Урок математики в 9 классе по теме "Решение систем уравнений 2-й степени"
методическая разработка по алгебре (9 класс) по теме
Содержание урока: Решение систем уравнений второй степени: графический и аналитический способы.
Цель
1.Сформировать умение решать системы уравнений аналитическим способом.
2.Продолжить работу по формированию навыков решения систем уравнений графическим способом.
3.Развивать познавательный интерес и творческую активность учащихся.
План урока:
- Организационный момент.
- Актуализация знаний.
- Объяснение новой темы.
- Решение задач.
- Историческая справка
- Подведение итога урока.
- Домашнее задание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok9.doc | 509.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Решение систем уравнений второй степени»
9 класс, 1 час
Учитель математики МОУ «СОШ с. Большая Гусиха Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области» -
Иванова Галина Павловна, 13 разряд
Содержание:
Решение систем уравнений второй степени: графический и аналитический способы.
Цель изучения:
- Сформировать умение решать системы уравнений аналитическим способом.
- Продолжить работу по формированию навыков решения систем уравнений графическим способом.
- Развивать познавательный интерес и творческую активность учащихся.
Прогнозируемый результат:
- Знать способы и методы решения систем уравнений второй степени.
- Уметь правильно отбирать способы решения систем уравнений.
- Уметь строить графики, работать с рисунком.
План урока:
- Организационный момент.
- Актуализация знаний.
- Объяснение новой темы.
- Решение задач.
- Историческая справка
- Подведение итога урока.
- Домашнее задание.
Эпиграф:
Китайская мудрость: « Я слышу – я забываю, я вижу – запоминаю,
я делаю – я усваиваю»
ХОД УРОКА
- Организационный момент
Учащимся сообщается тема урока, формируются цель и задачи урока, виды деятельности учащихся для достижения цели.
- Проверка домашнего задания
Во время перемены консультанты проверяют домашнюю работу (предварительно обсудив ее результаты с учителем).
а) В начале урока – доклад консультантов о результатах проверки.
б) Заслушать ход решения дополнительной задачи.
Задание:
При каких значениях параметра а система уравнений имеет три решения?
y – х2 = a , х2 + у2= 4 .
Решение: парабола y= x2 +a будет иметь с окружностью x2 + y2 = 4 три общие точки только в случае а = - 2.
Ответ: а = - 2
- Актуализация знаний учащихся.
Прежде чем перейти к объяснению новой темы давайте вспомним некоторые знания по данной теме, которые помогут нам.
- Теоретический опрос по вопросам:
- Что называется системой уравнений с двумя переменными?
- Что значит решить систему уравнений?
- Что называется решением системы уравнений с двумя переменными?
- Сформулируйте алгоритм графического решения системы уравнений.
- Проверочная работа (Приложение 1). Листок с заданием есть у каждого.
Ученики по очереди называют ответ, комментируют его, после обсуждения каждого уравнения вывешивается верный номер. На обороте карточек с номерами должно получиться слово «ПРАВИЛЬНО!».
Ответ:
Номер уравнения | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Номер чертежа | 7 | 3 | 6 | 9 | 4 | 1 | 2 | 5 | 11 | 10 |
- Работа у доски по карточкам (Приложение 2).
Двое учащихся у доски выполняют индивидуальную работу по карточкам.
- Устный опрос.
Пока 2 ученика работают у доски, с остальными учащимися проводится устная работа: один из учеников отвечает, остальные при необходимости дополняют, исправляют ответ своего товарища.
Задания.
- Определите степень уравнения:
a) xy3 – 2y = 5 б) x2 – y4 = 2xy2 – y4 в) x2 + 3y2 = 0
Ответ: a) 4, б) 3, в)2.
- Является ли пара чисел (1; 0) решением уравнения
а) x2 + y = 1 б) xy + 3 = x в) y(x + 2) = 0
Ответ: да, нет, да.
- Укажите какие-нибудь два решения уравнения
а) xy = 6 б) (x – 3)(y + 2) = 0 в) x2 – y2 = 0
(Ученики предлагают свои варианты ответа)
- Имеет ли решения система и сколько
а) y = 3, б) x2 + y2 = 4,
y = x2 – 6. y = x2 + 4.
Ответ: а) имеет, 2. б) не имеет.
А сейчас давайте послушаем своих товарищей, выполнявших работу у доски.
- Введение нового материала в форме фронтальной работы с классом.
Заслушиваются объяснения учащихся, работавших у доски.
Учитель: Давайте сравним ответы. Чем они отличаются?
-У первого ученика значения получены точные: (-1;0), (0;1),
а у второго ученика из двух решений системы один корень приближенный: x1 = -1, y1 = 0; x2 ≈ 0,6, y2 ≈ 0,8.
Учитель: А как быть? Нам нужны точные значения! Неужели нас не устраивает графический способ системы?
Ученики делают вывод, что графический способ обычно позволяет находить приближенные значения и не обеспечивает высокую точность. Решить систему уравнений другим способом.
Вывод: получить точные значения системы уравнений поможет нам аналитический способ.
Учитель: И такой способ есть - это аналитический способ решения систем уравнений 2-й степени. Он позволяет получить точные значения системы уравнений. Нам известны два метода решения систем аналитическим способом - это метод подстановки и метод сложения.
Какой же из них выбрать для данной системы? Давайте обратимся к учебнику.
- Работа с учебником.
Ученики в тексте учебника находят и изучают алгоритм аналитического способа решения систем уравнений методом подстановки.
- Применение изученного алгоритма на примере.
x2 +у2 = 1, 2у – х = 1. ⬄ (2у-1)2+у2=1х=2у-1 ⬄ у=0,у=0,8х=2у-1 ⬄ х=-1,у=0х=0,6у=0,8.
Ответ: (-1;0), (0,6;0,8).
Вывод: данную систему можно решить двумя способами - графическим (решение карточки № 2) и аналитическим. Но аналитический способ в отличие от графического способа дает возможность получить точные значения.
V. Закрепление.
1. Решение номеров из учебника учащимися у доски.
№ 244 (в)
Решение: (образец записи решения)
у-2х= 2,5x2-у= 1. ⬄ у=2х+2,5x2-(2х+2)=1. ⬄ х=-0,6,х=1у=2х+2 ⬄ х=1,у=4х=-0,6у=0,8.
Ответ: (1;4), (-0,6;0,8).
№ 246 (а)
х-у=3,ху=-2.
Ответ: (2;-1), (1;-1).
2. Из истории...
Учитель: В библейской легенде голубка приносит Ною весть о том, что Бог сменил гнев на милость и что потоп кончился. Выражение «Голубь мира» приобрело особую популярность после того, как голубь, несущий в клюве оливковую ветвь, был использован художником при создании эмблемы для Всемирного конгресса сторонников мира (1949 год).
Решите систему уравнений. Используя найденные ответы, узнайте методом исключений фамилию художника, создавшего эту эмблему.
I вариант х+у=-2,у2-3х=6. II вариант х-у=7,х2+у2=9-2ху.
Сальвадор Дали | Александр Дейнека | Пабло Пикассо |
(-2;0), (1;-3) | (5; -2), (2;-5) | (-2;5), (-5;2) |
У доски работают сильные ученики от каждого варианта
Ответы: I вариант (-2; 0), (1; -3)
II вариант (5; -2), (2;-5)
Вывод: Пабло Пикассо.
Учитель: Пикассо-и-Руис, Пабло испанец. Годы жизни: 1881 - 1973. Великий художник 20-го века, живописец, рисовальщик, скульптор, график, керамист. Жил и работал в Париже и разных окрестностях Франции. В Эрмитаже - 35 картин, богатое собрание графики, а также произведения керамики.
VI. Итог урока
1. Наш урок подошел к концу. Чем мы сегодня занимались на уроке, что нового узнали?
-повторили пройденный материал.
- научились решать системы уравнений 2-й степени аналитическим способом,
правильно выбирать методы решения.
2.Учитель демонстрирует системы (на карточках), а ученики
указывают «минусы» графического способа решения этих систем.
х2+у2=20,у=-х+3.
х2+у2=-3,х+у=3.
у=х2-37,у=37.
Оценки за урок
Комментируются и выставляются оценки за урок ученикам, работавшим у доски, а также наиболее отличившимся на уроке.
VII. Домашнее задание.
Пункт 13 № 245 (а), № 254 (а), дополнительно № 256 (а)
Благодарю всех за работу и желаю успехов при выполнении домашнего задания. Урок окончен. До свидания.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Задание. Проанализируйте уравнения, их графики и заполните таблицу. Каждому уравнению поставьте соответствующий номер рисунка.
№ | Формула уравнения | Преобразование формул | Номер чертежа |
1 | x2 – y = 0 | ||
2 | y + x2 – 1 = 0 | ||
3 | y = (x – 1)2 | ||
4 | y + (x +1)2 = 0 | ||
5 | x3 – y = 0 | ||
6 | xy = 1 | ||
7 | x2 + y2 = 1 | ||
8 | y + 1 =0 | ||
9 | |||
10 | y - |x| = 0 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Задание № 1 На чертеже дан график одного из уравнений системы. Дополните чертеж графиком другого уравнения и найдите решения системы.
|
Задание № 2 В данную систему впишите уравнение окружности, изображенной на чертеже. Дополните чертеж линией, уравнение которой уже записано в системе. Напишите решение системы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по теме "Графический способ решения систем уравнений второй степени"
Разработка урока содержит план урока и презентацию...
Открытый урок в 9 классе " методы решения систем уравнений"
открытый урок в 9 классе по теме "Методы решения систем уроавнений". Урок систематизации и обобщения знаний. Урок проведен 29 октября 2014 года....
Мотивация проектной деятельности на уроке математики "Решение задач с помощью систем уравнений"
Тип урока: практикум по решению задач.Оборудование: тетради, учебники, компьютеры, телевизор, карточки для выполнения групповой и индивидуальной работы.Цель: развитие познавательного интереса при реше...
урок математики 10 класс, Методы решения тригонометрических уравнений
урок математики 10 класс, Методы решения тригонометрических уравнений...
Урок алгебры "Решение задач с помощью систем уравнений второй степени", 9 класс
Конспект урока по теме "Решение задач с помощью систем уранений второй степени"...
Конспект урока в 11 классе на тему "Возведение уравнения в четную степень в заданиях экзамена"
Тип урока: урок усвоения новых знаний....
Самостоятельная работа по теме « Решение систем уравнений 2-й степени»
Методическая разработка по алгебре ( 9 класс)...