Урок математики в 5 классе "Виртуальное путешествие: Сложение и вычитание обыкновенных дробей и смешанных чисел"
план-конспект урока алгебры (5 класс) по теме

Ряполова Татьяна Викторовна

 

Урок «Виртуальное путешествие» разработан в преддверии празднования 20-летия Независимости РК и проведен в рамках районного семинара учителей математики. На каждом этапе урока применялись информационные технологии: ребята с увлечением  (на ПК с помощью ЦОР) не только путешествовали по стране обыкновенных дробей, но и побывали на различных образовательных и официальных сайтах, из которых узнали о долгожителях родного села, Героях Труда, первых лицах района, области, страны. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5klass.rar153.3 КБ

Предварительный просмотр:

Районный семинар учителей математики «Информационно-коммуникационная деятельность на уроках математики», Михайловская СШ, Ряполова Т.В.

ГУ «Михайловская СШ»

Районный семинар учителей математики

«Информационно-коммуникационная деятельность обучающихся на уроках математики»

Конспект  урока математики в 5-м классе по теме

"Сложение и вычитание обыкновенных дробей и смешанных чисел"

Ряполова Т.В.,

учитель математики,

1 категория

6 декабря 2011 года

Конспект  урока математики в 5-м классе по теме

"Сложение и вычитание обыкновенных дробей и смешанных чисел"

Ряполова Т.В., учитель математики, 1 категория

Цели:

Образовательные:

  1. Повторение понятий правильные и неправильные дроби, сократимые и несократимые, дроби, равные единице; сравнение дробей; алгоритм выделения целой части из неправильной дроби; представление смешанного числа в виде неправильной дроби.
  2. правильное чтение и произношение обыкновенных дробей, смешанных чисел;
  3. формирование умений и навыков сложения и вычитания смешанных чисел.

Развивающие:

  1. развитие самостоятельности и внимательности, информационно-коммуникативной компетентности.
  2. развитие навыков исследовательской культуры.

Воспитательные:

  1. воспитание чувства патриотизма к своему краю;
  2. воспитание интереса к изучению математики;
  3. умение оценить самого себя.

Тип урока: комбинированный

Формы организации познавательной деятельности:

  1. фронтальная, индивидуальная, игровая.

Использование педагогических технологий:

  1. идея игровой формы в обучении математике;
  2. приёмы разноуровневого обучения;
  3. личностно – ориентированный подход.

Оборудование:

ПО: интерактивный учебник  (http://www.matematika-na.ru/5class/index.php), программа - игра «Обыкновенные дроби», программа – игра «Путешествие в страну обыкновенных дробей», презентация «Виртуальное путешествие», презентация «Знаменитые люди», сайты: http://rp5.kz/62008/ru (прогноз погоды), http://mih-sh.fo.ru/wiki/29099 (мой персональный сайт), http://www.llk.kz/content/41425/41530/?letter=&page=1 (Лучшие люди Казахстана),  http://www.biografia.kz/famous/2346 (биография Буканова С.Б.), http://ru.wikipedia.org/wiki/%C3%E5%F0%EE%E9_%D2%F0%F3%E4%E0_%CA%E0%E7%E0%F5%F1%F2%E0%ED%E0 (Герой труда Казахстана), http://www.tarih.spring.kz/ru/history/independent/figures/donenbaeva/ (исторический сайт – Доненбаева К.Б.),  http://mendikara.kostanay.kz/rus/index.php (официальный сайт Мендыкаринского района), http://www.kostanay.gov.kz/rus/kostanaiskaja_oblast-155|156.html (официальный сайт акима Костанайской области), http://www.akorda.kz/ru (официальный сайт Президента РК); индивидуальный оценочный лист, мультимедийный проектор, 16 ПК, ИД, Интернет (megaline).

Ход урока:

І. Организационный момент.

Тема сегодняшнего урока “Сложение и вычитание смешанных чисел”. На уроке мы повторим, какие дроби называются правильными и неправильными, сократимыми и несократимыми, повторим сравнение дробей, запись смешанного числа в виде неправильной дроби и превращения неправильной дроби в смешанное число, будем складывать и вычитать смешанные числа.

Наша страна празднует круглую дату. Что это за дата и чем она знаменательна? (16 декабря 2011 года наша страна празднует 20-летие Независимости РК).

Перед уроком каждый ученик получает индивидуальный оценочный лист

Мы сегодня отправимся в путешествие ВИРТУАЛЬНОЕ. Маршрут нашего путешествия  узнаем прямо сейчас из следующего задания. Слайд 1-3

1. Графический диктант.

Теперь выберем маршрут для нашего путешествия  знаний.

На экране появляется математическое выражение, если оно верное, ставьте  , если неверное, то ставьте 

У вас получится рисунок, это и будет наш маршрут. Слайд4

а) > ; б)  в) 4; г) ; д) ; е)  ; ж) .

Чтобы не сбиться с пути проверим наш маршрут

Правильный ответ:   Слайд5

Перед нами очень интересный маршрут. Начнем путешествие с Михайловки, затем отправимся на сайт района, с сайта района на сайт области, с области  - на официальный сайт Президента РК.

2. с.Михайловка -  Задание «Разложи дроби по мешкам»

Любое путешествие начинается с того места, где ты живешь. В нашем селе рядом с нами живут очень интересные замечательные люди. Но чтобы узнать о них, вам нужно выполнить ПЕРВОЕ ЗАДАНИЕ. Задание заключается в том, что нужно разложить дроби по разным мешкам и заработать как можно больше баллов.Поможет мне в проверке ваших знаний сказочный персонаж. После выполненного задания вы получите ключик – адрес сайта, на котором находится информация о наших земляках.

Откройте файл «Bag»  в папке «Путешествие» - «Начать игру». (1 ученик выполняет задание у доски).

По окончании нажать кнопку «Проверить». Полученные баллы занеси в оценочный лист, поставь себе оценку.

После выполнения задания ученикам дается ключик – адрес сайта, который находится в папке «Путешествие» в файле «Михайловка».

Вопросы 1 ряду: Поскольку мы отправляемся в путешествие, хоть и виртуальное, все же нам не помешает узнать прогноз погоды. Какой прогноз погоды ожидает нас сегодня и ближайшие 3 дня?

Вопросы 2 ряду: О каких замечательных людях нашего поселка идет речь? Расскажите о них. (Спесивцева А.М.)

Вопросы 3 ряду: О каких замечательных людях нашего поселка идет речь? Расскажите о них. (Робова Т.П.)

Вопросы 4 ряду: О каком человеке идет речь? Расскажите о нем. С какого года она работала директором школы. Какие звания имеет? В какой книге имеется информация об этом человеке?

3. Мендыкаринский район – Задание «Сравнение дробей» .

А сейчас мы отправляемся за пределы нашего села и узнаем, что в  районе живут и трудятся люди – Настоящие ГЕРОИ. Чтобы узнать о них, нужно вспомнить правила сравнения дробей и выполнить задание «СРАВНЕНИЕ ДРОБЕЙ».

Откройте файл «F» в папке «Путешествие» - нажать кнопку «Далее» -выбрать «Сравнение дробей» - выбрать «Себя проверить» - выбрать уровень – нажать кнопку «Начать работу». (1 ученик выполняет задание у доски).

По окончании нажать кнопку «Проверить». Полученный результат занеси в оценочный лист.

После выполнения задания ученикам дается ключик – адрес сайта, который находится в папке «Путешествие» в файле «Мендыкара».

Вопросы

1 ряд: О каком человеке размещена информация на этом сайте? Где он живет?

2 ряд: Какого звания удостоен этот человек и в каком году?

3 ряд: О каком человеке размещена информация на этом сайте? Чем знаменит этот человек?

4 ряд: На какой сайт вы попали? Кто руководит нашим районом? В какой части области расположен наш район? Какая главная достопримечательность нашего района? Какова ведущая отрасль?

4. Привал – физминутка

Мы осанку исправляем,
Спинку дружно прогибаем.
Вправо, влево мы нагнулись,
До носочков дотянулись.
Плечи вверх и вниз,
вверх и вниз, Улыбнулись и садитесь.

5. Костанайская область – Задание «Интерактивный учебник, тема «Сложение и вычитание обыкновенных дробей».

Пора продолжить наше путешествие. Чтобы не сбиться с пути, вы должны показать свои знания в сложении и вычитании дробей с одинаковыми знаменателями. Откройте браузер Google, введите в поисковую строку «Интерактивный учебник по математике 5 класс», выберите тему «Сложение и вычитание обыкновенных дробей». Выполните 1-2 задание (1 задание – 4 примера на сложение, 2 задание – 4 примера на вычитание). За каждый правильно решенный пример – 1 балл. Всего можно получить 8 баллов.

Приступили к выполнению. (1 ученик выполняет задание у доски).

После выполнения задания ученикам дается ключик – адрес сайта, который находится в папке «Путешествие» в файле «Костанай».

Вопросы

1  ряд: Имя акима области. Где расположена Костанайская область? В каком году образована область? Какова протяженность границ области с Российской Федерацией?

2 ряд: Сколько национальностей и народностей проживает на территории области? На 1 января 2010 года население области составляло…..?

3 ряд: Сколько школ в области? Сколько ВУЗов? Сколько театров? Сколько музеев? Сколько библиотек?

4 ряд: Какова общая земельная площадь Костанайской области? Какие почвы преобладают? Какая автомобильная трасса пересекает область?

6. Республика Казахстан  - Задание «Интерактивный учебник, тема «Смешанные числа».

Какую часть путешествия мы прошли? Какую часть осталось пройти? Я уверена, что вы справитесь с заданиями без труда. Давайте повторим правило сложения и вычитания смешанных чисел.

Откройте в интерактивном учебнике тему «Смешанные числа». Выполните 1 и 3 задание (для тех, кто сомневается ), 2 и 4 задания (для уверенных в своих знаниях). За каждый правильно решенный пример-1 балл. Всего можно получить 8 баллов. Приступили к выполнению задания.

После выполнения задания ученикам дается ключик – адрес сайта, который находится в папке «Путешествие» в файле «Казахстан».

Вопросы

1  ряд: Дата рождения Президента. С какого времени Н.А. Назарбаев является Президентом? Сколько детей у Президента и как их зовут? Как зовут супругу Президента? Основателем какого благотворительного фонда является супруга Президента?

2 ряд: Где расположен Казахстан? Какова площадь территории? Какое место по площади занимает Казахстан? Сколько рек в Казахстане? Сколько озер? Сколько % территории занимают степи? Какова площадь леса?

3 ряд: Какое количество человек проживает в Казахстане? Сколько областей? Сколько городов? Национальные праздники? Денежная единица Казахстана?

4 ряд: Из 105 элементов таблицы Менделеева в недрах Казахстана выявлено……? Общая протяженность железных дорог и автодорог? Основные морские порты?

7. Подведение итогов.

Итак, ребята, наше виртуальное путешествие подошло к концу. Давайте подведем итоги.

  1. Благодаря знаниям понятий правильных и неправильных дробей, сократимых и несократимых дробей, вы узнали, что в нашем поселке живут…..
  2. Сколько лет нашим долгожителям?
  3. Кто руководил нашей школой?
  4. Умение сравнивать дроби помогло узнать о каких Героях Труда?
  5. Знание правил сложения и вычитания обыкновенных дробей позволило вам побывать на сайте акимата Костанайской области.
  6. Умение складывать и вычитать смешанные числа позволило посетить официальный сайт Президента РК.

8. Выставление оценок.

Откройте в папке «Путешествие» файл «Оценка за урок». Перенесите оценки с вашего оценочного листа в таблицу. В графе «Оценка за урок» - ваша оценка за урок. Поставьте ее себе в дневник и принесите для росписи учителю.

9. Домашняя работа.  Стр.172-175, №665, №674, №684

10. Завершение урока. Стихотворение «Родина моя - Казахстан»

Там лазурное небо и снежные горы, 
Бескрайних полей золотые просторы. 
Закаты как в сказке и звездные ночи, 
Рассветы ясны как красавицы очи. 

Там вольные ветры и быстрые реки, 
Яркое солнце, широкие степи. 
Манящие тайной святые озера 
И лоз виноградных витые узоры. 

Там свято хранятся традиции предков 
И люди плохие встречаются редко. 
Там радость так радость! Беда не беда. 
Гостям в каждом доме рады всегда. 

Там разные нации в мире живут, 
Там вечные ценности - знания и труд. 
Самая лучшая ты на земле 
Родина матушка - слава тебе! 

Вы спросите где это, я вам отвечу!
Краткой, но убедительной речью:
"Осы маган улы Отан,
Касиеттi жер Казакстан!"

11. Рефлексия

Подойдите к ИД, выберите «штамп» цветка

Красного цвета – у вас все получалось, вы уходите с урока с хорошим настроением.

Зеленого цвета – у  вас не все получалось, но настроение хорошее.

Синего цвета - у  вас не все получалось и от этого настроение ваше испорчено.

Перед уроком каждый ученик получает индивидуальный оценочный лист

Этапы урока

Максимальное количество баллов

Количество баллов, полученных учащимся

Графический диктант

«Маршрут»

7

6-7-«5»

4-5-«4»

2-3-«3»

0-1-«2» 

Разложи по мешкам дроби.

Файл «Bag» в папке «Путешествие» - Начать игру. По окончании нажать кнопку «Проверить»

более 40

37-выше-«5»

27-36-«4»

17-26-«3»

0-16-«2» 

Вопросы 1 ряду: Какой прогноз погоды ожидает нас сегодня и ближайшие 3 дня?

Вопросы 2 ряду: О каких замечательных людях нашего поселка идет речь? Расскажите о них. (Спесивцева А.М.)

Вопросы 3 ряду: О каких замечательных людях нашего поселка идет речь? Расскажите о них. (Робова Т.П.)

Вопросы 4 ряду: О каком человеке идет речь? Расскажите о нем.

Сравнение дробей

Файл «F» в папке «Путешествие» - нажать кнопку «Далее» -выбрать «Сравнение дробей» - выбрать «Себя проверить» - выбрать уровень – нажать кнопку «Начать работу».

По окончании нажать кнопку «Проверить»

10

Впиши полученную тобой оценку

Вопросы

1 ряд: О каком человеке размещена информация на этом сайте? Где он живет?

2 ряд: Какого звания удостоен этот человек и в каком году?

3 ряд: О каком человеке размещена информация на этом сайте? Чем знаменит этот человек?

4 ряд: На какой сайт вы попали? Кто руководит нашим районом? В какой части области расположен наш район? Какая главная достопримечательность нашего района? Какова ведущая отрасль?

Интерактивный учебник «Сложение и вычитание обыкновенных дробей» (Задание 1,2,3 - дополнительно )

4+4+10=24

20-24-«5»

15-19-«4»

6-14-«3»

0-5-«2» 

Вопросы

1  ряд: Имя акима области. Где расположена Костанайская область? В каком году образована область? Какова протяженность границ области с Российской Федерацией?

2 ряд: Сколько национальностей и народностей проживает на территории области? На 1 января 2010 года население области составляло…..?

3 ряд: Сколько школ в области? Сколько ВУЗов? Сколько театров? Сколько музеев? Сколько библиотек?

4 ряд: Какова общая земельная площадь Костанайской области? Какие почвы преобладают? Какая автомобильная трасса пересекает область?

Интерактивный учебник «Смешанные числа» (Задание 1,3)

4+4=8

7-8-«5»

5-6-«4»

3-4-«3»

0-2-«2» 

Вопросы

1  ряд: Дата рождения Президента. С какого времени Н.А. Назарбаев является Президентом? Сколько детей у Президента и как их зовут? Как зовут супругу Президента? Основателем какого благотворительного фонда является супруга Президента?

2 ряд: Где расположен Казахстан? Какова площадь территории? Какое место по площади занимает Казахстан? Сколько рек в Казахстане? Сколько озер? Сколько % территории занимают степи? Какова площадь леса?

3 ряд: Какое количество человек проживает в Казахстане? Сколько областей? Сколько городов? Национальные праздники? Денежная единица Казахстана?

4 ряд: Из 105 элементов таблицы Менделеева в недрах Казахстана выявлено……? Общая протяженность железных дорог и автодорог? Основные морские порты?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 5 классе «Сложение и вычитание десятичных дробей»

Урок математики в 5 классе «Сложение и вычитание десятичных дробей»...

Урок математики в 6 классе "Сложение и вычитание обыкновенных дробей"

Заключительный урок математики в 6 классе по теме "Сложение и вычитание обыкновенных дробей"...

Разработка урока математики в 5 классе "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Урок обобщения и систематизации знаний (в игровой форме)5 урок из шести по данной темеОсновой игры является классическая игра и игровое поле 3х 3...

Урок математики, 5 класс. Тема "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Урок- обобщение по математике в 5 классе.  Тема "Сложение и вычитание десятичных дробей" . Урок проводится с использованием SMART -доски. Думаю, что вместе со СМЕШАРИКАМИ, ребята получат удвольст...

Урок математики в 5 классе "Сложение и вычитание обыкновенных дробей". Учебник И.И.Зубарева и др.

Данная публикация включает конспект урока (по ФГОС) и презентацию к уроку....

Урок математики в 6 классе "Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями".

Тип урока: обобщение, повторение пройденного материала. Технологии: коррекционно-развивающая технология, технология разноуровнего обучения, ИКТ, технология личностно ориентированного обучения.Цел...