урок Деление десятичной дроби на натуральное число
план-конспект урока по алгебре (5 класс) по теме

Перегудова Наталья Владимировна

 

Урок математики по теме: Деление десятичной дроби на натуральное число (УМК Сфера. Математика5)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delenie_desyatichnoy_drobi_na_naturalnoe_chislo.docx38.33 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Деление десятичной дроби на натуральное число (УМК Сфера. Математика5)

Цель: Создание условий для формирования навыков деления десятичной дроби на натуральное число

Задачи:

Познавательные задачи: составить алгоритм деления десятичной дроби на натуральное число; выполнять деление десятичной дроби на натуральное число.

Воспитательные задачи: пробудить любознательность, интерес к самостоятельному решению задач; побудить учащихся к активности.

Развивающие задачи: учить выделять главное, строить аналоги.

Ход урока

Этап урока

содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Проверить готовность к уроку

Проверяют готовность к уроку, записывают д/з

Устная работа

а)39:3        б)74:2

в)237:10    г)135:5

д)400: 25  е)84:7

ж)120:15   з)148:4

Предлагает учащимся вычислить

Вычисляют, комментируют свои действия

Актуализация знаний и мотивация. Постановка проблемы.

Задача 1. Имеется моток проволоки длиной  м. Его разрезали на 6 равных частей. Найдите длину одной части.

Что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос задачи?

Нужно  разделить на 6

Выполним деление

Задача 2. Кусок ленты длиной 2,52 м разрезали на 7 равных частей. Найдите длину каждой части.

Что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос задачи?

Нужно разделить 2,52 на 7

2,52: 7=?

Чем отличаются эти две задачи?

Умеете ли вы делить десятичную дробь на натуральное число?

Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего  урока?

Деление десятичной дроби на натуральное число

На этом уроке мы выведем правило деления десятичной дроби на натуральное число и вернемся к решению задачи.

Записывают тему урока в тетрадь

Объяснение нового материала

Анализ примеров на деление десятичной дроби на натуральное число.

Разделим 86,1 на 7.  Для этого перейдем к обыкновенным  дробям

Учащиеся самостоятельно переходят к обыкновенным дробям и решают пример

Разделим теперь 34,8 на 6

Раздели 2,68 на 4

Посмотрите внимательно на цепочки вычислений на доске, а именно на предпоследнее действие в них. В первом примере это , во втором , в третьем . Что в каждом из этих примеров нам приходилось делать, чтобы разделить данную десятичную дробь на натуральное число?

Чем является делимое в каждом из этих частных?

В первом примере 861:7, во втором 348:6, в третьем 268:4

Натуральным числом, полученным после отбрасывания запятой в соответствующей десятичной дроби

Какой можно сделать вывод?

При делении десятичной дроби на натуральное число нужно выполнить деление, не обращая внимания на запятую.

Тогда остается выяснить: где нужно поставить запятую в частном? Посмотрите на каждый из примеров и попробуйте ответить на этот вопрос.

Если учащиеся не догадываются, подсказать им.

Отделить запятой столько цифр с конца числа, сколько нулей содержится в разрядной единице в знаменателе, после сокращения.

Формулирование правила

Как бы вы сформулировали правило деления десятичной дроби на натуральное число?

Правило.

Чтобы разделить десятичную дробь на натуральное число, нужно:

  1. Выполнить деление, не обращая внимания на запятую;
  2. Отделить запятой столько цифр с конца числа, сколько нулей содержится в разрядной единице в знаменателе, после сокращения.

Анализ примеров на деление десятичной дроби на натуральное число «уголком»

Если деление десятичной дроби на натуральное число нельзя выполнить устно, то можно использовать деление «уголком», так же как при деление натуральных чисел.

Рассмотрим пример 1 из учебника пункт 15 стр. 72

Рассматривают пример 1

Давайте еще раз сформулируем правило.

Предлагаю рассмотреть примеры 2, 3 из учебника на странице 73.

Обратите внимание в рассмотренных нами примерах, когда мы делили «уголком», после снесения всех цифр делимого в остатке получался нуль. Иными словами, полученное из десятичной дроби путем отбрасывания

запятой натуральное число делилось нацело на данное натуральное число. Что же делать в противном случае?

Рассмотри пример 4 из учебника.

Деление десятичной дроби на натуральное число выполняется так же, как деление натуральных чисел. Сразу после того как закончено деление целой части, частном ставят запятую.

Рассматривают примеры 2 и 3. Делают выводы.

Рассматривают пример 4. Делают выводы.

Вернемся к задаче, предложенной в начале урока

Решают задачу

2,52:7=0,36

Физкультминутка

Ребята на улице холодно и морозно. Давайте согреем атмосферу среди нас. Закройте глаза. Потрите свои ладошки. Чувствуете энергию, ваши ладошки потеплели. Поделитесь ее с соседом по парте, а теперь с соседом по варианту.

Выполняют рекомендации учителя.

Формирование умений и навыков

№ 218 (а,в,д) № 219 (а, в,д) № 223

Корректирую учащихся на доске и на местах.

№ 218 (а,в,д) № 219 (а, в,д) Решают один пример из номера на доске, два за доской.

№ 223  ответы записывают на интерактивной доске.

Первичная проверка усвоения материала

Тест «VOTUM»

Обучающая самостоятельная работа.

Видят свои результаты по окончании работы.

Выполняют работу

Итоги урока

Вопросы учащимся:

  1. Сформулировать правило деления десятичной дроби на натуральное число.
  2. Что нужно делать в случае, если целая часть делимого меньше делителя?
  3. Что нужно сделать, если после снесения всех цифр делимого нуль в остатке не получился?

Домашнее задание

№ 218 (б,г,е) № 219 (б,г,е) №

Самоанализ урока по теме «Деление десятичной дроби на натуральное число»

Уважаемые эксперты,  вашему вниманию был представлен урок математики по теме «Деление десятичной дроби на натуральное число»

Урок проходил в  6 классе, где обучаются  8 мальчиков и 16 девочек,  качество знаний по математике составляет 92,3 %.

При подготовке урока были учтены программные требования, образовательные стандарты, особенности детей .

По типу урок объяснения нового материала.

Цели урока: Создание условий для формирования навыков деления десятичной дроби на натуральное число

Задачи:

Познавательные задачи: составить алгоритм деления десятичной дроби на натуральное число; выполнять деление десятичной дроби на натуральное число.

Воспитательные задачи: пробудить любознательность, интерес к самостоятельному решению задач; побудить учащихся к активности.

Развивающие задачи: учить выделять главное, строить аналоги.

Структура урока содержит:

  1. Организационный момент. Настройка на урок, этому способствует элемент психологического тренинга для создания благоприятной обстановки.
  2. повторение сформированных умений, навыков, являющихся опорой, через фронтальный устный опрос
  3. Актуализация знаний и мотивация. Постановка проблемы.
  4. Объяснение нового материала
  5. физминутка + релаксация (передача положительных эмоций, тактильный контакт, снятие напряжения, ощущение радости от того что живу в мирное время)
  6. Формирование умений и навыков
  7. Первичная проверка усвоения материала
  8. Итоги урока
  9. Домашнее задание

Старалась соблюдать следующие дидактические принципы обучения:

- принцип научности осуществлялся через  взаимосвязанные и логически последовательные этапы урока с постепенным усложнением заданий; старалась спровоцировать учащихся на активное решение задач, поставив перед ними проблему.

- принцип наглядности и доступности через работу учащихся на обычной и интерактивной досках при решении задач и примеров;

- систематичности и последовательности закрепления ЗУН;

                    Содержание урока соответствует основной цели и уровню знаний учащихся. Средствами содержания учебного материла,  старалась сформировать самостоятельное мышление и познавательные интересы учащихся. Использовала методы обучения:

- Объяснительно - иллюстративный  на всех этапах урока.

-Репродуктивный ( при повторении определений и правил)

- Частично – поисковый ( при проведении с/р и решении задач)

- Проблемный (при объяснении нового материала)

Деятельность учащихся была организована на критическое мышление, анализ, синтез, классификацию и отбор материала, выбор правильного решения, умения взять ответственность на себя ( прослеживалась рефлексия – оценка своей работы, ответственность перед коллективом, самоконтроль)

            При подборе заданий к уроку старалась учесть объем и сложность учебного материала с учетом возрастных особенностей и учебными возможностями данного класса.

           Задания выстраивала по принципу от простого к сложному.

          На уроке постаралась задействовать всех учащихся в различных видах учебной деятельности:

- фронтальный опрос учащихся;

- индивидуальная работа

- самостоятельная работа;

- самопроверка и взаимопроверка.

            Контроль осуществляла на всех этапах урока, часть контрольных функций была отдана детям. Визуально проконтролировала усвоение знаний при с/р, просмотрев диаграмму ответов вместе с детьми,  требуется последующая отработка правила деления десятичной дроби на натуральное число.

             Считаю, что цели и задачи  урока были реализованы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентации " Деление десятичных дробей на натуральное число". "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Презентации к урокам в 5 классе по темам "Слажение и вычитание десятичных дробей" и "Деление десятичных дробей на натуральное  число." Считаю, тему "Десятичные дроби" в курсе 5 класса одной из вы...

Технологическая карта урока: "Деление десятичной дроби на натуральное число"

В работе представлена разработка технодлогической карты урока с подробным описанием каждого этапа урока и метапредметных результатов....

Предметный кроссворд "Умножение десятичных дробей. Деление десятичных дробей на натуральное число"

Автор: Бурачкова Ирина СергеевнаОбразовательное учреждение: МБОУ «Клюквинская СОШИ» Верхнекетского районаНазвание кроссворда: Умножение десятичных дробей. Деление десятичных дробей на натуральное числ...

Умножение десятичных дробей. Деление десятичной дроби на натуральное число.

Презентация на тему Умножение десятичных дробей. Деление десятичной дроби на натуральное число. Задания для закрепления материала (5 класс)...

Презентация открытого урока "Деление десятичных дробей на натуральное число"

Презентация открытого урока по математике в 5 классе "Деление десятичных дробей на натуральное число" по учебнику Н.Я. Виленкина....

5 класс. Презентация по теме "Деление десятичных дробей на натуральное число. Деление на 10, 100, 1000 и т. д."

Презентация по математике для 5 класса по теме "Деление десятичных дробей на натуральное число. Деление на 10, 100, 1000 и т. д."...