Урок "Путешествие в мир обыкновенных дробей"
план-конспект урока по алгебре (6 класс) по теме

Павлова Ирина Ивановна

 

Путешествие в мир обыкновенных дробей – это интегрированный урок, итоговый по теме «Обыкновенные дроби». Только итоговые уроки, которые бывают не чаще одного раза в месяц, дают в полной мере возможность заинтересовать ребят, поставить их в такие условия, когда не готовиться просто нельзя. Такой урок развивает у учащихся внимание, умение сравнивать, делать обобщения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obyknovennye_drobi.doc247 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гатчинская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа»

Методическая разработка урока математики 

«Путешествие в мир обыкновенных дробей»

для учащихся 6-го класса

Тип урока: Интегрированный урок обобщения и систематизации знаний

Автор разработки
учитель математики и информатики
Павлова Ирина Ивановна

Гатчина

2012 год

Анкета

  1. Фамилия имя отчество: Павлова Ирина Ивановна.
  2. Место работы: МБОУ «Гатчинская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа».
  3. Район, занимаемая должность: Ленинградская область, город Гатчина, учитель математики и информатики.
  4. Предмет: математика
  5. Тип урока: интегрированный урок обобщения и систематизации знаний.
  6. Комплектация работы:
  1. Данный файл.

Аннотация

Путешествие в мир обыкновенных дробей – это интегрированный урок, итоговый по теме «Обыкновенные дроби». Только итоговые уроки, которые бывают не чаще одного раза в месяц, дают в полной мере возможность заинтересовать ребят, поставить их в такие условия, когда не готовиться просто нельзя. Такой урок развивает у учащихся внимание, умение сравнивать, делать обобщения.

Пояснительная записка

Использованный тип урока позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся. Цели урока:

  1.  Обобщить и систематизировать материал по теме; обогатить знания; установить связи между теорией и практикой.
  2. Научить анализировать, наблюдать и делать выводы. Провести диагностику усвоения системы знаний и умений и их применения к практическим заданиям стандартного уровня с переходом на более высокий уровень.
  3. Содействовать рациональной организации труда; воспитывать сознательное отношение к учебному труду; развивать творческие способности, самостоятельность; организованность; вырабатывать умение отстаивать свою позицию при выступлении.

Сценарий учебного занятия

Структура урока:

  1. Мотивационная беседа с последующей постановкой цели.
  2. Актуализация опорных знаний – устная работа, с помощью которой ведется повторение основных фактов, ведущих идей и основных теорий на основе систематизации знаний.
  3. Диагностика усвоения системы знаний и умений и ее применение для выполнения практических заданий стандартного уровня с переходом на более высокий уровень.
  4. Подведение итогов урока.
  5. Творческое домашнее задание.

Ход урока

  1. Мотивационная беседа.

Учитель. Как вы думаете, зачем надо изучать математику? Ответ на этот вопрос вы найдете, если узнаете, что означает в переводе с греческого слово «математика». «Математика» – знание, наука. Именно поэтому, если человек был сведущ в математике, то это всегда означало высшую ступень учености. А умение правильно видеть и слышать – первый шаг к мудрости. Хочется, чтобы сегодня все ученики вашего класса показали, насколько они мудры и насколько сведущие люди в обыкновенных дробях. Итак, тема «Обыкновенные дроби», запишите в тетрадь. А теперь хотелось бы вспомнить вместе с вами о лексических значениях слов. Об этом говорилось вам на уроках русского языка. Слово называется многозначным, если у него несколько значений. Если поразмышлять над словом «дробь», то нетрудно догадаться, что у него несколько значений: охотничья дробь, барабанная дробь, обыкновенная дробь – и только это слово относится к математике. Позже вы познакомитесь с другими видами дробей, а сейчас мы поговорим о дробях обыкновенных.

  1. Актуализация опорных знаний.

Учитель. При изучении математики постоянно приходится пользоваться математическими словами, а как вы знаете, значения слов указываются в толковом словаре. Итак, отыскав в нем какое-нибудь математическое слово, можно определить его происхождение. Берем малый толковый словарь: «Дробь – число, состоящее из частей единицы». Смотрим математическую энциклопедию: «Дробь арифметическая – число, состоящее из одной или нескольких равных частей единицы».

Работа с определением дроби.

– А как в нашем учебнике определяется обыкновенная дробь?

. Что означает эта запись?

(Частное от деления двух натуральных чисел называется обыкновенной дробью.)

– Как  называется число  в записи ? Что оно показывает?

– Как  называется число  в записи ? Что оно показывает?

– Что означает черта дроби?

– Какие математические слова вы узнали при изучении темы «Обыкновенные дроби»?

Работа с таблицей, в которой представлены различные виды дробей.

– Какое название носит каждая из дробей?

(Правильная, неправильная, сократимая, несократимая.)

Работа над действиями с обыкновенными дробями.

– Объясните, не приводя дроби к общему знаменателю, почему  больше ;  больше ;  больше ?

– Сформулируйте правило сравнения дробей с равными числителями, с равными знаменателями, с разными знаменателями.

Сравните дроби  и .

Задача. Смекалкин загадал младшему брату загадку:

«Дробь равна своему числителю, чему равен ее знаменатель?»

Младший брат, отгадав загадку Смекалкина, придумал похожую загадку: «Дробь равна своему знаменателю, чему равен ее числитель?» Смекалкин объяснил, что отгадок здесь видимо-невидимо. Например,

– Что означает эта запись?

Значит, натуральное число равно дроби?

– Какое свойство натуральных чисел вы знаете?

(Любое натуральное число можно представить в виде дроби со знаменателем 1.)

– Можно ли любое натуральное число представить в виде дроби, но с любым знаменателем?

(Да,  и т.д.)

– Хорошо, значит одно из свойств дроби мы уже вспомнили.

Задача. В цирке клоун предложил публике задачу: что больше – сто десятых или тысяча сотых?

Публика смеялась: всем было ясно, что дроби  и  равны. Почему? Объясните?

– Каким свойством дробей необходимо воспользоваться при объяснении?

(Основное свойство дроби.)

– Как то же самое можно объяснить по-другому?

(По определению.)

– Какие операции можно выполнять с дробями, используя основное свойство дроби?

(Сокращение дробей, приведение дроби к общему знаменателю.)

– Что значит сократить дробь?

– Всякую ли дробь можно сократить?

– Какие еще операции можно производить с дробями?

(Сложение, вычитание, умножение, деление, возведение в степень, изображение на числовой прямой.)

– Сформулируйте правила сложения, вычитания, умножения дробей, ответив их друг другу. (Работа в парах)

– Ну, что ж, мы почти все с вами повторили, но все-таки некоторые моменты сейчас обобщим.

  1. Диагностика.

Сейчас мы проверим ваше умение складывать и вычитать обыкновенные дроби, и не только это. Вам предлагается 3 задания. Будьте внимательны при выполнении вычислений. Решения записывайте в тетради, а результаты-ответы заносите карандашом в карточку.

Карточки.

Частное

Делимое

Делитель

Числитель

Знаменатель

Дробь

10

50

8

18

Частное

Делимое

Делитель

Числитель

Знаменатель

Дробь

20

100

16

36

Частное

Делимое

Делитель

Числитель

Знаменатель

Дробь

25

5

4

4


+

+

+

*

*

*

Работа после выполнения проверяется, вместе с проверкой проводится обобщение теоретического материала.

  1. Подведение итогов урока.

Вы замечательно поработали. Проверив ваши работы и просчитав плюсы и минусы за устные ответы, я поставляя вам оценки.

  1. Домашнее задание.

Составить рекламу обыкновенным дробям; написать сочинение на тему «Обыкновенные дроби»; найти в справочном материале историческую справку по теме.

Самоанализ урока

При подготовке и проведении урока я ставила перед собой следующие задачи:

1) обобщить и систематизировать материал по теме «Обыкновенные дроби»,

2) научить анализировать, наблюдать и делать выводы.

Для достижения поставленных целей учащиеся выполняли письменные упражнения в игровой форме.

На уроке использовались различные формы работы:

- фронтальная работа,

- индивидуальная работа,

- групповая работа.

Урок прошел в благоприятной атмосфере, хорошем темпе.

Считаю, что урок достиг цели и понравился учащимся.

Литература:

  1. Н. Я. Виленкин Математика 6 класс, изд М.: Мнемозина, 2009.
  2. О. В. Бощенко «Математика. Итоговые уроки. 5-9 классы», Волгоград: Учитель, 2005..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обыкновенные дроби. Действия с обыкновенными дробями. Урок математики в 5 классе.

Цели урока:Образовательные: обеспечить повторение, обобщение и систематизацию материала темы; создать условия контроля (самоконтроля и взаимоконтроля) усвоения знаний и умений.Развивающие: способствов...

Урок обобщения и систематизации знаний "Обыкновенные дроби. Сложение и вычитание обыкновенных дробей" (5 кл)

Урок обобщения и систематизации знаний по теме: "Обыкновенные дроби. Сложение и вычитание обыкновенных дробей." 5 класс...

Обыкновенные дроби. Все действия с обыкновенными дробями

Урок - сказка с использованием книги Татьяны Александровой "Домовенок Кузька"Презентацию к данному уроку вы можете скачать по следующей ссылке http://yadi.sk/d/6jM7rtyaEKFyF...

Обыкновенные дроби, 5 класс ( презентация), изучаем основное свойство дроби, учимся сокращать дроби;

Урок математики 1. Обыкновенные дроби ( презентация), изучаем основное свойство дроби, учимся сокращать дроби...

Процент. Выражение процента в виде обыкновенной дроби. Выражение обыкновенной дроби в виде процента

Математика.6 класс: учебник для образовательных учреждений под редакцией Г.В. Дорофеева, И.Ф. Шарыгина – Москва «Просвещение» 2015 г.Тип урокаУрок введение нового понятия, систематиз...

Методическая разработка, план конспект урока по теме:"Понятие об обыкновенной дроби.Нахождение дроби от числа и числа по его дроби".

Методическая разработка, план конспект урока по теме:"Понятие об обыкновенной дроби.Нахождение дроби от числа и числа по его дроби"....