Решение задач с экологическим содержанием
план-конспект урока алгебры (6 класс) на тему

Помни что знаешь, что знаешь - не забывай.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon reshenie_zadach_s_ekologicheskim_soderzhaniem.doc339 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок (математика + экология) в 6-м классе по теме "Решение задач с экологическим содержанием"

 

МОУ Краснопоймская основная общеобразовательная школа

Луховицкий район

Гришина Татьяна Ивановна

учитель математики

На уроке в 6 классе сделана попытка интегрировать учебный материал по математике с экологией.

Идея возникла в связи с тем, что некоторые учащиеся небрежно относятся к учебникам. Тогда было принято решение учителя ответить на вопрос, заданный ученикам: «Сколько нужно леса на изготовление одной книги?». Но отсюда возникает и экологическая проблема – сохранение лесных угодий.

Таким образом, на уроке показано, как можно с помощью математических задач выявить проблемы по экологии и некоторые пути их решения.

Тема урока: "Решение задач с экологическим содержанием"

Этап обучения по теме «Умножение и деление обыкновенных дробей.»

Цель урока: развитие экологического мышления средством учебного предмета «Математика».

Задачи:

— обучения

1. повторить и систематизировать изученный материал по теме «Умножение и деление обыкновенных дробей», используя задачи с экологическим содержанием»; применить знания при решении задач экологического содержания,  познакомить учащихся с экологическими проблемами местности.

— развития

2.продолжить развивать логическое мышление, навыки исследовательской работы, расширять кругозор учащихся; умения  анализировать, размышлять, делать выводы, развивать умение ориентироваться в нестандартной ситуации.

— воспитания

3. воспитывать уважение и любовь к природе, ответственность за ее будущее, .воспитывать новое экологическое мышление,  прививать любовь к малой Родине.

Тип урока: урок повторения, обобщения и систематизации знаний.

Используемые приемы, методы, технологии обучения: - ИКТ-технологии, педагогика сотрудничества, технология личностно-ориентированного обучения и воспитания; - коллективная мыслительная деятельность, интерактивное обучение, диалоговое обучение; исследовательский метод, поисковый метод; - беседа, рассказ (словесный), решение задач (практический).

Используемые формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная работа, индивидуальная работа (подготовка и презентация докладов), коллективное исследование.

Оборудование и основные источники информации на уроке применяется мультимедиа система и проекционное оборудование, которое позволяет задействовать все каналы восприятия учебной информации (визуальной, кинестетической, аудиальной), что повышает качество усвоения учебного материала и мотивацию к учебной деятельности. Основной источник информации Интернет.

Прогнозируемый результат (формируемые компетентности):

1. учащиеся приобретут и закрепят навыки работы с компьютером, решения задач экологического характера, умения анализировать, размышлять, делать выводы, ориентироваться в нестандартной ситуации;

2. продолжать развивать навыки исследовательской работы.

Таким образом, формируются ключевые образовательные компетенции: исследовательская, информационная, социальная, коммуникативная, общекультурная, предметная и интеллектуальная.

Список использованной литературы: 

1.http://zdd.1september.ru/view_article.php?ID=200802207 А. Андриянов «Рощи да леса – всему свету краса»

2. http://www.forestforum.ru/viewtopic.php?f=18&t=4579 Лесной форум Гринпис России. Расход древесины на создание бумаги.

3. Кузнецова Н.П. презентация «Лес – богатство Земли»

Ход урока

Организационный момент

Улыбнитесь! Передайте своему товарищу мысленно положительные эмоции, поделись капелькой теплоты, добра.

        Хочу я, чтоб добро к тебе пришло

        Как свет весенний, как тепло костра:

        Пусть для тебя источником добра

        Не станет то, что для другого – зло.

Организационный момент. Приложение 1 (Презентация Лес) Слайд

Вступительное слово: Нет ничего краше и привлекательнее нашего леса! Лес – величайшее творение природы, краса и гордость нашей планеты. «Леса – учат человека понимать прекрастное» - эти замечательные слова принадлежат Антону Павловичу Чехову. И действительно, именно в лесах с необычайной силой и выразительностью представлены могущество и величественная красота природы. Но лес не только украшение нашей Земли.

Сегодняшний урок не совсем обыкновенный. Мы с вами постараемся проверить на практике связь математики с жизнью.

Сегодня на уроке мы будем решать задачи с экологическим содержанием.

В старину на Руси про лес говорили, а что говорили  вы сейчас узнаете, выполнив задание:

а) Вычислите, если

1. 24                                                 

16                                                

                                        

Ключ

1

5

15

5/7

2

7

3

150

с

-

не

рядом

лесом

голодному

жить

быть

«Рядом с лесом жить – голодному не быть»


б) Вычислите, если

            1.

        2.

        3.

        4.

 4.

Ключ

17

0

1

1/6

богаче

-

царя

лес

«Лес – богаче царя»

Продолжи пословицы:

в) А как вы думаете, для чего нужен лес? (Ответы ребят)

 Гулять в лесу полезно для здоровья, заряд бодрости, укрепит иммунитет.

Доклады учащихся

1. Значение древесины для жизнедеятельности человека (приложение 2).

2. Лес – богатство Земли (приложение 3).

Учитель математики: Но лес – это не только украшение земли. Это ценнейшее сокровище нашей природы .Лес необходим для строительства сёл и городов, фабрик и заводов. Производство бумаги и киноплёнки, искусственного волокна и мебели, музыкальных инструментов и спортивного инвентаря не может обойтись без древесины. Древесина служит сырьём для получения массы ценных химических продуктов: спирта, кислот, канифоли. Высококачественный русский лес охотно покупают многие страны. Сегодня мы остановимся на производстве бумаги.

Сейчас мы остановимся на производстве бумаги. Проведем небольшое исследование и сделаем вычисления к задаче.

Задача  . Вычислить, сколько нужно древесины для того, чтобы издать один учебник 6 класса «Математика» автор Н.Я. Виленкин и другие М: Мнемозина, 2011г и сколько, чтобы издать тираж учебника?

Этапы работы над задачей:

1. Найти в Интернете сколько древесины нужно для одной книги.

Адрес: http://www.forestforum.ru/viewtopic.php?f=18&t=4579 

Ответ: 0,06м2 =3/50м2, если в книге 300 страниц.

2. Найти, сколько необходимо леса, для одной страницы книги.

 Ответ: 3/50 м2 = 10000 см2 : 50*3= 600 см2    600 см2 :300 = 2 см2

3. Вычислить для всей книги «Математика 6» (посмотреть количество страниц)

 2 см2 * 288 стр = 576 см2

4. Найти, сколько древесины нужно на весь тираж учебника (посмотреть тираж)

 576 см2 * 100000 = 57600000 см2 =5760 м2 = 57 а

Итог:  Какой вывод для себя вы сделали, решая эту задачу?

Прежде чем портить учебник, подумай, сколько погибнет деревьев для издательства нового.

А знаете ли вы, что 20 кг макулатуры сохраняет 1 крупное столетнее дерево.

А знаете ли вы, что ежегодно 125 миллионов деревьев вырубается для производства бумаги.

А знаете ли вы, что 1 га леса за 1 час поглощает весь углекислый газ, который выделяют при дыхании 200 человек.

На производство 1тонны бумаги требуется 2тонны древесины.

1га  елового леса осаждает  30т пыли

1га  соснового леса осаждает  35т пыли

1га  дубового леса осаждает  56т пыли.

Природа способна к самоочищению, но огромное количество отходов и выбросов от транспорта, комбинатов и заводов, аэрозолей не может нейтрализовать даже природа!

Небезопасна грязная атмосфера и для человека, в первую очередь страдают органы дыхания. Особую опасность для человека представляют летучие ядовитые вещества при пожарах.

Сегодня перед нами стоит очень серьёзная задача:

На территории посёлка произошёл пожар лесного массива.

 Ваши действия:

  1. Срочно надеть средства защиты, если их нет изготовить их
  2. Позвонить  01  и  02
  3. Вычислить площадь  территории, охваченной огнём.
  4. Вычислить длину верёвки для ограждения  территории, оградить её.

Решим задачу.

Длина  лесного участка 12,75км, а ширина в 1,5 раза меньше  длины.

а)Какова площадь этого лесного участка?

б)Сколько квадратных метров занято пожаром ,если под огнём отведено 80% всей площади?

в)Каков периметр этого участка?

Ребята, вы провели трудную работу, теперь необходимо провести физкультминутку.

4. Физ.минутка для снятия утомления  глаз.

Потрите ладошки, до ощущения тепла и сделайте маску своим глазкам, погрейте их – они от этого станут еще красивее и заблестят.  

Взглядом обвести контуры фигур, изображённых на рисунке, 3 раза в одну сторону и 3 раза в другую сторону(фигуры рисуют на доске).

Ребятам раздаются карточки для самостоятельной работы.

Задании № 1     Решите  задачу.

          Вариант – 1                                                                Вариант - 2

Найдите площадь прямоугольника,                              Найдите площадь прямоугольника,

если его длинна дм., а ширина дм.                   если его длинна м., а ширина м.

Задание № 2     Вычислите:

а)                                             

Задание № 3     Решите уравнения:

а) 3х+                                                    б) 5х+

Итог урока

Как вы считаете, насколько полезен и познавателен был сегодняшний урок?

Какие выводы для себя сделали?

Итог: Около школы имеются зеленые насаждения, но этого недостаточно. Ученики 9 класса нынче посадили аллею кустарников, так они захотели оставить добрую память о себе. Я предлагаю бережно относиться к посаженным деревьям, а еще лучше самим посадить.

Мы в свою очередь(перечисляют дети) должны сажать деревья и беречь их, не рвать цветочки, не разбрасывать мусор куда попало, очистить родники, подкармливать птиц зимой, т.е. одним словом – любить природу.

Домашнее задание решить задачу.

Сколько в нашей школе остаётся бумаги на столах за день после уроков? Сколько за 210 учебных дней?

1 Сколько выброшенной бумаги приходиться в день на одного ученика?

2 Прикинуть сколько может быть оставлено бумаги в школах района за один день и за весь учебный год?

3 Выразить массу выброшенной бумаги в кг.,т. (Каждый раз нужно разделить на 1000)

4 Посчитать какая часть выпущенной бумаги будет потрачена с пользой. На сайте Энциклопедии кругосвет http://www.krugosvet.ru (Бумага и прочие писчие материалы. Производство, стр.3) бумаги производится в нашей стране около 6 000 тонн.

Запомните, ребята, мы – тоже частица живой природы. Заболеет лес или река, и нам будет плохо. Так давайте беречь и любить все живое. Не обижайте ни дерево, ни муравья. Не обижайте друг друга. Когда все добры и вежливы, счастье приходит в нашу жизнь.

   

Стихотворение « Русский лес»(Приложение 4).

http://zdd.1september.ru/view_article.php?ID=200802207 А. Андриянов «Рощи да леса – всему свету краса»

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.                                                                   (И. Бунин   )

Рефлексия

У каждого из вас на столе карточки (зелёная, жёлтая, красная). Уходя из класса, прикрепите на доску одну из них.

Карточка зелёного цвета обозначает: « Я удовлетворён уроком, урок был полезен для меня, я много, с пользой и хорошо работал на уроке и получил заслуженную оценку, я понял всё. О чём говорилось и что делалось на уроке».

Карточка жёлтого цвета обозначает: «Урок был интересен, я принимал в нём активное участие, урок был в определённой степени для меня  полезен  я отвечал с места, я сумел выполнить ряд заданий, мне на уроке было достаточно комфортно».

Карточка красного цвета обозначает: «Пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чём идёт речь, мне это не очень нужно, домашнее задание я не буду выполнять, мне это неинтересно, к ответам на уроке я был не готов».

Заповеди юных друзей леса

  1. Сохраните леса такими, чтобы они могли радовать нас, наших детей и внуков и внуков наших внуков.
  2. Приходите в лес пешком и с любовью.
  3. Леса несут успокоение нашему перегруженному мозгу, они успокаивают душу. Слушайте таинственную музыку леса!
  4. Уважайте жизнь в лесу, даже ту, что невидима вам, включая микроорганизмы.
  5. Если вы видите новое, неизвестное растение или животное, то старайтесь узнать его название.
  6. Если вы собираете дикие плоды и грибы, не уничтожайте то, что их родило, – деревья, кустарники, грибницы.
  7. Относитесь к животным в лесу как старший брат – без жестокости и бездушия, не мешайте им жить своей жизнью.
  8. Кроме ягод и грибов, уносите из леса только приятные воспоминания и восхищайтесь его красотой

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.                                                                   (И. Бунин   )

А знаете ли вы, что 20 кг макулатуры сохраняет 1 крупное столетнее дерево.

А знаете ли вы, что ежегодно 125 миллионов деревьев вырубается для производства бумаги.

А знаете ли вы, что 1 га леса за 1 час поглощает весь углекислый газ, который выделяют при дыхании 200 человек.

На производство 1тонны бумаги требуется 2тонны древесины.

1га  елового леса осаждает  30т пыли

1га  соснового леса осаждает  35т пыли

1га  дубового леса осаждает  56т пыли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок занимательной математики в 6 классе "Задачи с экологическим содержанием"

Урок проведен в рамках недели экологии и биологии, включены задачи с экологическим содержанием, краеведческий материал....

Сборник математических задач с экологическим содержанием

В современных учебниках математики связь с проблемами экологии не наблюдается, что требует от учителей математики самостоятельного решения задачи экологизации учебного процесса.  Так пришла...

Урок занимательной математики 6 класс( задачи с экологическим содержанием)

Урок математики 6 класса, проводится на конец учебного года.На уроке учащиеся знакомятся с животными и природой Тульского края....

Задачи межпредметного смысла на уроках математики. Задачи природно - экологического содержания для 6 класса

Данная презентация содержит задачи экологической направленности и может быть полезна учителям математики при подготовке уроков и внеклассных мероприятий по ФГОС....

Программа элективного курса по химии: " Простые и комбинированные задачи с экологическим содержанием "

Материал содержит программу и тематическое планирование элективного курса (по выбору) для углубления знаний и подготовки к аттестации....

Решение задач с экологическим содержанием

Внеклассное мероприятие, посвящённое году экологии. На данном уроке рассматривались экологические проблемы Крымского полуострова...