Программа объединения МОДУЛЬ
рабочая программа по алгебре по теме

Моренкова Наталья Юрьевна

Программа объединения МОДУЛЬ естественно-научного цикла

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_obedineniya_modul.doc98.5 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации г. Дзержинска

Нижегородской области

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 68»

Утверждена

Приказом директора

МОУ «Средняя

общеобразовательная школа №68»

г. Дзержинска

Нижегородской области

От "____"________________200_ г

Программа научного объединения учащихся

«МОДУЛЬ»

(на два года обучения,

возраст обучающихся 10 – 13 лет)

Учитель математики

Моренкова Н.Ю.

г. Дзержинск

Содержание

1. Пояснительная записка………………………………………………………….2      

                                                                       

2. Учебно-тематический план……………………………………….……………..3        

                                               

3. Содержание программы………………………………………..………………...5

4. Методическое обеспечение …………………………………………………..…6

5. Список литературы…………………………………………………….………...7

Пояснительная записка

МОДУЛЬ - Математическое Общество Догадливых и Умных Людей.

Математика со времени ее зарождения как науки (VI в. до н.э.) и много раньше была тесно связана не только с цивилизацией, с практикой, но и со всей общечеловеческой культурой – со всем миром. И математические теории, и методы открывались, создавались конкретными личностями, математиками, жизнь и судьба которых интересная и насыщенная, поучительная, неотделима от исторической эпохи, в которую они творили. Поэтому необходимо помочь учащимся представить школьную и близкую к ней математику в контексте культуры и истории, помочь повысить уровень понимания и практической подготовки, интересные и неожиданные примеры и приложения математического анализа, показать непосредственные выходы школьной математики в сферу серьезной науки и ее приложений.

Рассматривая причины интереса к математике у своих учеников, не стоит путать интерес к математике как к средству поступления в вузы. Ученик должен чувствовать эстетическое удовлетворение от красиво решенной задачи, от установленной им возможности приложения математики к другим наукам.

Но, с другой стороны, необходимо также поддерживать изучение основного курса математики, систематизировать знания, осуществлять самостоятельную деятельность по построению микроисследований, опирающуюся на субъектный опыт ученика. Весь курс должен быть построен на решении различных по степени важности и трудности задач. Обязательно должна присутствовать практическая составляющая.

Цель курса: развитие у учащихся устойчивого интереса собственно к математике, знакомство учащихся с математикой как с общекультурной ценностью, выработка понимания ими того, что математика является инструментом познания окружающего мира и самого себя, формирование целостной естественно-математической составляющей картины мира.

Задачи: 1. Расширить сферу математических знаний, убедить в практической необходимости владения способами выполнения математических действий.

2. Формировать специальные знания и умения, углубить некоторые теоретические положения, развивать творческие умения.

3. Приобщать к использованию информационных технологий, осуществлению поисковой работы в книжно-журнальных областях, сети Интернет. Развивать уважение к учебным книгам.

4. Помочь ученику построить индивидуальный образовательный путь, подготовить базу для продолжения математического образования в вузах различного профиля.

Программа рассчитана на 2 года обучения. Занятия 2 часа в неделю.


Учебно-тематический план

                  Тема занятия

Кол-во часов

теор. часть

практ. часть

1.

Наглядная геометрия

12

17

Конструирование из буквы «Т»

1

1

Фигурки из кубиков и их частей

1

2

Оригами

1

2

Замечательные кривые

1

2

Кривые Дракона

2

2

Лабиринты

1

2

Бордюры

1

1

Орнаменты

1

1

Геометрия на клетчатой бумаге

2

2

Геометрические головоломки

1

2

2.

История развития математики                          

11

4

Хронология развития счета и числа

1

Способы измерения счета в древности

1

Биографии и труды великих математиков

1

1

Математические парадоксы.

2

Математические и геометрические софизмы.

2

1

Восстановление чисел. Ребусы.

3

1

Магия чисел.

1

1

3.

Разные задачи.

11

7

Задачи-шутки; задачи-загадки

1

1

Шахматные задачи

2

1

Старинные задачи

2

1

Задачи на разрезания, взвешивания, переливания

1

1

Задачи, решаемые с конца

2

Задачи, решаемые методом исключения

2

Задачи, решаемые графическим методом

2

1

Задачи со спичками

1

2

4.

Математические игры.

9

9

Морской бой, пирамиды, уголки

1

Фокусы, пасьянсы

2

2

Логические и традиционные головоломки

2

2

Криптограммы

2

2

Зашифрованная переписка

2

3

5.

Задачи "Кенгуру" разных лет.

6

6.

Задачи ЗМШ «Авангард»

4

7.

Элементы теории вероятностей.

9

3

Комбинаторика.

2

Вероятность события.

2

2

Операции над вероятностью.

1

Множества. Операции над множествами

2

Метод математической индукции.

2

1

8.

Математика в искусстве.

6

6

Различные виды симметрии. Пропорциональность.

2

2

Математика в архитектуре.

2

2

Математика в живописи.

2

2

Подведение итогов

2

70

46

Итого:

116



Содержание программы

1. Наглядная геометрия.

Конструирование из буквы «Т». Фигурки из кубиков и их частей. Оригами. Замечательные кривые. Кривые Дракона. Лабиринты. Бордюры. Орнаменты. Геометрия на клетчатой бумаге. Геометрические головоломки.

2. История развития математики.

Хронология развития счета и числа. Способы измерения счета в древности. Биографии и труды великих математиков. Математические парадоксы. Математические и геометрические софизмы. Системы счисления. Восстановление чисел. Ребусы. Магия чисел.

3. Разные задачи.

Задачи-шутки; задачи-загадки; шахматные задачи; старинные задачи; задачи на разрезания, взвешивания, переливания; задачи, решаемые с конца; задачи, решаемые методом исключения; задачи, решаемые графическим методом, задачи со спичками.

4. Математические игры.

Морской бой, фокусы, пасьянсы, пирамиды, уголки, логические и традиционные головоломки, криптограммы, зашифрованная переписка.

5. Задачи "Кенгуру" разных лет.

Разбор и решение задач международного математического конкурса "Кенгуру" разных лет, для разных классов. Анализ, сопоставление, обобщение опыта.

6. Задачи ЗМШ "Авангард", олимпиадные задачи разных лет.

7. Элементы теории вероятностей.

Случайные события и операции над ними. Комбинаторика. Вероятность события. Операции над вероятностью. Метод математической индукции.

8. Математика в искусстве.

Золотое сечение. Различные виды симметрии. Пропорциональность. Математики в архитектуре. Математика в живописи.


Методическое обеспечение:

При выборе форм и методов работы руководителем объединения учитываются психологические особенности детей. В этом возрасте дети проявляют повышенный интерес к наглядности, практической деятельности, установлению связей между математикой как наукой и жизнью. Дети отличаются познавательной и творческой активностью, пытаются самоутвердиться в жизни. Руководитель должен создать условия для культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, развития мотивации личности к познанию и творчеству. Поэтому выбор форм должен быть разнообразным. Можно использовать такие:

словесные: рассказ, беседа, лекция, дискуссия, выступления с докладами-отчетами (на отчетные занятия можно приглашать учащихся, не входящих в данное объединение),

наглядные: таблицы, схемы, рисунки, плакаты, графики,

практические: поисково-исследовательская деятельность, изготовление газет, плакатов, издание листовок, занятия по оригами, составление лабиринтов, вырезания, конструирование, написание рефератов, докладов, работа с учебными CD дисками и сетью Интернет.


Список литературы

1. Бунимович Е.А., Булычев В.А. "Вероятность и статистика. Темы школьного курса" – М.: "Дрофа", 2002 г.

2. Быльцов С.Ф. "Занимательная математика для всех", С-Пб, "Питер", 2005 г.

3. Васильев Н.Б., Гутенмахер В.Л. и др. «Заочные математические олимпиады», М.: «Наука», 1989 г.

4. Глейзер Г.И. "История математики в школе", М.: "Просвещение", 1982 г.

5. Мостселлер Ф. "Пятьдесят занимательных вероятностных задач с решениями" – М.: "Наука", 1985 г.

6. Мордкович А.Г., Семенов П.В. "События. Вероятности. Статистическая обработка данных", М.: Мнемозина, 2004 г.

7. Олехник С.Н., Нестеренко Ю.В., Потапов М.К. "Старинные занимательные задачи", М.: "Дрофа", 2002 г.

8. Перельман Я.И. "Занимательная алгебра. Занимательная геометрия" – М.: "Астрель", 2003 г.

9. Рязановский А.Р., Зайцев Е.А. "Дополнительные материалы к уроку математики. Избранные темы школьного курса. Исторические очерки", М.: "Дрофа", 2002 г.

10. Скворцов В.В. «Нескучные вычисления», М.: «Просвещение», 1999 г

11. Терешин Н.А. «Прикладная направленность школьного курса математики» - М.: «Просвещение», 1990 г.

12. Фридман Л.М., Турецкий Е.Н. "Как научиться решать задачи", М.: "Просвещение", 1984 г.

13. Выпуски брошюр "Задачи "Кенгуру" (1996 – 2006 г.)

14. Специальные выпуски

1. «Кое-что о множествах»./«Математический клуб «Кенгуру», С-Пб., 2001 г./

2. «Вокруг задачи». / «Математический клуб «Кенгуру», С-Пб., 2004 г./

3. «Знакомимся с вероятностью» / «Математический клуб «Кенгуру», С-Пб., 2004 г./

4. "Вокруг параболы", /«Математический клуб «Кенгуру», С-Пб., 2004 г./

5. "Вокруг гиперболы" /«Математический клуб «Кенгуру», С-Пб., 2004 г./

6. "Математика на клетчатой бумаге" /«Математический клуб «Кенгуру», С-Пб., 2002 г./

7. "Вокруг квадратного трехчлена" /«Математический клуб «Кенгуру», С-Пб., 2003 г./

8. "Книжка о дюймах, вершках, сантиметрах" /«Математический клуб «Кенгуру», С-Пб., 2005 г./

15. Энциклопедический словарь юного математика. – М.: Педагогика, 1989 г.

16. Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Л.Н. «Наглядная геометрия, 5 – 6». – «Дрофа», М.:2007 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ «Разработка программных модулей программного обеспечения для компьютерных систем»

ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ «Разработка программных модулей программного обеспечения для компьютерных систем»   для специальностей230115 Программирование в компьютерных сист...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ. 03. «Проведение расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами» для специальности РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ. 03. «Проведение расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами»

Рабочая программа профессионального модуля (далее рабочая программа) – является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 080114 «Эк...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ 04. РУКОВОДСТВО ДЕТСКИМ ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ОБЪЕДИНЕНИЕМ ДЛЯ СПО 44.02.03.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПМ.04 РУКОВОДСТВО ДЕТСКИМ ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ОБЪЕДИНЕНИЕМ ПРЕДНАЗНАЧЕНА  ДЛЯ СПО 44.02.03 ПЕДАГОГИКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  И ДПИ. ...

Рабочая программа профессионального модуля ПМ. 03. "Участие в интеграции программных модулей". Специальность: 09.02.03. Программирование в компьютерных системах. 4 курс.

Аннотация рабочей программы профессионального модуля ПМ.03. «Участие в интеграции программных модулей»для специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системахРабочая программа професси...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА профессионального модуля ПМ.03 Педагогическая музыкально-исполнительская деятельность для специальности 53.02.01 Музыкальное образование наименование цикла Профессиональные модули

Рабочая программа профессионального модуля разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 53...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ «ПМ.02. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ИНТЕГРАЦИИ ПРОГРАММНЫХ МОДУЛЕЙ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ «ПМ.02. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ИНТЕГРАЦИИ ПРОГРАММНЫХ МОДУЛЕЙ" по специальности   СПО 09.02.07 Информационные системы и программир...