Главные вкладки

    Разработка обобщающего урока по математике в 5 классе по теме: "Действия с натуральными числами" "
    методическая разработка по алгебре (5 класс) по теме

    Букчина Наталья Александровна

     

    “Человек-разумный” – есть в первую очередь человек играющий, а поэтому обучать даже серьезным вещам следует по возможности играя”. Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека. Не секрет, что материал учебника математики 5 класса знаком учащимся, так как повторяются и обобщаются знания, полученные ими в начальной школе. Поэтому, чтобы не потерять интерес, удержать внимание малышей, необходимо активно использовать игровые формы работы.

       Данная разработка используется на последних уроках первого полугодия в 5 классе. Учащимся предлагается выполнить хорошо знакомые и уже успевшие надоесть им задания, но по окончании вычислений из набора букв  и складывается слово, которое  является ответом к загадке. Они получают занимательную информацию о «знакомых незнакомцах», что пробуждает в них любознательность и интерес к различным предметам. 

        Урок сопровождается компьютерной презентацией.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл real_5.ppsx872.45 КБ
    Microsoft Office document icon urok__naturalnye_chisla.doc88.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Знаете ли вы, ... Автор: Букчина Н.А. учитель школы № 569 Невского района Санкт-Петербурга

    Слайд 2

    1 200 + 420 : 20 – 15 = ( 1 200 + 420 ) : 20 – 15 = 1 200 + 420 : ( 20 – 15 ) = (1 200 + 420) : (20 – 15) = 1284 66 Л С 324 1206 О Н 66 324 1206 1284

    Слайд 3

    африканский слон

    Слайд 4

    -60 · 100 · 4 +25 · 5 +60 -2000 -5000 - + + см см кг высота длина вес Найдите высоту, длину тела и массу тела слона : 350 450 6000 125 500 150 65 6500 325 125 4500 1500

    Слайд 5

    5600 3100 5200 7500 2500 0 2100 4400 5100 2600 4700 7000 5800 3300 5400 7700 Выберите из каждой строки и каждого столбца по одному числу, найдите их сумму и уменьшите ее в 100 раз 180 литров

    Слайд 6

    ф л а м и н г о 370 1000 10000 700 1400 770 13000 800 37 · 2 · 5 2 · 11 · 35 25 · 7 · 4 125 · 8 · 13 14 · 5 · 20 100 000:125 8 · 25 · 5 8 · 1250 1 2 3 4 5 6 7 8 Автор: Букчина Н.А. учитель школы № 569 Невского района Санкт-Петербурга

    Слайд 7

    0 А и Т Б С И Р К С Л У 32 – 27 = 81 – 78 = 54 – 47 = 100 – 99 = 47 – 36 = 25 – 16 = 96 : 12 = 36 : 3 = 90 : 9 = 48 : 24 = 84 : 21 = 91 : 13 = 72 : 12 = 5 С 3 Т 7 Р 1 А 11У 9 С страус 8 К 12 О 10 Л 2 И 4 Б 7 Р 6 И колибри

    Слайд 8

    · 8 -30 :3 · 2 +2 :9 + мм а 7а колибри а = 9 72 42 14 7 9 18 32

    Слайд 9

    масса страуса 140 кг 22г · 14 · 25 :42 · 3 :11 ? 308 28 84 2 50 Узнайте массу колибри

    Слайд 10

    : 7 = 13 (ост. 5) 87 : = 9 (ост. 6) : 8 = 12 (ост. 6) 152 : = 50 (ост. 2) 88 : 14 = (ост. 4) : 23 = 4 (ост. 5) 118 : = 7 (ост. 6) 3 6 9 16 96 97 102 А Л Т О Ш К А

    Слайд 11

    17 7 гремучая змея удав кобра эфа щитомордник гадюка гюрза 408 : ( 24 – х ) = 24 питон

    Слайд 13

    гюрза ( x – 25 ) · 4 = 500 150 c м х – 25 = 500 : 4 х – 25 = 125 4х – 100 = 500 4 х = 500 + 100 4 · х = 600 х = 600 : 4 х = 125 + 25 Автор: Букчина Н.А. учитель школы № 569 Невского района Санкт-Петербурга

    Слайд 14

    гадюка 6500 – 25х = 4500 80 см 25 х = 6 500 – 4 500 25 · х = 2 000 х = 2 000 : 25

    Слайд 15

    кобра 4 500 : x + 1339 = 1489 30 лет 4 500 : х = 1489 - 1339 4 500 : х = 150 х = 4 500 : 150

    Слайд 16

    эфа 11 364 – ( 11 264 + y ) = 25 75 c м 11 264 + у = 11 364 - 25 11 264 + у = 11 339 У = 11 339 – 11 264 11 364 – 11 264 – у = 25 100 – у = 25 У = 100 - 25

    Слайд 17

    В каждой паре выберите большую величину. С А Е О К Р Р М Е У Т Б А И Р С Ь Ш 100 с 1мин 30с 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ц 2 т 6 см 20 мм 986 см 97 дм 6 см 6 ц 14 кг 604 кг 3 а 30 кв.м 7350 м 70 км 1 кв.дм 15 кв.см 5 кг 421 г 5300 г < > > > > > > < < 90 с 20 ц 60 мм 976 см 614 кг 300 кв.м 70 000 м 100 кв.см 5421 г

    Слайд 18

    Берегите природу Автор: Букчина Н.А. учитель школы № 569 Невского района Санкт-Петербурга



    Предварительный просмотр:

    Разработка обобщающего урока в 5 классе

    по теме: «Действия с натуральными числами».

    Данная разработка используется на последних уроках первого полугодия в 5 классе. Учащимся предлагается выполнить хорошо знакомые и уже успевшие надоесть им задания, но по окончании вычислений из набора букв  и складывается слово, которое  является ответом к загадке. Они получают занимательную информацию о «знакомых незнакомцах», что пробуждает в них любознательность. Дух соревнования вносит свой положительный момент, а работа в группе воспитывает ответственность за свои действия. Можно привлечь к проведению урока двух учащихся старших классов. Один из них может работать с презентацией, второй раздавать карточки с заданиями, собирать ответы и подсчитывать баллы, в то время как учитель ведет игру. Такие уроки обобщения я провожу давно, но использование компьютерных технологий позволило сделать урок более наглядным, упростить проверку полученных ответов, сделать ее более детальной, сэкономить время для выполнения большего количества заданий.

    Для проведения урока учителем готовится презентация с набором заданий, решений и ответов и наглядным материалом. Подбирается занимательная информация. Заготавливается набор карточек, дублирующих задания, чтобы учащиеся имели их перед глазами.

    Класс разбивается на группы по 5 – 6 человек. В каждой команде – группе выбирается  капитан, который будет принимать окончательное решение.

    Ход урока: «Действия с натуральными числами».

    Слайд 1. Сегодня я буду загадывать вам загадки. Ваша задача – выполнять мои задания и находить правильные ответы. Ну а я буду рассказывать о наших «незнакомцах». Конечно же что-то вы знаете, а чем-то я возможно вас удивлю. Итак, первая загадка.

    Слайд 2. Задание 1. Найдите значения выражений, а результаты расположите в порядке возрастания, и вы узнаете, о ком идет речь. Командам раздаются карточки с заданием №1. Запускаются часы на слайде. По истечении двух минут капитаны возвращают карточки с вписанными ответами – значениями выражений. Выполняется проверка с помощью слайда и дается ключ к заданию. Результаты в порядке возрастания располагаем все вместе  устно и называем животное: африканский слон. После чего идет рассказ ведущего.

    Слайды 3. Африканский слон — самое крупное и тяжелое сухопутное животное на земле. У него огромные, похожие на паруса уши, ноги как толстые бревна, огромные бивни и длинный хобот. Стада слонов величаво шествуют по саванне. Возглавляют их опытные вожаки. Если кто-нибудь из слонов попадет в беду — провалится в яму или получит ранение, — то сородичи сразу протянут ему крепкий и надежный хобот. А вообще-то слон так силен и громаден, что не боится ни львов, ни леопардов, ни «железных» объятий громадного питона.

    Слайд 4. Задание 2. Узнайте высоту слона, длину тела и массу тела слона. Ответ нужно дать в метрах и в тоннах. Командам раздаются карточки  с заданием №2. Запускаются часы на слайде. По истечении двух минут капитаны возвращают карточки с вписанными в прямоугольники промежуточными вычислениями и окончательными ответами. С помощью слайда презентации выполняется проверка, и ведущий продолжает рассказ.

    Чтобы поддерживать такую «форму» взрослому слону требуется 170 кг зелени в день, а значит жевать нужно 17-19 часов в сутки. Очень любят слоны купаться, плавать и нырять. Могут переплыть широкую реку. Если нет достаточно обширного водоема, слоны строят запруды, перегораживая ручьи камнями и корягами. Если поблизости нет даже маленького ручейка, то слон принимает душ, черпая воду из своего неприкосновенного запаса: в носоглотке слона есть особый резервуар, где хранится немалый запас воды. Засунув хобот в рот, слон набирает из «запасника» воду и устраивает душ.

    Слайд 5. Задание 3. Сколько литров воды может выпить слон за один раз, вы узнаете, если из каждой строки и из каждого столбца таблицы выберете по одному числу, найдете их сумму и уменьшите ее в 100 раз. Задание выполняется прямо со слайда презентации. Командам нужно выдать чистые листочки для записи ответа. Через минуту выполняется проверка.

    Слайд 6. Знаете ли вы, что на земном шаре обитают птицы – безошибочные составители прогноза погоды на лето.

    Задание 4. Как зовут этих синоптиков, вы узнаете, выполнив вычисления. Командам раздаются карточки с заданием №4. Задание рассчитано на устный счет с применением свойств умножения. Учащиеся на карточке вписывают результаты вычислений и, пользуясь ключом, составляют слово – фламинго. Время работы полторы минуты. Запускаются часы на слайде. По истечении времени карточки возвращаются ведущему и результаты проверяются с помощью слайда. Ведущий рассказывает о фламинго.

    У фламинго длинные ноги и широкие перепончатые лапы, позволяющие им отлично ходить по вязкому илу. Из него-то фламинго строят свои гнезда. Гнездо имеет форму конуса. В верхнем основании делается углубление. Туда фламинго откладывают крупные, белые, покрытые известью яйца. По высоте гнезда и можно узнать, каким будет лето: сухим или влажным. Если лето будет сухим, гнезда фламинго строят низкими, если лето дождливое  -  высокими. Вода в дождливое лето поднимается и может затопить  гнездо.

    Слайды 7. Знаете ли вы какая из птиц самая крупная, а какая самая маленькая?

    Задание 5. Решите примеры, а порядок букв подскажет циферблат часов. Командам раздаются карточки с заданием №5. Примеры в заданиях достаточно легкие и выполняются устно. Но нужно еще ориентироваться на циферблате часов. Вместо привычных чисел перед ребятами буквы. Команды выполняют вычисления, на карточке записывают и число и соответствующую ему букву.  Время отсчитывается с помощью анимации на слайде. По истечении двух минут капитаны возвращают карточки с вписанными ответами – названиями двух птиц: страус и колибри. Выполняется проверка с помощью слайда и продолжается рассказ ведущего.

    Самая крупная птица в мире африканский страус. На перья страусов спрос существовал всегда. Из них делали великолепные опахала для фараонов, а также плюмажи головных уборов для королей и знати. А скорлупа страусиных яиц, оправленная в золото и серебро, шла на изготовление драгоценных кубков. Но охотиться на страусов было очень трудно. Ведь они могут развивать огромную скорость. Как известно, у всех птиц на ноге 3 или 4 пальца. А вот у страуса их только два: один маленький, другой - очень большой, с мощной плоской стопой. Ноги у него длинные, с выпуклыми неоперенными мускулами на бедра.

    Глаза этой птицы размером с теннисный мяч - самые большие среди глаз всех наземных животных. Фактически, они занимают чуть ли не всю голову, оставляя лишь немного места для головного мозга величиной с грецкий орех. Еще в средние века о страусе говорили как о самой глупой из птиц. Да, возможно, страус и не слишком смышленый, однако при надвигающейся опасности он убегает, делая при этом шаги более 3 метров. Преследуемый страус может полчаса бежать со скоростью 50 километров в час, а в крайних случаях - даже до 80, круто меняя при беге направление, причем на полной скорости. Могучие лапы страуса служат ему неплохим оружием – одним ударом он может не только свалить человека с ног, но и убить его.

    Слайд 8. Задание 6. Самая маленькая птичка немногим больше шмеля. Размах крыльев колибри вы узнаете, вычислив значение выражения. Командам раздаются карточки с заданием №6. После того, как все команды получили задание, на слайде высвечивается значение переменной, и запускаются часы. В течение минуты команды ищут значение выражения, вписывая промежуточные вычисления и окончательный ответ на карточку. Выполняется проверка.

    Слайд 9. Задание 7. Масса страуса 140 кг, а массу колибри вы узнаете, восстановив цепочку вычислений. Командам раздаются карточки с заданием №7. После того, как все команды получили задание, на слайде высвечивается результат цепочки вычислений, и запускаются часы. В течение минуты команды должны восстановить цепочку вычислений. По истечении времени капитаны возвращают карточки. Выполняется проверка.

    Колибри яркая и красивая птичка. Исключительно велика скорость ее полета. За одну секунду колибри пролетает 50 метров. Ни одна птица не обладает таким «мотором» и такой техникой пилотажа. Она то поднимается по спирали, то резко взмывает вверх, то устремляется вперед, тормозит, зависает в воздухе перед цветком, летит боком и даже на спине.

    Слайды 10. Задание 8. Если вспомнить деление с остатком, выполнить вычисления и заменить цифры буквами, то вы узнаете кто самый лучший ныряльщик. Командам раздаются карточки с заданием №8. При выполнении задания нужно уметь находить неизвестное делимое по неполному частному, делителю и остатку, неизвестный делитель, неполное частное. Учащиеся на карточке вписывают результаты вычислений и, пользуясь ключом, составляют слово – кашалот. Так как проверяется не только слово, но и результаты вычислений учащихся, попытки составить из набора букв слово, не выполняя вычислений, не засчитываются или оцениваются незначительным количеством баллов. Так как задание достаточно сложное, можно начислять баллы за каждый верно сосчитанный пример. Время работы две минуты. Часы запускаются на слайде. По истечении времени выполняется проверка. Ведущий рассказывает о кашалоте.

    Кашалот - крупнейший зубастый кит. Вес взрослого до 50 тонн при длине до 20 метров. В погоне за моллюсками и рыбой кашалоты ныряют более чем на один километр. Изредка кашалоты нападают на тюленей, а иногда хватают со дна крабов, раков, губок и даже камни. Кормящийся кашалот находится под водой до 50 мин, но может оставаться и до полутора часов. При этом он уходит круто вниз, выставляя над водой хвостовые лопасти. Поднявшись после дыхательной паузы, он многократно дышит (60-70 раз) с интервалами в 20-30 с, давая фонтаны.

    Следующие четыре задания на решение уравнений. Уравнение к каждому заданию помещено на соответствующий слайд. Проверяемым ответом каждый раз является корень уравнения. Командам перед каждым заданием раздаются небольшие листочки бумаги, куда по истечении времени капитаны и записывают найденный корень уравнения. Время выполнения каждого задания тридцать секунд. Об окончании времени сообщает звуковой сигнал «колокольчики». Предусмотрена пошаговая проверка каждого уравнения. В заданиях №13 и №16 целесообразно обсудить два способа решения.

    Слайды 11. Судя по ископаемым останкам, найденным в отложениях мелового периода, первые змеи, появились на земле около 130 миллионов лет назад. Вполне вероятно, что змеи произошли от ящериц, утративших ноги в процессе адаптации к жизни под землей. Сейчас большинство змей обитает на поверхности земли, но ноги они не восстановили. Несмотря на это, они замечательно приспособились с легкостью передвигаться по самой разной поверхности. Змеи хорошо плавают, лазают по деревьям. Кроме того, они могут хватать быстро движущуюся добычу и заглатывать животных, гораздо более крупных, чем они сами. Науке известно около 2600 видов змей.

     

    Задание 9. Какие ядовитые змеи обитают в нашей стране, вы узнаете, решив уравнение.

    Слайд 12. На территории нашей страны встречаются: гадюка обыкновенная, щитомордник, эфа, кобра и гюрза.

    Слайд 13. Гюрза – крупная змея, толщиной в руку человека. Она распространена в Средней Азии, на юге Казахстана, в Закавказье: в сухих предгорьях, на склонах гор, в ущельях, по обрывам в долинах рек. Часто встречается в садах, виноградниках. Укус гюрзы приводит к смерти. Укусив жертву, она не вступает с ней в борьбу, а дает спокойно убежать. Укушенная жертва далеко не убежит, скоро она падает замертво. Змея ползет по следу  и, найдя жертву, проглатывает.

    Задание 10. Решив уравнение, определите длину тела гюрзы. (Обсудить два способа).

    Слайд 14. Обыкновенная гадюка  - наиболее распространенная ядовитая змея в средней полосе России и на севере. Она встречается в смешанных лесах, на полянах, болотах по берегам рек, озер и ручьев. В горах гадюка встречается на высотах до 3000 м над уровнем моря. Любят греться на солнце, в том числе могут это делать и прямо на тропе, на пнях, кочках и каменных плитах. Охотятся обычно ночью. Питаются преимущественно мелкими грызунами, лягушками, насекомыми. При встрече с человеком змея, как правило, пытается скрыться. При угрозе занимает активную оборону: шипит, совершает угрожающие броски и наиболее опасные броски-укусы, которые легче всего провоцируются движущимся объектом. Поэтому резкие движения при непосредственной встрече с гадюкой лучше не совершать. Не следует брать змею за хвост, так как не исключена возможность укуса. Укус гадюки очень мучителен для человека, иногда смертелен.

    Задание 11. Окраска гадюки весьма разнообразна, от серой до черной, с темными зигзагообразными полосами на спине и боках. Длину тела гадюки вы узнаете, решив уравнение.

    Слайд 15. Самая опасная из встречающихся у нас змей -  кобра. Обитает на крайнем юге Средней Азии. Кобра чаще встречается в ущельях среди камней и кустарников, возле селений, водоемов, в садах, заброшенных зданиях. Яд обладает нервно-паралитическим действием и достаточно сильный, чтобы убить слона за четыре часа. Укушенный коброй человек погибает сразу же от остановки сердца.

    Задание 12. Узнайте, сколько лет живет кобра, решив уравнение.

    Слайд 16. Песчаная эфа обитает в пустынях и полупустынях Средней Азии. Окраска песчано-желтоватая. На голове эфы хорошо заметен белый рисунок, напоминающий крест или летящую птицу. Эфа охотится ночью на мелких грызунов, пауков и насекомых. От укусов песчаной эфы погибает больше людей, чем от укусов любой другой змеи.

    Задание 13. Узнайте длину тела эфы. (Обсудить два способа).

    Слайд 17. Змеи – грозные хищники, но и у них есть враги. Мангусты нападают на змей, убивают их, но ими не питаются. Охотятся на змей куницы, ежи, хорьки, орлы и ястребы. В Африке живет еще одна хищная птица – гроза змей. Во время атаки на змею  эта птица использует свои длинные сильные ноги как оружие нападения, а защищается от ядовитых укусов полураскрытым опущенным крылом, держа его перед собой как щит. При встрече с крупной змеей происходит настоящая дуэль. Змея делает выпады, пытаясь достать птицу своими ядовитыми зубами, а та парирует их крылом, выбирая удобные моменты для контратаки, чтобы безошибочно нанести смертельный удар мощными лапами, вооруженным и крепкими когтями. Такие поединки могут длиться долгое время, но победа всегда достается пернатому бойцу. С мелкими змеями эта птица расправляется в течение нескольких секунд. Сила ног пернатого истребителя змей такова, что одним ударом он может разбить даже панцирь черепахи.

    Задание 14. Узнайте, как зовут эту птицу. Вам нужно выбрать большую из двух величин и из соответствующих букв составить слово. Командам раздаются карточки с заданием №14. Задание рассчитано на сравнение различных единиц измерения. Большей величине соответствует нужная буква. Порядок букв указан на слайде и на карточке. Учащиеся на карточке вписывают знаки сравнения «больше» или «меньше», выбирают большую величину и составляют слово – секретарь. Время работы две минуты.

     Секретари в саваннах встречаются поодиночке, реже - парами. Они неутомимо шагают по степи на своих длинных ногах, при каждом шаге мерно кивая головой. Свои многокилометровые прогулки птицы совершают в поисках добычи: змей, черепах, ящериц, мелких грызунов, а также насекомых: саранчи, кузнечиков, богомолов. Среди ее трофеев попадаются и ядовитые змеи, например кобра. Этот хищник очень прожорлив. Так, в зобу у одной птицы было обнаружено: 21 маленькая черепаха, 4 ящерицы, 3 змеи и множество саранчи.

     

    Слайд 18. Сегодня мы только приоткрыли великую книгу тайн природы. Надеюсь, что вам понравилось, и вы узнали что-то новое для себя. А теперь давайте подводить итоги и награждать победителя.

    Раздаточный материал.

    Задание 2.

    Задание 5.                                                                      Задание 1.        

    32 – 27 =                         96 : 12 =                                    1200 + 420 :20 – 5 =

    81 – 78 =                        36 : 3 =                                (1200 + 420) : 20 – 5 =

    54 – 47 =                         90 : 9 =                                       1200 + 420 : (20 – 5) =                

    100 – 99 =                        48 : 24 =                                 (1200 + 420) : (20 – 5) =

    47 – 36 =                        84 : 21 =

    25 – 16 =                        91 : 13 =

                                    72 : 12 =

    Задание 4.

    Задание 6.

                   

    Задание 7.

    Задание 8.                                                                             Задание 14.                                                                        

                                                                                                                                                                                 

                 : 7 = 13 (ост.5)                                     1). 100 с                          1 мин 30 с                                                                        

                                                                                    2). 2 т                        10 ц                                                                            

    87 :               = 9 (ост.6)                                           3). 20 мм                6 см                                                                      

                                                                               4). 986 см                97 см 6 мм                                                                                  

           : 8 = 12 (ост.6)                                    5). 604 кг                 6 ц 14 кг                                                                      

                                                                               6). 3а                        30 м                                                                  

    152 :           = 50 (ост.2)                                     7). 70 км                          7350 м                                                                        

                                                                                8). 15 см                1 дм                                                                        

    88 : 14 =            (ост.4)                                    9). 5 кг 421 г                  5300 г                                                                          

                                                                                                                                                       

               : 23 = 4 (ост.5)                                                                                                                

    118 :             = 7 (ост.6)                                                           


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация к уроку математики в 5 классе по теме "Действия с натуральными числами"ла"

    Урок проводится в 5 классе при использовании компьютера и мульти-медийнойустановки .Презентация позволяет более эффективно использовать время на уроке при повторении материала.Работа выполнена в ...

    Урок математики в 5 классе по теме "Действия с натуральными числами в пределах 1000"

    Методическая разработка содержит презентацию и конспект урока математики 5 класса для коррекционной школы по теме "Действия с натуральными числами  в пределах 1000"....

    Урок математики в 5 классе по теме: «Действия с натуральными числами» (Урок - игра)

    Урок – повторение.Действия с натуральными числами (урок-игра)Оборудование : плакаты:«Счет и вычисления – основа порядка в голове»  - И. Пестолоцци;«Твой ум без числа ничего не постигнет» - ...

    Тест по математике в 5 классе по теме "Действия с натуральными числами"

    Тест ориентирован на УМК под редакцией Г.В. Дорофеева, но может быть использован и для других УМК. Каждый учитель самостоятельно определит время выполнения теста в зависимоти от уровня математической ...

    Технологическая карта урока математики в 5 классе по теме «Действия с натуральными числами».

    обощение и систематиция язнаний по  теме " Действия с натуральными числами" по сказкам Г.Х. Андерсена...

    Методическая разработка урока математики в 5 классе по теме «Действия с натуральными числами»

    Цель урока обобщить и систематизировать знания кадет о действиях с натуральными числами. На уроке использована презентация....

    Урок математики в 5 классе по теме "Действия с натуральными числами"

    Тема «Числа» идет одной линией в курсе математики. У учащихся она вызывает затруднения при изучении новых множеств чисел.  Поэтому учителю приходится применять разнообразные формы и м...