Главные вкладки

    Урок математики в 5 классе "Виртуальное путешествие: Сложение и вычитание обыкновенных дробей и смешанных чисел"
    план-конспект урока алгебры (5 класс) по теме

    Ряполова Татьяна Викторовна

     

    Урок «Виртуальное путешествие» разработан в преддверии празднования 20-летия Независимости РК и проведен в рамках районного семинара учителей математики. На каждом этапе урока применялись информационные технологии: ребята с увлечением  (на ПК с помощью ЦОР) не только путешествовали по стране обыкновенных дробей, но и побывали на различных образовательных и официальных сайтах, из которых узнали о долгожителях родного села, Героях Труда, первых лицах района, области, страны. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 5klass.rar153.3 КБ

    Предварительный просмотр:

    Районный семинар учителей математики «Информационно-коммуникационная деятельность на уроках математики», Михайловская СШ, Ряполова Т.В.

    ГУ «Михайловская СШ»

    Районный семинар учителей математики

    «Информационно-коммуникационная деятельность обучающихся на уроках математики»

    Конспект  урока математики в 5-м классе по теме

    "Сложение и вычитание обыкновенных дробей и смешанных чисел"

    Ряполова Т.В.,

    учитель математики,

    1 категория

    6 декабря 2011 года

    Конспект  урока математики в 5-м классе по теме

    "Сложение и вычитание обыкновенных дробей и смешанных чисел"

    Ряполова Т.В., учитель математики, 1 категория

    Цели:

    Образовательные:

    1. Повторение понятий правильные и неправильные дроби, сократимые и несократимые, дроби, равные единице; сравнение дробей; алгоритм выделения целой части из неправильной дроби; представление смешанного числа в виде неправильной дроби.
    2. правильное чтение и произношение обыкновенных дробей, смешанных чисел;
    3. формирование умений и навыков сложения и вычитания смешанных чисел.

    Развивающие:

    1. развитие самостоятельности и внимательности, информационно-коммуникативной компетентности.
    2. развитие навыков исследовательской культуры.

    Воспитательные:

    1. воспитание чувства патриотизма к своему краю;
    2. воспитание интереса к изучению математики;
    3. умение оценить самого себя.

    Тип урока: комбинированный

    Формы организации познавательной деятельности:

    1. фронтальная, индивидуальная, игровая.

    Использование педагогических технологий:

    1. идея игровой формы в обучении математике;
    2. приёмы разноуровневого обучения;
    3. личностно – ориентированный подход.

    Оборудование:

    ПО: интерактивный учебник  (http://www.matematika-na.ru/5class/index.php), программа - игра «Обыкновенные дроби», программа – игра «Путешествие в страну обыкновенных дробей», презентация «Виртуальное путешествие», презентация «Знаменитые люди», сайты: http://rp5.kz/62008/ru (прогноз погоды), http://mih-sh.fo.ru/wiki/29099 (мой персональный сайт), http://www.llk.kz/content/41425/41530/?letter=&page=1 (Лучшие люди Казахстана),  http://www.biografia.kz/famous/2346 (биография Буканова С.Б.), http://ru.wikipedia.org/wiki/%C3%E5%F0%EE%E9_%D2%F0%F3%E4%E0_%CA%E0%E7%E0%F5%F1%F2%E0%ED%E0 (Герой труда Казахстана), http://www.tarih.spring.kz/ru/history/independent/figures/donenbaeva/ (исторический сайт – Доненбаева К.Б.),  http://mendikara.kostanay.kz/rus/index.php (официальный сайт Мендыкаринского района), http://www.kostanay.gov.kz/rus/kostanaiskaja_oblast-155|156.html (официальный сайт акима Костанайской области), http://www.akorda.kz/ru (официальный сайт Президента РК); индивидуальный оценочный лист, мультимедийный проектор, 16 ПК, ИД, Интернет (megaline).

    Ход урока:

    І. Организационный момент.

    Тема сегодняшнего урока “Сложение и вычитание смешанных чисел”. На уроке мы повторим, какие дроби называются правильными и неправильными, сократимыми и несократимыми, повторим сравнение дробей, запись смешанного числа в виде неправильной дроби и превращения неправильной дроби в смешанное число, будем складывать и вычитать смешанные числа.

    Наша страна празднует круглую дату. Что это за дата и чем она знаменательна? (16 декабря 2011 года наша страна празднует 20-летие Независимости РК).

    Перед уроком каждый ученик получает индивидуальный оценочный лист

    Мы сегодня отправимся в путешествие ВИРТУАЛЬНОЕ. Маршрут нашего путешествия  узнаем прямо сейчас из следующего задания. Слайд 1-3

    1. Графический диктант.

    Теперь выберем маршрут для нашего путешествия  знаний.

    На экране появляется математическое выражение, если оно верное, ставьте  , если неверное, то ставьте 

    У вас получится рисунок, это и будет наш маршрут. Слайд4

    а) > ; б)  в) 4; г) ; д) ; е)  ; ж) .

    Чтобы не сбиться с пути проверим наш маршрут

    Правильный ответ:   Слайд5

    Перед нами очень интересный маршрут. Начнем путешествие с Михайловки, затем отправимся на сайт района, с сайта района на сайт области, с области  - на официальный сайт Президента РК.

    2. с.Михайловка -  Задание «Разложи дроби по мешкам»

    Любое путешествие начинается с того места, где ты живешь. В нашем селе рядом с нами живут очень интересные замечательные люди. Но чтобы узнать о них, вам нужно выполнить ПЕРВОЕ ЗАДАНИЕ. Задание заключается в том, что нужно разложить дроби по разным мешкам и заработать как можно больше баллов.Поможет мне в проверке ваших знаний сказочный персонаж. После выполненного задания вы получите ключик – адрес сайта, на котором находится информация о наших земляках.

    Откройте файл «Bag»  в папке «Путешествие» - «Начать игру». (1 ученик выполняет задание у доски).

    По окончании нажать кнопку «Проверить». Полученные баллы занеси в оценочный лист, поставь себе оценку.

    После выполнения задания ученикам дается ключик – адрес сайта, который находится в папке «Путешествие» в файле «Михайловка».

    Вопросы 1 ряду: Поскольку мы отправляемся в путешествие, хоть и виртуальное, все же нам не помешает узнать прогноз погоды. Какой прогноз погоды ожидает нас сегодня и ближайшие 3 дня?

    Вопросы 2 ряду: О каких замечательных людях нашего поселка идет речь? Расскажите о них. (Спесивцева А.М.)

    Вопросы 3 ряду: О каких замечательных людях нашего поселка идет речь? Расскажите о них. (Робова Т.П.)

    Вопросы 4 ряду: О каком человеке идет речь? Расскажите о нем. С какого года она работала директором школы. Какие звания имеет? В какой книге имеется информация об этом человеке?

    3. Мендыкаринский район – Задание «Сравнение дробей» .

    А сейчас мы отправляемся за пределы нашего села и узнаем, что в  районе живут и трудятся люди – Настоящие ГЕРОИ. Чтобы узнать о них, нужно вспомнить правила сравнения дробей и выполнить задание «СРАВНЕНИЕ ДРОБЕЙ».

    Откройте файл «F» в папке «Путешествие» - нажать кнопку «Далее» -выбрать «Сравнение дробей» - выбрать «Себя проверить» - выбрать уровень – нажать кнопку «Начать работу». (1 ученик выполняет задание у доски).

    По окончании нажать кнопку «Проверить». Полученный результат занеси в оценочный лист.

    После выполнения задания ученикам дается ключик – адрес сайта, который находится в папке «Путешествие» в файле «Мендыкара».

    Вопросы

    1 ряд: О каком человеке размещена информация на этом сайте? Где он живет?

    2 ряд: Какого звания удостоен этот человек и в каком году?

    3 ряд: О каком человеке размещена информация на этом сайте? Чем знаменит этот человек?

    4 ряд: На какой сайт вы попали? Кто руководит нашим районом? В какой части области расположен наш район? Какая главная достопримечательность нашего района? Какова ведущая отрасль?

    4. Привал – физминутка

    Мы осанку исправляем,
    Спинку дружно прогибаем.
    Вправо, влево мы нагнулись,
    До носочков дотянулись.
    Плечи вверх и вниз,
    вверх и вниз, Улыбнулись и садитесь.

    5. Костанайская область – Задание «Интерактивный учебник, тема «Сложение и вычитание обыкновенных дробей».

    Пора продолжить наше путешествие. Чтобы не сбиться с пути, вы должны показать свои знания в сложении и вычитании дробей с одинаковыми знаменателями. Откройте браузер Google, введите в поисковую строку «Интерактивный учебник по математике 5 класс», выберите тему «Сложение и вычитание обыкновенных дробей». Выполните 1-2 задание (1 задание – 4 примера на сложение, 2 задание – 4 примера на вычитание). За каждый правильно решенный пример – 1 балл. Всего можно получить 8 баллов.

    Приступили к выполнению. (1 ученик выполняет задание у доски).

    После выполнения задания ученикам дается ключик – адрес сайта, который находится в папке «Путешествие» в файле «Костанай».

    Вопросы

    1  ряд: Имя акима области. Где расположена Костанайская область? В каком году образована область? Какова протяженность границ области с Российской Федерацией?

    2 ряд: Сколько национальностей и народностей проживает на территории области? На 1 января 2010 года население области составляло…..?

    3 ряд: Сколько школ в области? Сколько ВУЗов? Сколько театров? Сколько музеев? Сколько библиотек?

    4 ряд: Какова общая земельная площадь Костанайской области? Какие почвы преобладают? Какая автомобильная трасса пересекает область?

    6. Республика Казахстан  - Задание «Интерактивный учебник, тема «Смешанные числа».

    Какую часть путешествия мы прошли? Какую часть осталось пройти? Я уверена, что вы справитесь с заданиями без труда. Давайте повторим правило сложения и вычитания смешанных чисел.

    Откройте в интерактивном учебнике тему «Смешанные числа». Выполните 1 и 3 задание (для тех, кто сомневается ), 2 и 4 задания (для уверенных в своих знаниях). За каждый правильно решенный пример-1 балл. Всего можно получить 8 баллов. Приступили к выполнению задания.

    После выполнения задания ученикам дается ключик – адрес сайта, который находится в папке «Путешествие» в файле «Казахстан».

    Вопросы

    1  ряд: Дата рождения Президента. С какого времени Н.А. Назарбаев является Президентом? Сколько детей у Президента и как их зовут? Как зовут супругу Президента? Основателем какого благотворительного фонда является супруга Президента?

    2 ряд: Где расположен Казахстан? Какова площадь территории? Какое место по площади занимает Казахстан? Сколько рек в Казахстане? Сколько озер? Сколько % территории занимают степи? Какова площадь леса?

    3 ряд: Какое количество человек проживает в Казахстане? Сколько областей? Сколько городов? Национальные праздники? Денежная единица Казахстана?

    4 ряд: Из 105 элементов таблицы Менделеева в недрах Казахстана выявлено……? Общая протяженность железных дорог и автодорог? Основные морские порты?

    7. Подведение итогов.

    Итак, ребята, наше виртуальное путешествие подошло к концу. Давайте подведем итоги.

    1. Благодаря знаниям понятий правильных и неправильных дробей, сократимых и несократимых дробей, вы узнали, что в нашем поселке живут…..
    2. Сколько лет нашим долгожителям?
    3. Кто руководил нашей школой?
    4. Умение сравнивать дроби помогло узнать о каких Героях Труда?
    5. Знание правил сложения и вычитания обыкновенных дробей позволило вам побывать на сайте акимата Костанайской области.
    6. Умение складывать и вычитать смешанные числа позволило посетить официальный сайт Президента РК.

    8. Выставление оценок.

    Откройте в папке «Путешествие» файл «Оценка за урок». Перенесите оценки с вашего оценочного листа в таблицу. В графе «Оценка за урок» - ваша оценка за урок. Поставьте ее себе в дневник и принесите для росписи учителю.

    9. Домашняя работа.  Стр.172-175, №665, №674, №684

    10. Завершение урока. Стихотворение «Родина моя - Казахстан»

    Там лазурное небо и снежные горы, 
    Бескрайних полей золотые просторы. 
    Закаты как в сказке и звездные ночи, 
    Рассветы ясны как красавицы очи. 

    Там вольные ветры и быстрые реки, 
    Яркое солнце, широкие степи. 
    Манящие тайной святые озера 
    И лоз виноградных витые узоры. 

    Там свято хранятся традиции предков 
    И люди плохие встречаются редко. 
    Там радость так радость! Беда не беда. 
    Гостям в каждом доме рады всегда. 

    Там разные нации в мире живут, 
    Там вечные ценности - знания и труд. 
    Самая лучшая ты на земле 
    Родина матушка - слава тебе! 

    Вы спросите где это, я вам отвечу!
    Краткой, но убедительной речью:
    "Осы маган улы Отан,
    Касиеттi жер Казакстан!"

    11. Рефлексия

    Подойдите к ИД, выберите «штамп» цветка

    Красного цвета – у вас все получалось, вы уходите с урока с хорошим настроением.

    Зеленого цвета – у  вас не все получалось, но настроение хорошее.

    Синего цвета - у  вас не все получалось и от этого настроение ваше испорчено.

    Перед уроком каждый ученик получает индивидуальный оценочный лист

    Этапы урока

    Максимальное количество баллов

    Количество баллов, полученных учащимся

    Графический диктант

    «Маршрут»

    7

    6-7-«5»

    4-5-«4»

    2-3-«3»

    0-1-«2» 

    Разложи по мешкам дроби.

    Файл «Bag» в папке «Путешествие» - Начать игру. По окончании нажать кнопку «Проверить»

    более 40

    37-выше-«5»

    27-36-«4»

    17-26-«3»

    0-16-«2» 

    Вопросы 1 ряду: Какой прогноз погоды ожидает нас сегодня и ближайшие 3 дня?

    Вопросы 2 ряду: О каких замечательных людях нашего поселка идет речь? Расскажите о них. (Спесивцева А.М.)

    Вопросы 3 ряду: О каких замечательных людях нашего поселка идет речь? Расскажите о них. (Робова Т.П.)

    Вопросы 4 ряду: О каком человеке идет речь? Расскажите о нем.

    Сравнение дробей

    Файл «F» в папке «Путешествие» - нажать кнопку «Далее» -выбрать «Сравнение дробей» - выбрать «Себя проверить» - выбрать уровень – нажать кнопку «Начать работу».

    По окончании нажать кнопку «Проверить»

    10

    Впиши полученную тобой оценку

    Вопросы

    1 ряд: О каком человеке размещена информация на этом сайте? Где он живет?

    2 ряд: Какого звания удостоен этот человек и в каком году?

    3 ряд: О каком человеке размещена информация на этом сайте? Чем знаменит этот человек?

    4 ряд: На какой сайт вы попали? Кто руководит нашим районом? В какой части области расположен наш район? Какая главная достопримечательность нашего района? Какова ведущая отрасль?

    Интерактивный учебник «Сложение и вычитание обыкновенных дробей» (Задание 1,2,3 - дополнительно )

    4+4+10=24

    20-24-«5»

    15-19-«4»

    6-14-«3»

    0-5-«2» 

    Вопросы

    1  ряд: Имя акима области. Где расположена Костанайская область? В каком году образована область? Какова протяженность границ области с Российской Федерацией?

    2 ряд: Сколько национальностей и народностей проживает на территории области? На 1 января 2010 года население области составляло…..?

    3 ряд: Сколько школ в области? Сколько ВУЗов? Сколько театров? Сколько музеев? Сколько библиотек?

    4 ряд: Какова общая земельная площадь Костанайской области? Какие почвы преобладают? Какая автомобильная трасса пересекает область?

    Интерактивный учебник «Смешанные числа» (Задание 1,3)

    4+4=8

    7-8-«5»

    5-6-«4»

    3-4-«3»

    0-2-«2» 

    Вопросы

    1  ряд: Дата рождения Президента. С какого времени Н.А. Назарбаев является Президентом? Сколько детей у Президента и как их зовут? Как зовут супругу Президента? Основателем какого благотворительного фонда является супруга Президента?

    2 ряд: Где расположен Казахстан? Какова площадь территории? Какое место по площади занимает Казахстан? Сколько рек в Казахстане? Сколько озер? Сколько % территории занимают степи? Какова площадь леса?

    3 ряд: Какое количество человек проживает в Казахстане? Сколько областей? Сколько городов? Национальные праздники? Денежная единица Казахстана?

    4 ряд: Из 105 элементов таблицы Менделеева в недрах Казахстана выявлено……? Общая протяженность железных дорог и автодорог? Основные морские порты?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок математики в 5 классе «Сложение и вычитание десятичных дробей»

    Урок математики в 5 классе «Сложение и вычитание десятичных дробей»...

    Урок математики в 6 классе "Сложение и вычитание обыкновенных дробей"

    Заключительный урок математики в 6 классе по теме "Сложение и вычитание обыкновенных дробей"...

    Разработка урока математики в 5 классе "Сложение и вычитание десятичных дробей"

    Урок обобщения и систематизации знаний (в игровой форме)5 урок из шести по данной темеОсновой игры является классическая игра и игровое поле 3х 3...

    Урок математики, 5 класс. Тема "Сложение и вычитание десятичных дробей"

    Урок- обобщение по математике в 5 классе.  Тема "Сложение и вычитание десятичных дробей" . Урок проводится с использованием SMART -доски. Думаю, что вместе со СМЕШАРИКАМИ, ребята получат удвольст...

    Урок математики в 5 классе "Сложение и вычитание обыкновенных дробей". Учебник И.И.Зубарева и др.

    Данная публикация включает конспект урока (по ФГОС) и презентацию к уроку....

    Урок математики в 6 классе "Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями".

    Тип урока: обобщение, повторение пройденного материала. Технологии: коррекционно-развивающая технология, технология разноуровнего обучения, ИКТ, технология личностно ориентированного обучения.Цел...