Конспект урока по математике в 6 классе по теме "Решение задач на нахождение дроби от числа и числа по его дроби"
план-конспект урока по математике (6 класс) на тему

Газизова  Валерия Валерьевна

На данном уроке по математике ученики тренируются в решении задач и развивают умение относить задачу к тому или иному типу. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_nah_drobi_ot_chisla_i_chisla_po_ego_drobi.doc566.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Первомайская СОШ   Оренбургского района»

Конспект урока по математике в 6 классе по теме

«Решение задач на нахождение дроби от числа и числа по его дроби».

Газизова В.В.

Цель урока:

  • формирование умений и навыков в решении задач по данной теме;
  • развитие умения анализировать условие задачи и относить её к тому или иному типу;
  • развитие логического мышления;
  • формирование умений применять приёмы сравнения, обобщения;
  • совершенствование вычислительных навыков;
  • воспитание познавательного интереса.

План урока.

  1. Организационный момент.
  2. Мотивация и сообщение темы и цели урока.
  3. Проверка домашнего задания.
  4. Устная работа.

                      а) примеры на правило нахождения дроби от числа,

                          повторение соответствующего правила.

                      б) примеры на правило  нахождения числа по его дроби.

           повторение соответствующего правила.

                      в)  анализ условия задач и отнесение её к тому или иному типу.

                          Формулировка  опорного вопроса.

  1. Решение задач из учебника № 647, № 648, № 653.
  2. Самостоятельная работа по карточкам.
  3. Проверка задач самостоятельной работы.
  4. Самооценка своей работы по карточке.
  5. Запись домашнего задания.
  6.  Анализ домашней задачи № 683 и обсуждение плана решения задачи.
  7. Итог урока.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Мотивация и сообщение темы и цели урока

-Ребята, давайте с вами вспомним, чему мы научились на прошлом уроке.

-Мы научились находить число по его дроби и повторили, как найти дробь от числа.

-Хорошо. Итак, мы чётко знаем  правило нахождения дроби от числа и правило нахождения числа по его дроби.  Как вы думаете, какая  основная  трудность теперь стоит перед нами?

- Не перепутать эти два правила между собой.

-Да, действительно, мы должны знать и понимать эти два правила настолько хорошо, чтобы их между собой не путать.

Главной целью нашего урока и будет тренировка в том, чтобы отнести задачу к тому или иному типу, верно выбрать правило, на которое данная задача и, конечно, решить её.

III. Проверка домашней работы у доски.

Решить задачи № 680 и № 681,  придумать и решить обратные к ним  задачи.

1 ученик готовит объяснение задачи № 680 и  № 1

2 ученик готовит объяснение задачи № 681 и  № 2

№ 680.

1) 84: 7/12 = 144 (л)

Ответ: 144 л  керосина было в бочке первоначально.

№1. Обратная задача:

В бочке было 144 литра керосина. Из неё вылили 7/12 керосина. Сколько литров керосина вылили из бочки?

Решение:

1) 144* 7/12 = 84(л)

Ответ: 84 л керосина вылили из бочки.

№ 681.

36% = 0,36

1) 234 : 0,36 = 650 (стр.)

Ответ: в книге 650 страниц.

№ 2. Обратная задача:

В книге было 650 страниц. Володя прочитал 36% всей книги. Сколько страниц прочитал Володя?

Решение:

1) 650* 0,36 = 234 (стр.)

Ответ: Володя прочитал 234 страницы.

IV. Устная работа по слайдам.

1 слайд. Примеры на нахождение дроби от числа.

               Повторение соответствующего правила

2 слайд. Примеры на нахождения числа по его дроби.

               Повторение соответствующего правила.

3 слайд. Чтение задачи и определение типа задачи.

-Чтобы правильно выбрать действие, нужно чётко выяснить, какого типа задача. То ли находим дробь от числа, то ли число по его дроби. Важно задать себе опорный вопрос. Какой,  как вы думаете?

 - Что находим, часть или целое?

 Если часть от числа,  то умножать.

 Если целое по его части,  то делить.

- Правильно.

V. Решение задач из учебника № 647, № 648, № 653.

№ 647.

  1. 300: 3/8 = 300* 8/ 3 = 800 (м)

Ответ: длина дистанции 800 метров.

№ 648.

               1) 1,5: 3/16 = 15/10* 16/3 = 8 (м)

Ответ: длина сваи 8 метров.

№ 653.

  1. 1-3/8 = 5/8 всех лыж осталось.                  
  2. 120: 5/8 = 120/1 * 8/5 = 192 пар лыж.

Ответ: 192 пары лыж получено.

VI. Самостоятельная работа по карточкам.

  1. Туристы прошли 3/7 всего пути. Найдите весь путь, если туристы прошли 21 км.
  2. Маша прочитала ¾ книги, в которой 120 страниц. Сколько страниц осталось прочитать?
  3. Длина прямоугольника 2,4 см, ширина составляет 5/6 длины. Найдите периметр прямоугольника.

Пока ученики самостоятельно решают данные задачи в тетради, у доски три ученика готовят решение и  объяснение этих задач.

VII. Проверка задач самостоятельной работы.

Заслушаем объяснение этих задач. Выслушаем  правило, которое использовали при решении. Найдём  и исправим допущенные ошибки и неточности. Сверим ответы.

VIII. Самооценка своей работы по карточке.

Ученики  сами оценивают свою работу по карточке по таким критериям:

Решено 3 задачи – оценка 5.

Решено 2 задачи – оценка 4.

Решена одна задача – оценка 3.

IX. Запись домашнего задания.

Правило 1, стр. 79; правило 2, стр. 104. № 683, № 678(1; 2;)

X. Анализ домашней задачи  № 683 и обсуждение плана решения задачи.

 Методическая пауза.

(1-2 минуты ученики  обдумывают план решения задачи по готовому чертежу).

 -Что спрашивается в задаче?

-Сколько метров столба возвышается над землёй?

-Что ещё нужно знать, чтобы найти всю длину столба?

-Как найти, какая часть столба возвышается над землёй?

-Составьте план решения задачи.

XI. Итог урока.

  1. Какие задачи с дробями мы научились решать?
  2. Как найти дробь от числа?
  3. Как найти число по его дроби?
  4. Какой опорный вопрос себе задать, чтобы понять, каким правилом воспользоваться?

Учитель отмечает  успешную работу  учащихся, выставляет отметки.