Особенности учебников С. М. Никольского 5-11 кл.
методическая разработка по алгебре на тему

Методическая разработка

 

ТЕМА:Особенности учебников С. М. Никольского 5-11 кл.

 

 

                            Разработала: преподаватель математики  Удодова  Л. В.

 

Дата разработки : 23 января 2010 г.

 

Завершённой линией учебников для 5-11 классов является линия учебников серии «МГУ- школе» С. М. Никольского и другие.

Учебники «Арифметика 5-6» отличаются большим вниманием к последовательности и обоснованности изложения материала, естественное развитие линии числа: сначала обыкновенные дроби, потом десятичные. Идея знака числа объясняется сначала на целых числах.

Здесь возрождается традиционное для российских учебников отношение к решению текстовых задач, работа с которыми может существенно помочь развитию мышления и речи учащихся. Задачи сначала решаются арифметическим способом.

С первых учебников авторы внимательно относятся к вопросу «Почему?», создавая условия для осознанного усвоения материала школьниками. Тем самым они закладывают в свои учебники возможность обучения на повышенном уровне.

В учебниках есть ещё одна очень важная идея- это идея формирования понятия числа как длины отрезка, а точнее, как координаты произвольной точки прямой. В этом, втором смысле понятие «число» объединяет в себе положительные и отрицательные числа.

Назвав учебник «Арифметика», авторы уделяют достаточно внимания алгебраическому и геометрическому материалу, который принято изучать в 5-6 классах. Но этот материал расположен так, чтобы не мешать развитию арифметических идей. В учебнике употребляются буквы, но очень осторожно- только тогда, когда кажется, что буквы легче проясняют вопрос, чем пример с числами. В большей части рассуждений доказательства ведутся на характерных числовых примерах, в которых при замене чисел буквами можно получить общее доказательство. Всё же примеров, когда можно использовать буквы, достаточно много, и, таким образом, учебники вносят определённый алгебраический элемент в образование учащихся. Для решения задач чаще всего используются арифметические способы, применение уравнений к решению задач отнесено в 6 класс.

Программным геометрическим вопросам отведена глава II в «Арифметике, 5».

В учебниках имеются нестандартные развивающие задачи, старинные задачи.

Целью изучения первой главы должно быть осмысленное и достаточно уверенное владение четырьмя арифметическими действиями над натуральными числами.

Целью изучения второй главы является систематизация необходимых сведений по геометрии и измерению величин, формирование первых понятий о числе как о длине отрезка и об изображении чисел на координатном луче.

Третья глава посвящена вопросам делимости натуральных чисел. Цель   главы-    формирование   у   учащихся   умения   проводить   простые доказательные   рассуждения   и   подготовка   их   к   работе    с   дробями: сокращению   числителя   и   знаменателя   дроби   на   общий   множитель, экономному приведению дробей к общему знаменателю.

В последней, четвёртой главе учебника изучаются обыкновенные дроби в полном объёме, предусмотренном программой.

Цель главы- осознанное владение учащимися арифметическими действиями над обыкновенными дробями.

6класс

Глава I учебника посвящена важным прикладным вопросам: пропорциям и процентам.

Цель главы- восстановить навыки работы с натуральными и рациональными числами и усвоить новые понятия, связанные с пропорциями и процентами.

Глава II «Целые числа» выделена не случайно. Цель главы- научить учащихся работать со знаками, так как арифметические действия над их модулями- натуральными числами- уже хорошо усвоены.

Глава III посвящена изучению действий с рациональными числами. Цель главы- добиться осознанного владения школьниками арифметическими действиями над рациональными числами.

В главе IV с опорой на уже известные теоретические сведения излагается материал, связанный с десятичными дробями- сначала положительными, потом любого знака.

Цель главы- научить учащихся действиям с десятичными дробями и приближенным вычислениям.

Глава V посвящена связи между обыкновенными и десятичными дробями.

Вопрос об измерении длины отрезка является одним из главных в данной главе. Здесь показывается, что длина отрезка как раз и есть бесконечная десятичная дробь, что координатная прямая заполняется действительными числами полностью.

Цель главы- ввести действительные числа.

7класс

В результате изучения главы I учащиеся должны повторить действия с обыкновенными и десятичными дробями, с целыми числами, понять, что всем точкам координатной оси соответствуют числа и, наоборот, каждому числу соответствует точка координатной оси.

В результате изучения главы II «Алгебраические выражения» учащиеся должны научиться правильно делать выкладки с одночленами, многочленами, алгебраическими дробями и уметь упрощать несложные буквенные выражения.

Глава III посвящена изучению линейных уравнений и их систем. В результате изучения главы III учащиеся должны понять, что, применяя последовательно способ подстановки, они всегда решат систему линейных уравнений,    т.    е.    придут   либо   к   единственному   решению,   либо   к

бесконечному множеству решений, либо к противоречию, показывающему, что решений нет.

8класс

В результате изучения главы I учащиеся должны овладеть основными понятиями, связанными с функциями, научиться применять их к простейшим функциям, добиться вполне осознанного и активного овладения операциями над квадратными корнями.

В результате изучения главы II учащиеся должны научиться решать квадратные уравнения и сводящиеся к ним рациональные уравнения и уметь применять эти знания к решению текстовых задач.

В результате изучения главы III учащиеся должны научиться строить график любой линейной и квадратичной функций и твёрдо знать свойства этих функций.

В результате изучения главы IV учащиеся должны научиться решать системы рациональных уравнений и применять полученные знания для решения текстовых задач.

9класс

В результате изучения главы I учащиеся должны научиться решать линейные неравенства, неравенства второй степени с одним неизвестным, рациональные неравенства и системы таких неравенств.

В результате изучения главы II учащиеся должны изучить свойства функций у=хп (на примере п=2 и п=3) и их графики, свойства корня степени п, выработать умение преобразовывать выражения, содержащие корни степени п.

В результате изучения главы III учащиеся должны научиться решать задачи, связанные с арифметической и геометрической прогрессиями.

В результате изучения главы IV учащиеся должны освоить понятие синуса, косинуса, тангенса и котангенса произвольного угла, научиться решать связанные с ними вычислительные задачи и выполнять тождественные преобразования простейших тригонометрических выражений.

В результате изучения главы V учащиеся должны освоить понятия абсолютной и относительной погрешностей приближения, выработать умение выполнять оценку результатов вычислений.

10класс

Этот учебник двухуровневый. Учебник «Алгебра и начала анализа, 10» включает две главы:

I.                                      Корни, степени, логарифмы.

       2                                           Тригонометрические формулы. Тригонометрические функции

 

 

В результате изучения главы I учащиеся должны повторить способы решения рациональных уравнений, неравенств и их систем, освоить понятие корня степени п, степени с рациональным показателем, логарифма числа, научиться преобразовывать выражения, содержащие корни степени п и логарифмы, решать простейшие показательные и логарифмические уравнения и неравенства.

Изложение материала главы II опирается на определения и некоторые факты из геометрии, при этом все тригонометрические формулы доказываются.

В результате изучения главы II учащиеся должны освоить понятия синуса, косинуса, тангенса и котангенса угла (числа), научиться решать связанные с ними вычислительные задачи и выполнять тождественные преобразования тригонометрических выражений, научиться решать простейшие тригонометрические уравнения.

11 класс

Учебник «Алгебра и начала анализа, 11» включает две главы: I.       Функции. Производные. Интегралы. П.      Уравнения. Неравенства. Системы, дополнение: Комплексные числа, а также раздел: Задания для повторения.

Материал первой и второй глав можно изучать параллельно с начала учебного года, отводя на их изучение 2 ч. и 1 ч. в неделю соответственно (при 3 ч. в неделю).

Следует отметить, что во второй главе уравнения (и неравенства) классифицируются не по внешнему виду (иррациональные, тригонометрические и т. п.), а по способам их решения.

В главе II не используется понятие ОДЗ уравнения (неравенства), а для каждого способа решения (возведение уравнения (неравенства) в степень, потенцирование, применение некоторых формул и т. п.) применяются утверждения о равносильности, отыскивается множество М, на котором не только имеют смысл обе части уравнения (неравенства), но и применение этого способа решения приводит к равносильному уравнению (неравенству). То есть отыскивается только часть ОДЗ, которая нужна для нахождения решений уравнения (неравенства).

Дополнение охватывает вопросы программы по математике для классов с углублённым изучением математики. Задания для повторения содержат задачи конкурсных экзаменов в различные вузы страны.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

ТЕМА: Особенности учебников С. М. Никольского 5-11 кл.

        Разработала:      преподаватель математики          Удодова  Л. В.

        Дата разработки: 23 января 2010 года.



Предварительный просмотр:

Завершённой линией учебников для 5-11 классов является линия учебников серии «МГУ- школе» С. М. Никольского и другие.

Учебники «Арифметика 5-6» отличаются большим вниманием к последовательности и обоснованности изложения материала, естественное развитие линии числа: сначала обыкновенные дроби, потом десятичные. Идея знака числа объясняется сначала на целых числах.

Здесь возрождается традиционное для российских учебников отношение к решению текстовых задач, работа с которыми может существенно помочь развитию мышления и речи учащихся. Задачи сначала решаются арифметическим способом.

С первых учебников авторы внимательно относятся к вопросу «Почему?», создавая условия для осознанного усвоения материала школьниками. Тем самым они закладывают в свои учебники возможность обучения на повышенном уровне.

В учебниках есть ещё одна очень важная идея- это идея формирования понятия числа как длины отрезка, а точнее, как координаты произвольной точки прямой. В этом, втором смысле понятие «число» объединяет в себе положительные и отрицательные числа.

Назвав учебник «Арифметика», авторы уделяют достаточно внимания алгебраическому и геометрическому материалу, который принято изучать в 5-6 классах. Но этот материал расположен так, чтобы не мешать развитию арифметических идей. В учебнике употребляются буквы, но очень осторожно- только тогда, когда кажется, что буквы легче проясняют вопрос, чем пример с числами. В большей части рассуждений доказательства ведутся на характерных числовых примерах, в которых при замене чисел буквами можно получить общее доказательство. Всё же примеров, когда можно использовать буквы, достаточно много, и, таким образом, учебники вносят определённый алгебраический элемент в образование учащихся. Для решения задач чаще всего используются арифметические способы, применение уравнений к решению задач отнесено в 6 класс.

Программным геометрическим вопросам отведена глава II в «Арифметике, 5».

В учебниках имеются нестандартные развивающие задачи, старинные задачи.

Целью изучения первой главы должно быть осмысленное и достаточно уверенное владение четырьмя арифметическими действиями над натуральными числами.

Целью изучения второй главы является систематизация необходимых сведений по геометрии и измерению величин, формирование первых понятий о числе как о длине отрезка и об изображении чисел на координатном луче.

Третья глава посвящена вопросам делимости натуральных чисел. Цель   главы-    формирование   у   учащихся   умения   проводить   простые доказательные   рассуждения   и   подготовка   их   к   работе    с   дробями: сокращению   числителя   и   знаменателя   дроби   на   общий   множитель, экономному приведению дробей к общему знаменателю.



Предварительный просмотр:

В последней, четвёртой главе учебника изучаются обыкновенные дроби в полном объёме, предусмотренном программой.

Цель главы- осознанное владение учащимися арифметическими действиями над обыкновенными дробями.

6        класс

Глава I учебника посвящена важным прикладным вопросам: пропорциям и процентам.

Цель главы- восстановить навыки работы с натуральными и рациональными числами и усвоить новые понятия, связанные с пропорциями и процентами.

Глава II «Целые числа» выделена не случайно. Цель главы- научить учащихся работать со знаками, так как арифметические действия над их модулями- натуральными числами- уже хорошо усвоены.

Глава III посвящена изучению действий с рациональными числами. Цель главы- добиться осознанного владения школьниками арифметическими действиями над рациональными числами.

В главе IV с опорой на уже известные теоретические сведения излагается материал, связанный с десятичными дробями- сначала положительными, потом любого знака.

Цель главы- научить учащихся действиям с десятичными дробями и приближенным вычислениям.

Глава V посвящена связи между обыкновенными и десятичными дробями.

Вопрос об измерении длины отрезка является одним из главных в данной главе. Здесь показывается, что длина отрезка как раз и есть бесконечная десятичная дробь, что координатная прямая заполняется действительными числами полностью.

Цель главы- ввести действительные числа.

7        класс

В результате изучения главы I учащиеся должны повторить действия с обыкновенными и десятичными дробями, с целыми числами, понять, что всем точкам координатной оси соответствуют числа и, наоборот, каждому числу соответствует точка координатной оси.

В результате изучения главы II «Алгебраические выражения» учащиеся должны научиться правильно делать выкладки с одночленами, многочленами, алгебраическими дробями и уметь упрощать несложные буквенные выражения.

Глава III посвящена изучению линейных уравнений и их систем. В результате изучения главы III учащиеся должны понять, что, применяя последовательно способ подстановки, они всегда решат систему линейных уравнений,    т.    е.    придут   либо   к   единственному   решению,   либо   к



Предварительный просмотр:

бесконечному множеству решений, либо к противоречию, показывающему, что решений нет.

8        класс

В результате изучения главы I учащиеся должны овладеть основными понятиями, связанными с функциями, научиться применять их к простейшим функциям, добиться вполне осознанного и активного овладения операциями над квадратными корнями.

В результате изучения главы II учащиеся должны научиться решать квадратные уравнения и сводящиеся к ним рациональные уравнения и уметь применять эти знания к решению текстовых задач.

В результате изучения главы III учащиеся должны научиться строить график любой линейной и квадратичной функций и твёрдо знать свойства этих функций.

В результате изучения главы IV учащиеся должны научиться решать системы рациональных уравнений и применять полученные знания для решения текстовых задач.

9        класс

В результате изучения главы I учащиеся должны научиться решать линейные неравенства, неравенства второй степени с одним неизвестным, рациональные неравенства и системы таких неравенств.

В результате изучения главы II учащиеся должны изучить свойства функций у=хп (на примере п=2 и п=3) и их графики, свойства корня степени п, выработать умение преобразовывать выражения, содержащие корни степени п.

В результате изучения главы III учащиеся должны научиться решать задачи, связанные с арифметической и геометрической прогрессиями.

В результате изучения главы IV учащиеся должны освоить понятие синуса, косинуса, тангенса и котангенса произвольного угла, научиться решать связанные с ними вычислительные задачи и выполнять тождественные преобразования простейших тригонометрических выражений.

В результате изучения главы V учащиеся должны освоить понятия абсолютной и относительной погрешностей приближения, выработать умение выполнять оценку результатов вычислений.

10        класс

Этот учебник двухуровневый. Учебник «Алгебра и начала анализа, 10» включает две главы:

  1. Корни, степени, логарифмы.
  2. Тригонометрические формулы. Тригонометрические функции.


Предварительный просмотр:

В результате изучения главы I учащиеся должны повторить способы решения рациональных уравнений, неравенств и их систем, освоить понятие корня степени п, степени с рациональным показателем, логарифма числа, научиться преобразовывать выражения, содержащие корни степени п и логарифмы, решать простейшие показательные и логарифмические уравнения и неравенства.

Изложение материала главы II опирается на определения и некоторые факты из геометрии, при этом все тригонометрические формулы доказываются.

В результате изучения главы II учащиеся должны освоить понятия синуса, косинуса, тангенса и котангенса угла (числа), научиться решать связанные с ними вычислительные задачи и выполнять тождественные преобразования тригонометрических выражений, научиться решать простейшие тригонометрические уравнения.

11 класс

Учебник «Алгебра и начала анализа, 11» включает две главы: I.       Функции. Производные. Интегралы. П.      Уравнения. Неравенства. Системы, дополнение: Комплексные числа, а также раздел: Задания для повторения.

Материал первой и второй глав можно изучать параллельно с начала учебного года, отводя на их изучение 2 ч. и 1 ч. в неделю соответственно (при 3 ч. в неделю).

Следует отметить, что во второй главе уравнения (и неравенства) классифицируются не по внешнему виду (иррациональные, тригонометрические и т. п.), а по способам их решения.

В главе II не используется понятие ОДЗ уравнения (неравенства), а для каждого способа решения (возведение уравнения (неравенства) в степень, потенцирование, применение некоторых формул и т. п.) применяются утверждения о равносильности, отыскивается множество М, на котором не только имеют смысл обе части уравнения (неравенства), но и применение этого способа решения приводит к равносильному уравнению (неравенству). То есть отыскивается только часть ОДЗ, которая нужна для нахождения решений уравнения (неравенства).

Дополнение охватывает вопросы программы по математике для классов с углублённым изучением математики. Задания для повторения содержат задачи конкурсных экзаменов в различные вузы страны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ШевченкоНиныВасильевны по учебному курсу «Алгебра и начала анализа» 10 класс Учебник: С. М. Никольский, М. К. Потапов, Н. Н. Решетников, А. В. Шевкин,

Рабочая программа составлена для 10 общеобразовательного класса по учебнику С. М. Никольского, М. К. Потапова и др.Она может быть использована в работе молодыми специалистами....

Рабочая программа к учебнику С.М. Никольского и др. «Алгебра и начала анализа», 11 класс (профильный уровень)

Рабочая программа включает  разделы: пояснительную записку, содержание рабочей программы, требования к уровню подготовки, учебно-методическое и информационное обеспечение курса, календарно-...

Рабочая программа по математике 6 кл. по учебнику С.Н.Никольского

Рабочая программа ориентирована на преподавание по учебнику «Арифметика 6»  под редакцией С.М.Никольского серии «МГУ-школе», Москва «Просвещение»2009. ...

Учебно-тематическое планирование для 5 класса по учебнику С.М. Никольского

Данный материал может использоваться учителями математики при создании своих рабочих программ...

Рабочая программа по алгебре для 11 класса по учебнику С.М. Никольского

Пояснительная записка.В профильном курсе содержание образования, представленное в основной школе, развивается в следующих направлениях:• систематизация сведений о числах; формирование представле...

Календарно-тематическое планирование по алгебре 8 класса, по учебнику С.М. Никольского

Календарно-тематическое планирование по алгебре 8 класса, по учебнику С.М. Никольского...

Особенности учебника С.М.Никольский

Работать по учебнику серии «МГУ-школе»: Никольский С. М., Потапов М. К., Решетников Н. Н., Шевкин А. В. «Алгебра и начала анализа 10» можно после обучения в IX классе по любому из учебников, рекомендо...