рабочая программа по алгебре 7 класс к учебнику Мордкович А.Г.
методическая разработка по алгебре (7 класс) по теме

Рабочая программа по алгебре 7 класс к учебнику Мордкович А.Г. содержит пояснительную записку, требования к уровню подготовки, критерии оценивания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon algebra_7_rabochaya_programma.doc209.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Ливны»

Рассмотрено                                                                          Согласовано                                                              Утверждаю     

На заседании ШМО                                                            заместитель директора по УВР                               Директор школы    

                                     Нелюбова Н.Н.                                                 Киселева Л.В.                                                                     Кожухова Т.И.    

Протокол №                                                                                                                                                        протокол №                                       

 

 

 

Рабочая учебная программа

Второй ступени общего образования

По алгебре для 7а,в класса

Срок реализации 1 год

 

 Разработала

Учитель математики

 Кузнецова С.В.

Г. Ливны

2011-2012 учебный год 

Автор А. Г. Мордкович

ПРОГРАММА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В последние годы наблюдается резкий всплеск активности на рынке учебной литературы по математике для общеобразовательной школы: появляются десятки новых учебных и методических пособий, выдвигаются новые концепции и новые подходы, по-новому раскрывается роль математического образования в деле воспитания культурного человека, которому предстоит жить в XXI веке.

В прошлом веке, когда осуществлялся переход на ныне действующую программу школьного курса математики, социальный заказ, который общество ставило перед математическим образованием, состоял в том, чтобы обеспечить выпускников школы определенным объемом математических ЗУНов (знаний, умений, навыков). Это привело к приоритету (и даже культу) формул в школьном математическом образовании, приоритету запоминания (а не понимания), засилью репетиторских методов (а не творческих) и рецептурной методики (а не концептуальной). В итоге мы получили то, что получили: перекос математического образования в сторону формализма и схоластики, падение интереса учащихся к математике. Сегодняшний социальный заказ выглядит совершенно по-другому: школа должна научить детей самостоятельно добывать информацию и уметь ею пользоваться — это неотъемлемое качество культурного человека в наше время.

Несколько слов о целях математического образования, которые мы стремились реализовать в нашей программе. Собственно, глобальная цель одна — содействовать формированию культурного человека. Тезисно остановимся на основных направлениях гуманитарного потенциала математики, т. е. на путях реализации указанной глобальной цели.                                                          /

Математика изучает математические модели. Математическая модель — это то, что остается от реального процесса, если отвлечься от его материальной сути. Математические модели описываются математическим языком. Изучая математику, мы фактически изучаем специальный язык, «на котором говорит природа». Эту мысль высказывали многие математики и философы. Основная функция математического языка — организующая: таблицы, схемы, графики, алгоритмы, правила вывода, способы логически правильных рассуждений. Как в настоящее время обойдется без этого культурный человек, как он спланирует и организует свою деятельность? Где он этому научится? Прежде всего на уроках математики. Понимают ли это сегодняшние школьники? Нет, поскольку этого часто не понимают учителя, привыкшие считать, что математика в школе изучается прежде всего ради формул. Настало время сместить акценты: формулы в математике — не цель, а средство, средство приобщения к математическому языку, средство выявления его особенностей и достоинств. «Учить не мыслям, а мыслить!» — так говорил И. Кант более 200 лет назад.

Особая цель математического образования — развитие речи на уроках математики. В наше прагматичное время культурный человек должен уметь излагать свои мысли четко, кратко, раскладывая «по полочкам», умея за ограниченное время сформулировать главное, отсечь несущественное. Этому он учится в школе прежде всего на уроках математики, если, конечно, учитель не является апологетом рутинной работы на уроках — бесконечного (и, к сожалению, чаще всего бессмысленного) решения однотипных примеров. Можно указать две основные причины, по которым ребенок должен говорить на уроке математики: первая — это способствует активному усвоению изучаемого материала (конъюнктурная цель), вторая — приобретает навыки грамотной математической речи (гуманитарная цель). Для того чтобы ребенок заговорил на уроке, надо, чтобы было о чем говорить. Поэтому наши

учебники, реализующие программу, написаны так, чтобы после самостоятельного прочтения у учителя и учащихся имелся материал для последующего обсуждения на уроке.

Итак, основные цели и задачи математического образования в школе, которые мы стремились реализовать в проекте, заключаются в следующем: содействовать формированию культурного человека, умеющего мыслить, понимающего идеологию математического моделирования реальных процессов, владеющего математическим языком не как языком общения, а как языком, организующим деятельность, умеющего самостоятельно добывать информацию и пользоваться ею на практике, владеющего литературной речью и умеющего в случае необходимости построить ее по законам математической речи.

Исходные положения теоретической концепции нашего курса алгебры для 7—11 классов можно сформулировать в виде двух лозунгов.

1.  Математика в школе — не наука и даже не основа наук, а учебный предмет.                                   ;

2.  Математика в школе — гуманитарный учебный предмет.
Пояснения к первому лозунгу. Не так давно считалось,

что главное в школьном обучении математике — повысить так называемую научность, что в конечном счете свелось к перекосу в сторону формализма и схоластики, к бессмысленному заучиванию формул. Когда педагогическая общественность начала это осознавать, стало крепнуть (хотя и не без борьбы) представление о том, что школьная математика не наука, а учебный предмет со всеми вытекающими отсюда последствиями. В учебном предмете не обязательно соблюдать законы математики как науки, зачастую более важны законы педагогики и особенно психологии, постулаты теории развивающего обучения.

Для примера рассмотрим вопросы о самом трудном в работе учителя математики — как и когда должен вводить учитель то или иное сложное математическое понятие; как правильно выбрать уровень строгости изложения того или иного материала.

Если основная задача учителя — обучение, то он имеет право давать формальное определение любого понятия тогда, когда сочтет нужным. Если основная задача учителя — развитие, то следует продумать выбор места и времени (стратегия) и этапы постепенного подхода к формальному определению на основе предварительного изучения понятия на более простых уровнях (тактика). Таковых уровней в математике можно назвать три:

—  наглядно-интуитивный, когда новое понятие вводится
с опорой на интуитивные или образные представления учащихся;

—  рабочий (описательный), когда от учащегося требуется
уметь отвечать не на вопрос «что такое?», а на вопрос «как ты
понимаешь?»;

—  формальный.

Стратегия введения определений сложных математических понятий в наших учебниках базируется на положении о том, что выходить на формальный уровень следует при выполнении двух условий:

1) если у учащихся накопился достаточный опыт для адекватного восприятия вводимого понятия, причем опыт по двум направлениям — вербальный (опыт полноценного понимания всех слов, содержащихся в определении) и генетический (опыт использования понятия на наглядно-интуитивном и рабочем уровнях);

2) если у учащихся появилась потребность в формальном определении понятия.

То или иное понятие математики практически всегда проходило в своем становлении три указанные выше стадии (наглядное представление, рабочий уровень восприятия, формальное определение), причем переход с уровня на уровень зачастую был весьма длительным по времени и болезненным. Не учитывать этого нельзя, ибо то, что в муках рождалось в истории математики, будет мучительным и для сегодняшних детей. Надо дать им время пережить это, не спеша переходить с уровня на уровень. Поэтому, в частности, существенной ошибкой, на наш взгляд, является традиция предлагать определение функции не подготовленным для этого учащимся 7 класса.

8 нашей программе это понятие «созревает» с 7 по 9 класс. Поначалу, пока изучаются простейшие функции (линейная, обратная пропорциональность, квадратичная и т. д. — это материал  7—8 классов), следует отказаться от формального определения
функции и ограничиться описанием, не требующим заучивания. Ничего страшного в этом нет, о чем свидетельствует и история математики. Многие математические теории строились, развивались, обогащались все новыми и новыми фактами и приложениями, несмотря на отсутствие определения основного понятия этой теории. Можно строить теорию, даже достаточно строгую, и при отсутствии строгого определения исходного понятия — во многих случаях это оправдано с методической точки зрения.

Итак, в отличие от сложившихся традиций мы не вводим в 7 классе определение функции, хотя работаем с функциями и в 7, ив 8 классе очень много. И только в 9 классе, проанализировав накопленный учащимися опыт в использовании понятия функции и в работе со свойствами функции в курсе алгебры 7 и 8 классов, мы убеждаем их в том, что у них появилась и потребность в формальном определении понятия функции и ее

СВОЙСТВ;

Что касается свойств функций, то следует подчеркнуть, что фактически в 7 классе мы работаем с учащимися на наглядно-интуитивном уровне, в 8 классе — на рабочем уровне и только в

9 классе выходим на формальный уровень.

Новый математический термин и новое обозначение должны появляться мотивированно, только тогда, когда в них возникает необходимость (в первую очередь в связи с появлением новой математической модели). Немотивированное введение нового термина провоцирует запоминание (компонент обучения) без понимания (и, следовательно, без развития)

Несколько слов о выборе уровня строгости в учебном предмете, где, в отличие от науки, мы не обязаны все доказывать. Более того, в ряде случаев правдоподобные рассуждения или рассуждения, опирающиеся на графические модели, на интуицию, имеют для школьников более весомую развивающую и гуманитарную ценность, чем формальные доказательства. В нашем курсе все, что входит в программу, что имеет воспитательную ценность и доступно учащимся, доказывается. Если формальные доказательства мало поучительны и схоластичны, они заменяются правдоподобными рассуждениями. Наше кредо: с одной стороны, меньше схоластики, формализма, «жестких моделей», меньше опоры на левое полушарие мозга; с другой стороны, больше геометрических иллюстраций, наглядности, правдоподобных рассуждений, «мягких моделей», больше опоры на правое полушарие мозга. Преподавать в постоянном режиме жесткого моделирования — легко, использовать в преподавании режим мягкого моделирования — трудно; первый режим — удел ремесленников от педагогики, второй режим — удел творцов.

Пояснения ко второму лозунгу. Математика — гуманитарный (общекультурный) предмет, который позволяет субъекту правильно ориентироваться в окружающей действительности и «ум в порядок приводит». Математика — наука о математических моделях. Модели описываются в математике специфическим языком (термины, обозначения, символы, графики, графы, алгоритмы и т. д.). Значит, надо изучать математический язык, чтобы мы могли работать с любыми математическими моделями. Особенно важно при этом подчеркнуть, что основное назначение математического языка — способствовать организации деятельности (тогда как основное назначение обыденного языка — служить средством общения), а это в наше время очень важно для культурного человека. Поэтому в нашем курсе математический язык и математическая модель — ключевые слова в постепенном развертывании курса, его идейный стержень. При наличии идейного стержня математика предстает перед учащимися не как набор разрозненных фактов, которые учитель излагает только потому, что они есть в программе, а как цельная развивающаяся и в то же время развивающая дисциплина общекультурного характера. В наше время владение хотя бы азами математического языка — непременный атрибут культурного человека.

Гуманитарный потенциал школьного курса алгебры мы видим, во-первых, в том, что владение математическим языком и математическим моделированием позволит учащемуся лучше ориентироваться в природе и обществе; во-вторых, в том, что математика по своей внутренней природе имеет богатые возможности для воспитания мышления и характера учащихся; в-третьих, в реализации в процессе преподавания идей развивающего и проблемного обучения; в-четвертых, в том, что уроки математики (при правильной постановке) способствуют развитию речи обучаемого в не меньшей степени, чем уроки русского языка и литературы.

Из основных содержательно-методических линий школьного курса алгебры приоритетной в нашей программе является функционально-графическая линия. Это выражается прежде всего в том, что, какой бы класс функций, уравнений, выражений ни изучался, построение материала практически всегда осуществляется по жесткой схеме: функция уравнения преобразования. Приоритет функциональной линии — не наше изобретение. На необходимость этого более 100 лет назад указывал немецкий математик и педагог Феликс Клейн, более 60 лет назад ту же идею провозгласил советский математик А. Я. Хинчин, а затем вслед за ним методист В. Л. Гончаров. Но к сожалению, до сих пор эта идея в российской школе не была реализована.

Для понимания учащимися курса алгебры в целом важно прежде всего, чтобы они полноценно усвоили первичные модели (функции). Это значит, что нужно организовать их деятельность По изучению той или иной функции так, чтобы рассмотреть новый объект (конкретную математическую модель — функцию) системно, с разных сторон, в разных ситуациях. В то же время не следует рассматривать набор случайных сюжетов, различных для разных классов функций — это создаст ситуацию дискомфорта в обучении. Возникает методическая проблема выделения в системе упражнений по изучению того или иного класса функций инвариантного ядра, универсального для любого класса функций. Инвариантное ядро в наших учебниках и задачниках состоит из шести направлений: графического решения уравнений; отыскания наибольшего и наименьшего значений функции на заданном промежутке; преобразования графиков; функциональной символики; кусочных функций; чтения графика.

Графический (или, точнее, функционально-графический) метод решения уравнений, на наш взгляд, должен всегда быть первым и одним из главных при решении уравнений любых типов. Неудобства, связанные с применением графического метода, как правило, и создают ту проблемную ситуацию, которая приводит к необходимости отыскания алгоритмов аналитических способов решения уравнения. Эта идея проходит красной нитью в нашей программе через весь школьный курс алгебры.

Что дает этот метод для изучения той или иной функции? Он приводит ученика к ситуации, когда график функции строится не ради графика, а для решения другой задачи — для решения уравнения. График функции является не целью, а средством, помогающим решить уравнение. Это способствует и непосредственному изучению функций, и ликвидации того неприязненного отношения к функциям » графикам, которое, к сожалению, характерно для традиционных способов организации изучения курса алгебры в общеобразовательной школе. В наших учебных пособиях графический способ решения уравнения всегда предшествует аналитическим спософам. Ученики вынуждены применять его, привыкать к нему и относиться к нему, как к своему первому помощнику (они как бы «обречены на дружбу» с графическим методом), поскольку никаких других приёмов решения того или иного уравнения они к этому времени не знают.

Для правильного формирования у учащихся как самого понятия функции, так и представления о методологической сущности этого понятия очень полезны кусочные функции. Во многих случаях именно кусочные функции являются математическими
моделями реальных ситуаций. Использование таких функций способствует преодолению обычного заблуждения многих учащихся, отождествляющих функцию только с ее аналитическим заданием в виде некоторой формулы, готовит как в пропедевтическом, так и в мотивационнем плане и определение функции, и, понятие непрерывности. Использование на уроках кусочных функций дает возможность учителю сделать систему упражнений более разнообразной (что важно для поддержания интереса к предмету у обучаемых), творческой (можно предложить учащимся сконструировать примеры самим). Отметим и воспитательный
момент: это воспитание умения принять решение, зависящее от
правильной ориентировки в условиях, это и своеобразная эстетика — оценка красоты графиков кусочных функций, предложенных разными учениками.

Пояснительная записка

Календарно – тематический план по Алгебре в 7 классе составлен на основе Концепции Российского образования и программы «Математика 5 – 11 класс» для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев по математике, рекомендованную министерством образования РФ. (Составители программы: А.Г. Мордкович, И. И. Зубарева, 2009г.)

Ведущим аспектом изучения курса является математическая модель – это то, что остается от реального процесса, если отвлечься от его материальной сути. Математические модели описываются математическим языком. Основная функция математического языка – организующая: таблицы, схемы, графики, алгоритмы, правила вывода, способы логически правильных рассуждений. Особая цель математического образования – развитие речи на уроках математики. В наше прагматичное время культурный человек должен уметь излагать свои мысли четко, кратко, раскладывая «по полочкам», умея за ограниченное время сформулировать главное, отсечь несущественное. Этому он учится в школе прежде всего на уроках математики.

В центре изучения рассматриваются темы: «Математический язык. Математическая модель», «Линейная функция», «Системы двух линейных уравнений с двумя переменными», «Степень с натуральным показателем», «Одночлены. Операции над одночленами», «Многочлены. Арифметические операции над многочленами», «Разложение многочленов на множители», «Функция у = х2».

Количество часов, предусмотренное в программе, общее -120 часов, из них: теоретических – 113 часов, контрольных работ – 7 часов. Тематическое планирование дано в соответствии с параграфами учебника А.Г. Мордкович (М. : Мнемозина, 2007) из расчета I ч – 5 ч, II, III, IV  четверть – 3ч. В основу было взято планирование на 102 ч (3 ч в неделю) и добавлено 18ч на следующие темы: Линейная функция – 2ч, Системы двух уравнений с двумя переменными – 1ч, степень с натуральным показателем и ее свойства – 1ч, одночлены. Арифметические операции над одночленами – 1ч, Многочлены. Арифметические операции над многочленами – 3ч, разложение многочленов на множители – 5ч, повторение – 5ч. На протяжении всего курса Алгебра 7 в каждую главу включены задания из Приложения «Элементы статистической обработки данных»

Для подтверждения успешности  обучения ученика на уроках будут использованы следующие виды работ: работа в группах, работа в парах, индивидуальная и дифференцированная работа, составление таблиц, схем, подготовка сообщений, докладов, рефератов, сравнение, анализ, работа с различными источниками информации. А так же виды уроков: урок – лекция, урок – практикум, урок – семинар, урок индивидуальной самостоятельной работы, урок самостоятельной работы в группах, урок контроля и т. Д.

Основные цели и задачи математического курса в 7 классе, которые мы стремимся реализовать, заключаются в следующем: содействовать формированию культурного человека, умеющего мыслить, понимающего идеологию математического моделирования реальных процессов, владеющего математическим языком не как языком общения, а как языком организующим деятельность, умеющего самостоятельно добывать информацию и использоваться ею на практике, владеющего ли литературной речью и умеющего в случае необходимости простроить ее на законах математической речи.

 Алгебра

7 – 9 классы

Содержание программы

7  класс (120ч)

VII класс (I четверть — 5 ч в неделю,

II, III, IV четверти — 3 ч в неделю, всего 120 ч)

Математический язык. Математическая модель (13 ч)

Числовые и алгебраические выражения. Переменная. Допустимое значение переменной. Недопустимое значение переменной. Первые представления о математическом языке и о математической модели. Линейные уравнения с одной переменной. Линейные уравнения как математические модели реальных ситуаций. Координатная прямая, виды промежутков на ней.

Линейная функция (13ч)

Координатная плоскость. Алгоритм отыскания координат точки. Алгоритм построения точки М (а; Ь) в прямоугольной системе координат.

Линейное уравнение с двумя переменными. Решение уравнения ах + by + с = 0. График уравнения. Алгоритм построения графика уравнения ах + by + с = 0.

Линейная функция. Независимая переменная (аргумент). Зависимая переменная. График линейной функции. Наибольшее и наименьшее значения линейной функции на заданном промежутке. Возрастание и убывание линейной функции.

Линейная функция у = kx и ее график.

Взаимное расположение графиков линейных функций.

Системы двух линейных уравнений с двумя переменными (14ч)

Система уравнений. Решение системы уравнений. Графический метод решения системы уравнений. Метод подстановки. Метод алгебраического сложения.

Системы двух линейных уравнений с двумя переменными как математические модели реальных ситуации (текстовые задачи).

Степень с натуральным показателем и ее свойства (7ч)

Степень. Основание степени. Показатель степени. Свойства степени с натуральным показателем. Умножение и деление степеней с одинаковыми показателями. Степень с нулевым показателем.

Одночлены. Операции над одночленами (9 ч)

Одночлен. Коэффициент одночлена. Стандартный вид одночлена. Подобные одночлены.

Сложение одночленов. Умножение одночленов. Возведение одночлена в натуральную степень. Деление одночлена на одночлен.

Многочлены. Арифметические операции над многочленами(18 ч)

Многочлен. Члены многочлена. Двучлен. Трехчлен. Приведение подобных членов многочлена. Стандартный вид многочлена.

Сложение и вычитание многочленов. Умножение многочлена на одночлен. Умножение многочлена на многочлен.

Квадрат суммы и квадрат разности. Разность квадратов. Разность кубов и сумма кубов.

Деление многочлена на одночлен 

 

Разложение многочленов на множители (23 ч)

Вынесение общего множителя за скобки. Способ группировки. Разложение многочлена на множители с помощью формул сокращенного умножения, комбинации различных приемов. Метод выделения полного квадрата.

Понятие алгебраической дроби.

 Сокращение алгебраической дроби. Тождество. Тождественно равные выражения. Тождественные преобразования.

 

Функция у = х2 (9 ч)

Функция у = хг, ее свойства и график. Функция у = -х2, ее свойства и график.

Графическое решение уравнений.

Кусочная функция. Чтение графика функции. Область определения функции. Первое представление о непрерывных функциях. Точка разрыва. Разъяснение смысла записи у = f(x). Функциональная символика.

Требования к уровню подготовки учащихся 7  класса

 

уметь

•     составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул
одну переменную через остальные;

•     выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;

•     применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;

решать линейные, квадратные уравнения и рациональные
уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные системы

•     решать линейные и квадратные неравенства с одной переменой и их системы;

•     решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;

•     изображать числа точками на координатной прямой;

•     определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; изображать множество решений линейного неравенства;

•     распознавать арифметические и геометрические прогрессии; решать задачи с применением формулы общего члена и суммы нескольких первых членов;

•     находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком, по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;

•     определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;

•     описывать свойства изученных функций, строить их графики;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

•     выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;

•     моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры;

•     описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;

•    интерпретации графиков реальных зависимостей между
величинами.

.

. Результаты обучения

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки, задающих систему итоговых результатов обучения, которые должны быть достигнуты всеми учащимися, оканчивающими 7 класс, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс 7 класса. Эти требования структурированы по трем компонентам: «знать/понимать», «уметь», «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Шкала оценивания:

Критерии оценивания  знаний, умений и навыков

обучающихся по математике.

Для оценки достижений учащихся применяется пятибалльная система оценивания.

Нормы оценки: 

Оценка письменных контрольных работ обучающихся по математике.

 

Ответ оценивается отметкой «5», если:

1) работа выполнена полностью;

2) в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;

3) в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).

 

Отметка «4» ставится, если:

1) работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);

2)допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).

 

Отметка «3» ставится, если:

допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.

 

Отметка «2» ставится, если:

допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.

 

Отметка «1» ставится, если:

1)работа показала полное отсутствие у обучающегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.

 

Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.

 

2.Оценка устных ответов обучающихся по математике

 

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;

изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;

правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;

показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;

продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем,  сформированность  и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;

возможны одна – две  неточности при освещение второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.

 

Ответ оценивается отметкой «4»,

если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5»,

но при этом имеет один из недостатков:

в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;

допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;

допущены ошибка или более двух недочетов  при освещении второстепенных вопросов или в выкладках,  легко исправленные после замечания учителя.

 

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «Требованиями к математической подготовке учащихся» в настоящей программе по математике);

 имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;

ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;

при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

 

 

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

не раскрыто основное содержание учебного материала;

обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

 

Отметка «1» ставится, если:

ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изученному материалу.

Календарно тематическое планирование.

Название раздела программы

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся (результаты)

Вид контроля

Дата проведения

План

фактически

Математический язык. Математическая модель. (13ч)

1

2

3

Числовые и алгебраические выражения

3

Введение в тему.

Расширение и углубление знаний по теме.

Применение знаний и умений

Систематизировать и обобщить сведения о преобразовании выражений  и решении уравнений с одним неизвестным, полученные учащимися в курсе  математики 5-6 классов;

Формировать  умения выполнять тождественные  преобразования, решать уравнения с одним неизвестным и применять уравнения к решению задач;

Акцентировать внимание на раскрытии  новой терминологии и символики

Знать: что такое математический язык, математическая модель, линейное уравнение.



Уметь: упрощать числовые и алгебраические выражения, решать линейные уравнения, задачи на составление уравнений, различать числовые промежутки.

Теоретический опрос, проверка домашнего задания, самостоятельное решение изученного.

4

5

Что такое математический язык

2

Введение в тему.

Применение знаний и умений

6

7

8

Что такое математическая модель

3

Введение в тему.

Расширение и углубление знаний по теме.

Применение знаний и умений

9

10

Линейное уравнение с одной переменной

2

Введение в тему.

Применение знаний и умений

11

12

Координатная прямая

2

Введение в тему.

Применение знаний и умений

13

Контрольная работа №1 по теме: «Математический язык. Математическая модель.»

1

Контроль знаний и умений

Контрольная работа

Линейная функция (11ч)

14

15

Координатная плоскость

2

Введение в тему.

Применение знаний и умений

Познакомить учащихся со способами решения  линейных уравнений с двумя переменными;

Сформировать умение  строить график уравнения ax+by=c, где а≠0 или b≠0, при различных а, b,с.

Формировать умение строить график функции у= кх+m и применять полученные знания при решении задач.

Сформировать у учащихся умения находить по формуле значение функции по известному значению аргумента и наоборот;

Решать по графику обратную задачу.

Знать: Линейное уравнение с двумя переменными, линейную функцию, взаимное расположение графиков линейных функций.


Уметь: строить график линейного уравнения с двумя переменными и график линейной функции, решать по графику обратную задачу.

Теоретический опрос, проверка домашнего задания, самостоятельное решение изученного.

16

17

18

Линейное уравнение с двумя переменными и его график

3

Введение в тему.

Расширение и углубление знаний по теме.

Применение знаний и умений

19

20

21

Линейная функция и ее график

3

Введение в тему.

Расширение и углубление знаний по теме.

Применение знаний и умений

22

Линейная функция у = kх

1

Введение в тему, закрепление изученного.

23

Взаимное расположение графиков линейных функций

1

Введение в тему,

применение знаний и умений.

24

Контрольная работа №2 по теме: «Линейная функция»

1

Контроль знаний и умений

Контрольная работа

Системы двух уравнений с двумя переменными (14)

25

26

Основные понятия

2

Введение в тему.

Применение знаний и умений

Познакомить учащихся со способами решения систем линейных уравнений с двумя переменными;

Выработать умение решать системы уравнений и применять их при решении текстовых задач;

Знать:  что является решением системы двух уравнений с двумя переменными, способ подстановки и способ сложения.


Уметь: решать системы уравнений различными способами, решать задачи на составление систем уравнений с двумя переменными.

Теоретический опрос, проверка домашнего задания, самостоятельное решение изученного.

27

28

29

Метод подстановки

3

Введение в тему.

Расширение и углубление знаний по теме.

Применение знаний и умений

30

31

32

Метод алгебраического сложения

3

Введение в тему.

Расширение и углубление знаний по теме.

Применение знаний и умений

33

34

35

36

37

Системы двух линейных уравнений с двумя переменными как математические модели реальных ситуаций

5

Введение в тему.

Расширение и углубление знаний по теме.

Применение знаний и умений.

Комбинированный урок.

Урок повторения и обобщения.

36

Контрольная работа №3 по теме: «Системы двух уравнений с двумя переменными»

1

Контроль знаний и умений

Контрольная работа

Степень с натуральным показателем и ее свойства (7ч)

37

Что такое степень с натуральным показателем

1

Введение в тему, закрепление изученного.

Выработать умение  выполнять действия над степенями с натуральными показателями;

При вычислении значений выражений, содержащих степени, необходимо обратить внимание на порядок действий;

Знать: определение степени с натуральным показателем, свойства степеней с натуральным показателем.


Уметь: умножать, делить, возводить в степень степени с натуральным показателем.

Теоретический опрос, проверка домашнего задания, самостоятельное решение изученного.

38

Таблица основных степеней

1

Введение в тему, закрепление изученного.

39

40

41

Свойства степени с натуральным показателем

3

Введение в тему.

Расширение и углубление знаний по теме.

Применение знаний и умений

42

Умножение и деление степеней с одинаковыми показателями

1

Введение в тему, закрепление изученного.

43

Степень с нулевым показателем

1

Комбинированный урок.

Одночлены. Арифметические операции над одночленами (10 ч)

44

Понятие одночлена. Стандартный вид одночлена

1

Введение в тему, закрепление изученного..

Выработать умение выполнять сложение, вычитание, возведение в степень одночленов;

Выработать умение полученные знания для преобразования выражений .

Знать: определение одночлена, правила сложения, вычитания, умножения и деление одночленов.


Уметь: складывать, вычитать, умножать и делить одночлены, записывать одночлен в стандартном виде.

45

46

Сложение и вычитание одночленов

2

Введение в тему.

Применение знаний и умений

47

48

49

Умножение одночленов. Возведение одночлена в натуральную степень.

3

Введение в тему.

Расширение и углубление знаний по теме.

Применение знаний и умений

50

51

Деление одночлена на одночлен

2

Введение в тему.

Применение знаний и умений

52

Контрольная работа №4 по теме: «Степень с натуральным показателем. Одночлены.»

1

Контроль знаний и умений

Контрольная работа

Многочлены. Арифметические операции над многочленами (18ч)

53

Основные понятие

1

Введение в тему.

Выработать умение выполнять сложение, вычитание, умножение многочленов;

Учащиеся должны понимать, что сумму, разность, произведение многочленов всегда можно представить в виде многочлена;


Учащиеся должны усвоить формулы сокращенного умножения, знать их словесные формулировки и уметь применять эти формулы как для преобразования произведения в многочлен (слева направо), так и для разложения на множители (справа налево).

Знать: определение многочлена, правила сложения, вычитания, умножения многочлена на многочлен, формулы сокращенного умножения.


Уметь: складывать, вычитать и умножать многочлен на многочлен, применять формулы сокращенного умножения для преобразования в многочлен (слева направо), так и для разложения на множители (справа налево).

Теоретический опрос, проверка домашнего задания, самостоятельное решение изученного.

54

55

Сложение и вычитание многочленов

2

Введение в тему.

Применение знаний и умений

56

57

58

Умножение многочлена на одночлен

3

Введение в тему.

Расширение и углубление знаний по теме.

Применение знаний и умений

59

60

61

62

Умножение многочлена на многочлен

4

Введение в тему.

Расширение и углубление знаний по теме.

Применение знаний и умений.

Комбинированный урок.

63

64

65

66

67

68

Формулы сокращенного умножения

6

Введение в тему.

Расширение и углубление знаний по теме.

Применение знаний и умений.

Комбинированный урок.

69

Деление многочлена на одночлен

1

Комбинированный урок

70

Контрольная работа №5 по теме: «Многочлены. Формулы сокращенного умножения»

1

Контроль знаний и умений

Контрольная работа

Разложение многочленов на множители» (23 ч)

71

Что такое разложение  многочленов на множители и зачем оно нужно

1

Введение в тему, закрепление изученного.

Уделить внимание разложению многочленов на множители с помощью вынесения за скобки общего множителя , с помощью группировки и формул сокращенного умножения;

Применять полученные знания для преобразования выражений, сокращения дробей.

Знать: способы разложения многочлена на множители.


Уметь: выполнять разложение на множители способом вынесения за скобки, способом группировки, формул сокращенного умножения и разложение с помощью комбинации различных приемов.

Теоретический опрос, проверка домашнего задания, самостоятельное решение изученного.

72

73

74

Вынесение общего множителя за скобки

3

Введение в тему.

Расширение и углубление знаний по теме.

Применение знаний и умений

75

75

77

Способ группировки

3

Введение в тему.

Расширение и углубление знаний по теме.

Применение знаний и умений

78

79

80

81

82

Разложение многочленов на множители с помощью формул сокращенного умножения

5

Введение в тему.

Расширение и углубление знаний по теме.

Применение знаний и умений

83

84

85

Разложение на множители с помощью комбинации различных приемов

3

Введение в тему.

Расширение и углубление знаний по теме.

Применение знаний и умений

86

87

88

89

90

Сокращение алгебраических дробей

5

Введение в тему.

Расширение и углубление знаний по теме.

Применение знаний и умений

91

92

Тождества

2

Введение в тему.

Применение знаний и умений

93

Контрольная работа №6 по теме: «Разложение многочленов на множители»

1

Контроль знаний и умений

Контрольная работа

Функция у = х2 (9ч)

94

94

96

Функция у = х2 и ее график

3

Введение в тему.

Расширение и углубление знаний по теме.

Применение знаний и умений

Сформулировать умение строить график функции у=х2, кусочных функций;

сформировать навыки работы с графическими моделями.

Знать:  что является графиком функции у=х2, что означает в математике запись у = f(х).


Уметь: строить график функции у=х2, решать графически уравнения, работать с записью у=f(х).

Теоретический опрос, проверка домашнего задания, самостоятельное решение изученного.

97

98

Графическое решение уравнений

2

Введение в тему.

Применение знаний и умений

99

100

101

Что означает в математике запись у = f (х)

3

Введение в тему.

Расширение и углубление знаний по теме.

Применение знаний и умений

104

Контрольная работа №7 по теме: «Функция у= х2»

1

Контроль знаний и умений

Контрольная работа

Итоговое повторение (14ч)

105

106

Повторение: «Действия с рациональными числами»

2

Урок повторения и обобщения

Обобщение и систематизация знаний

Теоретический опрос, проверка домашнего задания, самостоятельное решение изученного.

107

Повторение: «Одночлены.»

1

Урок повторения и обобщения

108

109

Повторение: «Многочлены»

2

Урок повторения и обобщения

110

111

Повторение: «Формулы сокращенного умножения»

2

Урок повторения и обобщения

112

113

Повторение : «Системы уравнений»

2

Урок повторения и обобщения

114

115


Повторение: «Решение задач на составление уравнений и систем уравнений»

2

Урок повторения и обобщения

116

117

Повторение: «Линейная функция. Функция у=х2»

2

Урок повторения и обобщения

118

Единое муниципальное тестирование

1

Контроль знаний и умений

Тест по тексту УОО

119

120

Повторение: «Сокращение дробей»

2

Урок повторения и обобщения

Список литературы

Александрова Л.А. под редакцией Мордкович А.Г.  / Алгебра - 7. Самостоятельные работы для 7 класса общеобразовательных учреждений/ - М.: Мнемозина, 2007. Александрова

Александрова Л.А. Алгебра – 7. Контрольные работы \ Под редакцией Мордкович А.Г.

Мордкович А.Г. Алгебра – 7. Методическое пособие для учителя.

Мордкович А.Г. Алгебра – 7. Часть 1. Учебник. – М. : Мнемозина, 2007.

Мордкович А.Г. Алгебра – 7 Часть 2. Задачник. – М. : Мнемозина, 2007.