алгебра
методическая разработка по алгебре (7 класс) по теме

 

  • Образовательные:

 

а)

выработать навыки возведения в квадрат суммы и разности двух выражений;

б)

закрепить буквенную запись формул квадрата суммы и квадрата разности и их словесные формулировки;

в)

выработать умение применять формулы квадрата двучлена для преобразования квадрата суммы или разности в трехчлен вида 

a2 ±2ab+ b2;

г)

закрепить и усовершенствовать навыки решения уравнений и тождественных преобразований целых выражений;

д)

углубить знания учащихся за счет возрастающей сложности примеров, практического применения полученных знаний по теме в новых нестандартных условиях с возрастающей степенью самостоятельности;

 

 

  • Развивающие:

 

а)

развитие грамотной устной и письменной  математической речи, формирование языка и аппарата математики, выработка умения читать математическую, а следовательно, и техническую литературу;

б)

повышение познавательной активности учащихся в учебном процессе, интереса к предмету, логического мышления;

в)

развитие элементов творческой деятельности как качеств мышления – интуиции, пространственного воображения, смекалки;

г)

развитие зрительной памяти, сознательного восприятия учебного материала;

д)

развитие мировоззрения, понимания философской стороны математики как науки об определенных свойствах действительного мира и ее роли в освоении научной картины мира.

 

 

  • Воспитательные:

          

а)

формирование навыков самоконтроля, самопроверки и взаимопроверки;

б)

воспитание коммуникативной культуры, умения работать в паре, оценивать себя и своих товарищей;

в)

эстетическое формирование личности учащегося; воспитание учащегося по критериям «научной» красоты.

г)

воспитание познавательной активности, чувства ответственности, культуры общения, культуры диалога;

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1661_planeta_mnogochlenov-1.doc203 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по алгебре в 7 классе.

Тема:  « Галактика формул и уравнений».

Цели урока:

  1. Образовательные:

а)

выработать навыки возведения в квадрат суммы и разности двух выражений;

б)

закрепить буквенную запись формул квадрата суммы и квадрата разности и их словесные формулировки;

в)

выработать умение применять формулы квадрата двучлена для преобразования квадрата суммы или разности в трехчлен вида  

a2 ± 2ab + b2;

г)

закрепить и усовершенствовать навыки решения уравнений и тождественных преобразований целых выражений;

д)

углубить знания учащихся за счет возрастающей сложности примеров, практического применения полученных знаний по теме в новых нестандартных условиях с возрастающей степенью самостоятельности;

  1. Развивающие:

а)

развитие грамотной устной и письменной  математической речи, формирование языка и аппарата математики, выработка умения читать математическую, а следовательно, и техническую литературу;

б)

повышение познавательной активности учащихся в учебном процессе, интереса к предмету, логического мышления;

в)

развитие элементов творческой деятельности как качеств мышления – интуиции, пространственного воображения, смекалки;

г)

развитие зрительной памяти, сознательного восприятия учебного материала;

д)

развитие мировоззрения, понимания философской стороны математики как науки об определенных свойствах действительного мира и ее роли в освоении научной картины мира.

  1. Воспитательные:

           

а)

формирование навыков самоконтроля, самопроверки и взаимопроверки;

б)

воспитание коммуникативной культуры, умения работать в паре, оценивать себя и своих товарищей;

в)

эстетическое формирование личности учащегося; воспитание учащегося по критериям «научной» красоты.

г)

воспитание познавательной активности, чувства ответственности, культуры общения, культуры диалога;

   

  1. Задачи:

а)

провести диагностику усвоения системы знаний и умений и её применения для выполнения практических заданий стандартного уровня с переходом на более высокий уровень.

б)

систематизировать материал по данной теме.

в)

развивать познавательные процессы, память, мышление, внимание, наблюдательность, сообразительность

г)

выработать критерии оценки своей работы, умение анализировать проделанную работу и адекватно её оценивать.

  1. Тип урока:

а)

По методам - урок-практикум

б)

по назначению – урок тренинга, повторения навыков;

в)

по содержанию – урок применения полученных знаний на практике;

г)

по месту проведения – урок в кабинете математики.

  1. Оборудование:

а)

мультимедийный проектор

б)

Экран

в)

презентация по теме

                                

Ход урока:

  1. Организационный момент.


Представим себе, что сегодня наш класс – отправляется в межгалактическое путешествие и мы посетим различные планеты.   Вас всех пригласили принять участие в путешествии, чтобы обсудить с вами тему «Многочлены. Формулы сокращенного умножения их применение».  И вы будите исследователями этих планет.  В процессе путешествия вы должны: закрепить изученный материал, показать уровень усвоения темы, разобраться в непонятных ранее моментах, проконтролировать и оценить свои знания. У каждого из вас на столе оценочный лист, где вы будете фиксировать свои результаты исследования:


                               

  Оценочный лист.

Планета теоретических знаний

Планета  формул

Планета

испытаний

Планета

секретов

Планета нахождения истины

Активность

во время путешествия

Всего баллов

Оценка


        Девизом нашего заседания является лозунг:



 «Дорогу осилит идущий, а математику мыслящий» - запись на доске.



        А сейчас открыли тетради и записали тему урока.



«Многочлены и формулы сокращенного умножения»


II. Актуализация опорных знаний.


Но прежде, чем войти в космический корабль, вам необходимо пройти испытание, которое будет пропуском на  корабль.


Экспресс – опрос.

Выражение, представляющее собой сумму одночленов – многочлен.

да

или

нет

Выражение 2x2y4x – одночлен в стандартном виде.

да 

или

нет

Одночлены с одинаковой буквенной частью – подобные члены.

да 

или 

нет

Квадрат двучлена

(a – 2b) равен  

a2 – 2ab + 4b2.

да

или

нет

Выражение (x2 + y2) представляет собой квадрат суммы.

да

или

нет


Итак, мы получили пропуск на корабль. Мы уже летим в галактике. Перед нами планета теоретических знаний.


Планета теоретических знаний.


        Давайте примем участие в изучении этой планеты. В ней много законов, по которым мы будем работать.



        У некоторых учащихся имеется карточка-домино. Карточка содержит вопрос и ответ. Первым начинает ученик, у которого карточка содержит слова «Старт» и «Финиш». Он задаёт стартовый  вопрос. Он же даёт финишный ответ. Каждый ученик должен внимательно следить за ходом игры, чтобы не пропустить свой ответ. Ответив, ученик задаёт свой вопрос и т.д. Учитель указывает на ошибку, если прозвучал неправильный ответ. Все учащиеся одновременно следят и за тем, чтобы был дан правильный ответ. За игру в домино в оценочный лист вы себе поставите один балл, если верно ответите на вопрос, и 0 баллов, если пропустите свой ответ.


        

Итак «Математическое домино».

Финиш: Ответ: Произведению суммы этих выражений на неполный квадрат их разности.

Старт: Вопрос: Что называют многочленом?

Ответ:    Сумму одночленов.

Вопрос: Что называют одночленом?

Ответ: Произведение чисел, переменных и их степеней.

Вопрос: Как умножить одночлен на многочлен?

Ответ: Одночлен умножить на каждый член многочлена, а результаты сложить.

Вопрос: Как перемножить одночлены?

Ответ: Перемножить числовые коэффициенты, а затем перемножить степени с одинаковыми основаниями и результаты перемножить.

Вопрос: Как умножить две степени с одинаковыми основаниями?

Ответ: Основание оставить тем же, а показатели степеней сложить.

Вопрос: Как возвести степень в степень?

Ответ: Основание оставить тем же, а показатели степеней перемножить.

Вопрос: Как умножить многочлен на многочлен?

Ответ: Каждый член одного многочлена умножить на каждый член другого многочлена и результаты сложить.

Вопрос: Чему равен квадрат суммы  двух выражений?

Ответ: Квадрату первого выражения плюс удвоенное произведение первого на второе плюс квадрат второго выражения.

Вопрос: Чему равен квадрат разности?

Ответ: Квадрату первого выражения минус удвоенное произведение первого на второе плюс квадрат второго выражения.

Вопрос: Чему равно произведение разности и суммы двух выражений?

Ответ: Разности квадратов этих выражений.

Вопрос: Чему равно произведение разности двух выражений на неполный квадрат их суммы?

Ответ: Разности кубов этих выражений.

Вопрос: Чему равна сумма кубов двух выражений?


Планета формул.


         На этой планете много формул сокращённого умножения. Объясните, для чего они нужны и в каких случаях вы их применяете?


Установите соответствие:

Вариант 1.

Вариант 2.

(a + b)2

(t - p)2

a2-2ab+b2

a2+ab+b2

a2+2ab+b2

t2+2pt+p2

t2-pt+p2

t2-2pt+p2

Комментарий учителя

!

Ребята! Обменяйтесь работами и сверьте полученные результаты с изображенным на экране.

За верный ответ 2 балла.

Установите соответствие:

Вариант 1.

Вариант 2.

(a + b)2

(t - p)2

a2-2ab+b2

a2+ab+b2

a2+2ab+b2

t2+2pt+p2

t2-pt+p2

t2-2pt+p2

Комментарий учителя

!

Ребята! Обменяйтесь работами и сверьте полученные результаты с изображенным на экране.

За верный ответ 2 балла.

Планета  испытаний

Комментарий учителя

!

Выберите верный вариант ответа и сверьте полученные результаты с изображенным на экране.

За верный ответ в оценочный лист 2 балла.

z2 – 16z + 64

16y2 + 40ay+25a2

Вариант 1.

(z + 8)2 =

(4y+5a)2 =

z2 + 8z + 64

16a2 + 40ay+25y2

z2 +16z+64

40ay -16y2+ 25a2

*****************************************************************************

49y2 + 84y + 36

81 +90h +25h2

Вариант 2.

(6 + 7y)2 =

(9 – 5h)2 =

49y2 +42y + 36

81 – 90h +25h2

49y2 + 84y2 + 36

812 + 90h -25h2


z2 – 16z + 64

16y2 + 40ay+25a2

Вариант 1.

(z + 8)2 =С1

(4y+5a)2 =A2

 

(2x + 5g)2 =A2

z2 + 8z + 64

16a2 + 40ay+25y2

z2 +16z+64

40ay -16y2+ 25a2

*****************************************************************************

49y2 + 84y + 36

81 +90h +25h2

Вариант 2.

(6 + 7y)2 = A1

(9 – 5h)2 =C2

49y2 + 84y2 + 36

812 + 90h -25h2

49y2 +42y + 36

81 – 90h +25h2


Планета секретов.


        Межпланетный  корабль  подлетел к неизвестной планете, произвел фотосъёмку её поверхности.  А мы с вами взяли пробы грунта этой планеты. Вместе с пробами  обнаружился кусок твёрдого сплава с таинственными обозначениями. Так вот  необходимо, чтобы вы объяснили, что обозначают эти таинственные знаки.


Вариант 1.

(* - f )2 = ( f - e)2

(* + 2w )2 = * + 12t w + *

(* - 2m )2 = 100 – 40m + 4m2

*****************************************************************************

Вариант 2.

(* - r )2 = ( d + r)2

(3i +* )2 = * + * + 49q2

(3n + * )2 =  9n2 + 6nv + v2

Комментарий учителя

!

Ребята! Обменяйтесь работами и сверьте полученные результаты с изображенным на экране.

Если верен 1 ответ – 1 балл, 2 ответа – 2 балла, 3 ответа – 3 балла.

Вариант 1.

(e - f )2 = ( f - e)2

(3t + 2w )2 = 9t2+ 12t w + 4w2

(10 - 2m )2 = 100 – 40m + 4m2

*****************************************************************************

Вариант 2.

(-d - r )2 = ( d + r)2

(3i +7q )2 = 9i2 + 42iq + 49q2

(3n + v )2 =  9n2 + 6nv + v2


Планета нахождения истины.


Перед нами планета нахождения истины. Давайте примем участие в изучении  этой планеты. На этой планете мы попробуем найти истину, решая уравнения.



Выдающийся физик Альберт Эйнштейн – основоположник теории относительности - говорил так: «Мне приходится делить время между политикой и уравнениями. Однако уравнения, по-моему, гораздо важнее. Политика существует только для данного момента, а уравнения будут существовать вечно».



Вот и займёмся уравнениями. Попробуем применить формулы к решению уравнений. На доске написаны 8 уравнений. Каждый из вас будет решать 2 уравнения. Затем нужно будет подойти к доске, отыскать полученный результат и прикрепить его обратной стороной (буквой) к своему уравнению. Если вашего результата нет, значит, уравнение решено неверно.


Реши уравнения

  1. (6y+2)(5-y)=47-(2y-3)(3y-1)                                          2    -   А

  1. (x+6)²-(x-5)(x+5)=79                                                1,5  -  Л

        -

  1.  9x·(x+6)-(3x+1)²=1                                                  -  Д

  1. a·(8-9a)+40=(6-3a)(6+3a)                                        -0,5   - Ж

  1. 16y·(2-y)+(4y-5)²=0                                                    -   А

  1. (х-7)²+3=(х-2)(х+2)                                                  4     -   Б

  1. (2-х)²-х·(х+1,5)=4                                                           0    -  Р

  1. (2х-3)(2х+3)-8х=7+4х²                                                  -2   -  А


Мы получили загадочное слово  АЛ-ДЖАБРА. Что же это за слово?


Сообщение учащегося:

        Занимаясь математикой, вы не могли не заметить, что она состоит из нескольких частей. Вы научились оперировать с натуральными и дробными числами, знаете положительные и отрицательные числа. «Число» - по-гречески звучит арифмос. Поэтому наука о числе получила греческое название арифметика. Другой раздел математики посвящён различным фигурам и их свойствам и называется «Геометрия». Гео – по-гречески земля, метрио – мерею. Но вот слово алгебра – раздел математики, где решаются уравнения, рассматриваются преобразования выражений, составленные из чисел и букв – не греческое. В чём тут дело? Разве у греков не было алгебры. Была. Но решали древние греки алгебраические задачи геометрически.

        А вот слово алгебра произошло от слова ал-джабра, взятого из названия книги узбекского математика, астронома и географа Мухамеда Ал-Хорезми  «Краткая книга об исчислениях ал-джабры и ва-л-мукабалы». Арабское слово аль-джебр переводчик не стал переводить, а записал его латинскими буквами algebr. Так возникло название науки, которую мы изучаем. «Ал-джабра» - операция переноса отрицательных членов из одной части уравнения в другую, но уже с положительным знаком. По-русски это слово означает «восполнение».

        Интересно, что «алгебраистами» в средние века называли вовсе не математиков, а арабских хирургов-костоправов. Об одном таком алгебраисте написал Сервантес в своём знаменитом романе «хитроумный Идальго Дон Кихот Ламанческий»

!

Друзья!  А мы возвращаемся из нашего межпланетного путешествия, чтобы оно закончилось успешно Вам необходимо преодолеть ступеньки вместе с шагающим человечком и подняться на вершину успеха нашего загадочного урока.

Задание заключается в следующем: используя формулу квадрата суммы или квадрата разности, вычислите:

Вариант 1.

9,92

Вариант 2.

10,22

Комментарий учителя

!

Друзья! Убедитесь, что Вы правы!

           

         

9,92 = (10 - 0,1)2 = 100 - 2 + 0,01 = 98,01.

10,22 = (10 + 0,2)2 = 100 + 4 + 0,04 = 104,04.

III Итог урока.


        Каждый ученик сегодня принимал участие в нашем путешествии. Сегодня, выполняя разнообразные задания, вы иногда допускали ошибки. И это неудивительно, любой человек не застрахован от ошибок, особенно, когда он только учится овладевать какой-либо наукой. Важно вовремя найти и исправить эти ошибки, понять, почему они появились, и стараться впредь не допускать их.



         Давайте, оценим свою активность во время путешествия(1-3 балла) и поставим себе оценку за урок:  12-15 баллов –«5»,  10-12 баллов  -«4», 7-9 баллов -«3» .



Домашнее задание №880, 888, 892 .



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к урокам алгебры. "Итоговое повторение курса алгебры за 8 класс"

На последних уроках в конце учебного года, как правило, рассматриваются вопросы повторения тем, изученных в течении года. Цель ресурса – повторить материал прошедшего учебного года. Презентация предпо...

Презентация к уроку алгебры. "Повторение курса алгебры за 7 класс"

Цель ресурса – повторить материал изученный в течении учебного года. Презентация предполагает фронтальную работу в классе плюс решение одного и  того же примера выполняют два ученика. Бывае...

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...

План-конспект занятия элективного учебного предмета «Алгебра плюс: элементарная алгебра с точки зрения высшей математики»

Занятие по теме " ""Задачи, сводящиеся к исследованию квадратного трёхчлена. Задачи о расположении корней квадратного трёхчлена". Форма проведения занятия - поект. Я проводила это занятие в ...

Рабочая программа по алгебре 8-9 классы (базовый уровень) к УМК Алгебра 8. Алгебра 9. Макарычев Ю. Н., Миндюк Н.Г. и др

Содержание рабочей программы: Пояснительная записка. Содержание курса. Тематический план. Ожидаемые результаты. Календарно-тематическое планирование. Рабочая программа составлена на основе: - Феде...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...