"Одарённые дети в области математики"
статья по алгебре по теме

Тюпин Владимир Владимирович

В данном материале обобщается опыт работы учителя математики МБОУ-гимназии №19 В.В. Тюпина по теме "Одарённые дети в области математики"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Одарённые дети в математики40 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы учителя математики МБОУ – гимназии №19 Тюпина Владимира Владимировича

по теме «Одарённые дети в области математики»

Классы с углубленным изучением математики в МБОУ – гимназии № 19 существуют с 1994 года, а с 2001 года преподавание математики в этих классах ведётся мною.

Обучение осуществляется по  программам для углубленного изучения математики, одобренным Орловским областным институтом усовершенствования учителей.

Углубленное обучение математике в МБОУ - гимназии №19 осуществляется в три этапа:

- первый этап – 6-7 классы – пропедевтический, подготовительный. В этот период ученику надо помочь осознать степень своего интереса к предмету и оценить возможности овладения им;
- второй этап - 8-9 классы – основной.  На данном этапе происходит значительное углубление и расширение границ изученного материала в 5-7 классах, направленное на развитие творческой активности, способности составления многоуровневых систем решения задач повышенной трудности и задач олимпиадного типа;

- третий этап – 10-11 классы – исследовательский. В старшей школе перед учениками ставятся задачи исследовательского характера, для решения которых необходим синтез полученных знаний по предметам технического и естественно – научного цикла.

Таким образом, перед шестым, а затем перед восьмым и перед десятым классом, мы имеем возможность конкурсного набора в наши классы. Результатом конкурсного отбора является то, что учениками данных классов становятся дети, способные к изучению математики, информатики и физики. Однако, в большинстве своем, они проявляют не только специальные математические способности, но и  развитые общие. Поэтому победителями городских олимпиад по математике, физике, иностранному языку, русскому языку, литературе,  истории, химии часто становятся ученики именно этих классов. В связи с этим   можно сказать, что в нашей гимназии в классах с углубленным изучением математики и физики учатся одаренные или по крайней мере весьма развитые в плане учебных способностей, дети. Все они успешно овладевают программами и имеют высокие количественные показатели.

Мне, как учителю математики и как классному руководителю, работающему с одаренными детьми с 2001 года, хорошо знакомы практически все психолого-педагогические проблемы, среди которых можно перечислить следующие:

- разработка индивидуальных образовательных маршрутов;
- формирование адекватной самооценки учащихся;
- охрана и укрепление физического и психологического здоровья;
- профилактика неврозов;
- предупреждение изоляции одаренных детей в группе сверстников.

Одна из главных, на мой взгляд, целей создания классов с углубленным изучением математики - воспитание творческой личности, личности, способной использовать приобретенные знания, навыки и умения в нестандартных учебных и жизненных ситуациях.

На пути достижения данной цели мы сталкиваемся с рядом сложностей:

1) не всегда высокоинтеллектуальный ученик проявляет себя как творческая личность;
2) творчески мыслящий, нестандартный ученик не всегда способен выполнить требования нормативов, стандартов и контрольных работ.

В реализации поставленной цели я исхожу из следующих положений, подтвержденных как в научно-педагогической литературе, так и моей педагогической практикой:

1) необходимо предъявлять высокие педагогические требования к способным учащимся, обеспечивая им зону ближайшего развития, приучая их быть устремленными в своем дальнейшем развитии;
2) необходимо как можно чаще в ткань урока встраивать нестандартные задачи, провоцирующие своим внешним видом или внутренним содержанием на ошибку, чтобы мышление учащихся находилось в тонусе (т.н. принцип “легко заметить”) – таким образом создается необходимый для научного мышления уровень критичности;
3) постоянно оказывать педагогическое воздействие на креативных учащихся, которым требования школьной программы кажутся излишними.

Наша гимназия ставит своей целью развитие всесторонне развитой личности и конечно конечный результат деятельности учителя – новообразования в личности учащегося. К.Д.Ушинский писал: “Сделать учебную работу насколько возможно интересной для ребенка и не превратить эту работу в забаву – одна из труднейших и важнейших задач дидактики”.

Компьютер  стал хорошим помощником учителя для развития образного, вербального, интуитивного вида деятельности, логического и алгоритмического мышления. Мною ведётся постоянная работа по использованию ИКТ на уроках математики, проводятся интегрированные уроки информатика + математика. Регулярно в учебном процессе применяются Интернет - технологии (сайт www.uztest.ru), материалы сайта в on-line режиме используются при проведении самостоятельных и контрольных работ, для рассылки домашнего и индивидуального задания каждому обучающемуся, проверки учителем полученных заданий и выставлении оценок. Такой способ применения информационно – коммуникационных технологий значительно экономит время для подготовки и проведения различных форм контроля знаний обучающихся и учит детей использовать современные технологии в обучении.

Результатом нашей  деятельности стало:

100% поступление в престижные Вузы: МГТУ им. Баумана, МФТИ (государственный университет), Московская высшая школа экономики, Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ», Академия ФСО, на престижные факультеты ОрёлГТУ и др. Наши выпускники не только достойно учатся там, но некоторые из них оканчивают  университет с отличием, что свидетельствует о высоком уровне базового образования, полученного в стенах гимназии.

Призовые места на городских, областных и окружных олимпиадах, с возможностью поступить на льготных условиях в выбранные ВУЗы

Дружный и здоровый коллектив, который потом сохраняется на долгие годы и после школы

Целые школьные династии – братья, сестры, дети и просто знакомые  желают учиться в наших профильных классах

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ОРЛА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ГИМНАЗИЯ  № 19 ГОРОДА ОРЛА

Обобщение опыта работы

учителя математики

МОУ – гимназии №19

 Тюпина Владимира Владимировича

по теме «Одарённые дети в области математики»

ОРЁЛ

2009-2010 УЧЕБНЫЙ ГОД


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ В ОБЛАСТИ МАТЕМАТИКИ

Учитель - координтор усилий для оптимального развития одарённых детей, чья одарённость на данный момен может быть ещё не проявившейся, а так же просто способных детей, в отношении которых есть серьёзн...

Презентация к ВКР Тема: «Особенности развития одарённых детей в процессе обучения математике в 5 классах»

—Целью обучения математики в школе является не только овладение конкретными математическими знаниями, но и интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математиче...

Рабочая программа по математике 5-6 классы «Одарённые дети»

Для жизни в современном обществе важным является формирование математического мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках.Достижению данных целей позволяет организация внеклассной работ...

Выявление и поддержка одарённых детей в области литературного творчества и изобразительной деятельности

Конкурс творческих работ обучающихся . литературного творчества, изобразительной деятельности и  развития творческих способностей  в области книжной графики и литературного творчества прошел...

ПРОГРАММА для одарённых детей в области изобразительного искусства «ОФОРМИТЕЛЬ»

Современному      обществу     нужна     личность      с     неординарным,...