Урок-игра по математике: Решение задач на нахождение дроби от числа и числа по его дроби.
методическая разработка по алгебре (6 класс) по теме

 

Урок посвящен  году  российской истории.

Методическая разработка занятия содержит план-конспект и презентацию к уроку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krumna.rar1.87 МБ

Предварительный просмотр:

Урок-игра по  математике. 6 класс.

Тема:  Решение задач на нахождение дроби от числа и числа по его дроби.

Посвящен  году  российской истории

Цели:

1. Воспитание уважения к историческому прошлому России, воспитание чувства патриотизма, гордости за страну.

2. Отработка навыка решения задач на нахождение дроби от числа и числа по его дроби

3. Формирование  умения работать в команде, развитие интереса к прошлому и настоящему России, ответственности за ее будущее.

Ход  урока:

  1. Организационный момент. Объявление темы и постановка целей урока. (3 минуты)

Слайд 1.

Класс  делится на 3 команды.  3 человека выбираются в жюри.

 - Сегодня у нас не совсем обычный урок.  Урок-игра. Каждой команде будут предлагаться задания, отвечая на которые  будут зарабатываться  баллы. Жюри будет оценивать выступление команд и в конце урока подведет итоги.

Тема нашего урока  - Решение задач на нахождение дроби от числа и числа по его дроби. Поэтому на уроке мы будем определять вид задач и отрабатывать умение решать такие задачи.

Слайд 2.

Кроме того, наш урок посвящен году  российской истории. Поэтому все задачи будут связаны с  историей России.

Историческое прошлое нашей страны,  России,  достойно уважения. 2012 год объявлен  Годом истории России.

Эпиграфом к нашему уроку я выбрала  высказывание В. В. Путина «У России великая история и великое будущее…». Задумайтесь над этими словами. В конце урока я попрошу их прокомментировать.

  1. Основная часть  (39 минут)

Начинаем нашу игру. Первый конкурс.

Конкурс 1. (9 минут)

Разминка: «Памятные и знаменательные даты

истории России в 2012 году»

Вспомним памятные и знаменательные даты истории России в 2012 году.

Каждая команда по очереди будет получать  вопросы, время обдумывания вопроса 30 секунд. Команда дает ответы. Жюри  их оценивает.

Слайд 3. Вопрос 1

  1. Согласно «Повести временных лет» 12 века, автором которой является древнерусский летописец Нестор,   поссорившиеся друг с другом разноплеменные жители Новгорода пригласили из–за моря правителя, который устраивал бы всех: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Придите княжить и владеть нами..»  В  862 году варяг   Рюрик вместе со своими двумя братьями Синеусом и Трувором  приехал  на княжение в Ладогу.  Его братьям достались княжения соответственно в Изборске и Белоозере. С Рюрика начинается династия рюриковичей, а годом становления Древнерусского государства считается 862 год

Сколько лет назад зародилась  российское  государство?

Ответ:         1150лет назад.

Слайд 4. Вопрос 2

  1. В 1242 г на льду Чудского озера произошло знаменитое сражение - Ледовое побоище. Войско немецких рыцарей было построено в виде клина (такой прием в летописях назывался «свиньей»). План противника заключался в том, чтобы расчленить русское войско и разбить его по частям. Но Александр Невский сорвал эти планы, нанеся основной удар с флангов. В результате немецкое войско было разбито. Немцы потеряли 400 рыцарей убитыми, 50 пленных рыцарей было приведено в Новгород. Остальные бежали с поля боя или в тяжелых доспехах провалились под лед. Александр Невский  вошел в историю как талантливый полководец. Угроза со стороны католического Рима была надолго ликвидирована.

Сколько прошло лет со дня сражения на Чудском озере?

Ответ:  770 лет.

Слайд 5. Вопрос 3

  1. ПЕТР I ВЕЛИКИЙ [,30 мая [9 июня] 1672 года — 28 января [8 февраля] 1725 года)   Российский царь с 1682 (правил с 1689), первый российский император (с 1721). Петра с детства отличала тяга к знаниям. Он не переставал учиться всю свою жизнь, освоил несколько профессий, говорил на многих языках. Был и кораблестроителем, и  плотником, и  кузнецом. По инициативе Петра I открыты многие учебные заведения, Академия наук, принята гражданская азбука.

Сколько лет в этом году исполняется со дня рождения российского императора Петра Великого?

Ответ:  340 лет.

Слайд 6. Вопрос 4

  1. В начале XVIII века (1702 год) при Петре I был создан первый русский флот, ставшим одним из сильнейших в Европе, открыт первый музей, напечатана первая русская газета и введен новый календарь

Как же был создан первый русский флот? Будучи маленьким, Петр I обнаружил  в амбаре своего деда небольшую двухвесельную шлюпку с парусом и    рулем на корме. Она называлась ботик.  Ботик отремонтировали, и Петр начал учиться судовождению. Ботик  Петра  I   сохранился до наших дней. Этот ботик называют «дедушкой  русского флота».  Начало строительства Балтийского флота, одного из старейших военно- морских флотов России, было положено в 1702 году.

Сколько лет прошло со дня основания Балтийского флота?

Ответ:  310 лет.

Слайд 7. Вопрос 5

  1. 12 июня 1812 года громадная французская армия во главе с французским императором Наполеоном Бонапартом вторглась в Россию.  Началась Отечественная война русского народа против захватчиков. Командование на себя всеми русскими войсками принял Михаил Илларионович Кутузов. 14 сентября Наполеон занял Москву без боя, а уже ночью того же дня город был охвачен пожаром, который к ночи 15 сентября усилился настолько, что Наполеон был вынужден покинуть Кремль. Пожар бушевал до 18 сентября и уничтожил большую часть Москвы. Император Наполеон I Бонапарт, признанный гений военного искусства, вторгся в Россию с силами, троекратно превосходящими русскую армию, а уже через полгода после начала русской кампании армия, сильнейшая в истории, была полностью уничтожена.

Сколько лет назад была Отечественная война 1812 года?

Ответ: 200 лет назад.

Слайд 8. Вопрос 6

  1. Памятные даты Великой Отечественной войны 1941-1942 годов

Сколько лет в этом году исполняется                      

  1. со дня со дня окончания битвы под Москвой (29 апреля 1942 г.);
  2. со дня начала Сталинградской битвы (17 июля 1942 г.);
  3. со дня начала обороны Новороссийска (19 августа 1942 г.)?

Ответ: 70 лет.

Конкурс 2. (12 минут)

Немного статистики.

Сегодня на уроке мы будем решать задачи на нахождение дроби от числа и числа по его дроби. Вспомните:

-Как найти дробь от числа?

 -Найдите 1/3 от числа 9.

-Как найти число по его дроби?

-Найдите число, если 2/5 его равны 6.

В этом конкурсе каждая команда должна заполнить  пропуски в предложенном  им тексте. После этого  каждая команда представит свои ответы. Время выполнения – 2 минуты.

Карточки - задания для команд.

Задание команде 1.

Заполните пропуски в тексте

Подсказка

Россия омывается ………. морями

Найдите  треть от 36

Самая  длинная  река  - Лена. Ее длина …………км

Найдите число, если 0, 1 его равна 433,7

Россия граничит с……….. государствами (самый большой показатель в мире)

Найдите   4/5 от 20

В России расположены  …….национальных парков и 84 заповедника

Найдите число, если 1/7  его равна 5

Задание команде 2.

Заполните пропуски в тексте

Подсказка

Самая  длинная  река  - Лена. Ее длина …………км

Найдите число, если 0, 1 его равна 433,7

В стране около 3 млн. студентов и……. вузов (из них 48 университетов).

Найдите число, если 1/3 его равна 189

На 5 марта 2010 года в Вооруженных Силах  РФ состоит ….. млн человек (5-е место в мире)

Найдите число, если 1/2  его равна  0,5

……… российских поэтов и писателей были удостоены Нобелевской премии по литературе

Найдите 0,2 от 10

Задание команде 3.

Заполните пропуски в тексте

Подсказка

Народы России говорят более чем на …. языках и диалектах

Найдите число, если 0,5  его равна  50

В России насчитывается около …….. тысяч организаций, занимающихся исследованиями и разработками. Около 70 % этих организаций принадлежат государству

Найдите 2/3 от 6

3 советских и …… российский фильм получили премию Оскар в категории «Лучший фильм на иностранном языке»

Найдите число, если четверть его равна 0,25

Начиная с Олимпийских игр в Хельсинки 1952 года и по сегодняшний день, советские, а позже российские спортсмены никогда не опускались ниже …….места в общем медальном зачёте среди всех стран мира на летних Олимпийских играх.

Найдите 3/4 от 4

Слайд 9-12.  Проверка результатов выполнения  задания конкурса 2. 

Заполните пропуски в тексте

Подсказка

Ответ

Россия омывается ………. морями

Найдите  треть от 36

12

Самая  длинная  река  - Лена. Ее длина …………км

Найдите число, если 0, 1 его равна 433,7

4337

Самое крупное озеро в мире – озеро Байкал. Его площадь ……..  тыс. км2

Найдите половину от 63

31,5          

Россия граничит с……….. государствами (самый большой показатель в мире)

Найдите   4/5 от 20

16  

В стране около 3 млн. студентов и……. вузов (из них 48 университетов).

Найдите число, если 1/3 его равна 189

567    

На 5 марта 2010 года в Вооруженных Силах  РФ состоит ….. млн. человек (5-е место в мире)

Найдите число, если 1/2  его равна  0,5

1

В России расположены  …….национальных парков и 84 заповедника

Найдите число, если 1/7  его равна 5

35

Народы России говорят более чем на …. языках и диалектах

Найдите число, если 0,5  его равна  50

100

В России насчитывается около …….. тысяч организаций, занимающихся исследованиями и разработками. Около 70 % этих организаций принадлежат государству

Найдите 2/3 от 6

4

……… российских поэтов и писателей были удостоены Нобелевской премии по литературе

Найдите 0,2 от 10

5

3 советских и …… российский фильм получили премию Оскар в категории «Лучший фильм на иностранном языке»

Найдите число, если четверть его равна 0,25

1

Начиная с Олимпийских игр в Хельсинки 1952 года и по сегодняшний день, советские, а позже российские спортсмены никогда не опускались ниже …….места в общем медальном зачёте среди всех стран мира на летних Олимпийских играх.

Найдите 3/4 от 4

3

Слайд 13

Сейчас Россия успешно развивает свою промышленность  и сельское хозяйство. Посмотрите, какое место занимает Россия в мире по некоторым видам продукции

 Таблица.  Место, занимаемое Россией в мире по производству отдельных видов промышленной  и сельскохозяйственной продукции.

Виды промышленной

 и сельскохозяйственной продукции        

Место занимаемое

 Россией

Нефть добытая (включая газовый конденсат)        

1

Естественный газ         

2

Чугун, картофель         

3

Электроэнергия, сталь, зерновые и зернобобовые культуры, сахарная свекла

4

Вывозка древесины, хлопчатобумажные ткани, молоко, скот и птица на убой (в убойном весе)         

5

Конкурс 3. (10 минут)

Решение задач.

Сейчас каждая команда получит задачи, решит их  и по очереди представит свою работу. При ответе  следует прочитать задачу, указать вид задачи, способ ее решения, полученный ответ. Жюри оценит выступления. Время на решение – 4 минуты.

Слайд 14.

Задача №1

Российская Федерация занимает 1-е место в мире по территории.

Общая площадь территории - 17 075 400 км2  Леса занимают 0,5 ее территории. Найдите площадь лесов.

Решение: 17 075 400· 0,5= 8 537 700(км2)

Слайд 15.

Задача №2

 Россия занимает 8-е место в мире  по численности населения.

 Найдите численность населения России в 2012 году, если в 1809 году она составила   0,3 от населения 2012 года

год

Численность населения России

1552

9, 71 млн. человек

1809

42,909 млн. человек  

2012

Решение:  42,909 : 0,3= 143,03(млн. человек)

Слайд 16.

Задача № 3

Петропавловский собор – главное сооружение Петропавловской крепости. В Петропавловском соборе находится крупнейшее собрание живописи петровского времени. В композицию иконостаса включены 43 иконы. В то время это была самая высокая постройка в России.

 Найдите высоту Петропавловского собора, если известно, что 3/5 от этого числа составляют 73,5м.

 Решение:  73,5 : 3/5 = 122,5 (м)

Слайд 17.

Задача  № 4

 Эрмитаж – один из крупнейших музеев мира. Сейчас в нём находится более трёх миллионов экспонатов. Датой основания Эрмитажа принято считать год, когда Екатерина II приобрела коллекцию купца Гоцкого из 225 полотен известных европейских мастеров. Найдите год основания Эрмитажа, если известно, что 1/4 от этого числа составляет 441.

 Решение:  441 : 1/4 = 1764(год)

Слайд 18.

Задача  № 5.

 Северную столицу, подобно драгоценному ожерелью, окружают пригороды, где расположены бывшие царские резиденции. В первую очередь это Петергоф – грандиозный архитектурно – парковый ансамбль XVIII-XIX века, который украшен более чем сотней фонтанов. На его территории построено более тридцати зданий и павильонов.

 Сколько гектаров  занимает Петергоф, если известно, что   0,36 от этого числа равны 360.

 Решение:  360 : 0,36 = 1000 (га)

Слайд 19

Задание №6.

 Исаакиевский собор в городе Санкт – Петербург среди купольных храмов по своим размерам стоит на 4 месте в мире. Его высота 101,5м,  внутренний диаметр  купола равен 21,8м, а внешний 25,8м. Здание окружают 12 монолитных колонн высотой 17м и весом 114 тонн. Храм одновременно может вместить 14000 человек.

 Найдите  длину и ширину храма, если известно, что

длина составляет 0.05 от числа 2226;

ширина составляет 0,2 от числа 488.

Решение:   2226 · 0,05 = 111,3 (м)

488 · 0,2 = 97,6 (м)

Конкурс 4. (8минут)

Рефлексия.

Слайд 20.                                                                                                         Вернемся к эпиграфу нашего урока  «У России великая история и великое будущее…».

Согласны ли вы с данным высказыванием?

Составьте аргументированный ответ, докажите свою точку зрения использую  примеры. Время на выполнение данного задания 3 мин.

Выслушиваются выступления детей.

Жюри в это время подводит итоги, а в заключение урока оглашает результаты игры.

  1. Подведение итогов урока.  (2минуты)

Учитель подводит общий итог урока.

Россия великая страна, чья история — летопись побед и достижений.

Россия - единственная страна в мире, которая находится и в Европе, и в Азии. Прагматичность Запада и духовность Востока, казалось бы, несовместимые вещи. Но в России всё соединилось совершенно необычным образом, превратив одну из величайших стран  в  уникальную.  

Каждый из вас является маленькой частичкой России. И от того, как вы будете трудиться, беречь и сохранять ее богатства и традиции, преумножать их зависит будущее России. И глядя на вас, я верю в процветание и великое будущее нашей страны.

  1. Домашнее задание:                  (1 минута)

Придумать задачу на нахождение дроби от числа или числа по его дроби, использую исторический материал, подтверждающий, что «У России великая история и великое будущее…».

Спасибо за урок.

Список, использованных  ресурсов:

http://www.igraza.ru/matematika/190-drob-proz.html

http://www.gks.ru/bgd/regl/b11_11/IssWWW.exe/Stg/d2/27-02.htm

http://www.teacherjournal.ru/shkola/klassnomu-rukovoditelyu/1605-klassnyj-chas-na-temu-qpamyatnye-i-znamenatelnye-daty-po-istorii-rossii-v-2012-goduq.html

http://ru.wikipedia.org/wiki/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методика обучения решению задач на нахождение дроби от числа и числа по его дроби»

«Методика обучения решению задач на нахождение дроби  от числа и числа по его дроби»                               ...

Конспект урока по математике в 6 классе по теме "Решение задач на нахождение дроби от числа и числа по его дроби"

На данном уроке по математике ученики тренируются в решении задач и развивают умение относить задачу к тому или иному типу....

Презентация на тему: "Задачи на нахождение дроби от числа и числа по его дроби"

Задачи на нахождение дроби от числа и числа по его дроби...

Решение задач на нахождение дроби от числа и числа по его дроби

Систематизация знаний по темам: «Действия с дробями»,  «Нахождение дроби от числа», «Нахождение числа по его дроби»...

"Решение задач на нахождение дроби от числа и числа по дроби" - урок математики в 5 классе

Материал содержит технологическую карту и презентацию к уроку по теме "Обыкновенные дроби". Материал используется в 5 классе по программе к учебнику Вилнекина....

Урок математики в 6 классе по теме "Решение задач на нахождение дроби от числа и числа по значению его дроби"

Представлен урок математики в 6 классе по теме "Решение задач на нахождение дроби от числа и числа по значению его дроби". Можно использовать на заключительных уроках темы....