Рабочая программа и тематическое планирование по математике для 6 класса
рабочая программа по алгебре (6 класс) по теме

Головина Наталья Олеговна

Рабочая программа составлена на 5 часов в неделю. Содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование. Программа составлена по учебнику "Математика-6" , автор Н.Я. Виленкин

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5-6_klass_rabochaya_progr._2.doc334 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ СОШ № 40 г. Твери

Согласовано на заседании МО

/указать название МО/

«….» сентября 2011 г.

Руководитель МО                  

                         / Иванова О.В. /                  

Утверждаю.

Директор МОУ СОШ № 40

                              /Гулина И.А./

Приказ №

«…..»  сентября 2011 г.

Рабочая программа к учебному курсу

 « Математика»

6 класс.

Составлено в соответствии с курсом по математике по программе Г.М.Кузнецовой, Н.Г.Миндюк

Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации.

Учебник – Н.Я.Виленкин и др. Математика 6 кл. М., Мнемозина, 2010г.

Подготовила  учитель математики – Головина Наталья Олеговна

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА

КУРСА     МАТЕМАТИКИ  для  5- 6 классов.

                                                        Пояснительная записка.

           Данная программа курса математики для 5- 6 классов  составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и примерной государственной программы, с базисным учебным планом 2004г. и   предусматривает использование учебников «Математика 5» и «Математика 6» авторов  Н. Я. Виленкина, В. И. Жохова, А. С. Чеснокова  и  С. И. Шварцбурда. Программа  курса  5 класса рассчитана на  5 часов в неделю, всего 170 часов в год; программа  курса за  6 класс рассчитана на  5 часов в неделю, всего 170 часов в год.

         Срок реализации рабочей учебной программы 2 года.

Учебный предмет «Математика» в 5 и 6 классах опирается на вычислительные навыки, способы решения задач, представления о простейших геометрических фигурах, полученные на уроках математики в начальной школе. Усвоение обучающимися  данной программы необходимо для успешного изучения  систематических курсов алгебры и геометрии основной и средней школы. Многие темы курса являются базовыми для изучения  тем других школьных предметов: физика, химия, информатика, география, технология.

          Цели изучения математики в 5- 6 классах:

  1. Овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;
  2.  интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для повседневной жизни;  
  3. формирование представлений об идеях и методах математики, о математике  как форме описания и методе познания действительности;
  4. формирование представлений  о математике как части общечеловеческой культуры, понимания значимости математики для общественного прогресса;

Задачи:

  1. систематическое развитие понятия числа, выработка умений выполнять письменно и устно арифметические действия над числами, переводить практические задачи на язык математики ;
  2. расширение представлений учащихся об измерении геометрических величин и систематизация сведений о единицах измерения;
  3. формирование умения решать практические задачи на пропорции и проценты;
  4. подготовка учащихся к преобразованию выражений, решению уравнений;
  5. знакомство учащихся с координатной прямой и координатной плоскостью

         Теоретический материал излагается на наглядно-интуитивном уровне, математические методы и законы формулируются в виде правил.

         В ходе изучения курса учащиеся развивают навыки вычислений с натуральными числами, овладевают навыками действия с обыкновенными и десятичными дробями, положительными и отрицательными числами, получают начальные представления  об использовании букв для записи выражений и свойств арифметических действий, составления уравнений, продолжают знакомиться с геометрическими понятиями, приобретают навыки построения геометрических фигур и измерения геометрических величин.

          При составлении рабочей программы использовалась традиционная методика планирования. Программа включает пояснительную записку, учебно-тематическое планирование, содержание тем учебного курса, требования к уровню подготовки, контроль уровня обученности, перечень литературы и средств обучения.

          Принцип модульности предполагает построение единиц учебного материала  в виде блоков - модулей, внутри которых  учебный материал структурируется в виде системы учебных элементов в расчете по 2 часа или по 1 часу на каждый урок модуль. Из блоков  модулей как из элементов конструируется учебный курс по предмету. Элементы внутри блока – модуля взаимозаменяемые и подвижны.

          Ведущие принципы – учет возрастных особенностей учащихся, органическое сочетание обучения и воспитания, усвоение знаний и развитие познавательных способностей учащихся, практическая направленность преподавания, выработка необходимых для этого навыков.

             Программа курса математики за 5 класс представлена  9 разделами курса. Первые 8 разделов  рассчитаны на изучение соответствующих программе тем,  9-й раздел   рассчитан  на повторение курса  математики за 5 класс.

        Программа курса математики 6 класс состоит из 10 блоков – модулей. Первые 9 блоков  рассчитаны на изучение соответствующих программе тем.  10-й блок рассчитан на повторение курса математики за 6 класс.

        Количество часов на изучение  разделов курса распределено с учётом уровня сложности  конкретных тем. Внутри раздела  - модуля часы распределены в зависимости от сложности уровня усвоения материала учащимися. Выделены часы на проведение контроля за ЗУН учащихся в соответствии с примерной программой.

       Каждый раздел имеет свою комплексно - дидактическую цель, в ней указаны те знания, которыми должны овладеть учащиеся, а также заложены те умения, которые должны быть отработаны по программе и   контрольную работу  по теме.

      При подаче учебного материала применяется  индивидуальный подход, развивающие и игровые  методики обучения. Преподавание ведется с использованием  элементов современных педагогических технологий.    Используемый учебный методический комплекс для реализации рабочей программы полностью соответствует поставленным целям, задачам и содержанию программы.

       Новизна данной учебной программы заключается во внедрении в учебный процесс компьютерных технологий.                          

Компьютерное обеспечение уроков

Демонстрационный материал (слайды).

Создается с целью обеспечения наглядности при изучении нового материала, использования при ответах учащихся. Применение анимации при создании такого компьютерного продукта позволяет рассматривать вопросы математической теории в движении, обеспечивает другой подход к изучению нового материала, вызывает повышенное внимание и интерес у учащихся.  При решении любых задач использование графической интерпретации условия задачи, ее решения позволяет учащимся понять математическую идею решения, более глубоко осмыслить теоретический материал по данной теме.

 Задания для устного счета.

Эти задания дают возможность в устном варианте отрабатывать различные вопросы теории и практики, применяя принципы наглядности, доступности. Их можно использовать на любом уроке в режиме учитель – ученик, взаимопроверки, а также в виде тренировочных занятий.

 Электронные учебники.

   Они используются в качестве виртуальных лабораторий при проведении практических занятий, уроков введения новых знаний. В них заключен большой теоретический материал, много тренажеров, практических и исследовательских заданий, справочного материала. На любом из уроков возможно использование компьютерных устных упражнений, применение тренажера устного счета, что активизирует мыслительную деятельность учащихся, развивает вычислительные навыки, так как позволяет осуществить иной подход к изучаемой теме.

             Использование компьютерных технологий  в преподавании математики позволяет непрерывно менять формы работы на уроке, постоянно чередовать устные и письменные упражнения, осуществлять разные подходы к решению математических задач, а это постоянно создает и поддерживает интеллектуальное напряжение учащихся, формирует у них устойчивый интерес  к изучению данного предмета.

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения курса математики 5-6 классов  ученик должен:

 Знать\понимать:

  1. существо понятия алгоритма;
  2. как используются простейшие математические формулы; примеры их применения для решения практических задач;
  3. как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;

          Уметь:

  1. выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел, арифметические операции с обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем;
  2. переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты – в виде дроби и дробь – в виде процентов;
  3. выполнять арифметические действия с рациональными числами, находить значения числовых выражений;
  4. округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближения чисел с недостатком и с избытком;
  5. пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объёма; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;
  6. решать текстовые задачи, включая задач, связанные с отношением и пропорциональностью величин, дробями и процентами;
  7. решать линейные уравнения ;
  8. решать текстовые задачи на составление  линейного уравнения;
  9. изображать числа точками на координатной прямой;
  10. определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами;
  11. распознавать и изображать простейшие геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
  12. распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела;

           Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. решения несложных практических расчётных задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;
  2. устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычислений с использованием различных приёмов;
  3. интерпретации результатов решения задач с учётом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых явлений и процессов.
  4. построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).

Общие учебные умения и навыки и способы деятельности

В процессе освоения содержания курса математики 5-6 классов учащиеся должны развивать следующие общие учебные умения, навыки способы деятельности:

  1. использование для познания окружающего мира методов: наблюдение, измерение, опыт, моделирование и т.д.; умение разделять процессы на этапы, звенья; выделять причинно-следственные связи;
  2. определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов;
  3. сравнение, сопоставление классификация объектов;
  4. исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике;
  5. творческое решение учебных и практических задач;
  6. адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание прослушанного текста в соответствии с целью учебного задания;
  7. осознанное беглое чтение текстов;
  8. владение монологической и диалогической речью; приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов; отражение в устной и письменной речи результатов своей деятельности;
  9. использование таблиц, схем;
  10.  использование для решения познавательных задач различных источников информации ( энциклопедии, электронные ресурсы, Интернет-ресурсы);
  11. Самостоятельная организация учебной деятельности; владение навыками контроля и оценки своей деятельности; умене предвидеть возможные последствия своих действий. Поиск и устранение причин возникших трудностей;
  12. Оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, своего физического и эмоционального состояния. Соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни;
  13. Владение умениями совместной деятельности: согласование деятельности с другими участниками, объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива.
  14. Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных ценностей.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН

 Математика  6  класс

№ п\п

Наименование темы

Кол-во часов

1

Делимость чисел

20

2

Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями

22

3

Умножение и деление обыкновенных дробей

32

4

Пропорции и отношения

19

5

Положительные и отрицательные числа

13

6

Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел

11

7

Умножение и деление положительных и отрицательных чисел

15

8

Решение уравнений

17

9

Координаты на плоскости. Элементы статистики, комбинаторики и теории вероятностей.

16

10

Повторение

5

Итого часов

170

                      Содержание тем учебного курса

                                            6 класс

    Раздел  1                      ДЕЛИМОСТЬ ЧИСЕЛ (20ч.)

Делители и кратные числа. Общий делитель и общее кратное. Признаки делимости на 2, 3 и 9,  5 и 10. Простые и составные числа. Взаимно простые числа.  Разложение натурального числа на простые множители. Примеры решения комбинаторных задач: перебор вариантов

Комплексно – дидактическая цель (КДЦ):  овладение содержанием всех модулей позволяет завершить изучение натуральных чисел и подготовить основу для освоения действий с обыкновенными дробями.

В результате изучения материала учащиеся должны

знать:

  1. понятия «делитель» и «кратное»;
  2. общий делитель и общее кратное;
  3. признаки делимости на 2,3,5,9,10;
  4. простые и составные числа;
  5. разложение натурального  числа на простые множители.

уметь: 

  1. находить делители натуральных чисел;
  2. находить общий делитель нескольких чисел;
  3. находить кратные числа;
  4. находить общее кратное нескольких чисел;
  5. указывать числа, делящиеся на 2,3,5,10;
  6. разложить  число на  множители.
  1. уметь раскладывать число на простые множители;
  2. применять полученные знания о делителе и кратном в стандартных условиях или при небольших отклонениях от них.

Развивать: культуру вычислительных навыков;   умение работать в коллективе, паре,  группе;

математическую речь.

Воспитывать: культуру общения; умение слушать; уверенность в себе и в своих знаниях.

Раздел   2                  

СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ОБЫКНОВЕННЫХ ДРОБЕЙ С РАЗНЫМИ ЗНАМЕНАТЕЛЯМИ. (22 ч.)

Основное свойство дроби. Сокращение дробей. Приведение дробей к общему знаменателю. Понятие о наименьшем общем знаменателе нескольких дробей. Сравнение дробей. Сложение и вычитание дробей. Решение текстовых задач.

Комплексно – дидактическая цель (КДЦ):  овладение содержанием всех модулей позволяет выработать у учащихся прочные навыки преобразования дробей, сложения и вычитания дробей.  

В результате изучения материала учащиеся должны

знать:

  1. основное свойство дроби;
  2. сокращение дробей;
  3. приведение дробей к общему знаменателю;
  4. понятие о наименьшем общем знаменателе нескольких дробей;
  5. алгоритм сравнения дробей;
  6. алгоритмы сложения и вычитания обыкновенных дробей с разными знаменателями;
  7. сложение и вычитание смешанных чисел;
  8. решение текстовых задач.

уметь: 

  1. видеть равные дроби;
  2. числитель и знаменатель дроби умножать на одно и то же число;
  3. сокращать дроби;
  4. приводить дроби к одному знаменателю;
  5. сравнивать, складывать и вычитать дроби с разными знаменателями;
  6. выполнять действия со смешанными числами;
  7. решать текстовые задачи с обыкновенными дробями.
  1. находить значения переменных, при которых верно равенство;
  2. используя полученные знания представлять числа в  виде обыкновенных несократимых дробей;
  3. находить значения числовых выражений с обыкновенными и десятичными дробями.

Развивать: умение оформлять записи математических выражений; вычислительные навыки;   умение ставить самооценку и взаимооценку; умение работать в коллективе, паре,  группе;

умение работать по алгоритмам.

Воспитывать: требовательность к себе и знаниям; самостоятельность и требовательность в достижении успехов; умение работать в коллективе, паре, группе.

Раздел  3     УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ ОБЫКНОВЕННЫХ ДРОБЕЙ (32ч).

Умножение и деление обыкновенных дробей. Основные задачи на дроби.

Комплексно – дидактическая цель (КДЦ):  овладение содержанием всех модулей позволяет выработать у учащихся прочные навыки арифметических действий с обыкновенными дробями и решения основных задач.  

В результате изучения материала учащиеся должны

знать: 

  1. алгоритм умножения  и деления дробей;
  2. понятие взаимно обратных чисел;
  3. нахождение дроби от числа;
  4. нахождение числа по дроби;
  5. решение основных задач на дроби;
  6. распределительное свойство умножения;
  7. преобразование числовых и буквенных выражений.

уметь: 

  1. выполнять действия умножения и деления с  дробями;
  2. выполнять  преобразование несложных числовых  выражений на все действия  с дробями;
  3. решать уравнения, в которых компоненты, выражены обыкновенными дробями;
  4. решать текстовые задачи на умножение и деление;
  5. находить дробь от числа и  число по дроби.
  1. находить значения более сложных дробных  выражений;
  2. находить значения буквенных выражений, используя  распределительное свойство и алгоритмы действий с дробями;
  3. использовать знания в стандартных условиях и  при небольших изменениях;
  4. решать задания  с процентами.

Развивать: умение работать с алгоритмами; умение работать в коллективе, паре,  группе;

умение слушать и отвечать на вопросы; вычислительные навыки.

Воспитывать: требовательность к себе и товарищу; уверенность в себе и в своих знаниях.

   

           Раздел  4                                   ОТНОШЕНИЯ И ПРОПОРЦИИ (19ч.)

Пропорция. Основное свойство пропорции. Решение задач с помощью пропорции. Понятие о прямой и обратной пропорциональностях величин. Задачи на пропорции. Масштаб.

Комплексно – дидактическая цель (КДЦ):  овладение содержанием позволяет сформировать у учащихся понятия отношения и пропорции; прямой и обратной        

пропорциональности.            

В результате изучения материала учащиеся должны

знать:

  1. понятие пропорции;
  2. основное свойство пропорции;
  3. решение задач с помощью пропорции;
  4. понятия о прямой и обратной пропорциональностях величин;
  5. задачи на пропорции;
  6. масштаб;
  7. формулы длины окружности и площади круга;
  8. шар.

уметь: 

  1. находить во сколько раз одно число меньше или больше другого;
  2. читать и записывать пропорцию;
  3. различать крайние и средние члены пропорции;
  4. находить неизвестный член пропорции;
  5. решать задачи на пропорции;
  6. вычислять по  формулам длину окружности и площадь круга.
  1. находить отношение двух чисел;
  2. решать задачи на нахождение отношений величин;
  3. решать пропорции, применяя основное свойство;
  4. составлять пропорции;
  5. приводить примеры прямо и обратно пропорциональных величин;
  6. решать задачи на проценты с помощью пропорции;
  7. использовать формулы длины окружности и площади круга при решении задач.

Развивать: умение сравнивать и делать выводы; анализировать и обобщать; умение работать в коллективе, паре,  группе; апеллировать математическими понятиями и терминами; рассуждать и ставить вопросы.

Воспитывать: интерес к предмету; умение слушать и слышать; самостоятельность и упорство в достижении целей.

Раздел   5     ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ЧИСЛА (13 Ч.)

Положительные и отрицательные числа. Противоположные числа. Модуль числа и его геометрический смысл. Сравнение чисел. Целые числа.

 Комплексно – дидактическая цель (КДЦ):  овладение содержанием позволяет расширить представления  учащихся  о числе путём введения отрицательных чисел.    

В результате изучения материала учащиеся должны

знать:

  1. понятия положительных и отрицательных чисел;
  2. противоположные числа;
  3. модуль числа и его геометрический смысл;
  4. сравнение положительных и отрицательных чисел;
  5. целые числа;
  6. координата точки;
  7. изображение чисел на координатной прямой;
  8. изменение величин.

уметь:

  1. называть и записывать координаты точек на прямой;
  2. изображать положительные и отрицательные числа на координатной прямой;
  3. находить расстояние между точками на координатной прямой;
  4. находить и называть противоположные числа;
  5. сравнивать числа;
  6. находить модуль чисел и записывать равенства;
  7. вычислять выражения с модулем.

Развивать: зрительную и слуховую память; умение работать в коллективе, паре,  группе;

умение пользоваться математическими терминами.

Воспитывать: аккуратность при выполнении заданий; умение следить за речью и анализировать ответ товарища.

           

 

Раздел   6            

СЛОЖЕНИЕ  И ВЫЧИТАНИЕ  ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХИ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ЧИСЕЛ

(11 ч.)

Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел.

Комплексно – дидактическая цель (КДЦ):  овладение содержанием позволяет выработать у учащихся   прочные навыки сложения и вычитания  положительных  и отрицательных чисел.

В результате изучения материала учащиеся должны

знать:

  1. сложение чисел с помощью координатной прямой;
  2. алгоритм сложения  отрицательных чисел;
  3. алгоритм сложения  чисел с разными знаками;                      
  4. алгоритм вычитания положительных и отрицательных чисел;                      
  5. вычисления выражений с  целыми и дробными числами;
  6. решения простых уравнений, в которых компоненты выражены положительными и отрицательными числами.

уметь:

  1. выполнять сложение чисел на координатной прямой;
  2. выполнять действие сложения отрицательных чисел;
  3. выполнять действие сложения чисел с разными знаками;
  4. выполнять действие  вычитания;
  5. выполнять  устные и письменные вычисления простейших выражений с положительными и отрицательными числами;
  6. решать простейшие уравнения, в которых компоненты выражены положительными и отрицательными числами.
  1. находить значения выражений с целыми и дробными числами;
  2. применять знания  в сходной и  измененной ситуациях;
  3. пользоваться алгоритмами сложения и вычитания в различных заданиях, где применяются  положительные и отрицательные числа.

Развивать: умение самостоятельно составлять план работы, делать записи; самостоятельно работать с учебником или  карточкой; умение работать в коллективе, паре,  группе.

Воспитывать: аккуратность и самостоятельность при выполнении заданий;  волю и упорство в достижении успехов; интерес к предмету.

Раздел 7                      

УМНОЖЕНИЕ  И ДЕЛЕНИЕ  ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ЧИСЕЛ

(15 ч.)

Умножение и деление положительных и отрицательных чисел. Понятие о рациональном числе. Применение законов арифметических действий для рационализации вычислений.

Комплексно – дидактическая цель (КДЦ):  овладение содержанием обеспечивает учащимся выработку прочных  навыков арифметических действий

с  положительными и отрицательными числами;

В результате изучения материала учащиеся должны

знать:               

  1. алгоритмы умножения и деления положительных и отрицательных чисел;
  2. понятие о рациональном числе;
  3. свойства действий с рациональными числами;
  4. десятичное приближение обыкновенной дроби;
  5. упрощение (преобразование) рациональных выражений на основе законов арифметических действий.

уметь:

  1. выполнять действия умножения и деления с положительными и отрицательными числами;
  2. находить значения простейших числовых выражений, в которых   сочетаются все действия с положительными и отрицательными числами;
  3. переводить обыкновенную дробь 1/2, 1/4, 1/5, 1/20  в десятичную;
  4. упрощать  простые числовые и буквенные выражения на основе свойств действий над числами.
  1. вычислять буквенные  выражения, содержащие положительные и отрицательные числа;
  2. использовать изученные приемы и алгоритмы в стандартной и изменённой ситуациях;
  3.  упрощать усложненные буквенные выражения, используя свойства действий;
  4. выражать числа в виде приближённого значения десятичной дроби.

Развивать: вычислительные навыки; умение оформлять записи буквенных выражений; умение работать по алгоритму;  работать в паре,  группе и самостоятельно при выполнении заданий нового вида; умение излагать мысли четко и логично.

Воспитывать: интерес к математике; ответственность за результаты своего труда и труда товарища; культуру общения; умение слушать и слышать.

Раздел  8                                 РЕШЕНИЕ УРАВНЕНИЙ (17 ч.)

Простейшие преобразования выражений: раскрытие скобок, приведение подобных слагаемых. Решение линейных уравнений. Примеры решения текстовых задач с помощью линейных уравнений.

 Комплексно – дидактическая цель (КДЦ):  овладение содержанием обеспечивает подготовку учащихся к выполнению преобразований  выражений, решению уравнений.                    

В результате изучения материала учащиеся должны

знать:

  1. правила раскрытия скобок;
  2. понятие коэффициента;
  3. понятие подобных слагаемых;
  4. простейшие преобразования: раскрытие скобок, приведение подобных слагаемых;
  5. общие приёмы решения линейных  уравнений (умножение и деление обеих частей уравнения на одно и тоже число, перенос слагаемых из части в часть);
  6. алгоритмы решения линейных уравнений  и текстовых задач, решаемых с помощью  линейных уравнений.

уметь:

  1. раскрывать скобки, пред которыми знак минус или плюс;
  2. находить значения  числовых выражений, в которых надо раскрыть скобки;
  3. называть и вычислять коэффициент произведения;
  4. раскрывать скобки на основе распределительного свойства умножения;
  5. приводить подобные слагаемые;
  6. упрощать буквенные выражения на основе изученных правил;
  7. решать линейные уравнения на основе общих приёмов;
  8. решать простейшие задачи на уравнения;
  1. использовать знания о раскрытии скобок и приведении подобных в измененных ситуациях (записывать сумму и разность выражений и находить их значение,    заключать выражения в скобки и т.п.);
  2. использовать алгоритмы решения линейных уравнений и задач на уравнения в стандартной и изменённой ситуации;
  3. используя изученные правила и приемы, преобразовывать буквенные выражения и находить их значения.

Развивать: умение доказывать, апеллируя  математическими терминами; совершенствовать вычислительные навыки с положительными и отрицательными числами; умение работать по алгоритму;  умение оформлять решения  текстовых задач на уравнения; работать в паре и в  группе.

Воспитывать: ответственность за результаты своего труда и труда своего товарища; культуру общения; умение слушать и анализировать ответы товарищей.

Раздел  9                               КООРДИНАТЫ НА ПЛОСКОСТИ .(16ч.)

Построение перпендикуляра к прямой и параллельных прямых с помощью угольника и линейки. Прямоугольная система координат на плоскости, абсцисса и ордината точки. Примеры графиков и диаграмм.

Комплексно – дидактическая цель (КДЦ):  овладение содержанием обеспечивает учащимся знакомство с  прямоугольной системой координат и формирование вычислительных и графических умений.

В результате изучения материала учащиеся должны

знать:               

  1. определения перпендикулярных и параллельных прямых;
  2. построение перпендикуляра к прямой помощью угольника и линейки;
  3. построение параллельных прямых с помощью угольника и линейки;
  4. понятие прямоугольной системы координат на  плоскости;
  5. абсциссу и ординату точек;
  6. примеры графиков и диаграмм.

уметь:

  1. распознавать перпендикулярные и параллельные прямые;
  2. проводить перпендикуляр из точки к прямой, изображать перпендикулярные прямые;
  3. проводить через точку прямую параллельную данной, чертить параллельные прямые;
  4. строить прямоугольную систему координат;
  5. отмечать абсциссу и ординату точки;
  6. находить, читать и записывать координаты точек;
  7. различать диаграммы и графики.
  1. строить фигуры по координатам точек на координатной плоскости;
  2. строить простые диаграммы и графики;
  3. читать простые графики;
  4. решать простейшие комбинаторные задачи;
  5. выполнять задания в нестандартных условиях.

Развивать: графические умения и  навыки; навыки изображения геометрических фигур;  навык работы с чертежными инструментами; умение наблюдать, сравнивать и анализировать.

Воспитывать: аккуратность и самостоятельность при выполнении заданий;  волю и упорство в достижении учебной цели; интерес к математике.

Раздел  10                                                 ПОВТОРЕНИЕ (5ч.)

Повторение. Решение задач.

Комплексно – дидактическая цель (КДЦ):  овладение содержанием поможет учащимся систематизировать и обобщить основной материал за курс математики 6 – го класса, обеспечит отработку вычислительных навыков.

Учащиеся к концу года должны

знать:               

  1. признаки делимости;
  2. основное свойство дроби;
  3. алгоритмы действий с  обыкновенными дробями;
  4. упрощение буквенных выражений и нахождение их значений;
  5. решение основных задач на дроби и на проценты;
  6. пропорцию и нахождение неизвестного члена пропорции;
  7. алгоритмы действий над положительными и отрицательными числами;
  8. сравнение чисел, модуль числа;
  9. простейшие преобразования выражений: раскрытие скобок и приведение подобных слагаемых;
  10. решение уравнений на основе общих приёмов;
  11. решение задач с помощью уравнений;
  12. порядок записи координат точек на  плоскости и их названия

уметь:

  1. выполнять устные и письменные действия с обыкновенными дробями;
  2. находить значения числовых выражений с обыкновенными и десятичными дробями;
  3. решать основные задачи на дроби;
  4. решать линейные  уравнения.
  1. решать задачи с использованием алгоритмов в различных заданиях;
  2. применять знания в практической деятельности;
  3. использовать полученные знания.

Развивать:

умения наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы, систематизировать.

Воспитывать: 

аккуратность и самостоятельность при выполнении заданий;  волю и упорство в достижении учебной цели; интерес к математике.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 Математика  6  класс

УМК   Виленкин Н.Я. и др.   5ч в нед.всего-170 час  Учитель:  Головина Н.О.

№ п\п

Наименование темы

Кол-во часов

Дата

ЦОРы к уроку

1

Повторение курса математики  5  класса. Стартовый контроль

При изуч.

новых тем

2

Делимость чисел

20

2.1

Делители и кратные

3

През.

2.2

Признаки делимости на 10, на 5 и на 2

3

През.

2.3

Признаки делимости на 9 и на 3

2

2.4

Простые и составные числа

2

През.

2.5

Разложение на простые множители

2

2.6

Наибольший общий делитель. Взаимно простые числа

3

През.

2.7

Наименьшее общее кратное

4

През.

2.9

Контрольная работа №1 по теме "Делимость чисел"

1

3

Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями

22

3.1

Основное свойство дроби

2

През.

3.2

Сокращение дробей

3

3.3

Приведение дробей к общему знаменателю

3

През.

3.4

Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями

6

3.5

Контрольная работа №2 по теме «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями»

1

3.6

Сложение и вычитание смешанных чисел

6

3.8

Контрольная работа № 3 по теме

 " Сложение и вычитание смешанных чисел» "

1

4

Умножение и деление обыкновенных дробей

32

4.1

Умножение дробей

5

4.2

Нахождение дроби от числа

4

През.

4.3

Распределительное свойство умножения

5

През.

Контрольная работа № 4 по теме «Умножение дробей»

1

4.4

Взаимно обратные числа

2

През.

4.5

Деление

5

През.

Контрольная работа №5 по теме «Деление»

1

4.6

Нахождение числа по его дроби

5

През.

4.7

Дробные выражения

3

4.9

Контрольная работа № 6 по теме  "Дробные выражения"

1

5

Пропорции и отношения

19

5.1

Отношения

5

През.

Контрольная работа №7 по теме «Отношения»

1

5.2

Пропорции

2

През.

5.3

Прямая и обратная пропорциональные зависимости

3

5.4

Масштаб

2

5.5

Длина окружности и площадь круга

2

През.

5.6

Шар

2

5.7

Обобщение, систематизация и коррекция знаний.

1

5.8

Контрольная работа № 8 по теме "Пропорции"

1

6

Положительные и отрицательные числа

13

6.1

Координаты на прямой

3

През.

6.2

Противоположные числа

2

През.

6.3

Модуль числа

2

6.4

Сравнение чисел

3

През.

6.5

Изменение величин

2

През.

Контрольная работа №9 по теме «Положительные и отрицательные числа»

1

7

Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел

11

7.1

Сложение чисел с помощью координатной прямой

2

7.2

Сложение отрицательных чисел

2

През.

7.3

Сложение чисел с разными знаками

3

През.

7.4

Вычитание

3

През.

Контрольная работа №10 по теме «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел»

1

8

Умножение и деление положительных и отрицательных чисел

15

8.1

Умножение

3

8.2

Деление

4

8.3

Рациональные числа

3

Контрольная работа №11

1

8.4

Свойства действий с рациональными числами

4

9

Решение уравнений

17

9.1

Раскрытие скобок

4

През.

9.2

Коэффициент

2

През.

9.3

Подобные слагаемые

4

През.

Контрольная работа №12

1

9.4

Решение уравнений

5

През.

9.6

Контрольная работа № 13 по теме "Решение уравнений"

1

10

Координаты на плоскости. Элементы статистики, комбинаторики и теории вероятностей.

16

10.1

Перпендикулярные прямые

2

10.2

Параллельные прямые

3

10.3

Координатная плоскость

4

През.

10.4

Столбчатые диаграммы

2

През.

10.5

Графики

4

През.

Контрольная работа №14

1

11

Повторение

5

11.1

Решение задач

4

11.2

Итоговая контрольная работа №15

1

Итого часов

170

Самостоятельные работы, 6 кл

I вариант

Самостоятельные работы разработаны в одноуровневом варианте.

Список самостоятельных работ:

С-0 Повторение курса математики 5 класса

С-1 Признаки делимости чисел

С-2 Наибольший общий делитель

С-3 Наименьшее общее кратное

С-4 Основное свойство дроби. Сокращение дробей

С-5 Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями

С-6 Сложение и вычитание смешанных чисел

С-7 Умножение дробей

С-8 Нахождение дроби от числа

С-9 Распределительное свойство умножения

С-10 Деление дробей

С-11 Нахождение числа по его дроби

С-12 Дробные выражения

С-13 Отношения. Пропорции

С-14 Прямая и обратная пропорциональная зависимости

С-15 Положительные и отрицательные числа

С-16 Сравнение чисел. Изменение величин

С-17 Сложение положительных и отрицательных чисел

С-18 Вычитание положительных и отрицательных чисел

С-19 Умножение и деление

С-20 Преобразование выражений при решении уравнений

С-21 Решение уравнений

С-22 Координатная плоскость

С-23 Графики

С-24 Решение комбинаторных задач

С-25 Арифметические действия с рациональными числами

С-26 Выражения и их преобразования

С-27 Уравнения

С-28 Решение задач

II вариант

Самостоятельные работы составляются с использованием  дидактических материалов А.С. Чеснокова, К.И. Нешкова

Тематические тесты, 6 кл

Тематические тесты включают в себя задания с выбором ответов. Тесты диагностируют усвоение учащимися каждой темы, пробелы знаний, вырабатывают необходимые навыки работы с тестовыми заданиями.

Тематические тесты :

Тест 1 Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями

Тест 2 Умножение и деление обыкновенных дробей

Тест 3 Пропорции

Тест 4 Положительные и отрицательные числа

Тест 5 Решение уравнений

Тест 6 Повторение. Решение задач

Ко всем вариантам тематических тестов прилагаются ответы.

Контрольные работы

Тексты контрольных работ , включая итоговую работу, содержатся в  дидактических материалах Чеснокова А.С. и Нешкова К.И.

Компьютерное обеспечение уроков                  

Демонстрационный материал -это слайды, выполненные в программной среде PowerPoint. Они созданы для помощи учителю при объяснении нового материала. Они не охватывают весь материал урока, а помогают раскрыть тот или иной вопрос теории. При желании учитель, создавая компьютерную разработку урока, может сделать просто ссылку на этот демонстрационный материал.

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся.

         Проверка знаний, умений и навыков учащихся осуществляется посредством устных и письменных  форм, интерактивных компьютерных тестов и заданий компьютерного практикума.

       Устные формы контроля: беседы вопрос - ответ, устные вычислительные навыки, чтение наизусть правил, формулировок формул, алгоритмов решения различных заданий,  решения заданий у доски с последующим комментарием и другое.

      Письменные формы: тесты на проверку понимания и запоминания материала, контрольные работы промежуточной и тематической проверки ЗУН, самостоятельные работы, дифференцированные задания, индивидуальные карточки, домашние задания.

       Оценивание результатов обучения по пятибалльной шкале:

Отметка «5» ставится за усвоение, понимание и воспроизведение знаний, их творческое применение.

 Отметка «4» ставится за усвоение, понимание и воспроизведение знаний, применение при выполнении знакомых заданий повышенного уровня сложности.

Отметка «3» ставится за усвоение, понимание и воспроизведение знаний, применение при выполнении типовых заданий.

 Отметка «2» ставится в том случае,  когда учащийся не овладел знаниями и умениями.

   Тест 6 (итоговый)

Повторение. Решение задач

Вариант 1

  1. Найдите значение выражения  

1) 28                       2)                            3)                           4) 36

  1. Найдите значение выражения  

1)                        2)                            3)                           4)

  1. Решите уравнение  

1) -17                       2) 17                           3) -6,8                          4) 6,8

  1. Найдите неизвестный член пропорции  

1) 1,2                    2) 1,4                            3) 1,6                               4) 1,8

  1. В книге 160 страниц. Петя прочитал 0,8 этой книги. Сколько страниц прочитал Петя?

1) 20                    2)128                            3) 140                               4) 118

  1. Турист прошел 16 км, что составило   всего пути . Сколько километров составляет весь путь?

1) 32                    2)112                            3) 160                               4) 56

  1. Найдите значение выражения  

1) 1,1                       2) 1,05                          3) 0,15                          4) 1,5

  1. Найдите наибольшее из чисел  

1)                        2)                           3)                           4) 0,15

  1. Какая из точек на координатной плоскости имеет координаты  (2; -5)?

1) D                                  2) B                           3) C                                  4) A

  1. Из 12 кг пластмассы получается 32 одинаковые трубы. Сколько таких труб получится из 9 кг пластмассы?

1) 24                    2)12                            3) 16                               4) 26

                          Список литературы для учителя

  1. Виленкин, Н.Я. Математика : учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. – 18-е изд. – М.: Мнемозина, 2006.
  2. Виленкин, Н.Я. Математика : учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. – 18-е изд. – М.: Мнемозина, 2006.
  3. Жохов, В.И. Математический тренажёр. 5 класс /В.И.Жохов, В.Н. Погодин – М. : Мнемозина, 2002.
  4. Жохов, В.И. Математический тренажёр. 6 класс /В.И.Жохов, В.Н. Погодин – М. : Мнемозина, 2007.
  5. Жохов, В.И. Математические диктанты, 5 класс / В.И. Жохов, И.М. Митяева – М. : Мнемозина, 2006.
  6. Жохов, В.И. Математические диктанты, 6 класс / В.И. Жохов, И.М. Митяева – М. : Мнемозина, 2003.
  7. Контрольные измерительные материалы. Математика. 5-6 класс : материалы для организации инспекционного и внутришкольного контроля / Авт-сост. Т.Н. Маркова; ГОУ ДПО «Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области» - Курган, 2009.
  8. Преподавание математики в 5-6 классах : Методические рекомендации для учителя к учебникам Н.Я. Виленкина , В.И. Жохова, А.С. Чеснокова, С.И. Шварбурда. – М.: Русское слово, 1998
  9. Сборник нормативных документов. Математика / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М. : Дрофа, 2007.
  10. Чесноков, А.С. Дидактические материалы по математике для 5 класса / А.С. Чесноков, К. И. Нешков. – М. : Просвещение, 2009.
  11. Чесноков, А.С. Дидактические материалы по математике для 6 класса / А.С. Чесноков, К. И. Нешков. – М. : Просвещение, 2009.

                                     

                                     Дополнительная  литература для учащихся

  1. Коликов, А.Ф. Изобретательность в вычислениях. : методическое пособие по математике / А.Ф. Коликов, А.В. Коликов – М. : Дрофа, 2003.
  2. Перельман, Я.И. Живая математика. : книга для учащихся / Я. И. Перельман – М. : ТРИАДА-ЛИТЕРА, 1994.
  3. Трошин, В.В. Магия чисел и фигур. : занимательные материалы по математике / В.В. Трошин – М. : Глобус, 2007.
  4. Шарыгин, И.Ф. Наглядная геометрия. 5-6 класс  : пособие для учащихся / И.Ф. Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева. – М.: Дрофа, 2005.
  5. Юрченко, Е.В. Математика. Тесты. 5-6 класс. : учебно-методическое пособие / Е.В. Юрченко, Е.В. Юрченко. – Дрофа, 1999.

Электронные учебные пособия

  1. Интерактивная математика. 5-9 класс. Электронное учебное пособие для основной школы. М., ООО «Дрофа», ООО «ДОС»,, 2002.
  2. Математика. Практикум. 5-11 классы. Электронное учебное издание. М., ООО «Дрофа», ООО «ДОС», 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и тематическое планирование уроков математики в 5 классе

Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образо­вания по математике (Сборник нормативных документов. Математика. М.: Дрофа, 2004), Про­граммы для общеобразоват...

Рабочая программа и тематическое планирование уроков математики в 6 классе

Данная рабочая программа по математике для 6 класса разработана  на  основе «Обязательного минимума содержания основного  общего  образования по  математике...

Рабочая программа и тематическое планирование по математике.7 класс.

Рабочая программа по математике.7 класс.Программа содержит пояснительную записку и  тематическое планирование.Учебники математики авторов:1) Алимов Ш. А, Колягин Ю.М Сидоров Ю.В., Федорова Н.Е., ...

Рабочая программа и тематическое планирование по математике 10 класс, профильный уровень

Рабочая программа составлена по учебникам "Алгебра и начала анализа " Колмогорова А.Н. и "Геометрия" Атанасяна Л.С. - 6 часов в неделю (профильный уровень")...

Рабочая программа и тематическое планирование по математике 5 класс

Рабочая программа по математике  5  классе  составлена на основе Федерального Закона «Об образовании в РФ» (№273-ФЗ от 29.12.2012г.), Федерального компонента Государственного стандарта ...

Рабочая программа и тематическое планирование по математике. 6 класс. Учебник Н. Виленкина, В. Жохова..

Рабочая программа и тематическое планирование по математике. 6 класс. Учебник Н. Виленкина, В. Жохова.....