Урок-сказка "Действия с обыкновенными дробями.
план-конспект урока по алгебре (5 класс) по теме

Семирикова Татьяна Николаевна

На этом  уроке хорошо  продуман организационный момент учебного занятия.  Урок начинается  со сказочной заставки и музыки, а, последовшая за этим разминка, распологает ребят к организованной работе.

       Целью данного урока было обобщение и систематизирование знаний по теме «Обыкновенные дроби и действие сними». При этом предполагалось развитие креативности мышления, логики, активизация познавательного интереса, воспитание творчества и взаимопомощи. Также, перед каждым этапом урока ставились промежуточные цели. Это и развитие скорости устного счета, и грамотное оформление решения задач, и правильность решения тестов, умение применять изученные правила на практике. Таким образом проверялась готовность детей к принятию задач урока.

       На протяжении всего урока  создаются  условия для положительной мотивации учебного процесса. Для этого  применяются  различные виды деятельности: фронтальный опрос, индивидуальная работа, работа в группах, интерактивные технологии, работу с карточками, устную работу, работу у доски. Таким образом,  учитываются  все индивидуальные способности школьников. Для данного занятия был  выбран  повторительно-обобщающий тип урока в форме урока-сказки. Считаю этот выбор целесообразным, учитывая возраст учащихся.

     Основными целями были:

            - повторение, обобщение, закрепление умений и навыков;

            - активизация познавательного интереса;

            - развитие креативности и творческого мышления;

          - развитие логики и умения действовать в нестандартной ситуации;

          - воспитание чувства товарищества и взаимопомощи.

 

    При целевой установке были учтены программные требования, так как, тема «Обыкновенные дроби» - одна из ключевых в курсе математики 5 класса. Материал был подобран дифференцированно, с учетом индивидуальных способностей учащихся. Наряду с несложными заданиями были упражнения, требующие глубоких знаний по предмету.

     Структура урока соответствовала его цели и типу. Сначала идёт разминка, активизирующая мыслительную деятельность.  Затем было решение задачи у доски, с применением индивидуального метода работы. Все эти этапы готовили ребят к самостоятельной работе, проведенной в виде соревнования, где была применена групповая и индивидуальная работа. Следующим этапом была математическая зарядка, которая позволила ребятам немного отдохнуть. Далее был математический диктант со взаимопроверкой. Лишь потом последовало тестирование с самопроверкой. В конце урока прошло обобщение и повторение правил по данной теме.

    В содержании своего урока я постаралась обеспечить научность и доступность учебной информации. Учащиеся пятого класса еще не обладают глубокими научными знаниями по предмету, но уже могут обосновать свое решение, умеют обобщать и делать выводы, опираясь на изученные правила. Считаю, что мною был оптимально выбран объем заданий. Выбор сказочной формы урока был не случаен, а учитывал интерес данной возрастной группы. Используя различные проемы и средства обучения, разнообразно применяя их, я старалась держать в напряжении детскую любознательность, активизируя познавательный интерес ребят. Мною были использованы следующие приемы: практические навыки в устном счете, мыслительные при решении задач. Я применяла словесные, наглядные  методы, методы самостоятельной работы и работы под руководством учителя.

          Считаю, что этот урок  вызовит  заинтересованность учащихся, пробудит их познавательный интерес, активизирует мышление.

         

     

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по теме:

«Действия с обыкновенными дробями»

5 класс.

Цели и задачи:

1.Обобщить и систематизировать знания по темам: обыкновенные дроби, сложение и вычитание обыкновенных дробей, сложение и вычитание смешанных чисел, умножение и деление обыкновенных дробей на натуральное число.

2.Закрепить умение применять изученные правила при решении задач и примеров, развивать скорость при устном счёте.

3.Активизировать познавательный интерес учащихся всех через разнообразные виды деятельности

4.Развитие творческого интереса и креативности мышления.

5.Развивать логику, умение действовать в нестандартной ситуации.

Оборудование:

1.Мультимедийная доска, проектор, колонки, компьютер.

2.Плакат.

3.Тесты с перфокартами.

4.Муляж дерева с яблоками.

5.Раздаточный материал.

Ход урока:

(музыка: «В гостях у сказки»)

(на экране изображение сказочного леса).

В некотором царстве, в 5 классном государстве, жили- были, не тужили, потихонечку дружили царь-царевич удалой, да с царевной молодой. В лес пошли они гулять, цветы-ягоды собрать. Да был лес тот не простой, а дремучий и густой. В том лесу везде примеры, да задачи, да барьеры. А примеры всё трудней. Ты реши их поскорей. Чтоб в лесу не заблудиться, надо вместе потрудиться. Ну, что ребята, никто не испугался? Тогда вперёд. Сегодня мы с вами будем решать задачи, примеры. Вот зашли царь с царевной в непролазную чащу примеров, помогите им выйти из неё.

На мультимедийной доске примеры для устного счёта. Дети решают.

Чему равны: 1/3 от  210

                     

Найти число, если 1/4 его равна 8

                                 

Привести к знаменателю 8 дроби: 3/4; 6/16;

Вычислить: 2/7 + 4/7; 13/19 – 7/19;

                     

Молодцы, быстро решили. Помогли царю с царевной пройти заросли. Вышли они на полянку, присели отдохнуть. И мы с ними передохнём, откроем тетради и запишем тему урока: «Действия с обыкновенными дробями». Отдыхают наши герои.

На экране изображение поляны с избушкой на курьих ножках и Бабой Ягой.

 И, вдруг, увидели на поляне той избушка, а живёт- то в ней старушка. Да не добрая бабуля, а Бабулечка Ягуля.

- Это кто пришёл ко мне? Всех зажарю на огне! Ах, хорошенькие гости! Обглодаю ваши кости!

Взмолились царь с царевной: « не ешь нас, мы тебе пригодимся». Отвечает им Баба Яга: « ладно, помогите рассчитать рецепт снадобья от радикулита».

Вызывается ученик для решения задачи. На интерактивной доске текст задачи:

Собрала Баба Яга 280 мухоморов. Для снадобья надо 1/4 этих грибов измельчить, а 3/7 поджарить. Сколько мухоморов попадут в снадобье?

Ученик решает, ученики записывают решение в тетрадь.

Молодец, помог нашим героям. Баба Яга от радости показала им дорогу дальше. Идут они, а тут, откуда не возьмись, налетел на них Змей Горыныч трёхглавый.

На экране интерактивной доски изображение Змея Горыныча.

 - Не пойдёте никуда, напущу на вас огня. Я вас дальше не пущу. На жаркое вас пущу.

- Не ешь нас, Змей Горыныч. Мы тебе пригодимся.

- Ну, что ж, есть у меня для вас задание. Засело оно в моих трёх головах. 300 лет уже справиться не могу. Решите, пропущу вас.

Итак, ребята, сейчас каждый ряд получит задание. Одна парта решает один пример и передаёт листок на следующую парту. Надо решать правильно и быстро.

Дети приступают к решению.

1ряд: 3/7 +2/7 -----5/7-1/7-----4/7*3-----12/7-15/7

2ряд: 2/9+4/9------6/9-1/9-----5/9*4-----20/9-22/9

3ряд:3/8+4/8------7/8-1/8-----6/8*2------12/8-14/8

Лучшие помощники на… ряду, справились быстро и без ошибок.

А наши герои попрощались со Змеем Горынычем, и пошли дальше.

Только устали в пути наши герои. Да и нам надо размяться. Но даже зарядка в сказочном лесу необычная, а математическая.

Встали, показали руками знак сложения, умножения, деления, вычитания. А теперь присели столько, сколько будет: 6 : 3.

На экране: +

                     *

                     :

                     -

                   6:3

Идут наши герои дальше. На встречу им Емеля. Спрашивает его царевич:

- Друг, Емеля, что не весел? Что ты голову повесил? Отчего печален ты? Расскажи, поможем мы.

А Емеля им в ответ:

- Обошёл я целый свет, А в реке волшебной этой щуку я поймал к обеду. Только есть её не стал, а желанье загадал. Ну, а щука мне в ответ: «умный ты, скажи, иль нет?»Говорю: «конечно, умный». А она в ответ: «подумай над заданием моим. Ты решишь его сейчас, и твои желанья тут же я исполню в тот же час».

Ну, что, ребята, кто готов помочь Емеле? Щука подготовила нам математический диктант.

Вызывается ученик. У него в руках переносная доска, на которой он будет писать. Дети пишут в тетрадях.

1)сократите дробь 5/25;

2)сколько месяцев в 1/3 года?

3)произведение 1 и 3/5.

4)разность 1 и 5/7.

5)сумма 3 и 12/9.

Проверяем диктант. Ученик говорит правила в тех примерах, где ошибся. Учитель ставит оценку. Ребёнок садится на место.

Молодцы. И наши герои дальше пошли. Долго ли коротко они шли и встретили русскую печь.

Перед учениками закрываются створки доски,  и появляется изображение русской печи.

На экране тоже изображение русской печи. Учитель держит в руках корзину.

 Сказала она им: «Пирожки мои возьмите, да начинкой начините. Все задания решите и,

ответы там найдите».

- Ребята, на доске появятся задания. Надо в тетрадке их решить и найти ответ на пирожке, заштриховать его.

Дети решают задания.

4/11 + 6/11 – 8/11                             2/11

Х + 4/15= 1                                      х=11/15

57/10 + 23/10                                                       8

3/20 * 7                                            11/20

7/10 : 5                                              7/50.

- А теперь приложите цветной листок на пирожок.

Дети кладут перфокарту на ответы.

- У кого во всех окошечках заштрихованные ответы? Вы получаете 5.

-У кого 4 верных ответа? У вас оценка 4.

- А всем остальным надо повторить правила действия с дробями. Иначе ваши пирожки будут несъедобными.

 А наши герои поблагодарили печь, и пошли дальше. Шли они, шли, и подошли к яблоньке с молодильными яблочками.

В классе муляж яблоньки. На экране изображение яблоньки.

А яблоки не простые, наливные, молодые. На них слово сзади есть. Только сразу не прочесть. На вопрос ответь, тогда, прочитаешь  без труда.

Итак, ребята, я буду читать вопросы на наших волшебных яблоках, а вы отвечайте.

Какая дробь называется правильной?

Основное свойство дроби?

Как найти часть от целого?

Как перевести смешанное число в неправильную дробь?

Какая дробь называется неправильной?

Как сравнить две дроби с одинаковыми знаменателями?

Дети отвечают на вопросы. Яблоки закрепляются на доске. Перед учениками появляется пословица: «наука в лес не ведёт, а из лесу выводит».

Вот и мы с вами вышли из дремучего леса незнаний, повторили действия с дробями, вспомнили правила. Все ваши знания нам пригодились. А задание домой: сочинить сказку, в которой героям помогает математика. Спасибо всем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обыкновенные дроби. Действия с обыкновенными дробями. Урок математики в 5 классе.

Цели урока:Образовательные: обеспечить повторение, обобщение и систематизацию материала темы; создать условия контроля (самоконтроля и взаимоконтроля) усвоения знаний и умений.Развивающие: способствов...

Урок обобщения и систематизации знаний "Обыкновенные дроби. Сложение и вычитание обыкновенных дробей" (5 кл)

Урок обобщения и систематизации знаний по теме: "Обыкновенные дроби. Сложение и вычитание обыкновенных дробей." 5 класс...

Обыкновенные дроби. Все действия с обыкновенными дробями

Урок - сказка с использованием книги Татьяны Александровой "Домовенок Кузька"Презентацию к данному уроку вы можете скачать по следующей ссылке http://yadi.sk/d/6jM7rtyaEKFyF...

Обыкновенные дроби, 5 класс ( презентация), изучаем основное свойство дроби, учимся сокращать дроби;

Урок математики 1. Обыкновенные дроби ( презентация), изучаем основное свойство дроби, учимся сокращать дроби...

Процент. Выражение процента в виде обыкновенной дроби. Выражение обыкновенной дроби в виде процента

Математика.6 класс: учебник для образовательных учреждений под редакцией Г.В. Дорофеева, И.Ф. Шарыгина – Москва «Просвещение» 2015 г.Тип урокаУрок введение нового понятия, систематиз...

Методическая разработка, план конспект урока по теме:"Понятие об обыкновенной дроби.Нахождение дроби от числа и числа по его дроби".

Методическая разработка, план конспект урока по теме:"Понятие об обыкновенной дроби.Нахождение дроби от числа и числа по его дроби"....