Семнадцать мгновений математики
элективный курс (алгебра, 9 класс) по теме

Шимохина Оксана Леонидовна

элективный курс по математике для 9 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elek.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Общеобразовательное учреждение

Магдагачинская муниципальная средняя общеобразовательная школа №2

«Согласовано»                    «Согласовано»                        «Утверждаю»

Руководитель МО                           Заместитель                                  Директор_____МСОШ№2

____/_____________/                       руководителя по УВР                  ______/_______________/

             ФИО                                    __________МСОШ№2                                     ФИО

Протокол №_____от                       _______/_____________/              Приказ №_________от

«___»_____________                                            ФИО                          «____»_____________

         201___г.                                  «___»_________________                           201___г.

                                                                          201___г.

Семнадцать мгновений математики…

Программа элективного курса для предпрофильной подготовки учащихся 9 класса по математике

Кол-во часов: 12

Тип курса: Межпредметный-ориентационный

Автор:  Шимохина О.Л.

 

                            Пояснительная записка

   Главная идея, которая была использована  при разработке курса, отражается словами Г.В. Лейбница «История науки учит искусству открытий».

   Этот курс позволит расширить знания по математике как одной из древних наук, а также повысить познавательные интересы детей.  Данная программа курса по выбору своим содержанием сможет привлечь внимание учащихся, которым не интересна математика и её приложения, и тем, которым захочется глубже и основательнее изучить данный предмет.

Программа курсов включает в себя углубление в исторический экскурс, касающийся базовых тем курса математики общеобразовательной программы. Задачи, предложенные в данном курсе, интересны и часто непросты в решении, что вызовет интерес и позволит повысить учебную мотивацию.

Учащиеся могут овладеть умениями работы с различными источниками информации по интересующим ученика проблемам и вопросам. Овладеют простейшими работами исследовательского характера.

Организационно-методический раздел

Цель курса: создать условия для развития творческих способностей, активизации познавательной деятельности.

Задачи курса:

  1. Знакомство с историей математики.
  2. Ознакомление с ролью личности ученого-математика в развитии человеческой цивилизации.
  3. Развитие интеллектуальных способностей девятиклассников.
  4. Воспитывать привычку самостоятельно мыслить, работать в коллективе, способность помогать другим (все эти качества воспитываются в работе над проектом)
  5. Научить умению решать и любить исторические и старинные задачи.

Место курса в системе

предпрофильной подготовки

 Данный курс имеет общеобразовательное и прикладное значение, ориентирован на предпрофильную подготовку учащихся по математике, расширяет базовый курс, способствует развитию логического мышления учащихся, дает возможность познакомиться с интересными нестандартными вопросами математики. Намечает и использует целый ряд межпредметных связей, помогает оценить свои возможности по математике и более осознанно выбрать профиль дальнейшего обучения.

Требования к уровню освоения содержания курса

Административной проверки усвоения материала курса не предполагается, соответствующие задачи не будут включаться в административные контрольные работы, выноситься на экзамен.

   Учащиеся в ходе освоения данного элективного  курса имеют возможность познакомиться с научно-популярной литературой; провести самостоятельный поиск информации; сделать небольшое самостоятельное исследование.

Результат изучения курса можно выявить с помощью следующих форм контроля:

  1. текущий контроль (вопросы учащихся к преподавателю; индивидуальные и групповые беседы по изучаемым вопросам; ответы и выступления учащихся в процессе занятий и т.д.)
  2. подготовка рефератов, докладов и сообщений по темам, предлагаемым учителем (математическая общешкольная конференция, круглый стол или математический вечер)
  3. учащиеся могут пользоваться литературой, имеющейся в кабинете математики, периодической литературой, информационными возможностями.

Данный элективный курс предполагает тематические занятия по плану.

п/п

Тема

Количество часов

Примечания

Лекция

Практика

1.

Исторические задачи.

2

2.

Старинные задачи.

2

3.

Лист Мёбиуса

1

4.

Русские математики

1

5.

По следам Пифагора.

1

5.1.

Откуда взялся Архимед

1

5.2.

Загадка Евклида.

1

5.3.

Русский гений (о Ломоносове и Магницком)

1

5.4.

Женщины-математики.

1

6.

Итоговое занятие

1

Содержание курса

  1. « По следам Пифагора».
  1. Рассказ о древних математиках, знакомство с математиком, как с личностью;
  2. Занимательные случаи из жизни ученых-математиков;
  3. Проекты детей на Архимеда, Евклида и других ученых.
  1. Исторические задачи.
  1. Устный счет, софизмы, решение практических задач.
  1. Старинные задачи.
  1. Решение старинных задач;
  2. Рассмотрение задач, найденных учащимися;
  3. Исследовательские проекты.
  1. Итоговое занятие.
  1. Участие в научно-исследовательской ученической конференции, или круглый стол «Мое маленькое открытие», или математический вечер «История открытий».

Список литературы

Для учителя:

.

  1. А. Халамайзер. Король математики. // Наука и жизнь// № 2, 1978г.
  2. М.Б. Балк, Г.Д. Балк. Математика после уроков. М. «Просв», 1971 г.
  3. История отечественной математики. Изд. Киев, 1966г.
  4. Г.И. Глейзер. История математики в школе IV- VI,  VII- VIII, IX-X Кл.
  5. А.П. Денисов. Леонтий Филиппович Магницкий. М. Просв. 1967 г.
  6. Л.Б. Репин. Люди и формулы: новеллы об ученых. М.1972 г.
  7. Ю.В. Нестеренко, С.Н. Олехник, М.К. Потапов. Задачи на смекалку.

Для учеников:

  1. И.Г.Зенкевич. Судьба таланта.
  2. Я.К. Голованов. Этюды об ученых
  3. И.Г. Башмаков. Архимед. Дет. Энцикл. 1972 г.
  4. И.Г.Башмакова. Пафнутий Львович Чебышев. Дет. Энц. 3-е изд. 1972 г.

    5.   Интернет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

99 способов «мгновенного» поощряющего воздействия

Какими словами поощрять ребенка?...

Статья "У меня растут года, будет мне семнадцать."

Статья в газете "Московская правда", раздел "Необычный урок", урок "Профсоюзы история и современность"....

"Остановленные мгновения" в стихотворениях А.А. Фета. Лирика любви и природы.

Урок с использованием ЭОР. Публикация представляет собой план-конспект урока, посвященного пейзажной и любовной лирике А.А. Фета. В конспекте указаны действия учителя и учащихся, предполагаемые ответы...

Урок литературы Мгновения красоты в 5 классе

Урок литературы по программе В. Г. Маранцмана. Начало 1 четверти. Урок о бабочках А. Фета и В, НабоковаПодробный конспектРабота участвовала в Фестивале АМО...

Мгновения школьной жизни

К выпускному вечеру в школе....

Семнадцать причин. почему нужно читать

Почему и чем могут помочь родители своим детям? Интерес к чтению формируется в семье....