Урок математики в 5 классе по теме "Действия с обыкновенными дробями"
методическая разработка по алгебре (5 класс) по теме

Сулина Валентина Тимофеевна

На этом уроке можнообобщить знания о сложении и вычитании обыкновенных дробей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_matematiki_v_5_klasse.docx815.21 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Действия с обыкновенными дробями.

Цели: *обобщить знания учащихся об обыкновенных дробях; закрепить навыки сложения и    

               вычитания дробей   с одинаковыми знаменателями; расширять знания об окружающем  

               мире;

          *воспитывать дружеские отношения в классе и чувство сопереживания друг другу;

         *развивать быструю работу мысли, внимательность и смекалку, умение высказываться,

            развивать интерес    к математике.

Ход урока.

  1. Организация класса.

Сообщение темы урока.

Сегодня на уроке мы должны вспомнить и закрепить всё, что мы знаем про обыкновенные дроби, правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями, закрепить навык решения примеров и задач по данному правилу. Для того, чтобы наша работа не была однообразной, какие-то задания будут групповыми, а какие-то индивидуальными. Старшие в группах будут отмечать на листочке работу своих товарищей.

  1. Устные упражнения.
  1. Прочитайте дроби: 56 ; 66 ; 25 ; 310 ; 1310 ; 185 ; 4142 ; 5959 .
  2. Какие из дробей правильные?
  3. Какие из данных дробей неправильные?
  4. Сравните эти дроби с 1.
  5. Какие значения может принимать числитель, чтобы дробь  а5 была правильной?
  6. Какие значения может принимать знаменатель, чтьбы дробь  3b была неправильной?
  7. Поиграем в игру «Хлопушка». Я читаю дроби, а вы, если услышите среди них неправильную дробь, хлопаете в ладоши.  1517 ; 59 ; 2019 ; 5051 ; 100200 ; 49 ; 7557 ; 615 ; 5323 ; 12 ; 754 ; 32 .
  8. Сравните дроби  153  и  83 .
  9. Выделите в этих дробях целую часть.
  10. Вычислите: а) 116 + 36 ;          б) 1 - 38 .
  1. Работа по отработке навыков сложения и вычитания дробей.
  1. Это задание займёт очень мало времени, но будет показательным. Оно покажет, умеете ли вы складывать и вычитать дроби, и то, как от одной ошибки зависит результат всего класса. Каждый из вас получит карточку с одним примером. Надо найти результат и по таблице с алфавитом найти свою букву. Результат вы записываете на карточке рядом с примером, а букву – на обратной стороне карточки. Все буквы складываются в центре стола. Затем составляется фраза и записывается на доске. Если кто-то неправильно решил пример и нашёл букву, то предложение не получится.

Карточки с примерами.

  1. 213 + 513

8) 21013 - 2313

15) 437 +237

22) 117 + 37

  1. 57 + 67

9) 115 +225

16) 1017 +717

23) 7 - 245

  1. 1417 -417

10)211+911

17)1-717

24)235+225

               4)1330+1730

11)113+113

18)367-227

25)7910+4310

              5)1-613

12)457-217

19)335 +35

26)213 +13

              6)2 +23

13)434 +14

20)778 +218

27)710  +310

              7)1 +145

14)145 +225

21)3 -2717

 

Таблица с алфавитом.

А - 147

Ж - 245

Н - 713

У - 223

Ь,ъ - 667

Б - 747

З - 378

О - 335

Ф - 513

Ы – 1417

В - 2310

И,й - 5

П - 514

Х - 99100

Э – 13

Г - 112

К - 12210

Р - 412

Ц - 234

Ю – 38

Д - 756

Л - 3

С - 11

Ч - 247

Я – 919

Е - 10

М - 1017

Т - 415

Ш,Щ - 157

-----   - 1

Получится фраза: «Нам нужно учить математику».

  1. Решение задач.

Теперь «Показательные выступления». На уроке закрепления     обязательно должно быть решение задач. У каждой группы своя задача и 3 минуты на её решение, обсуждение и запись. После этого, начиная с первой задачи, вызывается один ученик из группы, который должен прочитать задачу, записать условие и решение на доске.

Задачи.

  1. Отремонтировали 80 тракторов, что составило 58 всех тракторов. Сколько всего было тракторов?
  2. Расстояние от села до города 15 км. Путник прошёл 15  этого пути. Сколько км ему осталось пройти?
  3. В коробке было 24 мяча. Красные мячи составляли 16 мячей, а зелёные - 12 остатка. Сколько зелёных мячей было в коробке?
  4. Пктя прочитал 23 книги, что составило 60 страниц. Сколько страниц в книге?
  5. В классе 28 человек. Сколько девочек в классе, если число мальчиков составляет 37 всех учащихся?
  1. Самостоятельная работа.

Карточка 1.

Номер задания

Б

У

А

К

Р

С

1

1715

2123

1519

712

1

2115

2

38

48

58

98

55

18

3

32

10

20

28

24

2

4

7

825

615

55

5

6

5

6

61115

10715

1115

7

6315

6

20218

10818

9118

10218

151218

7118

Задание к карточке 1.

  1. Среди дробей 1715; 2123; 1519; 712 найдите неправильную дробь.
  2. Сравните числа  58 и 1, выберите меньшее.
  3. В классе 32 ученика, 34 из них занимается в кружках. Сколько учеников занимается в кружках?
  4. 525+35 =
  5. В одной коробке 6715 кг конфет. Во второй коробке на 415 кг больше. Сколько конфет во второй коробке?
  6. 14518 + 1718 - 51018 =

Карточка 2.

Номер

задания

Е

К

Б

У

Р

Т

1

74

158

59

815

95

19

2

8

18

12

9

10

28

3

334

324

314

413

214

434

4

415

335

4

315

4

325

5

51123

7223

6523

61123

323

6

6

115

1

215

153

715

415

Задание к карточке 2.

  1. Среди дробей 59; 1714; 1111; 158 выберите правильную дробь.
  2. Длина маршрута 12 км. Пройдя 23 пути, ребята сделали привал. Сколько км они прошли до привала?
  3. Решите уравнение  34 + х = 3.
  4. Отрезок АВ равен 325 см. Отрезок MN на  15 см длиннее. Чему равен отрезок MN?
  5. 7623 - 4223 + 3723 =
  6. 1 - 1115 =

Карточка 3.

Номер

задания

Я

К

Л

О

С

У

1

76

1213

1312

88

59

213

2

47

89

98

74

19

34

3

240

180

300

100

320

80

4

934

914

1014

1034

11

10

5

335

325

315

35

3

4

6

111720

7620

11420

151720

13420

19320

Задание к карточке 3.

  1. Среди дробей 76; 1213; 88; 95 выберите правильную дробь.
  2. Сравните числа 89 и 74, выберите наибольшее.
  3. Маша прочитала 34 всей книги. Сколько страниц во всей книге, если она прочитала 240 страниц?
  4. 914 + 34 =
  5. Длина прямоугольника равна 325 см. Ширина его на 15 см меньше длины. Вычислите ширину прямоугольника.
  6. 131320 + 2720 - 4320 =

Карточка 4.

Номер

задания

Х

В

Ь

У

Ы

О

Л

1

1818

67

119

53

77

1514

23

2

1

57

1815

143

43

12

84

3

80

200

40

160

100

300

50

4

627

41027

5527

6627

5627

5127

71627

5

468

5

68

448

78

348

98

6

425

325

415

935

35

435

4

7

435

416

556

1

546

0

5

8

111315

111315

11115

11

115

9315

10315

Задание к карточке 4.

  1. Среди дробей 53; 67; 119; 1818 найдите правильную дробь.
  2. Сравните числа 1 и 43. Выберите большее.
  3. В книге 240 страниц.  Вася прочитал 23 книги. Сколько страниц ему осталось прочитать?
  4. 61127 - 527 =
  5. Отрезок АВ равен 418 см. Отрезок KM длиннее отрезка АВ на 58 см. Вычислите длину отрезка KM.
  6. 935 – 5 =
  7. 416 + 56 =
  8. 10715 - 3815 + 4215 =

Карточка 5.

Номер

задания

С

А

О

М

Х

Р

1

57

109

1320

910

19

1010

2

65

19

89

16

58

1

3

36

35

25

20

30

5

4

868

789

9

718

818

918

5

5

4913

5113

4413

5913

413

6

545

415

445

5

314

514

7

1

15

25

54

35

53

8

2819

3919

1119

4119

2919

4

 

Задание к карточке 5.

  1. Среди дробей 57; 910; 1010; 1320 выберите неправильную дробь.
  2. Сравните числа 89 и 65, выберите наименьшее.
  3. Турист прошёл 56 намеченного пути. Определите длину всего пути, если он прошёл 30 км.
  4. 878  + 18 =
  5. Одна сторона треугольника равна  4913 см.Вторая его сторона на 513 см меньше. Вычислите длину второй стороны треугольника.
  6. Решите уравнение  х + 45 = 5.
  7. Витя расчистил от снега 45 дорожки, а Серёжа на 15 меньше. Какую часть дорожки расчистил Серёжа?
  8. 21119 - 619 + 1419 =

   В результате самостоятельной работы должны появиться на доске слова: барсук, беркут,косуля, выхухоль, росомаха.

   Поговорим об этих животных и птицах. ( На доске вывешены озображения этих животных и птиц).

  БАРСУК имеет интересный окрас, тело клинообразно суживается к голове. Хороший землекоп. В зимнее время погружается в спячку. Охота на барсука в определённых областях запрещена.

  БЕРКУТ – крупная птица. Строит огромное, до 3 метров в диаметре, гнездо из толстых сучьев на вершине высокого дерева. Занесён в Красную книгу.

  КОСУЛЯ  – маленький олень очень лёгкого и изящного телосложения. Питается травяной и кустарниковой растительностью, осенью охотно поедает грибы и ягоды.  

  ВЫХУХОЛЬ – одно из самых древних сохранившихся на земле видов млекопитающихся; она считается современником мамонта и шерстистого носорога. Этот небольшой зверёк обитает в водоёмах со стоячей или слабо проточной водой. Ведёт активный образ жизни круглый год. Занесена в Красную книгу.

  РОСОМАХА – своеобразный хищник. Питается в основном падалью, но иногда охотится на животных.

  Поэт А.Яшин сказал:

Высокомерие не к лицу

Ни великану,

Ни мудрецу

 В сосновом бору,

В берёзовой роще,

Где так многогранно желанье жить,

Мне, сильному, только добрей и проще,

И человечней хочется быть.

Мы видим не всё со своей горы,

Чудес неоткрытых ещё не мало.

Боюсь, чтоб кичливость не помешала

Нам постигать иные миры.

Давайте и мы будем любить окружающую нас природу, беречь и охранять животных и птиц.

 

4.Подведение итогов.

 - Что  вспомнили и закрепили на уроке?

5.Выставление оценок.

   1. Тем, кто отвечал у доски, оценки ставит учитель.

   2. Остальным – старшие в группах.

6.Д/з – подготовиться к контрольной работе, №1103, 1104, 1108(1).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики 5 класс «Сложение и вычитение обыкновенных дробей»

Филиал МОУ « Ерышовская сош» в селе Каменка.Урок математики в 5 классе по теме: «Сложение и вычитение обыкновенных дробей» Подготовила и провела:учитель математики II категорииНебоженко Л.Г....

Модульная технология: разработка урока по математике 6 класс по теме "Умножение обыкновенных дробей".

Урок  по математике в 6 классе по теме "Умножение обыкновенных дробей"  (УМК по математике Виленкин) разработан с применением элементов модульной технологии. Данный урок представлен в виде п...

Презентация урока по математике 6 класс по теме "Умножение обыкновенных дробей" (УМК Н.Я.Виленкин)

Презентация урока по математике в 6 классе по теме "Умножение обыкновенных дробей" ( УМК Н.Я.Виленкин). Данный урок разработан с применением модульной технологии....

Методическая разработка контрольной работы по математике 6 класса по теме: «Деление обыкновенных дробей. Нахождение числа по его дроби.»

Тема: «Деление обыкновенных дробей. Нахождение числа по его дроби.».Форма: Контрольная  работаЦель: проверить знания учащихся по теме: «Деление обыкновенных дробей. Нахождение числа по его дроби....

Методическая разработка урока математики 5 класс "Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями"

Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС ООО на основе учебника математики для 5 класса для общеобразовательных учреждений под редакцией Г.В. Дорофеева, И.Ф. ШарыгинаТип урока: Урок изучения ...

Технологическая карта урока математики 5 класс " Повторение по теме : «Обыкновенные дроби».."

Технологическая карта урока математики 5 класс по теме : "Повторение по теме "Обыкновенные дроби""...