Урок развития речи в 8 классе "Красота истинная и красота ложная"
план-конспект урока (8 класс) на тему

Урок развития речи (сочинение в жанре эссе)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_razvitiya_rechi_v_8_klasse.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок развития речи в 8 классе.

ТЕМА УРОКА: КРАСОТА ИСТИННАЯ И КРАСОТА ЛОЖНАЯ

Цели урока:

  • Образовательная: дать первоначальное представление и опознавательные признаки жанра эссе;
  • Развивающая: совершенствовать речевые навыки учащихся; подготовить к созданию текста в жанре эссе по предложенной теме;
  • Воспитательная: воспитывать эстетический вкус; подвести учащихся к пониманию понятий «красота истинная» и «красота ложная».

Учащиеся должны знать:

  • Опознавательные признаки жанра эссе;

Учащиеся должны уметь:

  • Письменно высказываться по предложенной теме.

ХОД УРОКА:

  1.  Вначале было слово. И это слово было в Библии. Что же это за слово? Раскроем первую книгу Моисееву…

Двое учащихся зачитывают картину сотворения мира (см. приложение № 1)

Так оно или нет, но возможно именно тогда появилось слово «красота».

Ребята, а какие ассоциации возникают у вас со словом «красота»? Что бывает красивым? Попробуйте выполнить такие задания:

  1. запишите ряд слов, которые приходят вам на ум, когда вы слышите слово «красота», «красивый»;
  2. вспомните и запишите пословицы, поговорки, мудрые изречения о красоте;

Дома я просила вас обратиться к словарям и узнать лексическое значение слова «красивый», «красота». Кто выполнил это задание? (спрашиваю 2-3 учеников). Одно ли значение у этого слова? Какие еще значения?

II. Мы с вами говорим о красоте видимой, красоте слышимой, а бывает другая красота? Какая?

        А слышали ли вы стихотворение Николая Заболоцкого «некрасивая девчонка»? (предлагаю прочитать его наизусть подготовленному ученику)

Среди других играющих детей
Она напоминает лягушонка.
Заправлена в трусы худая рубашонка,
Колечки рыжеватые кудрей
Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,
Черты лица остры и некрасивы.
Двум мальчуганам, сверстникам её,
Отцы купили по велосипеду.
Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,
Гоняют по двору, забывши про неё,
Она ж за ними бегает по следу.
Чужая радость так же, как своя,
Томит её и вон из сердца рвётся,
И девочка ликует и смеётся,
Охваченная счастьем бытия.

Ни тени зависти, ни умысла худого
Ещё не знает это существо.
Ей всё на свете так безмерно ново,
Так живо всё, что для иных мертво!
И не хочу я думать, наблюдая,
Что будет день, когда она, рыдая,
Увидит с ужасом, что посреди подруг
Она всего лишь бедная дурнушка!
Мне верить хочется, что сердце не игрушка,
Сломать его едва ли можно вдруг!
Мне верить хочется, что чистый этот пламень,
Который в глубине её горит,
Всю боль свою один переболит
И перетопит самый тяжкий камень!
И пусть черты её нехороши
И нечем ей прельстить воображенье,-
Младенческая грация души
Уже сквозит в любом её движенье.
А если это так, то что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?

- Как вы думаете, почему стихотворение называется «некрасивая девчонка» и в действительности ли она некрасива? Попробуйте сформулировать тему нашего урока.

Итак: КРАСОТА ИСТИННАЯ И КРАСОТА ЛОЖНАЯ (СЛАЙД 1)

Можно ли из предложенных вами пословиц, поговорок, крылатых выражений подобрать эпиграф к нашему уроку? Какой?

Можно ли взять слова из стихотворения о некрасивой девчонке в качестве эпиграфа к уроку? Да.

Что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде? (СЛАЙД 2)

Сегодня на уроке мы попробуем разобраться с вами, какую же красоту мы называем истинной, а какую ложной, а затем вы попробуете выразить свое отношение к поднятой проблеме в сочинении-миниатюре.

А как же вы понимаете, что такое истинная красота и красота ложная? (дети высказывают свои мнения).

Над этими понятиями задумывались писатели и художники, философы и мыслители. Своим восьмиклассникам я тоже предложила рассказать, как они понимают слово «красота». Вот что они мне сказали: (ПРЕЗЕНТАЦИЯ)

Изменилось ли ваше представление о красоте истинной и красоте ложной после просмотра презентации?

Итак, мы выяснили, что такое красота истинная и красота ложная. Но цель нашего урока не просто высказываться по предложенной проблеме, а попробовать написать об этом сочинение-миниатюру. А высказывать свои впечатления и размышления легче всего в жанре эссе. Конечно же, вам уже встречалось это слово. Познакомимся с ним поближе.

III. Подготовленный ученик рассказывает об истории возникновения жанра эссе.

ЭССЕ

Эссе (с французского еssai “попытка, проба, очерк”) - прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на исчерпывающий ответ.

Жанр эссе предполагает свободу творчества. Вся его прелесть в том, что оно может быть написано на любую тему и в любом стиле, ведь эссе - это ваше размышление по поводу услышанного, прочитанного, просмотренного.

По речевому построению эссе - это динамичное чередование высказываний, вопросов, установка на разговорную интонацию и лексику.

На первом плане эссе - личность автора, его мысли, чувства, отношение к миру. Это главная установка сочинения.

Для эссе характерно использование многочисленных средств художественной выразительности:

  • метафоры
  • аллегорические и притчевые образы
  • символы
  • сравнения

Стиль речи эссе – публицистический, тип речи – рассуждение с элементами описания и повествования.

        Итак, эссе – это изображение чувств, впечатлений, раздумий, мыслей и ассоциаций (записываем определение в тетради)

IV. Разобьем теперь это определение на две части: Поговорим о чувствах и мыслях, а потом 2) об ассоциациях. Что проще выразить: чувства и мысли или ассоциации? (дети отвечают – ассоциации)

         Предлагаю вам работу на карточках (приложение 2).

Сделайте вывод: Для того чтобы передать душевное состояние человека, можно использовать описание пейзажа, портрета, действий.

Мы говорили о том, как можно передать свои переживания, а теперь поговорим об ассоциативном мышлении. Вы строили ассоциативные ряды со словом «красота», «красивый». А теперь посмотрите, какие ассоциации вызывает у  Виктора Астафьева простой лунный блик (один ученик зачитывает эссе В. Астафьева).

В. Астафьев    Лунный блик

           Ночью впереди теплохода, на гладкой воде, росчерком играл лунный блик. Он серебрился, фосфорно зеленел,  искрился, извивался змейкой, прыгал головастиком, убегал шустрой ящеркой. Верилось, с нетерпением ждалось: вот-вот настигнет теплоход живую топь луны, сомнет ее, срежет плугом носа.

           Но проходили минуты, прошел час, другой, а отблеск далекой луны все

бежал и бежал перед теплоходом, без усилия опережая напряженно работающую машину.

           И было в этой ночной картине что-то похожее на жизнь, казалось, вот-вот поймаешь, ухватишь смысл ее, разгадаешь и постигнешь вечную загадку бытия.

Выпишите слова-ассоциации, которые вам встретились в этом эссе.

Я не случайно дала такое задание. Давайте посмотрим, какие же ассоциации у Виктора Астафьева вызвал лунный блик (спрашиваю).

        А теперь попробуйте ответить, какие отличительные особенности эссе вы можете выделить в предложенном тексте: (небольшой объем, не прослеживаются четко элементы композиции, выражены чувства и эмоции автора).  

V.  В качестве иллюстраций эссе я предложила вам еще 4 текста, написанные в этом жанре. И сейчас я предлагаю попробовать порассуждать вам  на тему «Красота истинная и красота ложная», впервые попробовав свои силы в качестве эссеиста.

Д/З Закончить дома сочинение в жанре эссе.

VI.  Если кто успел, может зачитать свою работу. Если нет, то предлагаю закончить ее дома.

Но вернемся к эпиграфу нашего урока:

Что есть красота…
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?

Попробуйте ответить, так что же есть красота?

Вначале было слово, и мы выяснили с вами, что поистине красивым может быть не только то, что мы видим и слышим. Красивой может быть душа человека, красивым может быть поступок, красивым может быть язык, на котором ты говоришь.

        

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Система работы по развитию речи детей с нарушением интеллекта ( на уроках развития речи).

Матриал могут использовать учителя начальных классов школ всех видов....

Урок развития речи в 6 классе. Стили речи.Официально-деловой стиль речи.

Урок развития речи в 6 классе. Стили речи. Официально-деловой стиль речи. Материал урока позволяет повторить известные учащимся сведения о стилях речи, формировать умения различать стили речи....

Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс

Методическая разработка на заочный  районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....

Конспект урока по развитию речи. Тема: "Значение музея художника А. С. Ларионова для проведения уроков развития речи учащихся".

Главная цель данного урока научить писать сочинение-описание на материале картины А. С. Ларионова. Задачи урока:обучающие:– формировать умение строить текст в определённой композиционной форме;–...

Выступление на методическом объединении. Развитие описательно – повествовательной речи учащихся 5-6 классов II отделения школы для слабослышащих и позднооглохших детей на уроках развития речи.

Выступление на методическом объединении.Развитие описательно – повествовательной речи учащихся 5-6 классов  II отделения школы для слабослышащих  и позднооглохших детей на уроках разви...

Доклад на тему: «Развитие ритмико-интонационной стороны речи на уроках развития речи»

Доклад на тему: «Развитие ритмико-интонационной стороны речи на уроках развития речи»...

Интегрированный урок развития речи и ИЗО "В поисках красоты" (6 класс)

Интегрированный урок развития речи и ИЗО в 6 классеВ ПОИСКАХ КРАСОТЫУчитель: Климина А.И....