Доклад учителя математики МКОУ СОШ № 10 п.Лебединый Алданского района РС(Я) Ведерниковой Раисы Аркадьевны «Личностно ориентированное обучение математике".
методическая разработка по алгебре по теме

 

В законе Российской Федерации "Об образовании"провозглашается адаптивность системы образования , предназначение которой - обеспечить каждому ученику достижение оптимального уровня  интелектуального развития, в соответствии с его природными задатками и способностями. Поэтому тема исследования«Личностно  ориентированное  обучение  математике" актуальна и имеет большое практическое значение для личностной самореализациии саморазвития, раскрытия личностного потенциалаучащихся, повышает интерес и мотивацию учащихся на учебную деятельность.

Работа по теме ведется   учителем  третий год. Учителем четко определены задачи и направления, объекты и методы  исследования. В ходе данной работы  были изучены ряд авторских методик,  публикаций, опыт учителей, были сделаны свои наработки. В работе широко представлены  теоретические обоснования и практическое применение личностного ориентированного обучения, которые можно применять на разных этапах урока. - создание большого каталога  образовательных ресурсов и мультимедийной продукции по истории, обществознанию, экономике, праву, МХК;

- высокая мотивация обучающихся на изучение данных предметов, что отражается в повышении качества обученности, высокой активности школьников в дистанционных конкурсах «Кенгуру»,  в выборе  данных предметов  для сдачи их во время итоговой аттестации 9 и 11 классов, успешная сдача ЕГЭ по математике.;

Таким образом, идея качественного изменения усвоения учебного материала, активизации познавательной деятельности, повышения интереса к предмету в связи с использованием личностно ориентированного обучения, выдвинутая учителем доказана и востребована, т.к. действительно открывает более широкий спектр возможностей для самореализации творческого потенциала, как ученика, так и учителя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Д О К Л А Д

«Личностно  ориентированное  обучение  математике

в условиях адаптивной школы».

2012г.

ВЕДЕРНИКОВА  РАИСА АРКАДЬЕВНА

 

Муниципальное  казённое образовательное учреждение Алданского района

«Средняя общеобразовательная школа №10 п. Лебединый»

Должность: учитель математики

Категория: первая

Адрес:  678946, Республика  Саха (Якутия)

Алданский район,

п. Лебединый, ул. Гагарина, 6

Тел. (41145) 51-419

E- mail: school10@bk.ru

Содержание

                        Стр.

  1. Введение                                                                                                                    4
  2. Актуальность                                                                                                             4
  3. Адаптивная школа                                                                                                    5
  4. Личностно ориентированное обучение в условиях адаптивной школы             7
  5. Мой педагогический вектор                                                                                   12
  6. Применение личностно ориентированного подхода в учебном процессе         15
  7. Самодиагностика педагогической деятельности                                                  18  
  8. Результаты педагогической деятельности                                                             21
  9. Выводы                                                                                                                      23                                                                
  10.  Заключение                                                                                                              25
  11.  Литература                                                                                                               27
  12.  Приложения                                                                                                             28

1.  Введение.

В «Концепции модернизации российского об разования» сформулирована основная цель общеобра зовательной школы - «формировать целостную систему универсальных зна ний, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответст венности обучающихся».

В соответствии  концепции изменяются требования к ученику общеобра зовательной школы: не «обученность», а «образованность» человека, обла дающего целостной системой знаний, умений, навыков, определяющей инди видуальное восприятие мира, готовность к творческому преобразованию дей ствительности на основе личностно значимых ценностей и внутренних уста новок. «Образованность» нельзя понимать в отрыве от интеллектуального, эмоционального, нравственного потенциала личности.

           В Законе Российской Федерации «Об образовании» провозглашается адаптивность системы образования, предназначение которой обеспечить каждому ученику достижение оптимального уровня интеллектуального развития в соответствии с его природными задатками и способностями. Поэтому в связи с изменением стратегии образования, предусматривающей в современных условиях адаптивную,  личностно-ориентированную систему обучения и воспитания  возникает необходимость применять новые технологии и методики. Адаптивный подход в обучении в качестве методологического обоснования стратегии и тактики развития современной школы реализует «идею приспособляемости» как главной отличительной черты жизни. Существенными признаками адаптивного подхода в обучении школьников являются: сбережение физического, психического и нравственного здоровья детей; реализация психотерапевтической функции педагога; создание благоприятного микроклимата в школе; обучение школьников на рефлексивной основе средствами адаптивных технологий; непрерывное повышение квалификации педагогов; гибкое взаимодействие всех участников образовательного процесса.

2. Актуальность

         Актуальность проблемы реализации адаптивного образования связана: а) с социальными условиями проживания в сельской местности: ограниченные возможности повышения культурного уровня детей, высокий уровень безработицы родителей не позволяет ученикам посёлка рассчитывать на поступление в дорогостоящие ВУЗы; б) с идеей самоопределения школьников; в) с наличием детей с различным уровнем способностей. Образование во многом определяет жизнь человека, его благополучие, успех, возможность самореализации. От состояния образовательной системы, её способности удовлетворять потребности личности и общества в высококачественных образовательных услугах принципиально зависят перспективы общественного развития в современном мире.

      Объективной необходимостью перехода общего образования к модели адаптивной школы в процессе его  модернизации является утверждение личностно-ориентированного подхода к образованию, позволяющего развивать, обучать и социализировать   детей с различным состоянием  здоровья и одаренности;  с дифференциацией  склонностей учащихся и, соответственно – их образовательных потребностей;    повышать ценности личностной самореализации и саморазвития;   раскрывать личностный  потенциал учащихся.

     Анализируя современные системы обучения, можно отметить, что и в традици онной, и в адаптивной системах методический арсенал учителя доста точно разнообразен. Различие в том, что в адаптивной системе при менение раз личных методов ставится на «прочную рефлексивную основу». Цель рефлек сивного обучения - выявить резервы в становлении и развитии познаватель ной деятельности школьников и оказать педа гогическую поддержку [И.Н. Семенов]. Поэтому важной чертой адаптивности является идея коррекционного воздействия, суть которой в создании благоприят ных условий для ребенка с трудностями в обучении. «Реабилитация физиче ского и психического здоровья детей сред ствами образования - одна из важ нейших составляющих адаптив ной системы» [П.И. Третьяков].        Адаптивная технология ориентирована на адаптацию школьной системы к возможностям и особенностям учащихся (в отличие от традиционной школы, стремившейся приспособить ребёнка к своим требованиям). Идея адаптивной школы опирается на один из главных принципов государственной политики РФ в области образования: общедоступность образования, адаптивность системы к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся. Инновационные изменения в российском образовании обусловили появление различного опыта организации образовательного пространства

3. Адаптивная школа

     Практика показывает недостаточность подготовленности многих выпускников общеобразовательных школ к выбору собственной жизненной стратегии, основанной на четком представлении о своей индивидуальности. Необходимо предоставить возможность самоопределения каждому ребёнку, что будет свидетельствовать об индивидуализации образовательного процесса, как главной задаче адаптивной школы. Более того – это постоянный процесс активного приспособления (интеграции) индивидуального или группового субъекта к условиям социальной среды.

  Адаптивная школа – школа со смешанным контингентом, где учатся одарённые и обычные дети, а также нуждающиеся в коррекционно - развивающем обучении. Адаптивная школа ставит задачу обучения, развития и воспитания всех детей, с различными особенностями, склонностями и способностями. Школа постоянно должна быть готова к приёму детей любой категории. Во главу угла ставится физическое, психическое и нравственное здоровье учащихся, учебно-воспитательный процесс организуется так, чтобы максимально снизить перегрузку учащихся, обеспечить своевременную диагностику и коррекцию. Возникают противоречия, которые связаны с неосознанной деятельностью учащихся, появляется потребность в плане саморазвития школьников и преподавателей, и как следствие, приобретает значимость проблема: создание наиболее оптимальных психолого-педагогических условий в процессе обучения, при котором будет адаптация индивидуальности каждого, самореализация ученика и учителя.

Таким образом, актуальная проблема на данном этапе развития школы – “не потерять”, “не упустить” учащихся как “продвинутого” уровня, так и учащихся с низкими учебными возможностями. Поэтому школа должна стать школой, которая адаптируется к ребёнку.       Достижение цели возможно при условии реализации пяти функций адаптивной школы: ориентированной, коррекционной, реабилитационной, функций стимулирования и предупреждений затруднений учащихся в образовательном процессе. Актуальность адаптивного подхода в обучения очевидна так как в сложившихся условиях развития современной школы «адап тивное образование должно сыграть роль социального амортизатора, обеспечивающего социально-педагогическую поддержку обучающих ся, позволяющего выровнять стартовые возможности

Главный акцент в своей деятельности наша  школа, исходя из неоднородности контингента её учащихся, делает на учете индивидуальных особенностей каждого ребенка. То есть образовательный процесс строится, технологии обучения подбираются таким образом, чтобы каждый ученик был вовлечен в активную учебную деятельность в зоне его ближайшего развития, чтобы каждый ученик чувствовал себя в школе комфортно.

4. Личностно ориентированное обучение в условиях адаптивной школы.

              Исследованию проблем изучения  адаптивного личностно ориентированного обучения посвящены работы Г.М. Анохиной, Е.В. Бондаревской, А.Ю.Белогурова, З.К. Каргиевой, Н.А. Морозова, С.А. Рогачева, Н.Г. Свининой, В.В. Серикова, В.И. Слободчикова, Е.Г. Силяевой, И.С. Якиманской и др., согласно которым толь ко раскрытие индивидуальности каждого ученика в процессе обучения обеспечивает построение образования в современной школе.

Дидактические и психологические проблемы построения адаптивной системы обучения исследованы А.С. Границкой, Т.К. Мучаидзе, А.Б.Тменовым, И.Е. Торбан, А.Н. Тубельским, Р.Д. Хашимовой, Р.Г. Щукиной, Е.А. Ямбургом и др.

      Задачи модернизации образования не могут быть решены лишь реализацией когнитивной функции обучения. Личностные качества, связанные с самостоятельностью, инициативностью, ответственностью, критичностью, креативностью могут быть более качественно сформированы в контексте адаптивной системы обучения. В основе дидактической системы личностно ориентированной адаптивной школы лежит личностно-деятельностный подход, согласно которому обучаемый становится субъектом саморазвития, самообразования, самореализации и самоактуализации, а учебный процесс, его категории (цели, содержание, методы, формы, средства и др.) воспринимаются учащимися как личностно значимые ориентиры.

     Значительные изменения в концепции математического образования ориентируют учителя на повышение активности, на использование деятельностных технологий, личностно-ориентированного обучения. Как программное требование к уровню подготовки выпускников впервые введено понятие компетентности, т.е. осмысленного применения ЗУН и самооценки своей подготовленности по предмету.

         Важным путем оказания эффективной помощи школьникам, я считаю, есть процесс формирования готовности к жизненному, личностному, профессиональному самоопределению в условиях образовательно-воспитательной системы. Необходимо развивать образовательный процесс, опираясь на следующие основания: научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться жить в ладу с самим собой.  Для этого необходимо создать условия успешной адаптации, поддержать и развить в детях интерес к знаниям, помочь им общаться с одноклассниками, сверстниками, преподавателями. “Адаптивная модель школы” - обычная массовая общеобразовательная школа для детей самых разных возможностей и с различным уровнем способностей, где учебно-воспитательный процесс должен быть организован с учетом социокультурных и педагогических особенностей региона, школа быстрого и гибкого реагирования на стремительно изменяющуюся социально - педагогическую ситуацию. Психолого-педагогическая мысль все больше обращается к проблемам личностно-ориентированного образования. Возрастает интерес педагогов к развитию личности, к внутренним механизмам её саморазвития. Ребёнок не только объект внешнего влияния, но и субъект своей собственной жизни. Объектом воздействия должен быть не сам ученик с его особым внутренним миром, а условия, в которых он взрослеет и выстраивает себя как личность. Дело в том, что современная школа не в состоянии учесть психофизиологические особенности ребёнка, построить на этой основе индивидуальную траекторию его развития, создать условия для максимальной самореализации личности, как с одарёнными детьми, так и с теми, кто нуждается в коррекции и выравнивании. Учащихся с разным уровнем готовности к учебной деятельности нельзя учить одинаково. К каждому из них следует подбирать необходимую именно для него систему педагогических воздействий, рассчитанных на «зону ближайшего развития». Для успешного осуществления личностного подхода в процессе обучения возникает необходимость создать такие педагогические условия, которые максимально способствовали бы раскрытию возможностей развивающейся  личности  учащегося.

    Ведущий педагогический замысел моделирования и построения образования связан с тем, чтобы дойти до каждого ученика, создать условия для самовыражения личности учащегося, содействовать развитию и проявлению ребенком своих личностных качеств, формированию его индивидуальности, субъектности, способности к нравственной и творческой самореализации своих возможностей.

    Личностно ориентированный подход – это система взаимосвязанных понятий, идей, способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развитие его неповторимой индивидуальности.

   А правильно построенная система обучения помогает ученику преодолеть пассивную позицию в учебном процессе и открывать себя как носителя активного преобразующего начала.

    Наиболее значимые принципы личностно- ориентированного обучения являются:

-  использование субъектного опыта ребенка

-предоставления свободы выбора при выполнении заданий, решений задач, стимулирование к самостоятельному выбору

-реализация детского творчества

-информационная база урока - развивающая, роль педагога заключается в создании условий, чтобы дать каждому ребенку проявить себя.

  На уроках учитель выступает не столько как транслятор знаний, сколько как организатор и координатор учебной деятельности, учитель, как собеседник, исследователь, учитель- эксперт, консультант.

 Основные принципы личностно ориентированного подхода:

- самоактуализации

-индивидуальности

-субъектности

-выбора

-творчества и успеха

- доверия и поддержки

Используемые методы:

-Диалога

-Игровые

-Рефлексивные

-Пед.поддержки

-Диагностические

-Создания ситуации выбора и успеха

 Успешность учебного процесса зависит от того, насколько учитель сможет профессионально оказать компетентную помощь школьникам в формировании  основных компетенций учебной деятельности с учетом индивидуальных и возрастных особенностей.

 На уроках с личностно – ориентированным подходом необходимо обеспечивать ориентир на самостоятельную работу, самостоятельные открытия учащегося:

  1. на каждом уроке создается проблемная ситуация;
  2. происходит выявление и учет склонностей в процессе обучения (детям очень нравятся творческие работы, нарисовать, придумать, вывести формулу, сформулировать правило, составить задачу)
  3. используются дидактические материалы, варьирующие для учащихся с разной успеваемостью 
  4. темы прохождения учебного материала согласуются в соответствии с познавательными особенностями учащегося
  5. происходит открытие действующих законов, закономерностей, способов решения различных задач при совместном участии учителя и ученика;
  6.  учителем ученику предоставляется возможность выбора работы

  Не секрет что в школу приходят ученики с разным потенциалом, с разным запасом знаний. Каждый ученик должен работать на уроке с интересом, а это возможно, если он выполняет посильное для него задание.

  Одна из причин нежелания учиться заключается в том, что ученику со слабыми способностями на уроке предлагаются задания, к которым он еще не готов, с которыми он еще не может справиться, а ученик с хорошими способностями, быстро справляясь с заданием, скучает. Хорошо если у ребенка есть возможность выбора заданий  по своим силам. Для этого используется поуровневые  задания. Задания подобраны так, что при единой познавательной цели и общем содержании они отличаются разной степенью сложности. Задания составлены так,  что к достижению единой цели учащиеся идут разными путями. Для достижения цели использую карточки.

1 ур. – закрепляет базовые знания

2 ур- повышенной сложности

3 ур- творческий (составь задачу с заданными условиями, исправь ошибки, задания на развитие логического мышления,)

     При выполнении самостоятельной работы учащиеся становятся субъектом познавательной деятельности, которая воспитывает инициативность ( в данном случае выбор уровня)

 Целесообразность  поуровневого  обучения обусловлена стремлением создать более благоприятные условия для гуманизации  образования, творческого развития каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей и интересов.

   

Основные различия уроков

Традиционный урок

Личностно- ориентированный урок

1. Целеполагание. Урок преследует цель — вооружить учащихся твердыми знаниями, умениями и навыками. Формирование личности является следствием этого процесса и пони мается как развитие психических процессов: внимания, мышления, памяти. Дети работают во время опроса, потом «отдыхают», дома зубрят либо ничего не делают.

2. Деятельность учителя:

показывает, объясняет, раскры вает, диктует, требует, доказывает, упражняет, проверяет, оценивает. Центральная фигура — учитель. Развитие ребенка — абстрактное, попутное!

3. Деятельность ученика: ученик — объект обучения, на которого направлено воздействие учителя. Работает один учитель — дети нередко занимаются посторон ними делами. Знания, умения и навыки они получают за счет психических возможностей (памяти, внимания), а чаще нажи ма учителя, зубрежки, скандала в семье. Такие знания быстро улетучиваются.

4. Отношения «учитель-ученик»

субъектно-объектные. Учитель требует, заставляет, грозит контрольными и экзаменами. Ученик приспосабливается и каждому учителю, лавирует, отлынивает, иногда даже учит. Ученик — лицо второстепенное.

1. Целеполагание. Цель — развитие учащегося, создание таких условий, чтобы на каждом уроке формировалась учебная деятельность, превращающая его в субъекта, заинтересованного в учении, саморазвитии. Любая грань знаний — результат его собственной деятельности. Учащийся работает весь урок. На уроке — постоянный диалог: учитель-ученик.

2.Деятельность учителя: организатор учебной деятельности, в которой ученик, опираясь на совместные наработки, ведет самостоятельный поиск. Учитель объяс няет, показывает, напоминает, намекает, подводит к проблеме, иногда сознательно ошибается, советует, совещается, предот вращает. Центральная фигура — ученик! Учитель же специально создает ситуацию успеха, сопереживает, поощряет, вселяет уверенность, систематизирует, заинтере совывает, формирует мотивы учения: по буждает, воодушевляет и закрепляет авторитет ученика.

3. Деятельность ученика: ученик является субъектом деятельности учителя. Деятельность идет не от учителя, а от самого ребенка. Используется методы проблемно-поискового и проектного обучения, развивающего характера.

4. Отношения «учитель-ученик»

субъектно-субъектные. Работая со всем классом, учитель фактически организует работу каждого, создавая условия для развития личностных возможностей учащегося, включая формирование его рефлексивного мышления и собственного мнения

Основной целью в общем образовании является создание условий и механизмов для обеспечения качества образования на основе компетентностного подхода, преемственности образовательных программ на всех ступенях общего образования и запросов потребителей.
Закон РФ «Об образовании» провозглашает право каждого растущего человека на свободное развитие и одновременно требует от школы обеспечить усвоение каждым учеником установленного стандарта, то есть ориентирует педагогов на поиск путей сближения знаниевой и личностно ориентированной стратегий.
Главная цель школы заключается в том, чтобы удовлетворить образовательные потребности и возможности всех без исключения детей, изъявивших желание в ней обучаться, обеспечить условия их свободного самоопределения, самореализации и овладения комплексом ключевых компетенций.
Базовые принципы достижения этой цели: свобода, культуросообразность и личностно ориентированный подход в условиях разноуровневой дифференциации.
Общество предъявляет к системе образования разнообразные требования: полноценное развитие личности и качественное обучение, обеспечение безопасности учащихся и профессиональная подготовка. При этом представление о социальном заказе на образовательные услуги весьма размыты. Можем ли мы относиться к школе как к инструменту формирования гражданского общества, правового государства, рыночной экономики? А действует ли в обществе функция «социального лифта»- чем выше уровень образования, тем выше уровень жизни, как отдельного человека, так и общества в целом?
Бесспорно, социально-экономические условия, в которых функционирует российское образование, существенно изменились. Очевидно и то, что для дальнейшего развития общества необходимо закладывать новые ценности и навыки именно на уровне школьного образования.

5. Мой педагогический вектор

Ведерникова Раиса Аркадьевна, в1977г. окончила Иркутский политехнический институт. Работала в научно-исследовательском институте г. Тольятти, научно-исследовательском институте ИрГИРедМет г. Иркутска, научно-исследовательской лаборатории АК «Алданзолото», главным обогатителем на Лебединской ЗИФ. В 40 лет волею судьбы стала учителем. С 1994г. работаю в Лебединской средней школе № 10 учителем математики, черчения. Стаж педагогической деятельности составил 18 лет. Преподавала математику с 5 по 11 класс, черчение в 7,8,9 классах. В 2002г. выпустила первых одиннадцатиклассников. В настоящее  время преподаю в 5, 6,7,9,10,11 классах математику, 9 - черчение. В своей работе я всегда стремлюсь к совершенству, и естественно, что занимаюсь самообразованием, постигая новые вершины в современной методике преподавания математики в общеобразовательной школы. С 2008 года являюсь руководителем методобъединения учителей естественно- математического цикла. Постоянно занимаясь самообразованием  тщательно слежу за публикациями в специализированных журналах о появлении новых технологий в преподавании математики. Естественно, что влияние современного общества и появление различных информационных технологий не оставляют меня равнодушной. Поэтому, я стремлюсь к новаторской деятельности, спешу использовать многие разработки.

 Моё кредо: «Во всём мне хочется дойти до самой сути».

Мой педагогический принцип: «Не мыслям надо учить, а учить мыслить». (Э. Кант)

Для достаточной эффективности процесса обучения, для улучшения качества обучения и развития учащихся руководствуюсь принципами:

  1. Любовь к детям и полная самоотдача.
  2. Педагогическая компетентность.
  3. Постоянный поиск самосовершенствования образования.
  4. Личностный подход, педагогика успеха, педагогика сотрудничества.
  5. Создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и самостоятельной умственной активности учащихся.
  6. Разнообразие методов и средств обучения.
  7. Экономное и целесообразное расходование времени урока.
  8. Формирование и тренинг способов умственной деятельности учащихся.
  9. Формирование и развитие самоуправляющих механизмов личности, способствующих обучению.
  10. Высокий положительный уровень межличностных отношений учителя и учащихся.

Поиски ответов на вопросы: «Чему учить?», «Зачем учить?», «Как учить результативно?» остаются движущей силой моей педагогической деятельности. Отвечая на эти вопросы, считаю, что основная цель образовательного процесса – создать условия  для  развития свободной, мыслящей, деятельной, социально адаптированной личности, получившей качественное образование на основе саморазвития, саморегуляции. Одна из важнейших целей общего математического образования – формирование диалектического мышления, приобщение учащихся к методам научного познания, к формированию у учащихся аксиоматического образа мышления. Главная задача преподавания математики в школе – это формирование  комплекса ключевых компетенций (ценностно-смысловой, учебно-познавательной, личностного совершенствования, информационной, коммуникативной социально-трудовой, общекультурной),  которые будут необходимыми для  продолжения образования, для успешной социализации каждого выпускника в современном обществе. Вооружить необходимыми для практической деятельности знаниями, умениями, навыками; посредством математики сформировать у учеников логическое мышление, трудолюбие, усердие, усидчивость, умение доводить начатое дело до конца  - задача педагога.

        Основной задачей обучения ставлю развитие ученика, которая является одной из сложнейших в психико-педагогической практике. Педагогические задачи многофункциональны, но в моей педагогической деятельности основное содержание – ученик. Поэтому критериями моей деятельности как учителя является конечный результат: дать ученику не только набор знаний по предмету, но способствовать формированию личности, стремящейся к саморазвитию,  самопознанию, самосовершенствованию,  готовой к творческой деятельности, способной к самореализации в современном обществе.

       Методическая тема, над которой работаю:

Проблема:

       Традиционные технологии, методы и формы педагогической деятельности не в полной мере обеспечивают обозначенные выше цели образовательного процесса (самопознание учащихся, развитие у них рефлексивных способностей, овладение способами саморегуляции, самосовершенствования и не всегда обеспечивают получение прочных, осознанных знаний, формирование собственной жизненной позиции, адаптации и социализации в быстро меняющемся мире).

Данная проблема определила выбор моей методической темы: «Введение новых педагогических технологий на основе педагогики сотрудничества, личностно ориентированного,  индивидуально - дифференцированного подхода к обучению и уровневой дифференциации в условиях адаптивной  школы», перекликается с направлением работы школы: «От успешного ученика – к успешной социализации молодого человека».

Цель, которую я ставлю в преподавании математики:

Основной целью является успешность учащихся в освоении знаний по математике, черчению, созданию условий для обучения, развития ученика, в соответствии с психолого- педагогическими особенностями,  оказание помощи в самовыражении, в выборе индивидуальной траектории обучения, в дальнейшем самоопределении. Внедрение инновационных технологий должно решить проблему низкого уровня мотивации обучающихся на учебную деятельность, повысить уровень познавательной способности, развивать активность на уроке.

Задачи:

Задачи личностно ориентированного образования состоят в формировании саморазвития,

самовоспитания, саморегуляции, самозащиты, самореализации, адаптации,  необходимых для становления личности, для жизни в современном обществе; в том чтобы заложить в ребенке механизмы формирования интереса к собственному я, кто я на самом деле, могу ли я, если захочу, быть успешным, не хуже других, именно в математике, т. е. познание себя как субъекта математической учебной деятельности, самостоятельно выбирающей учебные цели, задачи и формы учебной работы, проявляющей свой творческий потенциал.

Развитие учащихся зависит от той деятельности, которую они выполняют в процессе обучения – репродуктивную или творческую. Только тогда, когда учебная деятельность, направленная на овладение основами наук и на развитие личностных качеств, сформирована на более высоком уровне, начинает ясно проявляться её творческая сторона. Поэтому для того, чтобы привести в движение развитие творческой деятельности, а вместе с тем и личности школьника, выбираю активные формы деятельности учащихся на уроке, что является залогом прочных знаний. Стараюсь вовлечь всех учеников в активный  творческий процесс познания. Для этого стараюсь чётко отработать методику уроков, владеть педагогическими технологиями, в том числе и новыми, находить контакт с классом и каждым учеником.

6. Применение личностно ориентированного подхода в учебном процессе.

  Всем известно, что предмет математики - один из самых сложных для учащихся и способности усвоения знаний у всех учащихся разные. В каждом классе есть такие дети, которые имеют склонность и интерес к изучению математики, но не имеющих математических способностей даже больше. Наша работа связана с целым рядом трудностей. Одна из них обусловлена обилием теоретических сведений, которые ученики должны усвоить. Поэтому во время объяснения нового материала мы часто не в состоянии охватить всех учащихся нуждающихся в дополнительных разъяснениях, индивидуальной помощи.
Что делать? Как построить учебный процесс? Как побудить школьников к активному и осознанному усвоению знаний?

    В начале каждой темы дан теоретический материал, но это совсем не означает, что ученики должны заниматься заучиванием теории и научных терминов.  Я не даю   научный материал как догму. Перед подачей и в период закрепления  провожу  подготовленную работу, где ученик выступает как субъект учебной деятельности, а не объект обучения.

       Формирую проблему, ставлю ее перед учащимися, предлагаю высказать идеи для ее разрешения. При этом всегда  поощряю собственную точку зрения учащихся, оригинальный замысел, применение личного опыта учащихся, что создает ситуацию успеха.

     Применение личностно ориентированного подхода позволяет повысить мотивацию, интерес учащихся к предмету, обучаемость и степень обученности, а также психологические показатели развития. Этому способствуют технологии, которые я применяю, стимулирующие творческие способы учебного познания, выбираемые  в соответствии с личностно ориентированным подходом к обучению, такими как:

  1. технология сотрудничества,
  2. деятельного подхода ,
  3. технологии уровневой дифференциации,
  4. индивидуально - дифференцированного подхода,
  5. саморазвивающего обучения,
  6. проблемные  поисковые,
  7. творческие,
  8. здоровьесберегающие.

          Личностно ориентированный подход к образованию, с одной стороны, предполагает осознанную ориентацию учителя на личность учащегося, что является условием его развития, и, с другой стороны сама личностная ориентация как процесс взаимодействия учителя и ученика является сущностью их развития.

Психолого –дидактические характеристики, обеспечивающие личностно ориенитрованную направленность образовательного процесса.

  1. Формирование и стимулирование субъектной позиции учащихся.
  2. Создание условий для проявления и развития индивидуальности, самобытности и уникальности учащихся.
  3. Ориентация на формирование учебной деятельности школьников ( а не на передачу учебной информации).
  4. Знание и учёт психо- физиологических особенностей учащихся.
  5. Ориентация на развитие внутренних мотивов учения; стимулирование и становление собственного (личностного) смысла учения.
  6. Организация развивающего пространства; ориентация на развитие познавательных (интеллектуальных) способностей.
  7. Формирование эмоционально-ценностного отношения к миру, познанию, окружающим, себе.
  8. Организация равноправного партнёрского общения в ходе учебного взаимодействия.
  9. Создание атмосферы взаимной заинтересованности в работе друг друга.
  10. Обеспечение обратной связи в педагогическом процессе.
  11. Личностно ориентированная позиция педагога.

При личностно ориентированном обучении основное внимание уделяю обогащению опыта учащихся, связанного как с рассматриваемым материалом, так и процессом работы над ним. В этом случае учащиеся являются субъектами обучения  и собственного развития.

Дифференциация – это способ осуществления личностно ориентированного обучения, который осуществляю за счёт различия в подходах приобретения знаний, опираясь на прогрессивные методы обучения, т. е. обучая школьников на наивысшем уровне их познавательных возможностей. Уровневая дифференциация выражается в том, что обучаясь в одном классе, по  одной программе, по одному учебнику, дети могут усваивать материал на различных уровнях. Определяющим при этом является уровень обязательной подготовки и формирование на его основе повышенных уровней овладения материалом (профильный). Веду индивидуальную работу отдельно с учащимися, поступающими в ВУЗы, и  со слабо успевающими учащимися. Достижение обязательных результатов обучения становится тем объективным критерием, на основе которого может измениться ближайшая цель каждого ученика и перестраиваться содержание его работы.   Решая учебно - развивающие, воспитательные задачи, планируя образовательный процесс, по преподаваемым мной предметам, строю его таким образом, чтобы каждый ученик (по своим возможностям) был вовлечён  в активную учебную деятельность в зоне его ближайшего развития, чтобы каждый ученик чувствовал себя на уроке комфортно. Поэтому ориентирую образовательный процесс на личностно  смысловую сферу деятельности. Применяя личностно  ориентированные технологии, личностно ориентированный подход, использую их как средства, определяющие направление и границы использования предметного материала, как основы личностного развития на разных ступенях обучения. При этом включаю личный, субъектный опыт ребёнка в образовательный процесс, признание уникальности каждого учащегося, признание ценности обоюдного опыта, меняя позицию педагога – информатора на позицию координатора.

      Технологии, формы, методы, приёмы и средства обучения, которые я применяю подчинены триединой цели урока: обучающей, развивающей, воспитывающей и решают кроме дидактических задач, задачи по созданию условий для проявления и развития индивидуальности, самобытности и уникальности учащихся, развитию мотивационной сферы,  развитию самостоятельности мышления, развитию познавательной деятельности с целью обогащения их субъектного опыта, развитию интереса к познанию нового, формированию навыков самообразования, трудолюбия.

Адаптивные технологии выстраиваются на основе структуры развивающего метода и структуры мыследеятельности. Поскольку сам метод основывается на идее социального взаимодействия  (коммуникации участников процесса), то приобретение новых  операционных мыслительных действий происходит в заданном нравственном и социокультурном поле.

        На уроках использую различные формы и методы обучения:

  1. исследовательский,
  2. поисковый метод,
  3. метод проблемной ситуации,
  4. работа в парах и группах,
  5. диалогические,
  6. игровые.

        7.        Самодиагностика педагогической деятельности.

Основные ориентиры моей педагогической деятельности:

  1. формирование у учащихся системы научных знаний и освоение ими способов человеческой деятельности на основе актуализации их субъектного опыта;
  2. оказание помощи учащимся в поиске и обретении своего индивидуального стиля и темпа учебной деятельности, раскрытии и развитии индивидуальных познавательных процессов и интересов;
  3. содействие школьнику в формировании положительной Я-концепции, в развитии творческих способностей, в овладении умениями и навыками самопознания и самостроительства.

▫ Обучение математике строю как процесс усвоения систематических математических знаний, способствующих развитию у учащихся правильного миропонимания. При планировании уроков, в соответствии с тематическим, сначала определяю основную цель данной темы, ставлю её в соответствие с развитием представлений о целостной картине мира, планирую место данного урока в системе уроков по данной теме, формулирую триединую цель, выбираю формы,  методы обучения и познавательной деятельности.  

   ▫ Математические понятия ввожу сначала индуктивно, затем, в процессе решения задач, использую математическую терминологию и символику, выделяю соотношения и связи между объектами, это способствует тому, что в создании математических представлений и в процессе усвоения понятий происходит переход к абстрактно-логическому мышлению.

       ▫ В процессе математической деятельности стараюсь показать учащимся, что в арсенал приёмов и методов человеческого мышления естественным образом включаются индукция и дедукция. Образовательный процесс строю по спирали, изучение новой темы начинаю с повторения ранее изученного, с опорой на сформированные знания. При проведении уроков я придерживаюсь общего принципа в выборе метода изложения материала: стремлюсь, чтобы основные понятия стали для учащегося естественными, т. е. появлялись в уже знакомой для учащихся обстановке. Обращаю внимание учащихся при изучении нового материала на выделение главного, так как это имеет существенную роль в процессе познавательной деятельности.

         ▫   На уроках я применяю приёмы для актуализации и обогащения субъектного опыта ребёнка; планирую характер учебного воздействия на основе учёта личностных особенностей учащихся; использую различные формы общения, такие как диалог и полилог;  уделяю большое внимание созданию для учащихся ситуации успеха, проявлению толерантности и доверия в учебных взаимодействиях; стимулирую учеников к осуществлению группового и индивидуального выбора типа, вида задания, формы его выполнения; организую свою работу на уроке в форме приёмов и методов педагогической поддержки в качестве приоритетных способов деятельности учителя на уроке; подвигаю каждого учащегося к самовыражению своего мнения, суждения, анализа, обобщения,  вывода. Для проверки знания теории, уровня понимания темы каждый урок начинаю с диалога по пройденной теме, причём начинаю его со «слабых» учеников, которым предлагается задать вопрос другим учащимся. Зелёной сигнальной карточкой ученики показывают готовность ответить на вопрос, вступают в диалог с задавшим вопрос,   при необходимости  их ответы дополняют «сильные», учащиеся. Во время дискуссии разрешается и приветствуется  использование  опорных  конспектов, карточек – подсказок, так называемых шпаргалок, таблиц, схем. Даже самый «слабый» ученик, для того чтобы задать вопрос должен хоть что-то знать по данной теме, а это значит заглянуть в тетрадь, учебник.  Этот приём позволяет почувствовать каждому  ученику свою  значимость, ситуацию успеха,   сопричастность классному коллективу, развивает коммуникативные, учебно-познавательные компетенции, мотивацию учебной деятельности.

▫  В ходе проведения уроков применяю презентации, творческие задания, требующие активизации познавательной деятельности, применения знаний в новой нестандартной ситуации, значительное место отвожу самостоятельной работе учащихся с дидактическим материалом, работе с учебником, справочной литературой и иное логико-содержательное построение  урока.

     ▫    Пробудив мыслительный процесс ученика с помощью разнообразия этапов урока, строю его так, чтобы детям было интересно, не скучно, не однообразно. Постановка проблемы, обсуждение способов решения задач коммуникативно и группами, (когда я направляю, корректирую рассуждения в нужном направлении, к правильным выводам), а также правильная организация самостоятельных работ, самостоятельная заинтересованная «добыча» знаний позволяет осмыслить проблему, провести анализ, синтез, сравнение, выделить существенные признаки, сделать выводы, найти пути решения,  создаёт атмосферу творчества и удовольствия от такого труда.

▫   Отработку навыков, закрепление понимания  провожу на уроках-тренингах, уроках-практикумах, уроках обобщения и систематизации знаний, так как основа знаний должна быть заложена на уроке. Разбор домашнего задания провожу в классе, с контролем на последующем  уроке. Особое внимание обращаю на формирование навыков учебной деятельности, культуры ученического труда, аккуратности ведения тетрадей, умению самостоятельно работать с учебником, составлять конспекты.

▫ Приоритетное значение в оценочно-аналитическом компоненте урока отдаю анализу и оценке таких аспектов как: обогащённость субъектного опыта ребёнка научно-мировоззренческими и культурными образцами человеческого опыта; сформированности учебной деятельности учащихся и индивидуального стиля познания; проявлению самостоятельности, инициативы, индивидуальности учащегося, его творческих способностей. Анализирую и оцениваю не только конечные результаты выполнения учеником учебного задания, но и сам процесс работы над ним.

         ▫ Большое внимание уделяю диагностике уровня знаний, умений и навыков, контролю уровня обязательных результатов обучения. Процесс усвоения знаний – индивидуальный, поэтому необходимы такие формы диагностико - контролирующей работы, которые позволяют учитывать уровни обучаемости и обученности каждого ученика.  Диагностика уровня усвоения знаний и умений на каждом этапе обучения позволяет оптимально выбирать формы и методы обучения, а также формы коррекции ошибок и пробелов в усвоении и применении знаний и умений.

        ▫   Текущий контроль в форме самостоятельных работ и тематический контроль в форме контрольных работ и зачётов недостаточен. Эти традиционные формы не могут выполнить функцию оперативного контроля и, тем более им не свойственна функция индивидуального (персонального) контроля, поскольку они фиксируют достижения или недостатки обязательного уровня усвоения знаний и умений. Поэтому в процессе изучения темы  я использую фронтальные проверки в виде математических диктантов, программированного  контроля, тесты, тематические ребусы, самоконтроль, взаимоконтроль, устный взаимоопрос.

         ▫  Для реализации дифференциации обучения, для оказания дифференцированной помощи  каждому ученику в достижении своего уровня знаний, использую индивидуальные карточки с тренировочными упражнениями трёх уровней сложности. Работа на уроке в течение10-15 минут по таким карточкам, с одной стороны, может служить гибким контролем – диагностикой, а с другой – выполнять обучающую роль для слабых учеников, в заданиях первого уровня, которые предусматривают отработку навыков по образцу.  Карточки второго уровня сложности закрепляющего, углубляющего характера предназначены для учеников, достигших обязательного уровня знаний. Третий уровень – развивающего характера - для сильных учеников. Основная цель карточек – оперативное установление обратной связи.

          ▫  Для осознанного,  крепкого усвоения знаний провожу тематические зачёты по основным разделам курса. После контрольной или проверочной работы провожу работу над ошибками, если возникает необходимость, провожу внеклассные дополнительные занятия, индивидуальные консультации, даю возможность ученикам пересдать зачёт, решить другой вариант контрольной работы.

      ▫  В ходе проведения урока стараюсь использовать различные возможности для развития личности ученика, для глубокого и осмысленного усвоения  знаний, активного умственного роста, формирования нравственных основ, формирования прочных мотивов учения, самосовершенствования. На уроках формирую понятие о математике  как о науке. Через математику я хочу передать детям научный стиль деятельности, критичность, самостоятельность, добросовестность и ответственность.

      В организацию внеурочной деятельности, в виде математического кружка «Эврика», в проведение КВН, предметных недель, выпуск математических газет, «Математические ринги», вовлекаются все учащиеся, что позволяет «слабому» почувствовать себя успешным, и развивает интерес  у всех учеников к предмету. Ученики придумывают ребусы, кроссворды, интересные нестандартные задачи, что несомненно, личностно обогащает каждого, являясь частью личностно ориентированного метода в обучении математики.

     

  1. Результаты педагогической деятельности  

Показатели результативности учащихся  за 3 года (итоговые годовые оценки)

Учебный год

Предмет

Классы

Успеваемость  (%)

Качество знаний (%)

2008 - 2009 г.

Алгебра

Геометрия

Черчение

9  класс

10  класс

9  класс

10  класс

7  класс

8  класс

9  класс

100 %

100 %

100 %

100 %

100 %

100 %

100 %

50%

43%

50 %

43%

      67%

       67%

       63%

2009 – 2010 г.

Математика

Алгебра

Геометрия

Черчение

5 класс

 

10  класс

11  класс

10  класс

11  класс

8 класс

9  класс

100 %

100 %

100 %

100 %

100 %

100 %

100 %

38 %

50 %

57 %

50%

57 %

67 %

63%

Учебный год

Предмет

Классы

Успеваемость  (%)

Качество знаний (%)

2010 - 2011г.

Математика

Черчение

5 класс

6 класс

8  класс

9 класс

100 %

                   100 %

100 %

100 %

86%

22%

56%

50%

Первое полугодие

2011-2012г.

Математика

Алгебра

Геометрия

Черчение

5 класс

6 класс

7класс

9  класс

10  класс

11  класс

7 класс

9  класс

10  класс

11  класс

9 класс

100 %

100 %

100%

100 %

100 %

100 %

100 %

100 %

100 %

100%

100%

67%

83%

33%

44%

      100%

       67%

       33%

       44%

       100%

        67%

  67%

Итоги контрольных  срезов знаний  обучающихся  по предмету

Дата проведения среза знаний

Предмет

Классы

Вид работы

Количество учащихся

Успеваемость

(%)

Качество знаний

( %)

 14.10. 2011

математика

5 класс

Контрольная работа

 9человек

100 %

56%

30.11.2011

математика

6 класс

Контрольная работа

6человек

100 %

83%

20.12.2011

алгебра

7  класс

Контрольная работа

10человека

100 %

40%

17.11.2011

алгебра

9  класс

Контрольная работа

7человек

100 %

57%

31.10.2011

алгебра

10  класс

Контрольная работа

 1человек

100 %

100%

1.12.2011

алгебра

11 класс

Контрольная работа

6человек

100 %

83%

Результаты диагностической контрольной работы

Форма   независи-мой экспертной оценки (вид работы)

Год

Предмет

Класс

%

учащихся, справив-шихся на

« 4» и « 5»

Обученность

 

%

Количество учащихся, не справив-шихся с работой

(  чел,  %)

ДКР

ДКР

2007 – 2008г.

2009 –

2010 г.

математика

математика

11 классы

11 классы

57%

      71%

100%

100%

Нет

  Нет

Результаты ГИА по учебному предметам

Предмет/год

Число участников ГИА

(% от общего  числа выпускников в классах аттестуемого учителя)

В том числе  получили по итогам  ГИА

количество баллов, соответствующих оценке

Среднее количество баллов, набранных участниками ГИА по предмету

«5»

«4»

«3»

«2»

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

Математика

9 кл

2008г.

100%–10 чел.

(100 %)

нет

  0

5

50 %

5

50%

нет

0

52 балла

Результаты ЕГЭ

Предмет/год

В том числе  получили по итогам ЕГЭ

количество баллов, соответствующих оценке

Среднее количество баллов, набранных участниками ЕГЭ по предмету

«5»

«4»

«3»

«2»

%

%

%

%

Высший балл

Математика

2009 г.

0 %

17 %

83 %

0 %

45 баллов

54

2010 г.

11%

57%

43%

0 %

46 баллов

68

2011

50

50

50 балов

64

9.  Выводы:

  1. Общество предъявляет к системе образования разнообразные требования: полноценное развитие личности и качественное обучение, обеспечение безопасности учащихся и профессиональная подготовка Адаптивная школа выстраивается таким образом, чтобы у каждого ребенка развивать механизмы природной и социальной адаптации. Для решения указанной цели вносятся изменения во все компоненты образовательного процесса, а именно, в структуру, содержание, формы, методы и технологии (что особенно важно для адаптивной школы)    
  2. Предмет математики  нужен для овладения системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования; для интеллектуального развития, формирования качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе. Он формирует ясность, и точность мысли, критичность мышления, развивает интуицию и логическое мышление, тренирует способность к преодолению         трудностей.
  3.   При личностно ориентированном обучении в адаптивной школе, с использованием индивидуально - дифференцированного метода обучения,  каждый ребёнок становится подлинным центром образовательного процесса, имеет возможность включить в процесс обучения свои собственные личностные функции, его субъектный опыт становится востребованным, а ученический коллектив предоставляет возможность совместного развития, для восприятия себя как источника для развития других и других как источника  своего развития. Но главное–это саморазвитие: стремление сегодня сделать больше, чем вчера, а завтра больше, чем сегодня, преодоление трудностей, что позволяет повысить самооценку ученика и его оценку со стороны окружающих.  
  4. Личностно ориентированное обучение позволяет каждому ученику раскрыть такие механизмы адаптации, которые, будучи востребованы образовательным процессом, помогают ребёнку усваивать образцы мышления, способы человеческой деятельности и поведения, выстраиваемые на нравственных принципах. В этом состоит фактически критерий эффективности обучения - каждая личность имеет свои интересы, свои способности, и ориентация обучения на личность ученика предопределяет уровень знаний, умений, навыков и «компетентностей», необходимых ученику.
  5. Поскольку реализация адаптивного подхода в обучении требует изменения во взаимодействии учителя и ученика, то возникает необходимость подготовки учителя к новой профессиональной роли. Суть её в том, что учитель не ограничивается предметным преподаванием, а и оказывает помощь обучающемуся в решении его личных проблем, подбирает вместе с учеником индивидуальный маршрут обучения в зависимости от результатов обучения и его познавательных интересов.
  6. В адаптивной системе возможны разные педагогические техно логии. Важно, что во всех технологиях струк турируется не только содержание образования, но и сама деятель ность учащихся с упором на самостоятельную работу, на самораз витие личности. Активность личности и её творческое начало обеспечива ется в процессе сопровождения ученика, его педагогической поддержки, что позволяет ребенку в адаптивной школе учиться, самостоятельно принимать решения по коренным вопросам своей школьной жизни.
  7. Основной целью в общем образовании является создание условий и механизмов для обеспечения качества образования на основе компетентностного подхода, преемственности образовательных программ на всех ступенях общего образования и запросов потребителей.
  8. Личностно ориентированный подход позволяет мне более целенаправленно и эффективно моделировать и строить конкретные учебные занятия, более результативно обеспечивать и поддерживать процессы самосовершенствования личности         ребенка, развивая его         индивидуальность.
  9.  В трактовке личностно ориентированного образования наиболее концентрированно выражена мысль о том, что оно должно предстать в образовательной системе как средство дифференциации         и         индивидуализации         обучения.
  10.    Итак, адаптивный подход в обучении в качестве методологического обоснования стратегии и тактики развития современной школы реализует «идею приспособляемости» как главной отличительной черты жизни. Существенными признаками адаптивного подхода в обучении школьников являются: сбережение физического, психического и нравственного здоровья детей; реализация психотерапевтической функции педагога; создание благоприятного микроклимата в школе; обучение школьников на рефлексивной основе средствами адаптивных технологий; непрерывное повышение квалификации педагогов; гибкое взаимодействие всех участников образовательного процесса.
  11. Методологическая ориентация в педагогической деятельности на личностно ориентированное обучение, позволяет  посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самореализации         личности         ребёнка и добиваться 100% обученности.
  12. Актуальность адаптивного подхода в обучения очевидна так как в сложившихся условиях развития современной школы «адап тивное образование должно сыграть роль социального амортизатора, обеспечивающего социально-педагогическую поддержку обучающих ся, позволяющего выровнять стартовые возможности выпускников»
  13. Наша школа создает условия участникам образовательного процесса. для выравнивания отстающих, развития одарённых средствами педагогической поддержки Именно такая школа, по нашему мнению, является адаптивной.
  14. Использование инновационных личностно ориентированных  методов обучения, развитие интереса, развитие познавательной  деятельности  и творческих способностей позволило мне достичь 100% успеваемости и 40-70% качества обучения.

                                                      Заключение

  1. Главная цель школы заключается в том, чтобы удовлетворить образовательные потребности и возможности всех без исключения детей, изъявивших желание в ней обучаться, обеспечить условия их свободного самоопределения, самореализации и овладения комплексом ключевых         компетенций.
  2. Базовые принципы достижения этой цели: свобода, культуросообразность и личностно ориентированный подход в условиях разноуровневой дифференциации.
  3. Школа - единственный социальный институт, призванный раскрыть индивидуальность каждого ученика в ее уникальности, неповторимости с учетом законов развития. Только школа как коллектив профессионалов может и должна определить индивидуальность каждого ученика, ответить на вопрос «каков я», дать компетентные рекомендации ученику о наиболее благоприятном пути его индивидуального развития.  Уникальность ситуации состоит в том, что школа – единственный социальный институт, через который проходит каждый человек в наиболее ответственный для него период своего возрастного и личностного развития.        
  1. Личностно ориентированный подход к образованию, с одной стороны, предполагает осознанную ориентацию учителя на личность учащегося, что является условием его развития, и, с другой стороны сама личностная ориентация как процесс взаимодействия учителя и ученика является сущностью их развития.

10.  Литература

  1. Буланова – Топоркова М.В.педагогические технологии. М.- Ростов – на Дону , Изд. Март, 2004г.
  2.  Кравченко Т.В. Технология уровневой дифференциации в личностно ориентированном обучении математике. //Математика в школе - 2007 - №1
  3. Кларин М.В. Личностная ориентация в непрерывном образовании // Педагогика. 1996. - № 2. - С. 14-21.
  4. Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы. М., Асадемия, 1999г
  5. И. Е. Малова, Н. М. Руденкова. Как увидеть на уроке математики личностно ориентированное обучение?// Математика в школе.-2007.-№ 7.         
  6. Малова И.Е., Руденкова Н.М. Как "увидеть" на уроке математики личностно ориентированное обучение? //Математика в школе - 2007 - №4.
  7. Перевознюк Е. С. Уроки математики в рамках концепции личностно ориентированного обучения// Математика в школе. – 2006. -№ 4.
  8. Селевко Г.К. Технологии развивающего образования. М., НИИ школьных технологий, 2005г.
  9. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М., Народное образование, 1998. 256 с.
  10. Сериков В.В. Личностно-ориентированное образование.// Педагогика - 1994 - №5.
  11. Фёдорова Л.И , Ершова Н.В. Образовательные технологии в школах Республики Саха (Якутия) Якутск , 2004г
  12. Фирсов В.В. Дифференциация обучение на основе обязательных результатов обучения. - М., Народное образование, 1994.

Приложения

Карточки, используемые на уроках


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к интеллектуальной игре "Знатоки" Учитель математики МКОУ СОШ №1 г. Россошь Воронежской области Липницкая Вера Николаевна

Цель интеллектуальной игры - повышение интереса учащихся к математике, развитие личных качеств, повышение интереса к саморазвитию...

Педагогическая концепция учителя математики МКОУ "Сарульская СОШ" Манджиевой Марии Николаевны

Педагогическая концепция учителя математики Манджиевой Марии Николаевны. Я считаю: "Если ученик стал учиться на твёрдую тройку, это уже качество. Если повысилась познавательная активность – это качест...

«Математическая мозаика» Учебно – методическое пособие для учителей и учащихся. Составитель: Чернова Е.М., учитель математики МКОУ КГ №1

Курс  алгебры и геометрии 7 класса – важное звено математического образования и развития школьников. На этом этапе формируется понятие переменной, совершенствуются и обогащаются умения геом...

Августовское совещание учителей математики и информатики Аксубаевского муниципального района " Оценка образовательных достижений учащихся по математике"

Оценка предметных результатов обучения (2 слайд)Под предметными результатами образовательной деятельности понимается освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для дан...

Учебно-методическое пособие для учителей математики учителя математики ГБОУ школы № 519 Московского района Санкт-Петербурга Михалевой Наталии Георгиевны «Методические рекомендации учителю по разработке занятия-игры по математики для учащихся старших класс

      В соответствии с Федеральными государственными стандартами образования производится обучение и осуществление внеклассной и внешкольной деятельности учащихся 5-9 классов; а ...

Методическая разработка учителя математики ГБОУ CОШ №28 Калининского района Санкт-Петербурга Бурлаковой Е.А. "Эффективные формы и методы работы с обучающимися ОВЗ и инофонами на уроках математики""

Формы работы на уроках математики с обучающимися ОВЗ и инофонами  Математический диктант;•Эстафета;• Найди ошибку;•Расшифруй;•Математическое лото;•Цепочки;•Уста...