Урок 3 и 4 по теме "Уравнения, содержащие знак модуля"
методическая разработка по алгебре (11 класс) по теме

Третий и четвёртый уроки из шести по теме "Уравнения, содержащие знак модуля".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок 3, 4. Информационная карта к уроку по теме «Уравнения: уравнения, содержащие знак модуля».

Урок 3, 4. Информационная карта к уроку по теме «Уравнения: уравнения, содержащие знак модуля».

№ УЭ

Учебный материал с указанием заданий

Рекомендации по выполнению заданий.

№ УЭ

Учебный материал с указанием заданий

Рекомендации по выполнению заданий.

УЭ-0

Интегрирующая цель: рассмотреть алгоритмы решения уравнений, содержащих знак модуля; сформировать навык решения уравнений, содержащих знак модуля.

Внимательно прочитайте цель урока.

УЭ-0

Интегрирующая цель: рассмотреть алгоритмы решения уравнений, содержащих знак модуля; сформировать навык решения уравнений, содержащих знак модуля.

Внимательно прочитайте цель урока.

УЭ-1

Проверка домашнего задания.

Цель: проверка усвоения изучаемого материала.

Фронтальная беседа (по слайдам).

1.Какие выражения называются уравнениями?

2.Что называется корнем уравнения?

3.Что, значит, решить уравнение?

4. Из предложенных уравнений выберите:

а) пару равносильных уравнений;

б) уравнение и уравнение следствие.

5. Сформулируйте алгоритм решения уравнений типа  и решите приведённые уравнения.

Активно принимайте участие в работе.

Внимательно прочитайте вопрос.

УЭ-1

Проверка домашнего задания.

Цель: проверка усвоения изучаемого материала.

Фронтальная беседа (по слайдам).

1.Какие выражения называются уравнениями?

2.Что называется корнем уравнения?

3.Что, значит, решить уравнение?

4. Из предложенных уравнений выберите:

а) пару равносильных уравнений;

б) уравнение и уравнение следствие.

5. Сформулируйте алгоритм решения уравнений типа  и решите приведённые уравнения.

Активно принимайте участие в работе.

Внимательно прочитайте вопрос.

Самостоятельная работа по теоретическим вопросам темы «Уравнения: уравнения следствия, равносильные уравнения, уравнения, содержащие знак модуля» и проверка решений номеров домашнего задания.

Самостоятельная работа по теоретическим вопросам темы «Уравнения: уравнения следствия, равносильные уравнения, уравнения, содержащие знак модуля» и проверка решений номеров домашнего задания.

УЭ-2

Изучение нового материала.

Цель: рассмотреть алгоритмы решения уравнений, содержащих знак модуля вида

   

Активно принимайте участие в работе.

УЭ-2

Изучение нового материала.

Цель: рассмотреть алгоритмы решения уравнений, содержащих знак модуля вида

   

Активно принимайте участие в работе.

УЭ-3

Закрепление изучаемого материала.

Цель: сформировать навык решения уравнений, содержащих знак модуля и сводящихся к ним.

Внимательно разбирайте соответствующие примеры.

УЭ-3

Закрепление изучаемого материала.

Цель: сформировать навык решения уравнений, содержащих знак модуля и сводящихся к ним.

Внимательно разбирайте соответствующие примеры.

УЭ-4

Домашнее задание1) Материал лекции.

2) В помощь учащимся лицея-интерната при СГАУ им. Н.И.Вавилова «Сборник задач по    математике. Часть I.» §5 стр. 74,84.

3) М.Л.Галицкий «Сборник задач по алгебре для 8-9 классов» §5 №5.44 в); г); 5.52; 5.53.

4) В помощь учащимся лицея-интерната при СГАУ им. Н.И.Вавилова «Сборник задач по математике. Часть I.» §5 стр. 88  № 12,18.

5) «В помощь учащимся лицея-интерната при СГАУ им. Н.И.Вавилова. Сборник тестов №1» стр.1

6) «Сборник тем для подготовки к ЦТ».  Тема № 8.

Выполняя домашнее задание: выучите теоретический материал, изложенный в лекции;

внимательно разберите приведённые в лекции примеры.

УЭ-4

Домашнее задание

1) Материал лекции.

2) В помощь учащимся лицея-интерната при СГАУ им. Н.И.Вавилова «Сборник задач по    математике. Часть I.» §5 стр. 74,84.

3) М.Л.Галицкий «Сборник задач по алгебре для 8-9 классов» §5 №5.44 в); г); 5.52; 5.53.

4) В помощь учащимся лицея-интерната при СГАУ им. Н.И.Вавилова «Сборник задач по математике. Часть I.» §5 стр. 88  № 12,18.

5) «В помощь учащимся лицея-интерната при СГАУ им. Н.И.Вавилова. Сборник тестов  №1» стр.14

6) «Сборник тем для подготовки к ЦТ».  Тема № 8.

Выполняя домашнее задание: выучите теоретический материал, изложенный в лекции;

внимательно разберите приведённые в лекции примеры.



Предварительный просмотр:

Лекция №3(часть II) (Лекция сопровождается мультимедийной презентацией).

«Уравнения: уравнения, содержащие знак модуля».

Цель лекции: рассмотреть алгоритмы решения уравнений, содержащих  знак модуля;

сформировать навык решения уравнений, содержащих знак модуля.

План лекции

  1. Алгоритмы решения уравнений, содержащих знак модуля:

1. Проверка домашнего задания:

  1. Работа по слайду (фронтальная беседа по вопросам).
  1. Какие выражения называются уравнениями?
  2. Что называется корнем уравнения?
  3. Что, значит, решить уравнение?
  4.  Из предложенных уравнений выберите:

а) пару равносильных уравнений;

б) уравнение и уравнение следствие.

     

 5.  Сформулируйте алгоритм решения уравнений типа .

Решите уравнение

Уравнение корней не имеет

Уравнение корней не имеет

Уравнение корней не имеет

Уравнение корней не имеет

, то уравнение корней не имеет

,

,

, то уравнение корней не имеет

, то уравнение корней не имеет

, то уравнение корней не имеет

,

,

  1. Самостоятельная работа по вариантам (образец прилагается).

Вариант №1

1). Среди предложенных уравнений выберите:

а) пару равносильных уравнений;

б) уравнение и уравнение следствие.

, , , .

2). Проверка номеров из домашней работы:

     1. М.Л.Галицкий «Сборник задач по алгебре для 8-9 классов» §5 №5.7 а);

     2. В помощь учащимся лицея-интерната при СГАУ им. Н.И.Вавилова «Сборник задач по математике. Часть I.» §5 стр. 88  № 1.

2. Изучение нового материала.

Алгоритм решения уравнения 

I способ.  Уравнение  равносильно совокупности уравнений                

II способ. Уравнение

                                     

                                     

                                     

                                       

III способ.  По определению модуля уравнение  равносильно совокупности

             

Пример 1.   (ЦТ 2002 г.).

Решение

         

Ответ: 3;0,25.      

Пример 2.  

Решение

           Ответ:

Алгоритм решения уравнения 

I способ. По определению модуля действительного числа  уравнение  равносильно совокупности

II способ. Уравнение  равносильно смешанной системе

Пример 1.  

Решение:

                   Ответ: 

Пример 2.  (ЦТ 2004 г.)

Решение:

           Ответ: 

Пример 3.  

Решение:

         Ответ: 

Пример  4.  (ЦТ 2004 г.)

Решение:

            Ответ: -8;-1;0.

Алгоритм решения уравнения 

  1. Найти нули всех подмодульных выражений, расположить их по возрастанию на числовой оси и выбрать крайний левый из полученных интервалов между корнями.
  2. На полученных интервалах определить знак всех подмодульных выражений и раскрыть модули по определению.
  3. Составить и решить совокупность смешанных систем.

Пример 1.

Решение:

Нули модулей                     

+

+

+

                Ответ: 

Пример 2.  

Решение:

Нули модулей             

+

+

+

               Ответ: 

Пример 3.  

Решение:

Нули модулей                 

+

+

+

                        Ответ: 

Домашнее задание.

1) Материал лекции.

2) В помощь учащимся лицея-интерната при СГАУ им. Н.И.Вавилова «Сборник задач по    математике. Часть I.» §5 стр. 74,84.

3) М.Л.Галицкий «Сборник задач по алгебре для 8-9 классов» §5 №5.44 в) ; г); 5.52;        5.53.

4) В помощь учащимся лицея-интерната при СГАУ им. Н.И.Вавилова «Сборник задач по математике. Часть I.» §5 стр. 88  № 12,18.

5) «В помощь учащимся лицея-интерната при СГАУ им. Н.И.Вавилова. Сборник тестов      №1» стр.14

6) «Сборник тем для подготовки к ЦТ».  Тема № 8.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МАТЕМАТИКА Лекцию подготовили: Спицына Татьяна, Суворова Ольга Руководитель: Калугина Екатерина Евгеньевна Уравнения, содержащие знак модуля

Слайд 2

Уравнения, содержащие знак модуля. Л Е К Ц И Я № 3 Литература В помощь учащимся лицея – интерната при СГАУ им. Н. И. Вавилова « Сборник задач по математике Часть I »

Слайд 3

План лекции Проверка домашнего задания Алгоритмы решения уравнений, содержащих переменную под знаком модуля :

Слайд 4

Вопрос № 1. Какие выражения называются уравнениями? Вопрос №2. Что называется корнем уравнения? Что значит решить уравнение ? Вопрос № 3. Из предложенных уравнений выберите: а) пару равносильных уравнений; б) уравнение и уравнение следствие. Равносильные уравнения Уравнение и уравнение следствие

Слайд 5

Уравнение корней не имеет Если Если Алгоритм решения уравнения Если I способ II способ

Слайд 6

Решите уравнение Уравнение корней не имеет Уравнение корней не имеет Уравнение корней не имеет Уравнение корней не имеет

Слайд 7

Решите уравнение , то уравнение корней не имеет , то уравнение корней не имеет , то уравнение корней не имеет , то уравнение корней не имеет

Слайд 8

Алгоритм решения уравнений По определению модуля уравнение равносильно совокупности Уравнение равносильно совокупности

Слайд 9

Ответ: Решение Пример 1 (ЦТ 2002 г)

Слайд 10

Решение Пример 2 Ответ:

Слайд 11

Алгоритм решения уравнений По определению модуля уравнение равносильно совокупности Уравнение равносильно смешанной системе

Слайд 12

Решение Пример 1 Ответ:

Слайд 13

Ответ: Решение Пример 2 (ЦТ 2004 г)

Слайд 14

Решение Пример 3 Ответ:

Слайд 15

Ответ: - 8;-1;0. Решение Пример 4 (ЦТ 2004 г)

Слайд 16

Алгоритм решения уравнений 1. Найти нули всех подмодульных выражений, расположить их по возрастанию на числовой оси и выбрать крайний левый из полученных интервалов. .На полученных интервалах определить знак всех подмодульных выражений и раскрыть модули по определению. 3. Составить и решить совокупность смешанных систем.

Слайд 17

Решение Пример 1 Найдём нули под- модульных выражений Х 2 4

Слайд 18

Х 2 4 Пример 1 Решение

Слайд 19

Пример 1 Решение Ответ: х у 0 1 1 1,5 4,5

Слайд 20

Решение Пример 2 Найдём нули под- модульных выражений Х 0 6

Слайд 21

Пример 2 Решение Х 0 6

Слайд 22

Пример 2 Решение Ответ: х у 0 1 1 6

Слайд 23

Решение Пример 3 Найдём нули под- модульных выражений Х -2 3

Слайд 24

Пример 3 Решение Х -2 3

Слайд 25

Пример 3 Решение Ответ: х у 0 1 1 3

Слайд 26

Домашнее задание: 1) Материал лекции. 2) М.Л.Галицкий «Сборник задач по алгебре для 8-9 классов» §1п.6. В помощь учащимся лицея-интерната при СГАУ им. Н.И.Вавилова «Сборник задач по математике. Часть I .» §5 стр. 74 ; 84. 3) М.Л.Галицкий «Сборник задач по алгебре для 8-9 классов» §5 №5.44в) ;5.44г) ; 5.52 ; 5.53. В помощь учащимся лицея-интерната при СГАУ им. Н.И.Вавилова «Сборник задач по математике. Часть I .» §5 стр. 88 № 12 ; 18.