Понятие функции
методическая разработка по алгебре (7 класс) на тему

1. Цели урока.

2. Объяснение.

3. Закрепление.

4. Итог урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ponyatie_funkcii.docx18.66 КБ

Предварительный просмотр:

        Понятие функции.

Цели:     формирование понятия функции,

зависимость между аргументом и функцией.

Развитие логического мышления через формирования функциональных понятий, развитие речи, навыков самоконтроля.

                           Ход урока

I. Объяснение:

1) краткая история появления слова «функция» (лат.) – исполнение, осуществление. Впервые слово «функция» употреблено в XVII веке Лейбницем, но явления, описываемые с помощью функций, были известны ещё древним людям.

2) Задача 1.

Пусть зависимость между переменными х и у задана формулой:   у=3х+4,                                                    вычислить значение у при х=0; х=1; х=4.                                  

х=0,    у=3*0+4=4,      т.е.  у(0)=4.                                                        

 х=1,    у=3*1+4=7,      т.е.  у(1)=7.                                                

   х=4,    у=3*4+4=16,    т.е.  у(4)=16.

Значит, значение выражения 3х+4 зависит от того, какое значение принимает переменная  х,  т.е. для любого  х можно найти соответствующее ему значение  у.

При этом переменную  х  называют независимой переменной или аргументом, а переменную  у  называют зависимой переменной и говорят, что  у  является функцией от  х,  используют запись у(х).  Но такое обозначение не является обязательным, т.к. в роли переменных могут выступать различные буквы. Зависимость же одной переменной от другой называется функциональной зависимостью.

Задача 2   

  х=3у+4,  при у=0;  у=1;  у=4.                                      

Чем отличается от выражения  в задаче 1?

Тем, что  х – зависимая переменная (т.е. функция)  у – зависимая переменная (т.е. аргумент).

у=0,     х=4,      х(0)=4.                                                                            

  у=1,     х=7,      х(1)=7.                                                                          

  у=4,     х=16,    х(4)=16.

3) Ревностному поклоннику моды всегда известна зависимость ширины брюк от сезона, т.е. известна мода, как функция времени. По ширине брюк можно указать годы, когда носили такие брюки. Ясно, что тем самым можно сконструировать некую функциональную зависимость. Мода зависит от времени, значит, мода зависимая переменная или функция, а время – аргумент, т.е. то, от чего зависит мода. А можно ли по одежде определить годы, в которые эту одежду носили? Да, можно. В этом случае время – функция, а мода – аргумент.

А теперь – в поликлинику. Врач велит пациенту измерить температуру. В стеклянной трубочке градусника заключён столбик ртути; врач по длине ртутного стержня определяет температуру тела пациента. Здесь функция – длина стержня, аргумент – температура тела.

4) Проанализируем стих: 

Не было гвоздя – подкова пропала.                                          

 Не было подковы – лошадь захромала.                            

 Лошадь захромала – командир убит.                              

Конница разбита – армия бежит.                                                

 Враг вступает в город,                                                        

   Пленных не щадя.                                                                                                           Оттого что в кузнице не было гвоздя.

Итак, лошадь. С чего начинается её неприятности? С того, что  непрочно державшаяся подкова отвалилась. А от чего подкова держалась непрочно? От того, что в кузнице не было гвоздей. Боевое состояние лошади зависит от прочности крепления подковы. Состояние лошади – функция, прочность крепления – аргумент. Но эта прочность, в свою очередь, обусловлена количеством гвоздей. Прочность – функция, количество гвоздей – аргумент. Выходит, прочность крепления подковы – это одновременно и функция и аргумент.[Продолжая таким образом, стих анализировать до конца.]

5) Задача

 Поезд движется из пункта А в пункт В со скоростью 120км/ч.                                                                           а) какой путь пройдёт поезд за t часов?                                                                                          б) за какое время он пройдёт путь, равный S км?

Итак:  V=120км/ч.                          решение:                                                                                             а) S(t)=?                                    а) S(t)=120*t                                                                                                                             б) t(S)=?                          пусть  t=2ч;       S(2)=120*2=240(км)

                                                     t=3,5ч;    S(3,5)=120*3,5=420(км)

                                                     t=4ч;       S(4)=120*4=480(км)

б)  t(S)=S/120

S=240(км);               t(240)=240/120=2(ч);

S=480(км);               t(480)=480/120=4(ч);

S=360(км);                t(360)=360/120=3(ч).

II. Закрепление: 

1) На доске написаны алгебраические выражения, прочитать и назвать зависимую и независимую переменные:

а)  у(х)=1/9х+4;                         е)  C(n)=1/4n;                                                                            б)  m(v)=10,2v;                          ж)  у(х)=х;                                                              

в)  х(у)= - 2у+5;                         з)  К(а)=0;                                                          

  г)  S(t)=420t;                              и)  в(х)=4,5.                                                              

 д)  а(в)=1/2(в-1);

2)  Предложить самостоятельную работу.

                 В – I                                               В – II

                                         у(х)=10х-4,        

                                     НАЙТИ:

У(5)                                                             У(8)

Х(0)                                                              У(0)

Х(1/4)                                                           Х(1/3)

III. Итог урока:

а) функциональная зависимость – зависимость одной переменной от другой

б) функция – зависимая переменная

в) аргумент – независимая переменная

г) значение функции – значение у, соответствующее заданному значению х.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку алгебры 7 класс по теме: "Понятие функции"

В данной презентации много примеров функции как соответствия между множествами. Определение функции вводится через ссылку на видеосюжет в интернете....

Введение понятия "Функция" в 7-ом классе.

Способы задания, область определения, область значения....

«Общее понятие функции, способы её задания, свойства функции».

Данный урок является первым в разделе «Числовые функции, свойства функции и их графики». При проведении урока используется компьютер для  представления мультимедийного приложения....

Понятие функции. Практическое применение функции. Способы задания функции. История развития понятия функции.

видеоурок по алгебре "Понятие функции. Практическое применение функции. Способы задания функции. История развития понятия функции."...

Конспект урока математики (по новым ФГОС), по теме:Понятие функции. Область определения и множество значений функции. Способы задания функции.

Конспект урока математики по новым ФГОС.Тема урока: Понятие функции. Область определения и множество значений функции. Способы задания функции....

Дидактические материалы для занятий математического кружка "Математика +" 7 класс. Занятие21. Понятие функции. Способы задания функции

Математический кружок- одна из наиболее эффективных форм внеклассных занятий. Для меня, как учителя, важно иметь под рукой пособие, в котором представлены идеи решений и которое позволило бы провести ...

Понятие функции. Область определения и область значений функции. Возрастание и убывание. Наибольшее и наименьшее значение. Нули функции. Промежутки знакопостоянства.

Цель занятия: организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности.Задачи занятия:- расширить понятие о числовых функциях пут...