«Проектирование системы деятельности, направленной на развитие познавательной активности учащихся на уроках математики».
статья на тему

Агринская Любовь Федоровна

 

Описание форм работы, направленных  на  развитие  и укрепление  познавательного  интереса   учащихся и как важного мотива  учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования  и науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального  образования (повышения квалификации) специалистов

Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования

Итоговая работа

по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации по ИОЧ

 «Основные направления региональной образовательной

политики в контексте модернизации российского образования»

(сроки прохождения обучения: 02.06.2014 – 06.06.2014, 16.06.2014-20.06.2014)

 «Проектирование системы деятельности, направленной на развитие познавательной активности учащихся на уроках математики».

                                   

Выполнила

Агринская Любовь Федоровна

 учитель математики МБОУ СОШ № 27

г.о. Самара

2014 год

  1. Анализ недостатков в результатах, в основном процессе, в условиях реализации профессиональной деятельности.

В современных российских условиях, когда в обществе формируются новые ценности жизни и культуры, движущей силой экономического развития является конкуренция, функция образования как фактора воспроизводства социальной структуры общества приобретает особое качественное своеобразие.

Содержание и общий подход системы российского образования неадекватны современным темпам и путям общественного развития, необходимому качеству образовательных услуг, некоторым требованиям к выпускникам школьных образовательных учреждений, уровню потребностей личности в общих и специальных знаниях, в умении адаптироваться к современным общественно-экономическим условиям, и, наконец, текущим и перспективным социальным функциям самой системы образования. Региональная образовательная политика направлена на решение социальных задач данного территориального образования, прежде всего, его социально-экономическое развитие, удовлетворение потребностей местных запросов населения в сфере получения образовательных услуг. Поэтому при организации воспитательно-образовательного процесса должны учитываться социальные, экономические, культурологические, географические факторы и интеллектуальный потенциал региона.

Современное информационное общество ставит перед школой задачу подготовки выпускников, способных ориентироваться в жизненных ситуациях, самостоятельно критически мыслить, видеть проблемы и искать пути рационального решения, используя современные технологии.

В последнее время стало наблюдаться снижение познавательной активности учащихся, на уроках преобладает механическое запоминание, работа по образцу, интерес учащихся к изучаемому предмету падает.

К сожалению, на своих уроках мы развиваем в детях только одну сторону способностей-исполнительскую, а более сложная важная сторона-творческая, отдавалась воле случая и у большинства школьников оставалась на плачевном уровне.

Учитель не всегда выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу и самостоятельность. Не всегда получается так организовать процесс обучения, чтобы он был радостным, интересным и при этом обеспечивал бы глубокое усвоение учебного материала.  

Необходимость обновления содержания образования, в рамках социально-личностного развития личности, диктуется, по меньшей мере четырьмя противоречиями в образовательной сфере: между существующим содержанием образования и:

  1. изменившимися целями образования, обусловленными новыми социально-экономическими требованиями общества;
  2. изменениями в организации образования;
  3. меняющимися познавательными возможностями детей;
  4. возможностями, которые способны предоставить использование новых образовательных технологий, технических средств.

Образование должно иметь практическую ориентацию и инструментальную направленность. Направления образовательной и воспитательной деятельности школьных учреждений должны быть ориентированы на: фундаментализацию образования, его гуманизацию и гуманитаризацию воспитания и образования, интеграцию,  индивидуализацию и информатизацию.

           Сегодня основной задачей школы является не только сообщение определенной суммы знаний, но и развитие у них познавательных интересов, творческого отношения к делу, стремления к самостоятельному «добыванию» знаний.

        Эти задачи обусловили постановку проблемы развития познавательной активности учащихся.

2.  Формулировка проблемы на основе проведенного анализа.

               Сегодня к школе приковано особое внимание, так как государству нужны инициативные, думающие, подготовленные к жизни, труду люди. Именно таких учеников должна выпускать школа.

             По словам замечательного педагога В.А. Сухомлинского, дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, творчества. Развитие способностей - важнейшая задача школьного образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

          Особую значимость познавательный интерес приобретает в школьные годы, когда учение становится фундаментальной основой жизни.

         Процесс обучения может протекать с различным приложением сил, познавательной активности и самостоятельности школьников. В одних случаях он носит характер подражательный, репродуктивный, в других – поисковый и творческий. Именно характер учебного процесса влияет на его конечный результат – уровень приобретённых знаний, умений и навыков. И от того, насколько удалось поставить ученика в условия, которые заставляют его работать в полную силу своих возможностей, зависит успех обучения в целом.

         Римляне считали, что корень учения горек.  Но когда учитель призывает в союзники интерес, когда дети заражаются жаждой  знаний и стремлением к активному умственному труду, корень учения меняет вкус и вызывает у детей вполне здоровый аппетит.

         Необходимость готовить к творчеству каждого растущего человека не нуждается в доказательствах. Современный мир характеризуется быстрыми, сравнительно резкими изменениями в общественной жизни. Одной из ключевых ценностей становится творческое, нешаблонное поведение, характеризующееся оригинальным решением поставленных задач, быстрой адаптацией к условиям постоянно изменяющегося мира и появлению новых технологий, орудий труда.

        Основными условиями возникновения и становления проблемы  являются:

-  недостаточное овладение учащимися методами и приёмами;

-  необходимость развития познавательных процессов при обучении математики;

- творческий поиск методов и приемов, активизирующих учебную и внеурочную деятельность учащихся;

-   желание учащихся узнать новое в математике;

-  коллектив единомышленников (учитель-ученик), работающих творчески, помогающих друг другу на пути познания.

        Познавательный интерес – значительный фактор обучения, определяющий мотив учебной деятельности  школьника.

3. Описание нового образовательного результата, сформированного у обучающихся (в русле ФГТ).

              Познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Познавательный интерес выступает перед нами и как сильное средство обучения. Классическая педагогика прошлого утверждала – «Смертельный грех учителя – быть скучным». Когда ребенок занимается из-под палки, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с охотой, то дело идет совсем по-другому. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически  невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.

Познавательный интерес направлен не только на процесс познания, но и на результат его, а это всегда связано со стремлением к цели, с реализацией ее, преодолением трудностей, с волевым напряжением и усилием.

Таким образом, в познавательном интересе своеобразно взаимодействуют все важнейшие проявления личности.

              Цель в том, чтобы ребенок учился потому, что ему хочется учиться, чтобы он испытывал удовольствие от самого учения.

Каковы же пути осуществления этой задачи?

        Опираясь на огромный опыт прошлого, на специальные исследования и практику современного опыта, можно говорить об условиях, соблюдение которых способствует формированию, развитию и укреплению познавательного интереса  школьников:

        1. Максимальная опора на активную мыслительную деятельность учащихся. Главной почвой для развития познавательных сил и возможностей учащихся являются ситуации решения познавательных задач, ситуации активного поиска, догадок, размышления, ситуации мыслительного напряжения, ситуации противоречивости суждений, столкновений различных позиций, в которых необходимо разобраться самому, принять решение, встать на определённую точку зрения.

        2. Второе условие, обеспечивающее формирование познавательных интересов и личности в целом, состоит в том, чтобы вести учебный процесс на оптимальном уровне развития учащихся.

        В процессе обучения учителю приходится иметь дело с тем, чтобы постоянно обучать учащихся множеству умений и навыков. В постоянном усложнении учебного труда, в овладении всё более сложными и более совершенными умениями, позволяющими решать более трудные задачи познания, состоит суть развивающего обучения, неуклонно укрепляющего познавательные силы, интерес и стремления школьника.

        3. Эмоциональная атмосфера обучения, положительный эмоциональный тонус учебного процесса – третье важное условие.

        Благополучная атмосфера учения приносит ученику те переживания, о которых

Д. И. Писарев говорил, что каждому человеку свойственно желание быть умнее, лучше и догадливей. Именно это стремление ученика подняться над тем, что уже достигнуто, утверждает чувство собственного достоинства, приносит ему при успешной деятельности глубочайшее удовлетворение, хорошее настроение, при котором работается скорее, быстрее и продуктивней.

        Создание благоприятной эмоциональной атмосферы познавательной деятельности учащихся – важнейшее условие формирования познавательного интереса и развития личности ученика в учебном процессе. Это условие связывает весь комплекс функций обучения – образовательной, воспитывающей и оказывает непосредственное и опосредованное влияние на интерес. Из него вытекает и четвёртое важное условие, обеспечивающее благотворное влияние на интерес и на личность в целом – благоприятное общение в учебном процессе.

        4. Благоприятное общение в учебном процессе. Влияние общения трудно измерить, но можно видеть в реальной действительности. Общение учащихся друг с другом и с учителем создаёт многообразную гамму отношений, влияние которых очень велико.

        Стремление к общению с товарищами, с учителем само по себе может быть сильным мотивом учения и в то же время способствовать укреплению познавательного интереса.

        Именно благодаря отношениям, которые складываются в учебном процессе и в общении, и может быть создана благоприятная атмосфера учения, формирования познавательных интересов и личности ученика.

        Новизна в методах обучения и воспитания состоит в том, что учитель:

 - управляет познавательной деятельностью ученика, т.е. переходит с позиции носителя знаний (дающего знания) в позицию организатора собственно познавательной деятельности учащихся;

 - мотивирует познавательную деятельность ученика на уроке за счет коммуникации, взаимопонимания и добивается положительного отношения к предмету;

 -  организует  самостоятельную работу на уроке;

 -  создает ситуацию успеха, т.е. предлагает задания, посильные каждому ученику;

 - создает положительную эмоциональную атмосферу учебного сотрудничества, которое реализуется в системе гуманных учебных взаимоотношений.

        Для каждого учителя так же очень важно знать о признаках, по которым можно судить о наличии познавательного интереса у школьников, о том, какие стороны, приёмы  обучения вызывают интерес, какие оставляют его нейтральным, а какие вовсе гасят интерес к учению.

        Проявлением интереса учащихся в учебном процессе является их интеллектуальная активность, о которой можно судить по многим действиям. Вопросы ученика, обращённые к учителю, более всего знаменуют познавательный интерес. Вопрос выражает стремление постичь ещё неясное, глубже проникнуть в предмет своего интереса. Равнодушный к учению ученик не задаёт вопросов, его интеллект не тревожат нерешённые вопросы.

        Другим показателем интеллектуальной активности являются стремления учащихся по собственному побуждению участвовать в деятельности, в обсуждении поднятых на уроке вопросов, в дополнениях, поправках ответов товарищей, в желании высказать свою точку зрения.

        Ещё один очень ценный для интереса показатель – стремление поделиться с товарищами, учителем новой информацией, почерпнутой из различных источников за пределами обучения.

        Таким образом, первый и самый основной параметр показателей познавательного интереса, который может обнаружить учитель без достаточных усилий, - это интеллектуальная активность школьника, в которой как в фокусе собираются все её проявления в познавательном интересе.

Обучение учащихся элементам творческой деятельности возможно тогда, когда содержание учебного материала направлено на формирование понятий, а не сообщение фактической информации, не преподнесение готовых, годных лишь для заучивания фактов и выводов.  Когда материал урока или внеклассного занятия  не является принципиально новым, а логически продолжает ранее изученный или знакомый материал, тогда проблемные ситуации, создаваемые на уроке, находятся в «зоне ближайшего развития» познавательных возможностей учащихся, что всегда вызывает неослабевающий интерес учеников. Такое обучение заставляет искать истину и всем коллективом находить ее.

 Развитие творческих способностей можно реализовать на уроке тогда, когда ученики по заданию учителя смогут самостоятельно выполнить определённые виды действий, которые подводят их к усвоению новых знаний. Эти знания затем осмысливаются и применяются на практике при выполнении тренировочных упражнений.

4. Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля).

    Познавательный интерес, как и мотив деятельности школьника, развивается и формируется в деятельности и, прежде всего, в учении.

   Формирование познавательных интересов школьников в обучении может происходить по двум основным направлениям.

     Первое направление основывается на использовании самого содержания

учебных предметов. Предметом познавательного интереса для школьников

выступают новые знания о мире. Поэтому глубоко продуманный отбор

содержания учебного материала, показ богатства научных знаний, являются

важнейшим звеном формирования интереса к учению. Прежде всего, интерес

возбуждает и подкрепляет такой учебный материал, который является для учащихся новым,  поражает их воображение, заставляет удивляться. Удивление – сильный стимул познания. Удивляясь, человек как бы

стремится заглянуть вперед, находится в состоянии ожидания чего-то нового.

Занимательный материал также способствует формированию интереса

учащихся. Элементы занимательности, игра, все необычное, неожиданное

вызывают у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания,

помогают им усвоить любой учебный материал.

     Однако далеко не все в учебном материале может быть для учащихся

интересно. Поэтому второе направление основывается на выборе пути

организации познавательной деятельности учащихся. И тогда выступает еще

один, не менее важный источник познавательного интереса – сам процесс

деятельности. Что бы возбудить желание учиться, нужно развивать потребность ученика заниматься познавательной деятельностью. Ученик в самом процессе познавательной деятельности должен находить привлекательные стороны, что бы сам процесс учения содержал в себе положительные заряды интереса.

   Пути развития познавательного интереса:

- через организацию самостоятельной работы.

      Самостоятельная работа – самый надежный показатель качества знаний, умений, и навыков ученика.

        Для того чтобы научить ученика работать самостоятельно, в своем опыте я сделала попытку систематизировать и реализовать на практике  упражнения творческого характера, карточки с дифференцированными заданиями, тщательно продумываю последовательность заданий,

вариантность и наглядность. Для самостоятельной работы  учащимся предлагаются три варианта заданий различной степени трудности: первый вариант – самый трудный, второй – менее сложный и третий – самый легкий.

        Предлагая ученику вариант оптимального для него уровня сложности, осуществляется дифференциация поисковой деятельности при решении.  Я  твёрдо убеждена, что работа по индивидуальным карточкам как нельзя лучше организует учеников на полную самостоятельность.

- через использование педагогических технологий:

1. Технология проблемного обучения позволяет формировать познавательные интересы учащихся. В проблемном обучении на общее обсуждение ставится вопрос - тема. Средством создания любой проблемной ситуации в учебном процессе является учебные проблемы (проблемная задача, проблемное задание, проблемный вопрос). Каждая учебная проблема подразумевает противоречие. Мы  считаем, что именно противоречие между познавательными и практическими задачами, которые выдвигаются самим ходом обучения, и наличным уровнем знаний, умений и навыков учащихся, уровнем их умственного развития, служит движущей силой обучения.

2. Технология критического мышления.

Изучив инновационную технологию «Развитие критического мышления через чтение и письмо», я применяю в своей работе технологические приемы, поддерживающие интерес ребят к обучению: составление кластера, работа с текстом, составление синквейна.

3. Технологии игрового обучения.

      Одним из средств формирования познавательного интереса является занимательность. С. И. Ожегов толкует слово “занимательный” как “способный занять внимание, воображение”. Еще К. Д. Ушинский советовал включать элементы занимательности, игровые моменты в учебный труд учащихся для того, чтобы процесс познания был более продуктивным. В процессе игры на уроке математики дети незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать множества, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрыми, собранными, находчивыми и т.п. Ученик работает с интересом, если он выполняет посильное для него задание.

        Используя  несколько лет дидактические игры на уроках, я сделала вывод, что уроки становятся более интересными, игры ставят ученика в условия поиска, пробуждают интерес к победе, положительно влияют на качество знаний.

     Провожу математические лото, базары, брейн-ринги, путешествия, игры на основе сказок и многое другое. Уверенно могу сказать, что изучение материала  проходит быстрее, интереснее.

4. Информационные технологии.
Это мощный стимул в обучении. Посредством таких уроков, на которых применяется ИТ, активизируются психические процессы учащихся: восприятие, внимание, память, гораздо активнее и быстрее происходит побуждение познавательного интереса. Использование презентаций помогает легко и непринужденно изучать сложные для ребят вопросы.

   Таким образом, разнообразные приемы помогают воспитать и развить интерес к урокам математики. Дети очень любознательны, и многие из них приходят в школу с большим желанием учиться. Но чтобы это желание быстро не угасло, нужно сделать все возможное, чтобы они смогли проявить свои способности, а для этого необходимо умелое руководство со стороны учителя. Устойчивость интереса – залог положительного и активного отношения детей к обучению в школе, основа полноценного усвоения знаний.

    Представляю конспект урока, на котором я применяла технологию игрового обучения.

Тема урока: Сложение и вычитание смешанных дробей(5 класс).

          Цели:

  1. Образовательная:  способствовать развитию навыков самостоятельного применения знаний при сложении и вычитании смешанных дробей;
  2. Развивающая:  развивать и совершенствовать умения применять имеющиеся у учащихся знания в измененной ситуации; развивать логическое мышление обобщить и систематизировать знания по теме;
  3. Воспитательная:  воспитывать у учащихся аккуратность, культуру поведения, чувство ответственности, самостоятельность.

Регулятивные УУД: умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные;  осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;  корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

Познавательные УУД: умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные; осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,

Коммуникативные УУД: умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе,  находить общее решение; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

Личностные результаты: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению,

способность ставить цели и строить жизненные планы, формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками,

Оборудование: таблица действительных чисел (действия с десятичными дробями), листок, копировка, карточки.

Тип урока:  комбинированный (общественный смотр знаний)

План урока.

  1. Организационный момент

Сегодня у нас необычный урок – это урок общественного смотра знаний.

Цель нашего урока – обобщить и систематизировать знания по теме. А по какой теме, мы узнаем из следующего задания.

  1. Устная работа.
  1. Вычислите: = …;  7+=…;    =…;  …;    1…;  2+…; =…;   =…;     = …; …; …;  …;   …;  =…;

– а;  – и; – с;– н; 7– м; 7,3 – р; – е; –ш;    – е; – ч;  - ы;  1 – л.  

(Пока работаем устно, два человека самостоятельно – игра «Лото»

Как сложить и вычесть смешанные дроби?

  1. Можно ли сравнивать обыкновенные дроби?

Какими математическими знаками записывается результат сложения?

Как сравнить десятичные дроби?

Рассмотрим замечательный квадрат. Он поможет нам узнать о сравнении дробей (работа в парах)

0

9

- Найдите:

- наибольшее число в первой строке.

- наименьшее число во второй строке

- ни наименьшее, ни наибольшее число в третьей строке.

- сумму этих чисел.

  1.  «Равный счет».

. Ученикам  предлагается  придумать примеры на сложение и вычитание смешанных чисел, чтобы в ответе получилось число .

4. Работа с сигнальными карточками. Учитель называет несколько ответов, при неправильном ответе – красный цвет, при правильном – зеленый.

а) ;

б) ;

         в) .

  1. Отработка знаний, умений, навыков   (групповая работа)

1. «Счет-эстафета». На доске заранее написаны примеры для каждого ряда. Первые участники игры от каждого ряда-команды решают первое задание из своего столбика, затем возвращаются на свои места, отдав мел второму члену своей команды, и т. д.

2. Фронтальная работа (на доске с комментированием)

1) При каких m дробь будет правильной?

2) Вычислите: ;                .

3) Решить уравнение:

а) ;     б) .

3.Работа по рядам группами

Первая группа:  Найдите код к решению данных примеров

Выделить целую часть из дробной части чисел:

Коды: 1)  ;     2);    3);     4);      5)5;      6)                          [3615]

Вторая группа: Записать в виде неправильной дроби дробную часть чисел: , взяв единицу из целой части.

Третья группа: Выполните сложение:

а) ;                б) ;                в) ;                г) ;

д) ;                е) .

   

4.Найдите ошибки или неправильный ответ (работа в парах).

  1.                                          [10]
  2.                                         []
  3.                                     [7]
  4.                                      []
  5. 5                                []
  6. 4 -                                           []
  1. Проверка знаний: самостоятельная работа (через  копировку)

Первый вариант:

а)    Выполните действия:

         1) ;                      2) ;                          3) .

б) Решите уравнение: х+.

Второй вариант:

 а) Выполните действия:

         1) ;          2).

б) Решите уравнение: .

 Третий вариант:  

   а) Выполните действия:

1) ;                2) .

б) Решите уравнение: .

5. Итог урока. Рефлексия.

6. Домашнее задание: 

1) составить математическое лото на сложение и вычитание  смешанных дробей.

 2) повторить п. 26-29, № 1129, 1136(е, з).

5. Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, нормативно-правовые, информационные, организационные).

В последние годы школы нередко выбирают для себя приоритетное направление и достигают в его реализации больших успехов. Это положительный момент, однако при таком подходе не должны страдать и другие направления работы. Собственно, для поддержания баланса между всеми направлениями работы школы и введены образовательные области – все они в равной степени должны быть представлены в образовательной программе школы.

Решение таких задач как: подведение нормативно-правовых условий (локальные акты учреждения, руководство и управление образовательной деятельностью) к требуемому уровню; подбор квалифицированного креативно настроенного  кадрового состава педагогического коллектива (образование, курсовая подготовка, квалификация, возрастной ценз, педагогический стаж работы); анализ программно-методического обеспечения (по каким образовательным (комплексным, парциальным) программам учреждение работает, их совместимость, взаимодополняемость, достаточность или недостаточность); достижение уровня стратегии развития методической работы в учреждении (научно-методическое обеспечение образовательного процесса, формы методической работы); анализ профессиональной компетентности педагогов неизбежно приведет к позитивным изменениям в образовательном процессе школы.

Сегодня к школе приковано особое внимание, так как государству нужны инициативные, думающие, подготовленные к жизни, труду люди. Именно таких учеников должна выпускать школа.

Главная ответственность за это лежит на плечах учителей, многое зависит от нашей работы. Учительский труд - это вечный поиск, неуспокоенность, это любовь к своему делу, к своим ученикам.

Прочные знания, умения и навыки учащиеся приобретают в процессе активной познавательной деятельности, важной предпосылкой которой является интерес. А, как известно познавательный интерес формируется при сочетании эмоционального и рационального в обучении. Математика  очень сложный предмет и задача учителя развивать на уроке,  во время внеклассной работы смекалку, сообразительность, познавательный интерес, любовь к предмету, математические навыки. Учебные занятия с использованием методик развития познавательного интереса и применения современных компьютерных технологий по сравнению с традиционной формой обучения имеет ряд преимуществ:

-  повышается учебная мотивация, достигаются высокие результаты;

- ученики с интересом и творческой активностью относятся к учебному предмету – математике;

- у школьников формируется активная позиция по отношению к себе и своему образованию.

Литература: 

1. Приоритетный национальный проект «Образование» - http://mon.gov.ru/pro/pnpo.

2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» - http://mon.gov.ru/dok/akt/6591.

3. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы - http://mon.gov.ru/press/news/8286.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М.: Просвещение, 2011- 48с.

5. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010. - 159 с.

6. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2009. – 24 с. (Стандарты второго поколения) – 24с.

7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. №189 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2. 2621-10).

8. Система гигиенических требований к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования - http://standart.edu.ru

9. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения. // Педагогика.- 2009.-№4.- С.18-22.

10.Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя. // Под ред. Асмолова А.Г. – М.: Просвещение, 2010.

11.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. – М.: Просвещение, 2011 – 67 с.

12. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. – М.: АПКиППРО, 2005.

13. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: Педагогика, 1996.

14. Программа внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение. М.: Просвещение, 2011. – 96 с. (Стандарты второго поколения).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики.

Проект на тему "Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики". Рассматриваются   проблемы развития познавательных интересов и способностей в обучении....

Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики.

Познавательный интерес  - это один  из  важнейших  для  нас  мотивов учения школьников. Его действие очень сильно. Под влиянием познавательного интереса учебная р...

Мастер - класс по теме "Развитие познавательной активности учащихся на уроке математики"

Мастер-класс по теме "Развитие творческой активности на уроках математики"...

из опыта работыпо теме :развитие познавательной активности учащихся на уроке математике

Учитель я! Моя задача -Решить вопрос и дать ответИ детям посулить удачу,Познания раскрыть секрет.Вхожу я в класс, и сердце бьется;"Надеюсь, верю и люблю!"И эти три святые словаДуше ребенка отдаю...

Педагогический проект "Технология организации исследовательской деятельности как средство развития познавательной активности учащихся на уроках литературы"

Данную технологию можно использовать на уроках литературы и русского языка как средство формирования творческой активности, развития самостоятельности, приёмам обучения исследовательской деятельности....

Технология организации исследовательской деятельности как средство развития познавательной активности учащихся на уроках литературы

Данную технологию можно использовать на уроках литературы и русского языка как средство формирования творческой активности, развития самостоятельности, приемам обучения исследовательской деятельности....

« Проектная –исследовательская деятельность, как средство развития познавательной активности учащихся на уроках и во внеурочное время»

Проектно-исследовательская деятельность — эта технология, основанная на научном методе познания, которая предполагает решение учениками разнообразных задач исследовательско-творческого характера под р...