Главные вкладки

    План-конспект урока по алгебре (6 класс) на тему:
    Урок в 6-м классе "умножение целых чисел"

    Логинова Наталья Флоренцевна

    Предложенный урок для учащихся 6-го класса по теме: «Умножение целых чисел» предполагает самостоятельный поиск учащимися умножения целых отрицательных чисел и чисел с разными знаками.
    Тип урока – урок усвоения новых знаний.
    Обучающий аспект предусматривает формирование умений умножать отрицательные целые числа и числа с разными знаками.
    Развивающий аспект направлен на развитие мыслительной деятельности учащихся.
    Воспитывающий – на воспитание культуры учебной деятельности.
    Освоение нового материала основано на сопоставлении заданий по новому материалу с уже известными приёмами умножения целых положительных (т.е. натуральных) чисел и свойствах умножения.
    Логическая последовательность заданий и вопросов учителя помогает учащимся применять уже освоенные знания к осмыслению нового материала.
    Историческая справка помогает запомнить правило о знаке результата.
    Проверка понимания изученного материала проводится путём решения примеров, осложнённых умножением целого числа на сумму и разность чисел.
    А математическая «эстафета» способствует развитию интереса к предмету.
    Домашнее задание призвано закрепить умения, которые формировались на уроке.
    Урок разработан по учебнику «Математика, 6» С.М. Никольского и др..

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_po_matematike_v_6_klasse.doc78 КБ

    Предварительный просмотр:

    Открытый урок по математике в 6 классе.

    Разработала и провела учитель математики Логинова Н.Ф.

    Тема урока:  «Умножение целых чисел».

    Цель урока:

                   Обучающая:  

    1. Формирование навыков умножения целых чисел с разными знаками.

    Воспитывающая :  

    1. Воспитание культуры учебного труда и интереса к предмету.

    Развивающая:

    1. Развитие познавательного интереса;
    2. Развитие умений анализировать, сравнивать, строить аналогии;
    3. Развитие логического мышления, памяти, внимания;
    4. Развитие математической речи.

    Тип урока:       Урок усвоения нового материала.

    Формы работы на уроке: индивидуальная, фронтальная.

    Оборудование урока:

    1. Карточки с заданиями;
    2. Иллюстрации:
    1. Правила  умножения целых чисел (рис 1);
    2. Правило знаков при умножении целых чисел(рис.2).

    План урока:

    1. Организационный момент;
    2. Подготовка к изучению нового материала;
    3. формулировка темы урока;
    4. Усвоение новых знаний
    5. Минутка отдыха;
    6. Проверка понимания учениками нового материала;
    7. Подведение итогов;
    8. Информация учащимся о домашнем задании.

            

    ХОД УРОКА:

    1. Организационный момент.

     Учитель: Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня на уроке хочу обратиться к Вам за помощью. Дело в том, что я получила задание: очень аккуратно оформить бланки ответов по заданным примерам. Надеюсь, Вы мне поможете в этом. У каждого на столе лежит лист с заданием и полем для ответов. Прошу Вас быть очень внимательными при решении и записи результатов указанных действий. Номера заданий соответствуют номерам ответов. Каждую цифру полученного цифрового решения записываем в отдельной клеточке, слева направо (демонстрирует образец заполнения поля для ответов). Всем понятно? Решение примеров будем записывать в тетраде для классных работ.

    1. Подготовка к изучению нового материала.

    Перед тем, как приступать к выполнению данного задания, давайте посмотрим, какие правила нам нужно применить.

    Ученики: Правила сложения целых чисел.

    Учитель: Молодцы!

    1) Какие числа называются целыми?

    2) Что такое модуль числа?

    3) Как сложить числа с одинаковыми знаками?

    4) Как сложить числа с разными знаками?

    Молодцы! Итак, приступим к решению. Открыли рабочие тетради, записали на полях число.  

    Вызывается ученик к доске выполнять решение с объяснением. Решаем  по порядку и сразу записываем в поле ответов.

    Ученики решают задания.

    1. 2+2+2+2;
    2. 3+3+3;
    3. 5+5+5+5+5.

    Учитель: Да, боюсь, что за урок мы даже с Вами всё оформить не успеем. Может, как-нибудь можно ускорить процесс вычислений?

    Ученики: Да, можно заменить действие  сложения на умножение.

    1. Формулировка темы урока.

    Учитель: Молодцы! Это и будет темой нашего урока. Записали в тетради «Умножение целых чисел». И сегодня мы с Вами будем умножать не только натуральные числа, но и научимся умножать отрицательные целые числа и числа с разными знаками.

    1. Усвоение новых знаний.

    Продолжаем решение примеров, записав задание через действие умножения

    4) 7+7+7+7+7+7+7+7=8·7=56

    Учитель: Посмотрите следующий пример в ваших заданиях (-3+(-3)+(-3)=). Чем отличается этот пример от только что решенного?

    Ученики: Дана сумма трех одинаковых отрицательных чисел.

    Учитель: А можем записать эту сумму  через действие умножения?

    Ученики: Да.

    Учитель: Как?

    5) -3+(-3)+(-3)= -3 · 3 = - 9.

    6) -6+(-6)+(-6)+(-6) +(-6)+(-6)= 6 · (-6)   (записали)

    Учитель: А можно было бы это умножение записать как (-6)·6?

    Ученики: Да

    Учитель: А как называется закон, позволяющий нам поменять местами множители?

    Ученики: Переместительный.

    Учитель: Молодцы! И так,  все примеры решены, поля ответов заполнены, Спасибо вам за помощь! Сдайте, пожалуйста,  бланки.

    Учитель: А мы с вами продолжим работу над темой «Умножение целых чисел».

    Ребят, посмотрите, пожалуйста, какие числа по знаку мы умножили в первых четырёх примерах?

    Ученики: Оба положительные

    Учитель: А какой по знаку получили результат?

    Ученики: Положительный

     

    Учитель: А в 5 и 6 примерах  какие числа по знаку участвуют в действии?

    Ученики: положительные и отрицательные.

    Учитель: А результат?

    Ученики: Отрицательный.

    Учитель: А можем сформулировать правило умножения положительных чисел?

    Ученики: Да! (формулируют)

    Учитель: А умножение чисел с разными знаками?

    Ученики: Да! (формулируют)

    Учитель: Молодцы! Ребят, а умножение каких чисел мы ещё не рассмотрели?

    Ученики: Двух отрицательных.

    Учитель: Конечно, давайте попробуем догадаться о результате.

    Один ученик работает у  доски.

    -8·(-5)= +40

    Учитель: А почему? Как догадался?

    Ученик: Правило раскрытия скобок.

    Учитель: Молодцы! Итак, «Правило умножения целых чисел». Запишем (показывает иллюстрацию и проговаривает правило)

    a>0, b>0

    +a · (-b) = -|a|·|b|

    -a·(+b) = -|a|·|b|

    +a·(+b) = +|a|·|b|

    -a·(-b) = +|a|·|b|  

             рис.1

     

    И давайте ещё запишем отдельно таблицу знаков при произведении двух целых  чисел (показывает иллюстрацию)

    (+)·(+)=(+)

    (+)·(-)=(-)

    (-)·(-)=(+)  

       рис. 2

    Учитель: Послушайте как трактовали эти правила древние математики:

    Правила умножения, деления, сложения и вычитания были предложены в 3 веке греческим математиком Диофантом. Они звучали примерно так: «вычитаемое, умноженное на прибавляемое, дает вычитаемое», вычитаемое,  умноженное на вычитаемое дает прибавляемое»

    В 7 веке индийский математик Брамагупта правила сложения и вычитания отрицательных чисел выражал так: «сумма двух имуществ есть имущество», «сумма двух долгов есть долг».

    О знаке результата, получаемого при умножении двух отличных от нуля чисел, известно и такое правило древних:

    друг моего друга – мой друг (+) (+) = (+)

    друг моего врага – мой враг (+) (-) = (-)

    враг моего друга – мой враг (-) (+) = (-)

    враг моего врага – мой друг (-) (-) = (+)

    1. Минутка отдыха.

    Учитель: Устали? Давайте отдохнём от математики, займёмся математикой!

    1 задание:

    Закончите предложения:

    Я должен 3 друзьям по 5 рублей. Мой …      .

    Я проиграл 7 игр по 4 очка. Мой счет …

    2 задание:

    На эти вопросы нужно отвечать быстро:

    Сколько хвостов у семи котов?

    Сколько пальчиков у четырех мальчиков?

    Сколько ушек у трех старушек?

    Сколько ушей у пяти малышей?

    Сколько хвостов у семи псов?

    Сколько гребешков у пяти петушков?

    1. Проверка понимания учениками нового материала.

    Учитель: Ребята, Вы меня сегодня столько раз удивляли, удивите ещё раз. (Ученик вызывается к доске, остальные работают в тетрадях).

    Выполнить действия (под диктовку)

    1) (3+4)·3=

    2) -5·(7+3)=

    3) 6· (8-10) =

    4) (-10+3) ·(1-9)=

    Учитель: Молодцы! А теперь эстафета. Кто быстрее? Мальчики против девочек!

    Правила: решить пример и из списка,  выбрать букву с номером полученного ответа. Вперёд!

     ( примеры для решения заранее записаны на скрытой части  доски в столбик, ученики только записывают ответ. Буквы с номерами то же записаны заранее.)

    Задания для                                 Задания для

    мальчиков                                девочек

    4·(-20)=-80                                7·(-8)=-56        

    -15·5=-75                                -40·2=-80        

    10 ·(-10)=-100                                13·3=69        

    25·(-3)= - 75                                -14·(-2)=28        

    -6·(-11)=66                                -2·(-14)=48        

    4·12=48                                  5·8=40        

    -20·(-2)=40                                -15·(-4)=60        

    Ц        И        !        М        Н        Л        О        У        Ы        Д

    48          28     60    -80        69         -100       -75        -56         40        66

    1. Подведение итогов:

    Учитель:  Молодцы и умницы!

                      Итак, ребята, что нового Вы узнали сегодня на уроке?

    Ученики: мы узнали, как умножаются отрицательные целые числа и числа с разными знаками.

    Учитель:  На следующем уроке продолжим работать с этой темой и узнаем еще много интересного.

    1. Информация учащимся о домашнем задании.

    В тетрадях запишите, пожалуйста, домашнее задание:

    составить кроссворд на основе определений и правил темы «Целые числа»  и   «действия  сложения, вычитания и умножения целых чисел».        

    В дневниках :  Записи  правил в тетради. №  289, №  296 по учебнику Никольского «Математика».

    Спасибо за урок и еще раз  спасибо  за помощь.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сложение и вычитание смешанных чисел (Урок математики в 6-м классе)

    В ходе урока проводится устная работа, индивидуальная работа в виде разноуровневых заданий. Учащимся предоставляется возможность проверить решение и увидеть свои ошибки....

    План – конспект открытого урока по математике в 6-м классе на тему: «Путешествие в страну рациональных чисел»

    План – конспект открытого урока по математике в 6-м классе на тему: «Путешествие  в страну рациональных чисел»    Цели урока:- повторение, обобщение и систематизация ранее полученн...

    Самоанализ открытого урока по математике в 6-м классе на тему: «Путешествие в страну рациональных чисел»

    Самоанализ открытого урока по математике в 6-м классе на тему: «Путешествие  в страну рациональных чисел»Тема: «Путешествие  в страну рациональных чисел»     Цели урока:*...

    Умножение целых чисел и чисел с разными знаками

    Урок изучения нового материала...

    Урок математики в 6-м классе. Решение текстовых задач по теме «Нахождение части от целого и целого по его части" УМК Зубаревой И.И, Мордковича А.Г.

    Урок математики в 6-м классе. Решение текстовых задач по теме «Нахождение части от целого и целого по его части"...