конференция "Математика и красота"
методическая разработка (алгебра, 9 класс) по теме

        В данной работе представлен материал, включающий разработку урока-конференции «Математика и Красота». Основная цельразработки показать, как активизировать познавательную деятельность учащихся на уроках математики и во внеурочной деятельности, развить любознательности и  интерес к предмету.

 

   Содержание разработки демонстрирует гармонию чисел и форм, изящество математики и её универсальность. Этот познавательный материал (симметрия, золотое сечение и др.) предназначен для расширения мировоззрения ребят и воспитание познавательного интереса к математике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konferenciya.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

       

Конференция по математике "Математика и расота"

                                                                          Попова Любовь Дмитриевнаучитель математики

“… В мире нет места для некрасивой математики!”

Г.Х. Харди

Цели:

Образовательная: показать применение математики в других науках, в окружающей действительности.

Воспитательная: содействовать развитию культуры речи, умению публично выступать; воспитывать чувство ответственности за учебный труд.

Развивающая: развивать умение учащихся работать с дополнительной литературой, выделять главное из прочитанного, анализировать и делать выводы.

Подготовка к конференции – ученики заранее делятся на 4 группы: “архитекторы”, “искусствоведы”, “литераторы”, “музыканты”; все участники собирают материал и пишут рефераты по разделам: “Математика и архитектура”, “Математика и искусство”, “Математика и литература”, “Математика и музыка”; затем, изучая данные рефераты, учитель предлагает продемонстрировать лучшее.

Оборудование – слайды (основные рисунки и картинки по теме в электронном виде); видеопроектор.

Оформление зала.

1. На доске и стенах плакаты: пентаграмма, пропорция: а /А = А /(а+А) – золотое сечение, Парфенон, мажорный аккорд 1: 4/5: 2/3 – до, ми, соль, высказывание: “Математик так же, как художник или поэт, создает узоры….”
2. На столе – модели правильных и звёздчатых многогранников, экспонаты: морская раковина, морская звезда, кристаллические решётки.
3. Фотографии храма Знамения Пресвятой Богородицы в селе Дубровицах близ города Подольска, фото храма Василия Блаженного, картина А.Рублева “Троица”.

Ход конференции

Ученица: Здравствуйте, уважаемые участники конференции “Математика и Красота”!

Ученик: Сегодня мы совершим путешествие в мир красоты, гармонии и порядка.

Ученица: Узнаем о тесной связи, которая навечно соединила математику со всеми областями жизни и творчества человека.

Ученик: Математика – это не только стройная система законов, теорем, задач, но и уникальное средство познания красоты. А красота многогранна и многолика. Она выражает высшую целесообразность устройства мира, подтверждает универсальность математических закономерностей, которые действуют одинаково эффективно в кристаллах и в живых организмах, в атомах и во Вселенной, в произведениях искусства и научных открытиях.

Ученица: Изучая математику, мы открываем всё новые и новые слагаемые красоты, приближаясь к пониманию, а затем и к созданию красоты и гармонии.

Ученик: Мир науки несомненно прекрасен и значителен, но есть области в которых математика не менее важна.

Ученица: Например, Архитектура.

Ученик: Возьмем хотя бы пирамиду Хеопса – это немой трактат по геометрии. Её вид доставляет эстетическое наслаждение.

Ученица: Но вот появились новые современные материалы, конструкции и тектоника. Перевёрнутая пирамида – музей современного искусства в Венесуэле, построенный по проекту бразильского архитектора Оскара Нимейера, восхищает нас.

Ученик: А теперь выступит группа учащихся, перед которыми стояла проблема изучения законов математики в архитектуре. (Приложение 1)

Ученица: Архитектура тесно связана с другой областью – искусством. Где математика играет огромную роль!

Ученик: Творчество ряда всемирно известных художников, таких как Леонардо да Винчи, Дюрер, Дали, Эшер, проникнуто математикой и тесно связано с геометрическими построениями.

Ученица: Об этом можно судить по геометрической правильности изображения пространства и подчеркнутой соразмерности фигур и предметов в их работах.

Ученик: Слово для выступления по проблеме “Математика и искусство” предоставляется представителю от группы. (Приложение 2)

Ученик: Теперь мы видим, что и искусству не чужды математическая строгость и пропорции.

Ученица: Что любят, то находят повсюду, и было бы странно не встретиться с математикой в художественной литературе.

Ученик: Почему странно?

Ученица: Потому что, как верно заметил А.Блок, сама истинная поэзия, сами настоящие стихи – это “математика слова”.

Ученик: Потому что в жизни нет ничего такого, чего не было в романах, рассказах и стихах, а математика – слишком заметная тема жизни, чтобы не стать темой литературы.

Ученица: Давайте послушаем, что думают по этому поводу участники группы, решающие проблему “Математика и литература”. (Приложение 3)

Ученик: Удивительно, но математика встречается и в таком виде искусства, как музыка!

Ученица: Настоящее искусство имеет свою теорию. Иногда эту теорию можно выразить с помощью математических терминов.

Ученик: Начиная с Пифагора, математики проявляли интерес к музыке. Впервые в школе Пифагора была создана математическая теория музыки.

Ученица: Таким образом, приятные для слуха созвучия подчиняются простым математическим законам, и нам становятся понятны слова пушкинского Сальери:

…..Поверил
Я алгеброй гармонию…

Ученик: Математику в жизни музыки нам представит следующая группа.(Приложение 4)

Ученица: Мы поняли, что без математики невозможна красота и гармония в нашем мире. Что бы видеть и чувствовать красоту нам достаточно знать математические законы и факты. В ходе нашей конференции проследили связь математики с наукой, архитектурой, литературой, музыкой и искусством. Но математика вошла и в другие сферы жизни человека, например… (фрагмент из мультфильма “Вовка в тридевятом царстве” (слет Василис).)

Библиографический список

1.Бархин Б.Г. Методика архитектурного проектирования: Учебно-методическое пособие для архитектурных вузов и факультетов. – 2-е изд., переработанное. и доп. – М.: Стройиздат, 1982.

2. Захидов П.Ш. Основы гармонии в архитектуре. – Ташкент: Фан, 1982. – 163 с.

3. Лиман М.М. Школьникам о математике и математиках. Пособие для        учащихся средней школы. 1981год.                                                                          

4.Шевелев И. Ш. Формообразование: Число. Форма. Искусство. Жизнь.  Кострома: Дизайн-центр, 1995.

     

                                                 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Концепция воспитательной системы. 7 класс . Тема: «От красоты окружающего мира к красоте души»

Методологической основой воспитательной деятельности в классе является парадигма гуманистического личностно-ориентированного обучения...

ПРОЕКТ ВОСПИТАНИЕ КРАСОТОЙ (КРАСОТА РОЖДАЕТ ДОБРОТУ)

Актуальность проблемы Прекрасное!.. Оно везде - в окружающей нас природе, наших поступках, в творениях человека, в искусстве. Только всегда ли мы замечаем эту красоту? Особенно сейчас, когд...

"Красота жизни, красота человеческой души в единении народного и композиторского творчества"

Урок музыки в 6 классе по программе Д.Кабалевского, четвертая четверть ("В чем сила музыки")....

"Целый мир от красоты". Любовь и красота в лирике А.Фета

Урок посвящен теме красоты в творчестве Фета. Сторонник "чистого искусства", Фет никогда не писал стихи на злобу дня, вся его поэзия о вечном.....

Урок развития речи в 8 классе "Красота истинная и красота ложная"

Урок развития речи (сочинение в жанре эссе)...

Методическая разработка урока по литературе в 6 классе «А.С.Пушкин «Зимнее утро». Мотивы единства красоты природы и красоты человека».

Разработка урока по литературе в 6 классе по программе А.Г.Кутузова. В разработке дается анализ стихотворения А.Пушкина "Зимнее утро", рассматривается отражение красоты природы в литературе, живописи ...