Программа элективного курса по математике "Избранные вопросы математики" 9 класс
элективный курс по алгебре (9 класс) на тему

Вараксина Людмила Владимировна

Программа и календарно-тематическое планирование элективного курса для учащихся 9 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon el_kursy_9_kl.doc118.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

элективного курса по математике

для учащихся 9-го класса

"Избранные вопросы математики"


             Муниципальное образование  Новокубанский район х. Кирова

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 7

                                                                               УТВЕРЖДЕНО

                                                                                                                                               

                                                                                     решение педсовета протокол № ___

                                                                                                     

                                                                        от _____________ 2011 года

                                                                                                 

                                                                 Председатель педсовета

                                                                                                                                                                                                                                                                                             

                                                                                                                                                       ____________  Лазарева М.Д.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 2 вида

по         курсу    «Избранные вопросы математики»

                                      (указать предмет, курс, модуль)

Ступень обучения (класс) ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ,    9 КЛАСС

                                                                                 (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов)

Количество часов   17            Уровень   БАЗОВЫЙ

                                                                  (базовый, профильный)

Учитель  ВАРАКСИНА ЛЮДМИЛА ВЛАДИМИРОВНА

Программа разработана на основе примерной программы по математике для общеобразовательных учреждений.

2011 – 2012 уч.г.


Пояснительная записка

Итоговый письменный экзамен по алгебре за курс основной школы сдают все учащиеся 9х классов.
  С 2005 года в России появилась новая форма организации и проведения этого экзамена ГИА. Особенности такого экзамена:

  1. состоит из двух частей;
  2. на выполнение каждой части дается ограниченное количество времени;
  3. первая часть экзаменационной работы содержит задания в тестовой форме;
  4. вторая часть – в традиционной форме;
  5. оценивание работы осуществляется отметкой и рейтингом.

Структура экзаменационной работы и организация проведения экзамена отличаются от традиционной системы аттестации, поэтому и подготовка к экзамену должна быть другой.
В школах подготовка к экзаменам осуществляется на уроках, а также во внеурочное время: на факультативных и индивидуальных занятиях.
  Оптимальной формой подготовки к экзаменам являются элективные курсы, которые позволяют расширить и углубить изучаемый материал по школьному курсу, развивают мышление и исследовательские знания учащихся; формируют базу общих универсальных приемов и подходов к решению заданий соответствующих типов, способствуют осознанному выбору дальнейшего пути получения образования, а так же могут учитываться при формировании профильных 10 классов.


 
Цели элективного курса: подготовить учащихся к сдаче ГИА в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами.

Задачи:

  1. Повторить и обобщить знания по алгебре за курс основной общеобразовательной школы;
  2. Расширить знания  по отдельным темам курса алгебра 5-9 классы;
  3. Выработать умение пользоваться контрольно-измерительными материалами.

Ожидаемые результаты:

На основе поставленных задач предполагается, что учащиеся достигнут следующих результатов:

  1. Овладеют общими универсальными приемами и подходами к решению заданий теста.
  2. Усвоят основные приемы мыслительного поиска.

Основные методические особенности курса:

  1. Подготовка по тематическому принципу, соблюдая «правила спирали»  от простых типов заданий первой части до заданий со звездочкой второй части;
  2. Максимальное использование наличного запаса знаний, применяя различные «хитрости» и «правдоподобные рассуждения», для получения ответа простым и быстрым способом.

Структура  курса

Курс рассчитан на 17 занятий.

Включенный в программу материал предполагает повторение и углубление следующих разделов алгебры:

  1. Выражения и их преобразования.
  2. Уравнения и системы уравнений.
  3. Неравенства.
  4. Координаты и графики.
  5. Функции.
  6. Арифметическая и геометрическая прогрессии.
  7. Текстовые задачи.
  8. Элементы комбинаторики и теории вероятностей.

Формы организации учебных занятий

   Формы проведения занятий включают в себя лекции, практические работы. Основной тип занятий  комбинированный урок. Каждая тема курса начинается с постановки задачи. Теоретический материал излагается в форме мини -  лекции. После изучения теоретического материала выполняются задания для активного обучения, практические задания для  закрепления, выполняются практические работы в рабочей тетради, проводится работа с тестами.
Занятия строятся с учётом индивидуальных особенностей обучающихся, их темпа восприятия и уровня усвоения материала.
  Систематическое повторение способствует более целостному осмыслению изученного материала, поскольку целенаправленное обращение к изученным ранее темам позволяет учащимся встраивать новые понятия в систему уже освоенных знаний.

Контроль и система оценивания

  Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется на каждом занятии по результатам выполнения учащимися самостоятельных, практических и тестовых  работ.

В конце курса будут проведены:

  1. зачет по проверке умения ориентироваться  в  заданиях первой части и выполнять их за минимальное время;
  2. тестирование по проверке умения работать с полным объемом теста ГИА.

Учебно-тематический план

Тема

Кол-во часов

1. Уравнения и неравенства

6

Выражения и их  преобразования.

1

Уравнения. Неравенства.

2

Системы уравнений и неравенств.

2

Зачет №1 «Решение уравнений и неравенств».

1

2. Функции и графики

5

Координаты и графики.

2

Функции.

2

Зачет №2 «Функции и их графики».

1

3. Текстовые задачи

6

Арифметическая и геометрическая прогрессии.

2

Текстовые задачи.

2

Зачет №3 «Текстовые задачи».

1

Элементы комбинаторики и теории вероятностей.

1

ИТОГО:

17

Содержание программы

Тема 1.  Выражения и их преобразования.

Свойства степени с натуральным и целым показателями. Свойства арифметического квадратного корня. Стандартный вид числа. Формулы сокращённого умножения. Приёмы разложения на множители. Выражение переменной из формулы. Нахождение значений переменной.

Тема 2.  Уравнения.  Неравенства.

Способы решения различных уравнений (линейных, квадратных и сводимых к ним, дробно-рациональных). Способы решения различных неравенств (числовых, линейных, квадратных). Метод интервалов. Область определения выражения.

Тема 3. Системы уравнений и неравенств.

Различные методы решения систем уравнений (графический, метод подстановки, метод сложения) и неравенств.                       

Тема 4. Координаты и графики.

Установление соответствия между графиком функции и её аналитическим заданием. Уравнения прямых, парабол, гипербол. Геометрический смысл коэффициентов для уравнений прямой и параболы.

Тема 5. Функции.

Функции, их свойства и графики (линейная, обратно-пропорциональная, квадратичная и др.) «Считывание» свойств функции по её графику. Анализирование графиков, описывающих зависимость между величинами. Установление соответствия между графиком функции и её аналитическим заданием.

 Тема 6. Арифметическая и геометрическая прогрессии.

Определение арифметической и геометрической прогрессий. Рекуррентная формула. Формула n-го члена. Характеристическое свойство. Сумма n первых членов. Комбинированные задачи.

Тема 7. Текстовые задачи.

Задачи на проценты. Задачи на «движение», на «концентрацию», на «смеси и сплавы», на «работу». Задачи геометрического содержания.

Тема 8. Элементы комбинаторики и теории вероятностей

Решение задач на нахождение статистических характеристик, работа со статистической информацией, решение комбинаторных задач, задач на нахождение вероятности случайного события.

Список используемой литературы

  1.  В. В Кочагин, М. Н. Кочагина «ГИА 2010. Сборник заданий» изд. «Эксмо» 2009г.
  2.  Л. Д. Лаппо, М. А. Попов « ГИА. Сборник заданий» изд. «Экзамен» 2010г.
  3.  Л. В. Кузнецова и др. «ГИА 2010» изд. Интеллект – Центр» 2010г.
  4.  Е. В. Неискашова «ГИА. 50 типовых вариантов» изд. «Астрель» 2009г.
  5.  С.С. Минаева, Л. О. Рослова «Тематические тренировочные задания». Рабочая тетрадь для 9 класса. Изд. «Экзамен» 2010г.
  6.  О. Ю. Едуш «Учебно – тренировочные тесты и другие  материалы». Изд. «Астрель – СПб» 2010.
  7.  Программа элективного курса  «Технология работы с контрольно- измерительными материалами» С. Ю. Лубнина. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2011 г.

СОГЛАСОВАНО                                                                          СОГЛАСОВАНО                                                                                                        

Протокол заседания                                                                      Заместитель директора по УВР                                                                                              

методического объединения учителей                                        ____________  Давыденко О.Н.                                                                

от « ___ » __________2011 года  № ___                                     «____» __________ 2011 года.

___________   Василькина Н.В.


Муниципальное образование  Новокубанский район х. Кирова

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 7

Согласовано

Заместитель директора по УВР

__________________________

«____» ___________ 2011 года

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

по    курсу «Избранные вопросы математики»

Класс  9

Учитель Вараксина Людмила Владимировна

Количество часов: всего  17  ч

Планирование составлено на основе рабочей программы 2 вида, утвержденной решением педсовета,

протокол № ___ от _____________ 2011 года.

Учитель Вараксина Людмила Владимировна


п/п

Содержание

(разделы, темы)

Кол-во

часов

Даты проведения

(неделя)

Оборудование урока

план

факт

1. Уравнения и неравенства

6

1

Выражения и их  преобразования.

2

Способы решения  линейных, квадратных и  дробно-рациональных уравнений.

3

Способы решения линейных, квадратных неравенств. Метод интервалов.

4

Способы решения систем уравнений (графический, способ подстановки,  сложения)

5

Решение систем неравенств.

6

Зачет №1 «Решение уравнений и неравенств».

2. Функции и графики

5

7

Установление соответствия между графиком функции и её аналитическим заданием.

8

Уравнения прямых, парабол, гипербол. Геометрический смысл коэффициентов для уравнений прямой и параболы.

9

Функции, их свойства и графики (линейная, обратно-пропорциональная, квадратичная и др.)

10

«Считывание» свойств функции по её графику. Анализирование графиков, описывающих зависимость между величинами.

11

Зачет №2 «Функции и их графики».

3. Текстовые задачи

6

12

Способы задания арифметической и геометрической прогрессий. Формула n-го члена прогрессий.

13

Сумма n первых членов арифметической и геометрической прогрессий.

14

Решение задач на проценты, на «концентрацию», на «смеси и сплавы».

15

Задачи на «движение», , на «работу». Задачи геометрического содержания.

16

Зачет №3 «Текстовые задачи».

17

Решение задач на нахождение статистических характеристик,  решение комбинаторных задач.

ИТОГО:

17

зач-3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса по математике в 9 классе "Избранные вопросы математики"

Цели элективного курса: подготовить учащихся к сдаче ГИА в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами. ...

Рабочая программа элективного курса по математике в 9 классе "Избранные вопросы математики"

Цели элективного курса: подготовить учащихся к сдаче ГИА в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами. ...

Рабочая программа Элективный курс «Математика: избранные вопросы» 11 класс

Программа данного элективного курса ориентирована на рассмотрение избранных вопросов математики, как углубляющих школьный курс, так и значительно расширяющий рамки школьной программы. Рабочая программ...

Избранные вопросы геометрии. Авторская программа элективного курса для учащихся 10-х классов

Курс «Избранные вопросы геометрии» предназначен для изучения в 10-х классах общеобразовательных школ и рассчитан на  34 часа. Тематика курса составлена с таким расчетом, чтобы систематизировать и...

Рабочая программа элективного курса по математике для 11 класса "Избранные вопросы математики"

Рабочая программа элективного курса по математике  "Избранные вопросы по математике" составлена для подготовки учащихся 11 класса к ЕГЭ. В ней спланированы все основные темы, пройденные обучающим...

Программа элективного курса по математике для 9 класса «Избранные вопросы математики»

Программа элективного курса поматематике для 9 класса разработана для предпрофильной подготовки и расчитана на 16 часов....

Рабочая программа элективного курса по математике для 9 класса " Избранные вопросы математики"

Рабочая программа предназначена учителям математики, работающим в 9 классах....