Все о процентах
презентация к уроку алгебры (9 класс) на тему

Бокова Наталья Леонидовна

 

uЗадачи на части и проценты часто вызывают затруднения у учащихся. Причина такой ситуации, на мой взгляд, в том, что тема «Проценты» изучается в классах, когда собственно математики еще нет, изучается непродолжительно и, наконец, к задачам на части и проценты не возвращаются в старших классах.
uВ своей работе я хотела показать методику объяснения решения задач на проценты самым слабым ученикам

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon 2._prezentaciya_k_uroku_vse_o_procentah_na_ege.ppt1.64 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проценты Методическая разработка учителя математики и физики МОУ «Пуровская СОШ №3» п. Сывдарма Ямало-Ненецкого автономного округа Бокова Наталья Леонидовна

Слайд 2

Введение Задачи на части и проценты часто вызывают затруднения у учащихся. Причина такой ситуации, на мой взгляд, в том, что тема «Проценты» изучается в классах, когда собственно математики еще нет, изучается непродолжительно и, наконец, к задачам на части и проценты не возвращаются в старших классах. В своей работе я хотела показать методику объяснения решения задач на проценты самым слабым ученикам.

Слайд 3

Проценты Типы задач 1 тип : нахождение части от числа ; 2 тип : нахождение числа по его части 3 тип : определение, какую часть числа а составляет число в.

Слайд 4

Нахождение части числа Пусть дан отрезок АВ, длина которого условно примем за единицу: АВ=1. Разделим АВ на семь равных частей. Пусть РТ- одна из этих частей. Тогда очевидно, что РТ=1/7, а так как АВ=7РТ=1, то 7*1/7=1. Зачем писать эти тривиальные равенства? Ответ прост: необходимо добиться того, чтобы учащиеся понимали и связывали арифметические операции с действиями над отрезками. В этом случае усвоение рассматриваемой темы не будет формальным, основанным на применении «правил» и «формул». Итак, необходимо подчеркнуть, что запись 7*1/7 означает, что отрезок длины 1/7, отложен семь раз, дает целый отрезок длины 1. Рассмотрим отрезок КС=3/7. Ясно, что 3/7=3*1/7=1/7+1/7+1/7. Здесь опять такая же ситуация: 3/7 есть отрезок, полученный откладыванием отрезка длины 1/7 три раза. Обобщим полученные результаты. Пусть длина отрезка АВ выражена числом р. Разделим АВ на q равных частей. Тогда каждый из полученных q отрезков будет иметь длину р/ q . Если теперь взять п таких отрезков длины п р/ q . Имеем равенство р/ q + р/ q +…+ р/ q = п р/ q

Слайд 5

Иное рассмотрение Посмотрим теперь на все сказанное с иной точки зрения. Равенство 1/7*1=1/7 можно рассматривать как нахождение 1/7-й части 1. Аналогично произведение 1/ q *р дает величину 1/ q -й части числа р. Теперь полезно задать вопрос: что означает нахождение ¾ числа 16 в терминах деления отрезков ? Правильный вариант ответа такой: чтобы найти ¾ от 16, нужно отрезок длины 16 единиц разделить на четыре равные части и затем взять отрезок, равный трем таким частям: 16/4=4, 3*4=12. Поэтому ¾ от 16 равно 12. Тот же самый результат дает формальное умножение ¾ на 16. Слово «от» является ключевым для решения задачи. Увидя его, ребенок запомнит, что всегда надо число умножать на данную дробь. Нужно отдавать себе отчет в том, что при хорошем усвоении темы «Нахождении части числа» задачи на проценты не вызывают никаких затруднений.

Слайд 6

Процент Итак, вначале даем определение процента: 1 % от числа а есть 1/100 числа а; р % от числа а есть р/100 числа а. Отсюда следует, что р % от числа а равно р * а/100.

Слайд 7

Нахождение числа по известной его части Рассмотрим теперь постановку обратной задачи: нахождение числа по известной его части. Здесь проще всего воспользоваться понятием уравнения: пусть ג – я часть неизвестного числа х равна заданному числу а. Тогда на основании определения части числа имеем: х * ג = а. Отсюда легко находим: х = а/ ג .

Слайд 8

Пример Найти число, если 12/17 его равны 60. Я предлагаю ученикам запомнить ключевое слово «это». Например, 12/17 это 60. Если ребенок в задаче подставит это слово в условие, то сразу поймет к какому типу относится задача. Он будет знать, что число 60 надо разделить на дробь 12/17 (60 / 12/17 = 85). Ответ в этой задаче: 85.

Слайд 9

3 тип задач на проценты К третьему типу задач относятся задачи на нахождение определения того, какую дробь одно число составляет от другого. Например, задача: «от поселка до города 5 км. Турист прошел 3 км. Какую часть пути прошел турист? Решение задачи: 3/5 * 100 % = 60 % Ответ: турист прошел 60 % пути. 5км 3 км

Слайд 10

Процентное содержание Часто при решении задач по химии в старших классах приходится сталкиваться с понятием процентное содержание, р %-й раствор. Задача: пусть в ведре 10 л соленой воды. Если процентное содержание соли в нем составляет, например, 15 %, то это значит, что в этом ведре 10*0,15=1,5 кг соли. 10 л воды весят 10 кг, а удельный вес воды равен 1000кг/м 3 . Говорят также, что в ведре 15 % раствор соли

Слайд 11

Задачи на сплавы Часто встречаются задачи на сплавы. Есть сплав только двух металлов: олова и цинка. Пусть вес олова и цинка в сплаве составляет соответственно 10 и 15 кг. Каково процентное содержание олова и цинка в сплаве? Под процентным содержанием олова (цинка) понимается часть, которую составляет вес олова (цинка) от веса всего сплава. Так как вес всего сплава равен 25 кг, то вес олова составляет 10/25=0,4 веса сплава, соответственно вес цинка составляет 15/25=0,6 веса сплава. Следует обратить внимание на то, что 0,4 +0,6 = 1,0. Если найденные части выразить теперь в сотых долях частей, то получим значение этих частей, выраженное в процентах: 40 и 60 %. Здесь необходимо опять подчеркнуть, что 40 % + 60 % = 100 %. Сплав 100% 40 % олова 60 % цинка

Слайд 12

Концентрация Термин «концентрация» часто встречается в химии, там ,где рассматриваются различные соединения. Дадим простейшее определение концентрации одного вещества в соединении по массе (весу). Если концентрация вещества в соединении по массе составляет р %, то это означает, что масса этого вещества составляет р % от массы всего соединения. Например, если концентрация серебра в сплаве 300г составляет 87 %, то в этом сплаве 0,87 *300 = 261 г чистого серебра.

Слайд 13

Стандарты математического образования Выпускник основной школы должен знать: выражать отношение чисел в процентах, записывать процент в виде дроби; находить процент от заданного числа. Примеры: а) Выразите отношение данных чисел в процентах: 2 к 5; 3 к 4; 17 к 25; 19 к 20; 31 к 50. (2/5*100 % = 40 %). б) Запишите в виде десятичной дроби:8 %; 29 %; 53 %. (8 % = 0,08). в) Сколько процентов числа составляет его: половина, четвертая часть, пятая часть? (50 %, 25 %, 20 %) г) В весеннем кроссе приняли участие от 9 а класса 9 человек и от 9 б – 8 человек. В 9 а учатся 30 человек, а в 9 б – 25 человек. Какой процент учеников класса принял участие в кроссе? Где он был больше? (9/30*100=30 (%), 8/25*100=32(%). Ответ:30 % и 32 %; больше в 9 б классе). д) Найти: а) 25 % от 48; б)5 % числа 120; в) 20 % числа 140; г) 16 % числа 75.(0,25 * 48 = 12). е) Товар стоил 35000 руб. Затем он подешевел на 8 %. Найдите новую стоимость этого товара. (35000*0,08=2800(р.), 35000-2800=32200(р.))

Слайд 14

Задачи вступительных экзаменов ( Московский государственный Горный университет 1999 г.) 1. На сколько процентов уменьшится дробь, если её числитель уменьшить на 85 %, а знаменатель уменьшить на 25 %? Решение. Пусть первоначальная дробь имеет ид а/ b . Тогда после уменьшения числителя и знаменателя она примет вид (а – 0,85а) / ( b – 0/25b) = 0 ,15а/0,75 b = 0 ,2а/ b . Дробь уменьшилась на 0,8 а/ b . Составим пропорцию: а/ b – 100% 0,8 а/ b - х % Ответ: на 80 %

Слайд 15

Об авторе Мой стаж работы в школе – 32 года. Моя цель в обучении математике – воспитать уверенность у учащихся в своих математических силах, научить школьников рассуждать. Помочь преодолеть затруднения в решении задач на других предметах в школе.

Слайд 16

Заключение В своей небольшой презентации я предложила свой вариант рассмотрения темы «Проценты», показала, где в дальнейшем встречаются задачи на проценты, показала практическое применение этих задач на уроках химии, на вступительных экзаменах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проценты. Задачи на проценты

Это презентация для самостоятельного изучения или повторения данной темы. Применима для учащихся 5-6 классов. Содержит в себе примеры и задания для самостоятельного выполнения....

Проценты. Нахождение процентов от числа

Методическая разработка  урока математики в 5 классе  по теме "Проценты. Нахождение процентов от числа"....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по математике "Проценты. Методика решения задач различных типов на проценты."

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по математикена тему:«Проценты. Методика решения задач различных типов на проценты»Обобщение методики изучения процентов. Решение  задач при подготовке к  ГИА и ...

Презентация к уроку "Проценты" в 5 классе. Материал полезен и для повторения темы проценты и 6 классе и в 9 классе по подготовке к ГИА. Разобраны все типы задач. Приведены образцы решения двумя способами.

Материал подготовлен для учащихся 5 класса для изучения темы "Проценты". Так же эти слайды будут полезны для повторения этой темы в 6 классе, и для подготовки к ГИА в 9 классе. Здесь разобраны все тип...

Программа элективного курса "Проценты, сложные проценты. Смеси и сплавы"

Рабочая программа данного предметно-ориентированного  элективного курса расчитана на решение практических задач по теме "Проценты, сложные проценты", что способствует:1.подготовке к успешной...

Урок математики в 5 классе по теме "Проценты. Решение задач на проценты"

Обобщающий урок математики в 5 классе по теме "Проценты. Решение задач на проценты"...

разработка урока "Проценты. Основные задачи на проценты"

Краткое изучение темы «Проценты» в 5 классе не дает больших результатов. Учащиеся в силу возрастных особенностей еще не могут полноценное представления о процентах, об их роли в повседневной жизни. На...