Конспек урока математики в 6 классе "Путешествие по Москве"
план-конспект урока по алгебре (6 класс) на тему

Конспект интегрированного урока. Путешествую по Москве, ученики решают математические задачи и узнают много нового о столице нашей Родины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_ekskursiya_po_moskve.docx34.33 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ лицей г. Электрогорск

Экскурсия по Москве

Открытый урок в 6 классе «А».                                                                                             Решение задач.

Учитель математики Фролова Л.В.

2010 / 2011 уч.г.


Открытый урок Царь-колокол (Слайд №1)

Цель урока: (Слайд №2)

Научиться решать задачи по математике и узнавать новые исторические сведения о возникновении и жизни Московского Кремля;

Расширять знания учащихся, развивать познавательный интерес, творческую активность, интеллект;

Показать взаимосвязь математики с историей;

Воспитывать внимание, сообразительность, находчивость, тренировку памяти;

Учиться взаимодействовать в коллективе.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Сегодня на уроке мы с вами отправляемся в заочное путешествие  в столицу нашей Родины в  Москву.

Подготовка к экскурсии. (Слайд №3)

  1. Как найти дробь от числа?
  2. Как найти число по значению его дроби?
  3. Что называется 1% ?
  4. Что называется пропорцией?

Устный счёт. (Слайд №4)

  1. Найдите число:
  2.    50% которого составляют 16;
  3.    25% которого составляют 200;
  4.    1/3 которого равно 40
  5. Найдите:
  6. О,5 от 400;  
  7. 1/6 от 30;
  8. 30% от 60

(Слайд №5 -13) 

Первое летописное упоминание о Москве как поселении относится к 1147 году. Именно этот год и считается годом основания города.

 Основателем Москвы является суздальский князь Юрий Владимирович Долгорукий.

Ежегодно сотни тысяч россиян и зарубежных гостей посещают Московский Кремль. Они приходят сюда, чтобы полюбоваться величественным ансамблем кремлевских дворцов и соборов, познакомиться с произведениями древнерусской живописи, с замечательными памятниками декоративного и прикладного искусства, хранящимися в кремлевских музеях.

− Целью нашей экскурсии является…

Отгадайте загадку. (Слайд №14.) 

И конечно же внимание всех посетителей Московского Кремля привлекают выдающиеся произведения русского литейного искусства - Царь-пушка и Царь-колокол. Их значительные размеры, удивительная четкость и красота декора, высокие технические данные вызывают всеобщее восхищение. Создание этих произведений явилось закономерным итогом длительного развития бронзолитейного дела - старейшей отрасли русского ремесла.

(Слайд №16.) 

В начале XVII в. по приказу Бориса Годунова отлили очень большой колокол, назвали его Царь-колокол. Это был как бы прадед Царь-колокола, стоящего сейчас в Кремле.

В царствование Алексея Михайловича во время пожара колокол упал и разбился. В 1654г. из его осколков решили отлить новый, ещё больший  колокол.

За один год литец Пушечного двора Данила Данилов с сыном Емельяновым отлили в Кремле на Ивановской площади второй гигантский колокол.

Задача №1. (Слайд №17.) 

Первый Царь-колокол имел массу 36 т. Это составляет 9/32 от массы нового Царь-колокола, отлитого в 1654г. Вычислите массу второго Царь-колокола.

Решение:

36:0,28125=128 (т)

Ответ: 128 т масса второго Царь-колокола.

Отлитый Данилой Даниловым колокол просуществовал всего год и треснул от сильного удара языка по нему. Летом того же 1654г. умер от чумы и литец Данила Данилов. Отлить новый колокол поручили молодому литцу Александру Григорьеву – 20-ти лет от роду.        

Задача №2. 

Царь-колокол, отлитый в 1654г, имел массу 128 т, а масса отлитого в 1655г. была на 1/8 больше массы предыдущего. Вычислите массу колокола,  отлитого в 1655г.

Решение:

128*1/8=16 (т)- на столько больше

128+16=144(т)

Ответ: 144т масса колокола,  отлитого в 1655г.

К этому колоколу выковали огромный железный язык.

Задача №3. (Слайд №18.)

Царь-колокол имел массу 144т, а масса его языка составляла 3% массы колокола. Вычислите массу языка с точностью до 1 т.

Решение:

144*3/100=4,32(т)

Ответ: приблизительно 4 т. масса языка Царь-колокола.

Задача №4.

Чтобы заговорил первый Царь-колокол, его «язык» должны были раскачивать 24 человека, что составляет 6/25 от числа звонарей, необходимых для того, чтобы благовестил колокол, отлитый Александром Григорьевым. Вычислите, сколько звонарей раскачивало 4-тонный язык колокола, отлитого в 1655г.

Решение:

24:6/25=100(чел)

Ответ: 100 человек.

Колокол, отлитый Григорьевым, много лет висел на деревянных «подмостьях» около «Ивана Великого». Только через 24 года после отливки нашёлся умелец, который за 9 месяцев смог поднять колокол на Успенскую звонницу. Из приказа царя Фёдора Алексеевича мы узнаём имя этого мастера-подъёмщика Ивашка Кузьмин.

Итак, Царь-колокол, отлитый А.Григорьевым, благовестил с 1679 г. уже в Успенской звоннице, и его голос перекрывал голоса всех других колоколов столицы.

Однако19 июня 1701г., во время пожара в кремле, колокол упал и разбился. В 1730г. императрица Анна повелела из сохранившихся кусков отлить новый, но ещё большей массы. Изготовление его поручили Ивану Моторину с сыном Михаилом. Иван Фёдорович вычертил колокол, изготовил модель в 0,01 натуральной величины, потом сделал форму и приступил к отливке.

Во время отливки 28 ноября 1734г. произошла авария. Медь из плавильных печей потекла не только в «колокольный образец», но и разлилась по литейной, что привело к пожару. Целый год потребовалось Михаилу Моторину (которому поручили отливку колокола после смерти отца), чтобы ликвидировать последствия пожара. И только 25 ноября 1735г. приступили к повторной отливке колокола. Чтобы предотвратить пожар, 400 человек с пожарными трубами находились всё время у литейной ямы. Металл, расплавленный в печах за 36 часов, начали вливать в форму. На отливку огромного Царь-колокола потребовалось всего 1 час 12 минут.

Задача №5. (Слайд №19.)

Масса третьего Царь-колокола была 144т. Это составляет 18/25 массы Царь-колокола, который сейчас стоит в Кремле. Какова масса современного Царь-колокола?

Решение:

144:18/25=200 (т)

Ответ: 200т.

После того как колокол остыл, с него сняли кожух, и в литейную яму спустились чеканщики. Они прорабатывали рисунки на поверхности колокола, т.к. после литья изображения получаются недостаточно чёткими. Эта работа заняла полтора года и не была закончена в связи с пожаром в мае 1737г. Москвичи, тушившие пожар. Поливали колокол водой, опасаясь, что он расплавится. Но от неравномерного охлаждения колокол треснул во многих местах, а одна трещина оказалась такой глубокой, что кусок колокола отвалился.

Задача №6. (Слайд №20.)

Царь-колокол имеет массу 200т. Масса осколка составляет 0,0575 массы колокола. Какова масса осколка?

Решение:

200*0,0575=11,5 (т)

Ответ: 11,5т.

Повреждения колокола были настолько серьёзны, что работы по отделке его украшений были прекращены, и он около 100 лет пролежал в литейной яме. За эти годы неоднократно ставился вопрос об его подъёме, но технического решения задачи не находилось до тех пор, пока в первой половине XIX в. в Санкт-Петербурге в Комитете по строительству и гидравлическим работам не были разработаны приспособления, с помощью которых архитектор Огюст Моферран поднял и установил 48 колонн Исаакиевского собора. Эти приспособления позволили ему в 1834г. поднять и водрузить на постамент Александровский столп.

Учитывая накопленный Моферраном в Санкт-Петербурге опыт, Николай I поручил ему поднять колокол в Москве. 23 июля 1836г. колокол подняли, а 26 июля передвинули на гранитный пьедестал у «Ивана Великого», где он находится и поныне.

Задача №7. (Слайд №21.)

Время подъёма 1 колонны Исаакиевского собора составило 0,45 времени подъёма Александровского столпа. Царь-колокол был поднят на 2,45 мин. Быстрее, чем колонна собора. Сколько времени занял подъём колокола, если на поочерёдный подъём всех трёх уникальных грузов ушло 187,55 мин.?

Решение:

Колонна - 0,45х мин.

Столп – х     мин.              Всего - 187,55 мин.

Колокол – 0,45х-2,45 мин.

0,45х+ х+0,45х-2,45=187,55

1,9х=190

х=100

0,45*100-2,45=42,55мин.= 42мин. 33 с    

Ответ:42 мин 33с.

Царь-колокол является памятником литейного искусства русских мастеров, о котором писано «что подобной величины колоколов и такой красоты нельзя найти в другом царстве во всём мире».

Самостоятельная работа (Работа по карточкам)

Задание на дом (Слайд №22.)

Задача №1.

Царь-колокол стоит на пьедестале, высота которого составляет 5/8 высоты колокола. Вычислите высоту последнего, если известно, что от его самой высокой точки до уровня земли, на которой стоит пьедестал, 10 2/5 м.

Задача №2.

Приняв для простоты вычислений, что масса Царь-колокола равна 200 т, и зная, что масса меди, использованной при его изготовлении, составляет 0,82 массы колокола, а масса олова – 0,17, вычислите массу легирующих элементов и примесей, которые входят в сплав колокола.

Творческое задание

Составить и решить задачу о любом историческом памятнике Московского кремля.

(Слайд №23.)

Итог урока

Подведение итогов.

Выставление оценок.

Решение:

№1. Пусть высота колокола – х м, тогда высота пьедестала – 5/8 х м. По условию задачи получаем уравнение:

Х+ 5/8х=10 2/5

1 5/8х=10 2/5

Х=6 2/5

Ответ:6,4 м.

№2.

  1. 0,82*200=164(т) – меди
  2. 0,17*200=34(т) - олова
  3. 200-(164+34)=2(т)

            Ответ:2т.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспек урока по истории Средних веков :"Церковь и государство в 11 -13 в"

Тема: "Церковь и государство в 11 - 13 веках" изучается в 6 классе.Используя разнообразные формы работы учащихся на уроке, можно добиться того, что даже самые пассивные ученики с интересом включаются ...

Конспек урока "Значение отмены крепосного права"

Данный конспект  можно использовать для проведения урока по истории России 8 класс....

Конспек урока-экскурсии по английскому языку, 8 класс

План-конспект урока-экскурсии для учащихся 8-х классов с углублённым изучением иностранных языков направлен на расширении знаний учащихся о своём родном городе, привитие любви к своей малой ...

конспек урока Население России 8 класс

Конспект урока Население России 8 класс...

План-конспек урока Тема: Регуляция процессов жизнедеятельности у беспозвоночных организмов.

Цели урока: Образовательная – закрепить знания учащихся о движении живых организмов, изучить реакции беспозвоночных организмов на внешние воздействия;Развивающая – развитие умений самостоятельно ...

Конспек урока: Формула вещества,молекулярная масса

Конспект урока содержит материал о простых и сложных веществах, их формулах, индексах и коэффициентах, а также проверочные тесты...

Историческое путешествие по Москве в десятичных дробях. Урок математики 5 класс.

Историческое путешествие по Москве в десятичных дробях. Урок математики 5 класс.Урок обобщения и систематизации знаний с элементами игры....