Главные вкладки

    Урок в 6 классе по теме «Сложение положительных и отрицательных чисел».
    методическая разработка (алгебра, 6 класс) на тему

    Урок построен в форме путешествия на «Экспрессе» по сказочному маршруту. Для создания игровых ситуаций использованы знакомые литературные герои. Задачи составлены так, чтобы вызвать интерес у ученика на всех этапах урока, чтобы видеть возможность применения отрабатываемых навыков не только в выдуманных сказочных ситуациях, но и в окружающем мире. Использование интерактивной доски способствует повышению интереса к изучаемому материалу, активности ребят на уроке. Прилагается презентация .юь

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл razrabotka_uroka.docx204.8 КБ
    Office presentation icon prilozhenie_1.ppt1.7 МБ

    Предварительный просмотр:

    РАЗРАБОТКА УРОКА МАТЕМАТИКИ ПО ТЕМЕ

    «СЛОЖЕНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ЧИСЕЛ»

    ФАТЬКИНА СВЕТЛАНА ЛЬВОВНА

    учитель математики

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №10          

    Г. АПАТИТЫ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

    Конспект урока

    с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)

    Предмет: математика, урок-игра, закрепление изученного материала

    Тема: «Сложение положительных и отрицательных чисел»

    Продолжительность: 1 урок (45 мин)

    Класс: 6

    Технологии: интерактивная доска, мультимедийный проектор, программы Power Point, Word.

    Конспект урока:

    Цели урока:

    1. повторение полученных ранее знаний по теме «Положительные и отрицательные числа»;
    2. тренировать умение обозначать рациональные числа точками координатной прямой и находить координату точки по ее изображению на координатной прямой;
    3. закрепление умений учащихся по данной теме;
    4. воспитание внимания, тренировка памяти, развитие находчивости и сообразительности;
    5. развитие математического мышления, умения находить ошибки;
    6. развитее навыков работы с интерактивной доской.

    План урока:

    1. Организационный момент.
    2. Сообщение целей урока, плана урока.
    3. Станция «Кроссвордная». Устная работа с классом.
    4. Станция «Лукоморье». Работа с координатной прямой.
    5. Станция «Солнечный город». Сложение положительных и отрицательных чисел. Физкультминутка.
    6. Станция «Зазеркалье». Сравнение чисел.
    7. Станция «Тридевятое королевство». Самостоятельная работа.
    8. Подведение итогов урока.

    Ход урока:

    1. Организационный момент. (Приложение 1.Слайд 1)

    Сегодня мы совершим чудесное путешествие на математическом экспрессе по удивительной и сказочной стране рациональных чисел, где встретимся с уже знакомыми вам литературными героями. Итак, наше путешествие начинается.

    1. Сообщение целей и плана урока. (Приложение1. Слайд 2)

    1. Станция «Кроссвордная».

    Мы уже изучали натуральные числа, потом дробные, затем познакомились с положительными и отрицательными числами. Проверим свои теоретические знания на станции «Кроссвордная». (Приложение 1. Слайд 3)

    Мы должны разгадать кроссворд, вписав в его клетки слова, пропущенные в предложениях. (Приложение 1. Слайд 4)

    (Учащиеся читают предложенные вопросы, выбирают те, в которых знают ответ и вписывают нужные слова в клетки кроссворда маркером интерактивной доски).

    По горизонтали:

      3. Числа со знаком "-" называются …   (отрицательные)

      6. Положительное направление на координатной  прямой указывает … (стрелка)

      7. Число, показывающее положение точки на координатной прямой, называется … точки.  (координата)

    По вертикали:

    1. Числа со знаком "+" называются … (положительные)

    2. Расстояние от нуля до данной точки называется … числа. (модуль)

    4. Натуральные числа, противоположные им и нуль - это … числа. (целые)

    5. Ни положительным, ни отрицательным числом является число … (ноль)

    1. Станция «Лукоморье».

    Продолжим наше путешествие. На пути нашего экспресса немало загадочного и сказочного. В этом вы убедитесь на станции «Лукоморье». (Приложение 1. Слайд 5)

    Кот ученый задает вам свои вопросы:

    1. (Приложение 1. Слайд 6) Назовите координаты точек, изображенных на координатной прямой.

    (Учащиеся называют числа, соответствующие точкам).

    (  А(2),  В(4),  С(-2),  D(0,5),  Е(-3,5)  )

    1. (Приложение 1.Слайд 7) Запишите координаты точек, отмеченных на прямой.

    (Ребята маркером записывают в скобках координаты предложенных точек).

    (  В(1),  К(-0,5),  М(0,5),  D(-),  F(),  N(1) )

    1. (Приложение 1.Слайд 8)  Отметьте на координатной прямой точки.

    (Учащиеся отмечают на прямой перечисленные точки, записывают соответствующие буквы.  Используется маркер интерактивной доски, можно менять толщину и цвет линии, использовать ластик для исправления ошибок).

    1. Станция «Солнечный город».

    Следующая станция на нашем пути – это Солнечный город. (Приложение 1.Слайд 9) Здесь мы встретимся с Незнайкой и его друзьями – малышами.

    Утро в Солнечном городе всегда начинается с зарядки. Давайте и мы вместе с обитателями Солнечного города сделаем зарядку.

     Физкультминутка. (Приложение 1.Слайд 10)

    Раз — подняться, потянуться.
    Два — согнуться, разогнуться.

    Три — в ладоши три хлопка.
    Головою три кивка.
    На четыре — руки шире.
    Пять — руками помахать.
    Шесть — на место тихо сесть.

    Среди малышей Солнечного города Знайка всегда славился сообразительностью и хорошей памятью. Однако во всех своих финансовых делах он не полагался на память, а предпочитал тщательно записывать свои доходы и расходы. Доходы он обозначал знаком «+», а расходы – знаком  « - ».

    Например, в январе Знайка сделал следующую запись. (Приложение 1.Слайд 11)

    Знайка

    +15+3+8-5+9-3+2-7-1-2+4

    Сиропчик

    +8-2+4+9-11-5+4+5-2

    Пончик

    +17-1-3+6-2-5+4-2+1

    Тюбик

    +5+1+6-2-8+4-3-3

    Авоська

    +3-2+1-3+4-2-1-5

    Незнайка

    -12+2-1-6+4-3+5+4

    Она обозначает, что в начале месяца у него было 15 монет, а в течение месяца ним добавились сначала 3 монеты, потом 8, потом он израсходовал 5 монет и т.п.

    Какие доходы были у Знайки в январе? (+41)

    Какие расходы?  (-18)

    Каков итог за месяц?  (+23)

    Вслед за Знайкой все малыши Солнечного города стали вести свои дела методом «доходов» и «расходов». Сиропчик, Пончик, Тюбик, Авоська и Незнайка сделали в феврале свои записи в таблицу. Какой итог на конец февраля получился у каждого?

    (Учащиеся устно выполняют вычисления доходов и расходов, находят итог. Учитель вписывает результаты в последнюю колонку таблицы).

    Знайка

    +15+3+8-5+9-3+2-7-1-2+4

    Доходы :  +41

    Расходы : -18

    Итог:        +23

    Сиропчик

    +8-2+4+9-11-5+4+5-2

    Доходы :  +30

    Расходы : -20

    Итог:        +10

    Пончик

    +17-1-3+6-2-5+4-2+1

    Доходы :  +28

    Расходы : -13

    Итог:        +15

    Тюбик

    +5+1+6-2-8+4-3-3

    Доходы :  +16

    Расходы : -16

    Итог:        0

    Авоська

    +3-2+1-3+4-2-1-5

    Доходы :  +8

    Расходы : -13

    Итог:        -5

    Незнайка

    -12+2-1-6+4-3+5+4

    Доходы :  +15

    Расходы : -22

    Итог:        -7

    Знайка, как самый образованный и любознательный, часто рассказывал своим друзьям о чем – то новом и интересном. Однажды он рассказал об одном известном математике. Его имя и вы узнаете, если правильно выполните действия и найдете буквы, соответствующие полученным числам. (Приложение 1.Слайд 12)

    (Учащиеся выполняют вычисления, находят нужную букву. Буквы вписываются в колонку рядом с примером).

    -6+2=-4            (Д)

    8+(-1)=7          (Е)
    -10,6+2,6=-8   (К)

    -3+(-3)=-6       (А)

    2+(-7)=-5        (Р)

    -1+1=0            (Т)

    ДЕКАРТ. (Приложение 1.Слайд 13)  Рене Декарт – французский философ, физик, математик. Считал математику идеалом и образцом для всех наук. Ввел понятие координатной прямой. Его знаменитое изречение: «Я мыслю, следовательно, я существую».

    1. Станция «Зазеркалье».

    Попрощавшись с жителями Солнечного города, мы попадаем в не менее загадочное Зазеркалье. (Приложение 1.Слайд 14)

    1. Алиса задает вам свои задачки: (Приложение 1.Слайд 15)

    Соедини числа стрелками в порядке возрастания

    -6 < -3 < -1 < 1 < 4 < 5

     < -1 < < -0,25 < 0 <

    (На одном слайде два задания на эту тему. Первый – более простой, содержит только целые числа. Второй несколько сложнее, содержит дробные числа. Учитель, слушая ответы учащихся, соединяет стрелками числа).

    1. Чеширский кот и Шалтай – Болтай в свободное время увлекаются математикой, любят помечтать и посчитать. (Приложение 1.Слайд 16) Правда, не всегда у них получается правильно. Найдите ошибки в их вычислениях.

    (Учащиеся находят ошибки, исправляют их с помощью маркера. При желании – меняют цвет маркера.)

    Кот:  -5+2=7       (-3)                                Шалтай – Болтай:  0+(-1)=0     (-1)

            -4+(-1)=3  (-5)                                                          16+(-2)=18  (14)

            5+(-2)=-3  (3)                                                                     (0)

            

    1. Станция «Тридевятое королевство».

    И в конце нашего путешествия самое далекое и загадочное «Тридевятое королевство» (Приложение 1.Слайд 17)

    Жил да был царевич. Был он высок, статен, хорош собой. Прослышал он, что за тридевять земель, в некотором царстве живет Елена Прекрасная. Чудо как хороша! Отправился царевич  на поиски. Долго ли, коротко ли, а нашел он Елену Прекрасную. Да только царевну современную одной красотой да статью не завоюешь. Дала она царевичу задание. Выполнил он задание, да только сомневается – правильно ли. Помогите царевичу в вычислениях. Выполните и вы задание Елены Прекрасной. (Приложение 1.Слайд 18)

    (Учащиеся в тетрадях выполняют самостоятельную работу).

    Сравните свои ответы с ответами царевича.

    (Ребята проверяют свои ответы по этому же слайду)

    Оцените свою работу сами и поставьте себе оценку.

    (Тетради по окончании урока сдаются учителю)

    С заданием почти все справились хорошо, помогли царевичу. Завоевал он сердце Елены Прекрасной не только красотой, но и умом, а вы проверили свои силы в сложном учебном испытании. Можно и домой возвращаться.

    1. Подведение итогов урока.

    Вот мы и вернулись на свою станцию. Сегодня мы прошли, точнее, проехали немалый путь.

     Что мы делали сегодня на уроке?

    Что вы умеете?

    Не всегда и не всем было легко, но все успешно справились с испытаниями, отлично поработали. (Приложение 1.Слайд 19)

     МОЛОДЦЫ! ВСЕМ ОГРОМНОЕ СПАСИБО ЗА УРОК!

    Ресурсы:

    Литература:

    1. Н. Я. Виленкин «Математика», 6 класс
    2. Г. В. Дорофеев, Л. Г. Петерсон «Математика», 6 класс
    3. Л. В. Гончарова «Предметные недели в школе. Математика»

    Интернет-ресурсы:

    1. www.yandex.ru
    2. www.pedsovet.su
    3. www.rusedu.ru
    4. Клипы на веб - узле Office Online


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок по теме "Сложение положительных и отрицательных чисел"

    Конспект урока с использоыванием исследовательского метода....

    Урок математики в 6 классе по теме "Сложение положительных и отрицательных чисел"

    Урок объединяет в себе сразу несколько тем, изучаемых в учебнике Виленкина в нескольких параграфах. Привила переформулированы для более удобного использования....

    Презентация для урока математики в 6 классе по теме"Сложение положительных и отрицательных чисел"

    Презентация предназначена для использования на уроке в 6 классе по учебнику Виленкина Н.Я. , но может быть использована и на уроках по другим учебникам. Для введения правила сложения используются разн...

    Презентация на тему "Сложение положительных и отрицательных чисел"

    Презентация может быть использована при изучении материала по математике в 6 классе...