Сборник математических задач с экологическим содержанием
материал по алгебре (6 класс) по теме

 

В современных учебниках математики связь с проблемами экологии не наблюдается, что требует от учителей математики самостоятельного решения задачи экологизации учебного процесса.  Так пришла идея создания сборника задач с экологическим содержанием. Цель создания сборника задач:  повысить интерес учащихся к предмету математика через ее  прикладную направленность  с актуализацией экологического компонента.

 

В данном сборнике автор классифицировал математические задачи с экологическим содержанием для использования их на уроках математики в 5-6 классах по некоторым основным темам: «Действия с натуральными числами», «Действия с дробями», «Проценты», а также экологическая шифровка, экологический лабиринт, экологические ребусы, высказывания об экологии. Собранные в сборнике  экологические задачи  могут быть применены учителями при организации, как дополнительных занятий, так и непосредственно на уроках  математики. Все эти разработки имеют большую практическую значимость в работе не только учителя-практика, но и учителя-исследователя. Используя статистические данные экологического состояния родного края, страны, земли, у учителя есть возможность самостоятельно конструировать замечательные задачи на любые темы курса математики 5-6 классов,  а также на некоторые темы и более старших классов.  По своему опыту могу сказать, что учащимся очень интересна тема экологии и рационального природопользования.

         Часть задач раскрывает истинную  экологическую картину  Пермского края, что позволяет  воспитывать у  школьников   любовь и уважение к окружающей среде родного края и патриотическое сознание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sbornik_zadach_s_ekologicheskim_soderzh.doc424.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №16» города Перми

Сборник математических задач с экологическим содержанием

Составил:

ученик 7 класса

Кялов Юрий

Викторович

Руководитель:

 учитель математики

    высшей категории

 Медведева Ю.Б.

Содержание

1. Введение.

2.Обозначение и запись натуральных чисел.

3. Дроби и проценты.

4. Задачи об экологии Пермского края.

5. Экологические тесты и лабиринты.

6. Высказывания о бережном отношении к природе.

1.Введение

«Общение с природой не только доставляет эстетическое наслаждение, но и влияет на формирование мировоззрения детей, на их нравственное развитие, расширяет их кругозор, обогащает впечатление.»

 К.Д. Ушинский

            Каждого человека волнует состояние окружающей среды, поскольку от нее зависят судьбы человечества. Разумеется, каждый из нас не в состоянии отвратить угрозу человеческой цивилизации, но мы не можем не видеть надвигающейся беды и не думать об этом. Ведь экологическая катастрофа — это не умозрительная картина некоего отдаленного будущего, а последствия того, что есть в настоящий момент и в гуще чего мы живем.

В настоящее время общее среднее образование находится на этапе модернизации и обновления системы и содержания образования. Экологизация  образования означает формирование нового миропонимания и новый подход к деятельности,  основанный на формировании гуманитарных и экологических  ценностей. Математика является одним из предметов, который пока недостаточно связан с экологией, а между тем эти науки тесно переплетаются. Но не надо забывать, что экологизация математики дает возможность проследить процесс развития человеческих знаний во времени и пространстве.   К сожалению, в современных учебниках эта связь не наблюдается, что требует от учителей математики самостоятельного решения задачи экологизации учебного процесса.  

   В данном сборнике автор  постарался классифицировать примерные математические задачи с экологическим содержанием для использования их на уроках математики в 5-6 классах по некоторым основным темам. Собранные в сборнике  экологические задачи  могут быть применены учителями при организации, как дополнительных занятий, так и непосредственно на уроках  математики. Все эти разработки имеют большую практическую значимость в работе не только учителя-практика, но и учителя-исследователя.    

   На предмете математика экологизацию можно ввести в текстовых задачах. Необязательно решать чисто экологические задачи, экологизационные задачи хорошо применять в 5-6 классах. Этих классах рекомендуется развивать "экологизационные" нравственные ценности, доступному к подростку. Целью воспитания детей данного возраста (11-14л)   является формирование позитивного отношения к окружающей среде. Тематика задач может быть самой разнообразной: биоэкологическая, геоэкологическая, социологическая, в том числе решения задач  по проблемам природопользования, историческая и т.д.

       

  Часть задач раскрывает истинную  экологическую картину  Пермского края, что позволяет  воспитывать у  школьников   любовь и уважение к окружающей среде родного края и патриотическое сознание.

  Таким образом, включая в образовательный процесс на уроках математики задачи с  экологическим содержанием, решаются следующие учебные и воспитательные задачи:    

  1)  Умение применять в жизни числа, рассуждать над проблемами экологии  и решать текстовые задачи  на уроках;

 2) Экологическое воспитание школьников вырабатывает  любовь и  уважение к окружающей среде,     патриотическое сознание;

 3) Повышает познавательный интерес  к уроку .

 4) Показывает необходимость развития природосберегающей культуры в жизни человека.

2.Обозначение и запись натуральных чисел

1. Брошенная на землю кожура от банана в нашем климате разлагается около 2 лет. Брошенный окурок сигареты разлагается на два года дольше. Пластиковый пакет разлагается на восемь лет дольше чем окурок. Сколько лет потребуется для того чтобы разложился пакет? На сколько лет раньше разложится кожура от банана? (12 лет, на 10лет).

       2. Дом площадью 48 м? и высотой 3 м во время весеннего паводка был заполнен водой. Сколько литров воды в доме?  (144000 л).

       3. Численность постоянного населения Якутии (в 1999г) 1000,7 тыс.. Площадь территории Якутии равен 3103,2 тыс. км?. Сколько км? достигается одному человеку. (Напишите приблизительно). И выразите в га.(?3,1 км?; 310 га).  

4.       Выпишите цифрами числа:

       "На один миллион лесной площади приходится всего шесть работников лесного хозяйства. В тысяча девятьсот девяноста четвертом году вырублено лесов тридцать семь тысяч двести четыре га, а  пожарными было охвачено семьдесят четыре тысяч восемьсот пятьдесят четыре га лесной площади.  В  тысяча девятьсот девяносто  пятом году только в июле пожары уничтожили один миллион пятьсот тысяч кубических метров древесины на площади свыше четыреста тысяч га.

5.  Каждая автомашина выбрасывает в атмосферу в 3 раза больше загрязняющих веществ по сравнению со своей собственной массой. Масса грузовика 3 т  какое количество загрязняющих веществ  выбрасывает в атмосферу такая машина?

6. В вершинах квадратной клумбы 4х4 (в дециметрах) растут 4 куста. Площадь клумбы, не выкапывая кустов, хотят увеличить 2 раза. Как они это сделают, и чему будет равен площадь новой клумбы? (Ответ выразите в сантиметрах).

7. В палаточном лагере на площади в 1 га за 3 месяца отдыхают 10 тыс. туристов. За сутки один невоспитанный турист может: 1) сжечь 1 м? древесины; 2) оставить на дереве автограф площадью 1дм?; 3) сломать до 10 молодых деревьев. Какой вред могут принести лесу 10 тыс. невоспитанных туристов?

8. Село расположено на берегу протоки реки Лена. Западная сторона  болотистое место, поэтому ездить до недавних времен  было трудно. Говорят, что переходили ровно 44 моста "44 кyргэ" от с. Тюбя до с.Маймага за 10 часов на повозке, а расстояние между которыми 120 км. Найдите скорость  повозки? Сравните со скоростью легковой машины, которая сейчас по трассе едет 1 ч.

9.  Недалеко от моего дома, где мы играем, растут березы из одного корня. Одна береза моя, 3 моих братьев, остальные березы сестры и моих родителей. Сколько берез растет из одного корня. 

 

10. В крупных промышленных центрах в воздухе находится 125- 500 мг/м3 CО2 при норме 3 мг/м?. Во сколько раз в среднем превышена норма?

11. Одним из способов защиты окружающей среды является рассеивание вредных веществ с помощью строительства высоких труб. Известно, что дымовая труба высотой 100 м даёт возможность рассеивать вредные вещества в радиусе до 20 м. Определить радиус рассеивания веществ, если высота трубы: а) 50 м; б) 80 м. Проведем такие же расчеты труб предприятий нашей местности.

12. Подсчитайте, какую площадь земельных угодий требуется отвести под строительство дороги с твердым покрытием (1 км, 10 км, 100 км), если известно, что ширина полосы отчуждения составляет 50 м? Как этот вопрос решён в нашем хозяйстве.

13.В среднем каждый человек употребляет 1,7 л воды в сутки при физиологической потребности 2-3 л. Подсчитайте, сколько воды употребляют в среднем все ученики класса, школы в сутки, в год?

3. Дроби и проценты.

1.  На территории Якутии ежегодно добывается 1/5 часть добываемых в мире алмазов, из них 1/5 образуют собственность республики.  Какую часть от добываемых в мире алмазов остается в республике?

2. На Маскаренских островах из 28 местных видов птиц вымерло 24. Определите этот, самый высокий в мире, процент исчезнувших видов птиц?

3. В суровую зиму в лесу может погибнуть до 90% птиц. Если в лесу обитало 3400 птиц, то каково количество оставшихся? В чем состоит основная причина их гибели?

4. Выбросы загрязняющих веществ от автотранспорта в 1992г. на территории г. Новгорода составили 72 тыс. т, в том числе: оксида углерода - 58 тыс. т, углеводорода - 10 тыс. т, оксидов азота - 4 тыс. т. Определите процентное содержание каждого из этих веществ   в общем количестве выбросов.

5. В Сибири ежегодно вырубают 600 тыс. га леса, столько же гибнет от пожаров. Искусственно восстанавливают 200 тыс. га в год. (Чтобы компенсировать вырубку, необходимо ежегодно сажать 1,5 млн га леса). Какой процент лесов восстанавливают от того, что необходимо?

6. Каждая автомашина выбрасывает в атмосферу в 3 раза больше загрязняющих веществ по сравнению со своей собственной массой. Масса грузовика 3 т  какое количество загрязняющих веществ  выбрасывает в атмосферу такая машина?

7. Весной очистка свалки была закончена за три дня. В первый день очистили 35% всей площади, во второй 33%, а в третьей день остальную. Найдите площадь участка свалки, если в третий день очистили на 0,6 га меньше, чем в первый?

8. В реку Яна и ее притоки поступают промышленные и бытовые сточные воды из пяти населенных пунктов. В 1993 г. из этих пунктов было сброшено свыше 90 млн куб. м сточных вод. Из них загрязненных - 47 млн куб. м. Какой процент сточных вод составляли загрязненные?

9. Из тысячи частей воды, поглощенной деревом, лишь около двух частей усваивается им в процессе питания. Береза поглощает в день 75 л воды, липа - 200. Сколько гр. воды в день идет на питание березы, липы? Какие экологические выводы можно сделать по этим данным?

10. Ель живет в лесу до 400 лет, а в городских условиях в 2,5 раза меньше. Сколько лет может прожить ель в городе? Как вы думаете, почему снижается продолжительность жизни деревьев в городе?

11. Общий запас всех лесов Якутии 9,3 млрд. куб.м, из  них запас спелых по своему  возрасту разрешенных к рубке, составляет 5,8 млрд. куб.м. сколько процентов составляет. (ответ пишите приблизительно). В настоящее время леса на планете занимают около 40 млн км?. Ежегодно эта величина уменьшается на 2%. когда планета останется без своих "легких", если этот процесс не остановить?

12. В Африке раньше леса занимали 60% территории, в настоящее время - только 17%. На сколько млн. км?  сократились площадь лесов Африки, если ее территория 30,3 млн км?

13. В мире ежегодно добывается 1600 млн м? древесины, около 20% всей древесины идет на топливо. Сколько кубических метров древесины ежегодно сжигается?

14. Площадь Пермского края - 160600 кв. м. Около 70% его территории занято лесами. Сколько кв. метров занимают леса?

Решение(м2) занимают леса.

15.  С 1600 г. на Земле вымерло 94 вида птиц. Из них гибель 86 % птиц связана с деятельностью человека. Сколько примерно видов птиц погибло по вине человека?

Решение: 94 : 100 * 86 = 80,8  80 видов птиц. Округление в меньшую сторону связано с тем, что количество видов птиц выражается целым числом, причём число видов нельзя увеличить на 0,2.

16.  В реку Чусовую и её притоки поступают промышленные и бытовые сточные воды из пяти крупных населённых пунктов. В 1993 г. из этих пунктов было сброшено свыше 90 млн куб.м сточных вод. Из них загрязнённых – 47 млн куб.м. Какой процент сточных вод составляли загрязнённые?

Решение: 47 : 90 * 100% = 52%

Примечание: число населённых пунктов, загрязняющих реку, в данной задаче совершенно излишне. Такие сведения употребляются обычно в газетах и являются попыткой призвать к ответственности администрацию посёлков.

17.  Допустим, что в  селе Зуевка с 1990г. работало две машины, на которых вывозили 50 тысяч куб. м мусора в год. Сколько мусора вывезено ими?

Решение: В этой задаче не хватает сведений о том, какой период времени нас интересует. Скорей всего мы можем судить о том, что вывозили этот мусор до 2003 года. За 13 лет (1990-2003) было вывезено 50 000 * 13 = 650 000 (куб м) мусора.( На улицах и возле домов очень много мусора. Я хочу, чтобы этого мусора стало поменьше в моём селе).

18.  На территории Пермского края 675 особо охраняемых территорий общей площадью 12940 га. Какой процент от всей площади Пермского края составляют охраняемые территории? Площадь Пермского края – 160,6 тыс. кв.км.

Решение: 1294000:160600=8%. Самый крупный из охраняемых территорий – это природный парк «Сылвенский». Всего на территории Пермского края 24 государственных природных заказника.

19. В парке отдыха лиственница даёт ежегодный прирост древесины 11 куб. м на каждом гектаре. В соседнем лесном массиве прирост составляет 4, 35 куб.м. В каждой роще запас древесины равен 200 куб. м на 1 га. Деревья какого массива производительней? Во сколько раз? Какие технические преимущества имеет лиственница перед другими деревьями?

 Решение: более производительным назовём то дерево, у которого отношение прироста древесины к общему его запасу больше. Будем считать, что в знаменитой роще одни лиственницы, а в другом лесном массиве лиственниц нет. Тогда у лиственницы отношение объёма прироста древесины к общему запасу древесины равно 11: 200 = 0, 055, а у других деревьев это отношение  4,35 : 200 = 0,0217. Выходит, что лиственница производительней других деревьев в 2,5 раза (0,055 : 0, 0217  2,5). Лиственница не только растёт быстрей других деревьев, но и имеет древесину устойчивую против гниения. К тому же эта древесина очень прочная. Так, предел прочности вдоль волокон при сжатии у лиственницы такой же, как у дуба, около 520 г/см2. Но дуб растёт значительно медленней.

20. В селе Зуевка ежегодно вырубают и загрязняют большие площади лесов. В 2005 году в Октябрьском районе вырубили свыше 700 кв. кубометров леса. Из них загрязнили – 280 гектаров леса. Какой процент лесов составляют загрязнённые? 

Решение: 280 : 700 * 100% = 40 %

21. Белые журавли устраивают свои гнезда только в Якутии и на Оби. В Якутии их на 20% больше, чем на Оби, от общего числа белых журавлей, сохранившихся в природе. Сколько белых журавлей сохранилось в природе, если в Якутии на 60 особей больше, чем на Оби?

20%=0,2;

60:0,2 =300 (журавлей).

22. На берегу реки Камы в п.Полазна отдыхает компания туристов. Первый турист оставил после себя 2,54кг мусора, второй турист – на 0,6кг меньше, а третий турист насорил столько, сколько 1-ый и 2-ой вместе.

1) Сколько кг мусора оставила после себя компания туристов? 2)Сколько кг мусора оставят после себя 100 отдыхающих, если за одного отдыхающего взять туриста, который намусорил всех меньше ?

Решение: 1) 2,54-0,6=1,94(кг) – мусора после 2-го туриста.

                                     2) 2,54+1,94=4,48(кг) – мусора после 3-го туриста.

                                     3) 2,54+1,94+4,48=8,96(кг) – мусора после трех      туристов.

                                     4) 1,94*100=194(кг) – мусора после ста туристов.

(Дети удивляются и делают вывод по экологической проблеме).

23.По периметру класса на карточках –длины рек Пермского края.      Записать их в порядке возрастания:

Сылва -492,75км, Вишера – 415,07км, Колва – 460,9км, Яйва – 402,87км, Косьва – 283,2км, Коса – 266,34км, Весляна – 266,7км, Иньва – 257км, Обва – 247.5км. (Самая длинная – Сылва, самая короткая – Обва).

24.На слайде числа:     25,4   0,9    2,04    14,6    100,9

     Задания:

Сложите первое и четвертое числа и вы узнаете, какую площадь на планете занимают леса.(40млн км²)

Вычесть из первого с конца числа второе число с начала и вы узнаете, сколько лет разлагается в почве консервная банка.(100лет)

То число, которое у вас получилось, умножить на 5. Столько лет разлагается в почве  пластиковая бутылка.(500лет)

4)Сумму всех чисел умножьте на 0.  Стекло не переработается в почве никогда.

25.  Длина глухаря на 75,3 см больше длины белки. Найди длину каждого,    если сумма длин глухаря и белки 125,7см.

26.  Одна тонна металлолома позволяет сэкономить 2 т руды и 1,3 т угля. В 1987 г. Ученики нашей школы собрали 8 т металлолома. Сколько руды и угля сэкономили ученики нашей школы?

Решение: Выполнив умножение 2 ∙ 8 и 1,3 ∙ 8, получим, что сэкономлено 16 т руды и 10,4 т угля.

 Как влияют космические полеты и запуски ракет на экологию Земли?

Эколог: Исследование и освоение космоса требуют применения очень мощных технических средств – космических ракет. Это порождает экологическую опасность, например ближний Космос загрязнен огромным количеством (более 3000 т) мусора, включающего разные фрагменты уже использованных технических устройств. Столкновение с ними – реальная угроза для космических аппаратов. Наиболее опасен выброс химических веществ в процессе работы реактивных двигателей: в околоземное пространство поступает в это время огромная масса различных химических продуктов, в основном газообразных, причем некоторые токсичны. В результате в верхней атмосфере вдоль всей траектории полета ракеты формируется газовое облако сложного химического состава, содержащее хлор. Хлор считается одним из главных разрушителей озона в атмосфере.

27.Считая, что 10-15 % в урожае картофеля, идущего на переработку, составляет почва, и, зная урожай картофеля в местном хозяйстве, подсчитаем, сколько плодородного слоя почвы потеряло наше хозяйство в этом году? Ваши предложения по решению проблемы охраны почвы.

28. Известно, что около 20-25 % урожая в мире теряется из-за болезней и вредителей. Зная, сколько растительной продукции получено в этом году в нашем хозяйстве, подсчитайте потери. Ваши предложения по сокращению.

29. Подсчитайте, сколько воды требуется городу с населением 1 млн. жителей для разведения сточных вод в течение года, если известно, что в сутки потребность города в чистой воде составляет 0,5 млн. м3. Перед сбрасыванием в водоём стоки нужно разводить 20-кратным объёмом чистой воды.

30. Известно, что 1 т пролитой нефти образует на поверхности воды пятно с площадью около 6 кв км?. Какую площадь акватории покроет нефтяная плёнка в случае аварии танкера водоизмещением 5000 т? Сравните с площадью известных вам водохранилищ, морей.

31. Известно, то оснащение двигателей регулятором подачи топлива даёт возможность уменьшить затраты горючего на 3-7%, на 30-40% смазочных веществ. Узнайте, сколько горюче-смазочных материалов расходуется в нашем хозяйстве за год и сколько их можно сэкономить?

4. Задачи об экологии Пермского края

1.В окрестностях Тюмени, Перми и Екатеринбурга уже к 30-ым гг. 20 века строевой лес был вырублен в радиусе 30 – 40 км. Какова площадь вырубленных лесов в окрестности каждого из этих городов?

 Решение. Поскольку данные приблизительные, естественно выбрать их среднее арифметическое, т.е. считать, что радиус вырубки в каждом случае равен 35 км. По формуле площади находим: 3,14 * 352 = 3846,5 (км2).

Заметим попутно, что в условиях Сибири деревья растут очень медленно, так что спешить там с вырубками – значит оставлять без свежего воздуха большие массы людей.

 

2.  Пермский край с населением свыше 3 млн человек занимает площадь около 160,6 тыс.га За 1 год такая территория при хорошем озеленении производит в среднем 25 тыс. т кислорода. Однако для обеспечения здоровья горожан требуется не менее 10 млн. т кислорода. Во сколько раз нужно увеличить площадь зелёных насаждений, чтобы получить для города необходимый объём кислорода?

Решение.

1000 000 : 25 000 = 400 (раз)

Указания на площадь города, на число его жителей совершенно бесполезны для решения задачи. Большое число данных запутывает решающего, ему трудно сразу понять, что именно надо отбросить, а следовательно эта задача – хорошая тренировка в создании полезных математических моделей.

3.Площадь Пермского края - 160600 кв. м. Около 70% его территории занято лесами. Сколько кв. метров занимают леса?

Решение(м2) занимают леса.

4. В реку Чусовую и её притоки поступают промышленные и бытовые сточные воды из пяти крупных населённых пунктов. В 1993 г. из этих пунктов было сброшено свыше 90 млн куб.м сточных вод. Из них загрязнённых – 47 млн куб.м. Какой процент сточных вод составляли загрязнённые?

Решение: 47 : 90 * 100% = 52%

Примечание: число населённых пунктов, загрязняющих реку, в данной задаче совершенно излишне. Такие сведения употребляются обычно в газетах и являются попыткой призвать к ответственности администрацию посёлков.

5. На территории Пермского края 675 особо охраняемых территорий общей площадью 12940 га. Какой процент от всей площади Пермского края составляют охраняемые территории? Площадь Пермского края – 160,6 тыс.

Решение: 1294000:160600=8%. Самый крупный из охраняемых территорий – это природный парк «Сылвенский». Всего на территории Пермского края 24 государственных природных заказника.

6. На берегу реки Камы в п.Полазна отдыхает компания туристов. Первый турист оставил после себя 2,54кг мусора, второй турист – на 0,6кг меньше, а третий турист насорил столько, сколько 1-ый и 2-ой вместе.

1) Сколько кг мусора оставила после себя компания туристов? 2)Сколько кг мусора оставят после себя 100 отдыхающих, если за одного отдыхающего взять туриста, который намусорил всех меньше ?

Решение: 1) 2,54-0,6=1,94(кг) – мусора после 2-го туриста.

                                     2) 2,54+1,94=4,48(кг) – мусора после 3-го туриста.

                                     3) 2,54+1,94+4,48=8,96(кг) – мусора после трех      туристов.

                                     4) 1,94*100=194(кг) – мусора после ста туристов.

(Дети удивляются и делают вывод по экологической проблеме).

7. По периметру класса на карточках –длины рек Пермского края.      Записать их в порядке возрастания:

Сылва -492,75км, Вишера – 415,07км, Колва – 460,9км, Яйва – 402,87км, Косьва – 283,2км, Коса – 266,34км, Весляна – 266,7км, Иньва – 257км, Обва – 247.5км. (Самая длинная – Сылва, самая короткая – Обва).

5.Экологические тесты и лабиринты.

1. Экологический тест.

1.         Что такое Экология?

        наука о взаимоотношении животных с окружающей средой

        Наука о числах

        наука об информации

2.         Какие древесные породы наиболее редкие в Пермском крае?

        Береза, липа

        Елка, сосна

        Кедр, дуб, лиственница.

3.         Какая бывает польза растений?

        Вырабатывают воду

        Вырабатывают кислород

        Поглощают много кислорода

4.         Сколько загрязняющих источников существует в г. Перми?

        11000

        6000

        560

5.         Что нужно для улучшения экологии?

        Создание экологических городов

        Увеличение количества химзаводов

        Вырубка лесов

2. Экологическая шифровка.

Задание: обведи в кружок заглавную букву того высказывания, с которым согласен.

Доброе дело – не сорить на улице, убирать за собой мусор в лесу.

Полиэтиленовые пакеты, выброшенные на улицу, удобряют почву.

Риск отравиться и отравить окружающую среду грозит, если сжигаешь пластиковые      бутылки.

Лес большой, можно выкидывать мусор, места хватит.

Открытый кран в школе увидел – подойди выключи.

Украсить жизнь весной можно большим букетом подснежников.

Зеленая книга – книга, в которую занесены исчезающие виды животных и растений.

Береги свои леса: лес – богатство и краса.

Исчезающие виды растений и животных занесены в красную книгу.

( должно получиться слово  « Дроби»)

3.Экологические ребусы.

1)

(Содержи стол в чистоте)

2)

(Экология стала самым громким словом на земле, громче войны и стихии)

6.Высказывания о бережном отношении к природе.

Природа для человека — мать родная (добрая, умная, ласковая, справедливая, кормилица, защитница, советчица). Люби и цени ее!

- Природа для человека — все: школа, вуз, академия (где учатся всю жизнь); она — музей (где собрано все лучшее, что создано годами, тысячелетиями); она — художественная галерея (с неповторимыми картинами); она — театр (музыкальный, драмы, комедии, теней и др.); она — наша столовая, аптека; она—наш дом (где хочется чистоты, уюта, красоты, удобства, взаимопонимания, любви, спокойствия). Береги свой дом!

- В природе надо любить все: воды, леса, зверей, птиц, красоту и безграничность. Любить мало, надо ее защищать и беречь — всем, всегда, везде.

- Природа хрупка, легко нарушить ее равновесие. Нарушив его, жди неприятностей и для себя.

Продолжение заповедей- Без знаний быть в природе нельзя. Никогда не делай того, последствий чего ты не представляешь. Они могут быть необратимыми, тяжелыми для природы, опасными для тебя, для всех людей.

- Без использования природных богатств обойтись сегодня трудно. Используй их умно. Взял из природы — компенсируй ей чем-то.

- Постоянно учись у природы: наблюдай, разумно используй ее уроки, благодари (словом и делом) за учение.

- В больной природе не может быть здоровым и сам человек. Помогай природе, и она поможет тебе — вылечит от болезней, накормит, напоит, защитит, вразумит.

- Соблюдай в природе «правила культурного поведения».Требуй этого от других, разъясняй необходимость их соблюдения.

- Помни: в природе есть много опасностей для человека. Соблюдай «правила техники безопасности в природе», и она станет твоим лучшим другом и помощником.

- Без острой необходимости не рви цветы — они нужны самой природе; не убивай животных — все имеют право на существование.

- Мало знать и говорить об охране природы, надо действовать — быстро, эффективно, осторожно.

- Только в гармонии с природой можно не как-нибудь выживать в нашем сложном мире, а жить полнокровной жизнью, наслаждаясь красотой, восстанавливая в природе свои силы, отдавая ей свои знания, опыт и достижения наук, но никакая, даже самая совершенная, технология не заменит живую природу.

- Только соблюдая эти правила можно надеяться на устойчивое развитие, без катаклизмов и катастроф — на достойную жизнь в этом мире.

Народная мудрость гласит

Лес — богатство и краса: береги свои леса.

Много леса — береги, мало леса — не руби, нет леса - посади.

Срубить дерево — пять минут, вырастить — 100 лет.

На молодняк лесной не поднимай руку: будет служить тебе и внуку.

Срубил дерево посади два.

Лес да вода — родные брат и сестра.

Лес да вода поле красят.

Зеленая ограда — полям отрада.

Сажай лес в поле — будет хлеба боле.

Невысок лес, а от ветра защищает.

Мал подлесок, да горы сохраняет.

Лес засохнет мир оглохнет.

Над лесом дождь дважды идет.

Что в лесу родится, в доме пригодится.

Сосна кормит, липа одевает.

Под большим деревом и гриб вольготней растет.

Облака стали цепляться за лес — иди за грибами.

Каков корень, таково и семя.

Одно дерево леса не делает.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок занимательной математики в 6 классе "Задачи с экологическим содержанием"

Урок проведен в рамках недели экологии и биологии, включены задачи с экологическим содержанием, краеведческий материал....

Решение задач с экологическим содержанием

Помни что знаешь, что знаешь - не забывай....

Урок занимательной математики 6 класс( задачи с экологическим содержанием)

Урок математики 6 класса, проводится на конец учебного года.На уроке учащиеся знакомятся с животными и природой Тульского края....

Задачи межпредметного смысла на уроках математики. Задачи природно - экологического содержания для 6 класса

Данная презентация содержит задачи экологической направленности и может быть полезна учителям математики при подготовке уроков и внеклассных мероприятий по ФГОС....

Программа элективного курса по химии: " Простые и комбинированные задачи с экологическим содержанием "

Материал содержит программу и тематическое планирование элективного курса (по выбору) для углубления знаний и подготовки к аттестации....

Сборник математических задач с национально-региональным содержанием для учащихся 5-6 классов

В сборнике приведены математические задачи с национально-региональным содержанием Кабанского района Республики Бурятия. Данные задачи можно использовать как на уроках, так и во внеклассной работе по м...