Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики.
методическая разработка по алгебре по теме

Ненина Елена Владимировна

 

Познавательный интерес  - это один  из  важнейших  для  нас  мотивов учения школьников. Его действие очень сильно. Под влиянием познавательного интереса учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 33 им. Н.А. Мордовиной

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ  АКТИВНОСТИ  УЧАЩИХСЯ  НА  УРОКАХ  МАТЕМАТИКИ.

 учитель физики МОУ СОШ № 33

                                                                    Ненина Елена  Владимировна.

Астрахань 2011 г.

План

I.     Введение.

II.    Формирование познавательных интересов в обучении.

   1. Новый материал.

   2. Самостоятельная работа.

   3. Проблемное обучение.

   4. Занимательный материал.

   5. Геометрический материал.

III.   Развитие познавательных способностей.

   1. Развитие внимания.

   2. Развитие восприятия.

   3. Развитие мышления.

   4. Развитие памяти.

IV.   Литература.

I.      Введение

        Однажды известного физика  Альберта  Эйнштейна   спросили :  “Как  делаются открытия?”  Эйнштейн ответил:  “А так: все знают, что вот  этого  нельзя.  И вдруг появляется такой человек, который не знает, что  этого  нельзя.  Он  и делает открытие”. Конечно,  это  была  лишь  шутка.  Но  все  же,  вероятно, Эйнштейн вкладывал в нее глубокий смысл. Может быть, он намекал, в том  числе и на собственное открытие более  правильной  и  точной  картины  мироздания, изложенное им  в  знаменитой  теории  относительности.  Может  быть,  он  из озорства гения высказал серьезную мысль в шутливой форме.  Дело  не  в  том, чтобы “не знать”. Знать надо! А дело в том, чтобы  “сомневаться”,  не  брать на веру все, чему учили  деды.  И  вдруг  появляется  человек,  которого  не останавливает инерция привычных представлений. Вот он и делает открытие.

        В настоящее время исследования ученых убедительно показали, что  возможности людей, которых обычно называют талантливыми, гениальными –  не  аномалия,  а норма.  Задача  заключается  лишь  в  том,  чтобы   раскрепостить   мышление человека,   повысить   коэффициент   его   полезного   действия,    наконец, использовать те богатейшие  возможности,  которые  дала  ему  природа,  и  о существовании  которых многие подчас и не подозревают. Поэтому  особо  остро в последние годы стал вопрос о  формировании  общих  приемов  познавательной деятельности.

        Познавательный интерес – избирательная направленность личности на  предметы и явления окружающие действительность.  Эта  направленность  характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким  знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательный  интерес,  становится основой положительного отношения  к  учению.  Познавательный  интерес  носит поисковый характер.  Под  его  влиянием  у  человека  постоянно  возникают вопросы, ответы на которые  он  сам  постоянно  и  активно  ищет.  При  этом поисковая деятельность школьника совершается  с  увлечением,  он  испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Познавательный интерес  положительно влияет не только на процесс и результат деятельности,  но  и  на  протекание психических процессов - мышления,  воображения,  памяти,  внимания,  которые под  влиянием  познавательного  интереса  приобретают  особую  активность  и направленность.

        Познавательный интерес  - это один  из  важнейших  для  нас  мотивов учения школьников. Его действие очень сильно. Под влиянием познавательного интереса учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно.

        Познавательный   интерес   при   правильной    педагогической    организации деятельности учащихся и систематической  и целенаправленной воспитательной деятельности может и должен стать устойчивой  чертой личности  школьника  и оказывает сильное влияние на его развитие.

        Познавательный  интерес  выступает  перед  нами  и  как   сильное   средство обучения. Классическая педагогика прошлого утверждала – ”  Смертельный  грех учителя  –  быть  скучным”.  Когда  ребенок  занимается  из-под  палки,   он доставляет учителю массу хлопот и огорчений,  когда  же  дети  занимаются  с охотой,  то  дело  идет  совсем   по-другому.    

        Активизация   познавательной деятельности ученика без развития его  познавательного  интереса  не  только трудна,  но  практически  и  невозможна.  Вот  почему  в  процессе  обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и  укреплять  познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности,  и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.

Познавательный интерес направлен не только на  процесс  познания,  но  и  на результат его, а это всегда связано со стремлением  к  цели,  с  реализацией ее,   преодолением   трудностей,   с   волевым   напряжением   и    усилием.

        Познавательный интерес – не враг волевого усилия, а верный  его  союзник.  В интерес  включены,  следовательно,  и   волевые   процессы,   способствующие организации, протеканию и завершению деятельности.

Таким образом, в познавательном  интересе  своеобразно  взаимодействуют  все важнейшие проявления личности.

        Спросите у  любого  первоклассника,  собирающегося  в  школу,  хочет  ли  он учиться. И как он будет учиться. В ответ вы услышите,  что  получать  каждый из них  намерен  только  пятерки.  Мамы,  бабушки,  родственники,  отправляя ребенка в школу, тоже  желают ему хорошей учебы и  отличных  оценок.  Первое время сама позиция ученика, желание занять  новое  положение  в  обществе  – важный мотив, который  определяет  готовность,  желание  учиться.  Но  такой мотив недолго сохраняет свою силу.

        К сожалению, приходится наблюдать,  что  уже  в среднем звене  у ребят   гаснет   радостное   ожидание   учебного   дня,   проходит первоначальная тяга к учению. Если мы не хотим, чтобы в  процессе  обучения ребенок не стал тяготиться школой, мы  должны  позаботиться   о  пробуждении таких мотивов обучения, которые  лежали  бы  не  вне,  а  в  самом  процессе обучения. Иначе говоря, цель в том, чтобы ребенок  учился  потому,  что  ему хочется учиться, чтобы он испытывал удовольствие от самого учения.

II. Формирование познавательных интересов в обучении.

        Познавательный интерес, как и всякая черта  личности  и  мотив  деятельности школьника, развивается и  формируется  в  деятельности,  и  прежде  всего  в учении.

Формирование познавательных интересов учащихся в обучении может  происходить по  двум  основным  каналам,  с  одной  стороны  само  содержание    учебных предметов содержит в себе эту возможность, а с другой  –  путем  определенной организации познавательной деятельности учащихся.

        Первое,  что является предметом познавательного интереса  для  школьников – это новые знания о мире. Вот почему  глубоко  продуманный  отбор  содержания учебного  материала,  показ  богатства,  заключенного  в  научных   знаниях, являются  важнейшим звеном формирования интереса к учению. Каковы же пути осуществления этой задачи?

        Прежде всего, интерес  возбуждает  и  подкрепляет  такой  учебный  материал, который является для учащихся новым, неизвестным, поражает  их  воображение, заставляет удивляться. Удивление - сильный стимул познания,  его  первичный элемент.  Удивляясь,  человек  как  бы  стремится  заглянуть  в  перед.   Он находится в состоянии ожидания чего-то нового. Ученики испытывают удивление, когда составляя задачу, узнают, что  одна  сова

за год уничтожает тысячу мышей, которые  за  год  способны  истребить  тонну зерна, и что сова, живя в среднем 50 лет, сохраняет нам 50 тонн хлеба.

        Но познавательный интерес к учебному материалу не может поддерживаться  все время только яркими фактами, а его привлекательность  невозможно  сводить  к удивляющему и поражающему воображение. Еще К.Д.Ушинский  писал  о  том,  что предмет, для того чтобы стать интересным, должен быть лишь  отчасти  нов,  а отчасти знаком. Новое и неожиданное всегда в учебном материале выступает  на фоне уже известного и знакомого. Вот почему для поддержания  познавательного интереса важно учить школьников умению в знакомом видеть новое.

        Такое  преподавание  подводит   к   осознанию   того,   что   у   обыденных, повторяющихся явлений окружающего  мира  множество  удивительных  сторон,  о которых он сможет узнать на уроках. И то, почему растения тянутся  к  свету, и о свойствах талого снега, и  о  том,  что  простое  колесо,  без  которого сейчас  не  обходится  ни  один  сложный   механизм,   является   величайшим изобретением.

        Все значительные явления жизни, ставшие обычными для ребенка  в  силу  своей повторяемости, могут и должны приобрести для   него  в  обучении  неожиданно новое, полное  смысла,  совсем  иное  звучание.  И  это обязательно  явится стимулом интереса ученика к познанию.

Именно поэтому учителю  необходимо  переводить  школьников  со  ступени  его чисто житейских, достаточно узких и  бедных  представлений   о  мире  -   на уровень научных понятий, обобщений, понимания закономерностей.

Интересу к познанию  содействует  также  показ  новейших  достижений  науки.

        Сейчас,  больше  чем,  когда  либо,  необходимо  расширять  рамки   программ, знакомить учеников с основными направлениями научных поисков, открытиями. Далеко не все в учебном материале  может  быть  для  учащихся  интересно.  И тогда выступает еще один, не менее важный источник познавательного  интереса –  сам  процесс  деятельности.  Что  бы  возбудить  желание  учиться,  нужно развивать потребность ученика  заниматься  познавательной  деятельностью,  а это  значит,  что   в   самом   процессе   ее   школьник   должен   находить привлекательные  стороны,  что  бы  сам  процесс  учения  содержал  в   себе положительные заряды интереса.

Путь к нему лежит, прежде всего, через  разнообразную  самостоятельную  работу учащихся, организованную в соответствии с особенностью интереса.

Самостоятельная работа

        Самостоятельное выполнение задания  –  самый  надежный  показатель  качества знаний, умений и навыков ученика.

        Организация самостоятельной работы – самый трудный момент урока. Дело в  том, что к моменту проверки  работы  всегда  находится  в  классе  8-10  учеников, которые с заданием не успели справиться, а ждать их – значит  терять  время. Поэтому учитель обычно начинает проверять самостоятельные  работу.  Те,   кто выполнили задания, включаются в работу, а те, кто  не  выполнил,  фактически переписывают решения в тетради. Организуя, таким образом,   проверку,  учитель в какой-то мере помогает  ученикам,  которые  не  справились  с  заданием.  Но верный ли это путь? В конечном итоге в  классе  образуется  группа,  которая изо дня  в  день  полностью  не  справляется  с  самостоятельной  работой  и привыкает  дописывать  задания  во  время  проверки.  Как  научить   ученика работать   самостоятельно?    Необходимо    использовать    подготовительные упражнения,   карточки   с   дифференцированными   заданиями,    продуманную последовательность  заданий,   вариантность,   комментирование   заданий   и наглядность.

Занимательный материал

        Одним из средств формирования познавательного интереса является

занимательность. Элементы занимательности, игра, все необычное, неожиданное вызывают у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают им усвоить любой учебный материал.

В процессе игры на уроке математики учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать множества, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры.

        В играх, особенно коллективных, формируется и нравственные качества личности. На своих уроках постоянно использую такие игры: ЛЕСЕНКА, МОЛЧАНКА, ДЕСАНТНИКИ, “ПРОДОЛЖАЙ, НЕ ЗЕВАЙ”, ТОЧНО ПО КУРСУ, ПОЕЗД, КОМУ ПОДАЕТСЯ МЯЧ, и многие другие.

Геометрический материал

        Развитию познавательных интересов способствует использование

геометрического материала.

1.  Вывешиваю плакат с рисунком, составленным из геометрических фигур.

Спрашиваю:

      Из каких фигур состоит рисунок кошки?

      Какой фигурой представлено туловище?

      Измерь и найди площадь этой фигуры, сумму длин ее сторон

2. Раздаю детям геометрические фигуры и даю задание – составить из данных фигур домик, елочку, кораблик и т.д.

Задания, направленные  на развитие внимания

        Чтобы познавательный интерес постоянно подкреплялся,  получал  импульсы  для развития,  надо  использовать  средства,  вызывающие  у  ученика   ощущение, сознание собственного роста.

        Составь план ответа, задай вопрос  товарищу,  проанализируй  ответ  и  оцени его, обобщи сказанное, поищи иной способ  решения  задачи  –  эти  и  многие другие приемы, побуждающие ученика осмыслить  свою  деятельность,  неуклонно ведут к формированию стойкого познавательного интереса.

Развитие познавательных способностей

        В процессе учебной деятельности  школьника,  большую  роль,  как  отмечают психологи,  играет  уровень  развития  познавательных  процессов:  внимания, восприятия,  наблюдения,   воображения,   памяти,   мышления.  

        Развитие   и совершенствование  познавательных  процессов  будет  более  эффективным  при целенаправленной  работе  в  этом  направлении,  что  повлечет  за  собой  и расширение познавательных возможностей детей.

Внимание – это форма организации познавательной деятельности во многом

зависит от степени сформированности такого познавательного процесса как

внимание.

        В учебный материал включаю  содержательно-логические  задания,  направленные на развитие различных  характеристик  внимания:  его  объема,  устойчивости, умения переключать внимание с одного предмета на  другой,  распределять  его на различные предметы и виды деятельности.

        Задания, направленные  на развитие восприятия и воображения.

        Восприятие – это  основной  познавательный  процесс  чувственного  отражения действительности, ее предметов и явлений при их  непосредственном   действии на органы чувств. Оно является основой мышления и практической  деятельности как взрослого  человека,  так  и  ребенка,  основой  ориентации  человека  в окружающем  мире, в обществе.  

        Психологические  исследования  показали,  что одним  из  эффективных   методов   организации   восприятия   и   воспитания наблюдательности является сравнение. Восприятие при  этом  становится  более глубоким.

        В результате игровой и учебной  деятельности  восприятие  само  переходит  в самостоятельную деятельность, в наблюдение.

 Задания, направленные на развитие логического мышления

 Логическое мышление

        Интеллект человека,  в первую очередь определяется не суммой накопленных  им знаний, а высоким уровнем логического  мышления.  Поэтому  уже  в  начальной школе  необходимо  научить  детей  анализировать,  сравнивать   и   обобщать информацию, полученную в результате взаимодействия  с  объектами  не  только действительности, но и абстрактного мира.

        Ничто так, как  математика,  не  способствует  развитию  мышления,  особенно логического, так как предметом ее изучения являются  отвлеченные  понятия  и закономерности, которыми в свою очередь занимается математическая логика.

1. Задачи на смекалку.

2. Задачи шутки.

3. Числовые  фигуры.

4. Задачи с геометрическим содержанием.

5. Логические упражнения со словами.

6. Математические игры и фокусы.

7. Кроссворды и ребусы.

8. Комбинаторные задачи.

                 

 Литература

  1. Волина В.     Праздник числа – М 1993
  2. Волкова С.И. Столярова Н.Н. Развитие познавательных способностей детей на уроках математики 19990 –7    1991-7     1992 –7,8  1993-7
  3. Корчемлюк О.М.      Задания для развития памяти и внимания на уроках

      математики       1994-8

  1. Моро М.И. Пышкало А.М. Методика преподавания математики. М 1985
  2. Педагогика    под ред.    Щукиной    М 1966
  3. Сорокин П.И. Занимательные задачи по математике   1985
  4.  Труднев В.П.  Считай, смекай, отгадывай   Санкт-Петербург  1997
  5.  Урунтаева Г.А. Афонькина Ю.А. Помоги принцу найти золушку  М 1994
  6. Интернет источник  http://file.qip.ru

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики.

Проект на тему "Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики". Рассматриваются   проблемы развития познавательных интересов и способностей в обучении....

Мастер - класс по теме "Развитие познавательной активности учащихся на уроке математики"

Мастер-класс по теме "Развитие творческой активности на уроках математики"...

из опыта работыпо теме :развитие познавательной активности учащихся на уроке математике

Учитель я! Моя задача -Решить вопрос и дать ответИ детям посулить удачу,Познания раскрыть секрет.Вхожу я в класс, и сердце бьется;"Надеюсь, верю и люблю!"И эти три святые словаДуше ребенка отдаю...

Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики

Развитие познавательной активности учащихся важно на всех этапах школьного обучения. Особое значение имеет формирование познавательной активности в 5 - 6 классах, так как в начальных классах сформиров...

Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики

Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики...

«Проектирование системы деятельности, направленной на развитие познавательной активности учащихся на уроках математики».

Описание форм работы, направленных  на  развитие  и укрепление  познавательного  интереса   учащихся и как важного мотива  учения, и как стойкую черту л...