служила графиком функции

 у = х2,
только вершина параболы переместилась из начала координат в точку (2; -3).

Второй способ построения графика функции у = (х - 2)2 - 3
1 этап. Построим (пунктиром) прямые  х = 2 и у = - 3. Получили вспомогательную систему координат.
2 этап. В этой вспомогательной системе координат строим параболу у = х
2 и получим в итоге требуемый график.

 В таких случаях говорят: «Привяжем функцию у = х2 к новой системе координат»)

       


Итак, мы получили два алгоритма построения графика функции y = f(x+n) + m

Пользуйтесь на практике тем алгоритмом, который вам более понятен.  

Алгоритм 1. (построение графика функции y = f(x+n) + m )

1. Построить график функции у = f(x).

2. Осуществить параллельный перенос графика у = f(x) вдоль оси х на |n| единиц масштаба влево, если n>0, и вправо, если n<0.

3. Осуществить параллельный перенос полученного на втором шаге графика вдоль оси у на |m| единиц масштаба вверх, если m>0, и вниз, если m<0.

Алгоритм 2.

1. Перейти к вспомогательной системе координат, проведя (пунктиром)  вспомогательные прямые x = - n

 и y = m, т.е. выбрав в качестве начала новой системы координат точку ( -n; m ).

2. К новой системе координат привязать график функции у = f(x).


Физкультминутка. 

у=5х2,      у=-х2,  у=-3х2, у=(х-3)2, у=(х-4), у=2(х+1)2, у=5х2 +5, у=-х2-3

Встаньте:

    - если ветви направлены вверх – поднимите  руки вверх, затем опустите;

    - если ветви направлены вниз – сядьте, затем  встаньте;

    У=|x+5|, у=(х-3)2, у=k/(х-4), у=2(х+1)2, у=5х2 +5, у=-х2-3, У=|x|+2, У=|x-6|, у=7х2-3

   - если график функции сдвинут вдоль оси ОХ - повернуть голову в соответственную сторону.

    - если график функции сдвинут вдоль оси ОУ - поднять (опустить) голову в соответственную сторону;  

5.Закрепление нового материала.

                                                           №21.7в

Пользуйтесь на практике тем алгоритмом, который вам больше нравится (или более понятен).
в)у=-(х-4)
2 +3

Алгоритм построение графика функции:

1.Строим график функции у=х2(пунктирная линия)

2. Строим график функции у=-х2(красная)

3. Осуществим  параллельный перенос графика  у=-х2 вдоль оси х на 4 единиц масштаба вправо.(черная)

4. Осуществим параллельный перенос полученного на втором шаге графика вдоль оси у на 3 единице масштаба  вверх.

На данном слайде показано построение графика  у=-(х-4)2 +3

Первый способ:


Второй способ:

1.  Проведем  вспомогательные прямые x = 4

 и y = 3,  выберем в качестве начала новой системы координат точку ( 4; 3 ).

2. К новой системе координат привязать график функции у=х2.

Используя график функции, ответьте на вопросы:

1.Найдите наименьшее и наибольшее значение на отрезке [2;5].   (у наим=-1,   унаиб=3)

2.Найдите значения аргумента, при которых  у=0,  у>0,  у<0.( у=0, при х=2,3и х=5,7;  у>0, х Є(2,3;5,7)  у<0,

 Х Є(-∞;2,3) ; (5,7;∞).

3.Определите промежутки возрастания и убывания: (-∞;4)- функция возрастает ; (4;∞)- функция убывает.

№21.9 в   Постройте график функции  у=   .

Алгоритм построение графика функции:

1.Строим график функции у =.(пунктирная линия)

2. Осуществим  параллельный перенос графика  у =. вдоль оси х на 4 единиц масштаба влево.(черная)

3. Осуществим параллельный перенос полученного на втором шаге графика вдоль оси у на 1единиц масштаба  вниз.

На данном слайде показано построение графика  у=  

Второй способ:

1.  Проведем  вспомогательные прямые x = - 4

 и y = -1,  выберем в качестве начала новой системы координат точку ( -4; -1 ).

2. К новой системе координат привязать график функции у = .

Используя график функции, ответьте на вопросы:

1.Найдите наименьшее и наибольшее значение на отрезке [-2;0].   (у наим=-0,75,   унаиб=-0,5)

2.Найдите значения аргумента, при которых  у=0,  у>0,  у<0.( у=0, при х=-3;  у>0, х Є(-4;-3)  у<0,

 Х Є(-∞;-4) ; (-3;∞).

3.Определите промежутки возрастания и убывания: (-∞;-4) ; (4;∞)- функция убывает.

4.Напишите уравнения асимптот гиперболы.( х=-4,  у=-1)

Подведение итогов урока:

Что мы  узнали   сегодня на уроки.

- Как  построить график функции у=f(x +n)+m, если известен график функции  у=f(x).
- Описали свойства этих функций.

Сформулируйте алгоритм построение график функции у=f(x +n)+m, если известен график функции  у=f(x).

(Алгоритм 1. (построение графика функции y = f(x+n) + m )

1. Построить график функции у = f(x).

2. Осуществить параллельный перенос графика у = f(x) вдоль оси х на |n| единиц масштаба влево, если n>0, и вправо, если n<0.

3. Осуществить параллельный перенос полученного на втором шаге графика вдоль оси у на |m| единиц масштаба вверх, если m>0, и вниз, если m<0.

Алгоритм 2.

1. Перейти к вспомогательной системе координат, проведя (пунктиром) вспомогательные прямые x = - n

 и y = m, т.е. выбрав в качестве начала новой системы координат точку ( -n; m ).

2. К новой системе координат привязать график функции у = f(x).)

7. Домашние задание:

№ 21.10в,г,  №21.15 постройте график функции пользуясь на практике тем алгоритмом, который вам больше нравится и опишите свойства данных функций.

Литература:

1. учебник А.Г. Мордковича  «Алгебра и начала анализа 10-11» Мнемозина Москва 2009 год.

2. Интернет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие «Выбор наследника царицы Математики»

Цели предметной недели: • формирование положительной предметной учебной мотивации; • развитие самостоятельности, творческого и пространственного воображения, логического мышления, памяти, сообразитель...

Конспект занятия по математике по теме: Квест-игра "Как мы спасали Царя и Царицу математики"

Данный конспект занятия педагог предлагает использование современных информационно-коммуникативных, игровых, здоровьесберегающих технологий. Использование элементов квест-игры для повторения пройденно...

Математический вечер по теме "Софья Васильевна Ковалевская – женщина математик!"

Математический вечер по теме "Софья Васильевна Ковалевская – женщина математик!"...

Внеклассное мероприятие по математике 5 класс "Три богатыря и царица Математика"

Внеклассное мероприятие, в рамках проведения недели математики. Участники: игроки - обучающиеся 5-х классов; костюмированные ведущие- обучающиеся 8 класса. Инсценированная игра - викторина основана на...

Проект по математике "Софья Васильевна Ковалевская - царица математики"

Проект по математике "Софья Васильевна Ковалевская - царица математики"...