Исследование связи между корнями и коэффициентами квадратного уравнения
методическая разработка по алгебре (8 класс) на тему

Брусенко Василий Васильевич

 

РЕЦЕНЗИЯ

на урок математики с использованием информационных технологий

в 8 классе.

Учитель Брусенко В.В.

 

            Тема урока «Исследование связи между корнями и коэффициентами квадратного уравнения».

            Цель урока: «открыть» эту связь. Таким образом, урок с самого начала нацелен на творческую работу учащихся, их самостоятельность как исследователей, так как материал данной темы по программе носит ознакомительный характер. Пробуждению интереса к изучаемой теме служит и то, что урок начинается с отрывка из стихотворения, посвященного теореме Виета.

            В соответствии с поставленной целью я выбираю и тип урока.  Это урок-исследование, на котором учащиеся учатся анализировать, систематизировать, обобщать знания, овладевают способами самостоятельной деятельности, навыками работы с компьютером.

            Для актуализации знаний и умений, учащихся я строю повторение материала на основе дифференциации заданий. Более сильные ученики самостоятельно работают с тренировочными заданиями с помощью компьютера, отправляя их на принтер учителя для   проверки правильности своих решений и оценивание. Остальные ученики работают вместе с учителем.

            Постановка проблемных вопросов позволила перейти к основной теме урока. Использование слайдов с заданиями по теме урока дает установку на более глубокое изучение и прочное запоминание материала, так как учащиеся анализируют, рассуждают и знакомятся с  правильностью и доказательством данных на слайдах утверждений  на сайте в Интернете. Таким образом, на уроки  учащиеся  развивают информационные компетенции.

            Кроме того, на уроке развиваются и коммуникативные компетенции учащихся. Организуется работа в малых группах и парах сменного состава. Применение такого способа обучения позволяет учителю выйти с традиционного уровня общения «учитель-ученик» на оптимальный – «ученик-ученик»,  «ученик-учитель», «ученик – учебный материал»; учащиеся показали умение сотрудничать и работать в группах.

            На уроке  прослеживаются межпредметные связи с литературой и историей. Через работу с Интернетом учащиеся знакомятся с исторической справкой о Франсуа Виете, со стихотворением, отрывок из которого послужил эпиграфом к уроку. Один из учащихся создает собственный слайд с использованием данного стихотворения.

            Самостоятельная работа учащихся в конце урока направлена на закрепление полученных на уроке знаний. Домашнее задание носит творческий характер, является продолжением, углублением и закреплением усвоенных на уроке знаний и их применения в условиях решения нестандартных задач. При этом задания строго дозированы и не вызывают перегрузки учащихся.

            Все этапы урока взаимосвязаны, логически последовательны. Переход от одного этапа к другому осуществляется проблемными вопросами, побуждая учащихся к мыслительной деятельности, развивая такие психические процессы, как память, внимание, мышление.

          Урок носит воспитывающий и обучающий характер, способствует развитию личности ребенка.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc.doc64 КБ
Office presentation icon prilozhenie_no1.ppt104.5 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_no2.doc27 КБ

Предварительный просмотр:

План проведения урока

эпиграф к уроку (на доске): По праву достойна в стихах быть воспета

                                                            О свойствах корней теорема Виета.

Тема: Исследование связи между корнями и коэффициентами квадратного уравнения.

Цель урока:   «открыть» зависимость между корнями уравнения и его коэффициентами; научить                                             применять теорему Виета и обратную ей теорему в различных ситуациях при    решении квадратных уравнений;

развитие информационно-аналитических компетенций и умений учебного труда (умение работать в должном темпе);

воспитание добросовестного отношения к учебному труду.

                       

Материалы и оборудование урока: проектор, слайд-фильм, компьютерный класс с выходом в    интернет.

Тип урока:  усвоение новых знаний.

Класс: 8.

Продолжительность: 2 урока.

Ход урока  (урок сопровождается слайд-фильмом, приложение №1):

I. Проверка домашнего задания, актуализация и коррекция опорных знаний учащихся   (используется метод фронтальной беседы и устный опрос)

Для сильных учащихся предлагается тест в электронном варианте (приложение №2) (работа на 5 минут, остальные учащиеся работают с учителем).

На прошлых уроках мы познакомились с новыми уравнениями.

Назовите их и дайте определение.

В зависимости от наличия коэффициентов, в квадратном  уравнении как оно называется?

Дайте определение приведенного квадратного уравнения.

Также познакомились с формулами корней квадратного уравнения и дискриминантом.

Какую связь устанавливают формулы корней квадратного уравнения?

Какую зависимость устанавливает значение дискриминанта?

        (при ответах учащиеся делают записи на доске)

А как вы думаете: все ли связи между корнями и коэффициентами квадратного уравнения мы рассмотрели?

II. Сообщение темы, цели и задач урока, мотивация учебной деятельности школьников, постановка проблемы.

 

 Слайд №1

Исследование связи между корнями

 и коэффициентами квадратного уравнения.

Открыть тетради записать число и тему урока. Обратимся к домашней работе. Дома вы решали 4 уравнения и заполняли таблицу.

Слайд №2.

 

III. Восприятие и первичное осознание нового учебного материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения (Применяются следующие методы: 1. работа с таблицей, самостоятельная работа в группах с интернетом с целью восприятия нового материала; 2. беседа с целью проверки и коррекции первичного осознания и воспроизведения учащимися знаний).

Проверьте свою работу по таблице. А теперь посмотрите внимательно, что интересного вы заметили? Обсудите это в парах и попытайтесь сформулировать предположение (выслушиваем предположения). Действительно, вы правы, существует такое утверждение.

Слайд 3.

Утверждение №1:

Пусть х1 и х2 – корни уравнения  х2+ pх + q = 0.

Тогда числа х1, х2 , p, q связаны равенствами:

х12= -p,     х1х2=q

Утверждение № 2:

Пусть числа х12,p,q связаны равенствами х12= -p,   х1х2=q.

Тогда х1 и х2 – корни уравнения   х2+ pх + q=0

Записываем в тетрадях утверждение №1. Знакомство с доказательство утверждения происходит на сайте по адресу:

http://www.postupi.ru/ucheb/math/math_alg_uravn01.html

(в процессе доказательства обратного утверждения получается равенство:

 х2 + рх + q = (х-х1)(х-х2))

Итак, мы познакомились с доказательством теоремы Виета. Запишите ее в тетрадях.

Слайд №4  

Теорема Виета:

Числа х1 и х2 являются корнями приведенного квадратного уравнения

х2 + pх + q = 0    тогда и только тогда, когда   х12= -p,    х1х2=q.

Следствие: х2 + pх + q=(х-х1)(х-х2).

Как вы догадались,  данная теорема носит имя автора. Кем же был Франсуа Виет, и когда была доказана эта теорема?

Слайд №5

Франсуа  Виет

     Франсуа Виет родился в 1540 году во Франции. Отец Виета был прокурором. Сын выбрал профессию отца и стал юристом, окончив университет в Пуату. В 1563 году он оставляет юриспруденцию и становится учителем в знатной семье. Именно преподавание побудило в молодом юристе интерес к математике.

Виет переезжает в Париж, где легче узнать о достижениях ведущих математиков Европы. С 1571 года Виет занимает важные государственные посты, но в 1584 году он был отстранен и выслан из Парижа. Теперь он имел возможность всерьез заняться математикой.

В 1591 году он издает трактат «Введение в аналитическое искусство», где показал, что, оперируя  с символами, можно получить результат, применимый к любым соответствующим величинам. Знаменитая теорема была обнародована в том же году.

                Громкую славу получил при Генрихе lll во время Франко-Испанской войны. В течение двух недель, просидев за работой дни и ночи, он нашел ключ к Испанскому шифру.

                Умер в Париже в 1603 году, есть подозрения, что он был убит.

Итак, какие связи между коэффициентами и корнями приведенного квадратного уравнения мы обнаружили? Чем интересно полученное следствие? Где это можно использовать?

Подумайте и ответьте: где, в каких ситуациях можно воспользоваться теоремой и следствием?

Свои предположения обсудите в парах, и полученные ситуации запишите в тетрадь.

(выслушиваем то, что получилось, обсуждаем)

Давайте, сравним ваши предположения с предлагаемыми ситуациями.

Слайд №6

 Ситуации, в которых может использоваться теорема Виета.

Проверка правильности найденных корней.

Определение знаков корней квадратного уравнения.

Устное нахождение целых корней приведенного квадратного уравнения.

Составление квадратных уравнений с заданными корнями.

Разложение квадратного трехчлена на множители.

 Самостоятельная работа учащихся.

Выполним задания.

Слайд №7 

 

        Решите следующие задания:

Верно ли, что числа 15 и 7 являются корнями уравнения  

       х2 - 22х + 105 = 0?

Определите знаки корней уравнения   х2 + 5х – 36 = 0.

Найдите устно корни уравнения   х2 - 9х + 20 = 0.

Составьте квадратное уравнение, корнями которого являются числа     1/3 и 0,3.

Разложите квадратный трехчлен на множители х2 + 2х - 48.

Учащиеся решают в группах, полученные решения представители от групп объясняют у доски.

Постановка новой проблемы.

Используя ответ задания №4, сначала переходим к квадратному уравнению с целыми коэффициентами, а затем задается вопрос: будет ли верна теорема  Виета для данного неприведенного квадратного уравнения?

Учащиеся в парах обсуждают возникшую проблему, пробуют сформулировать по аналогии обобщенную теорему Виета. Обсуждаем полученные варианты ответов. Затем выясняем, как бы выглядело следствие для таких уравнений. Сравниваем со следующим слайдом.

Слайд №8 

       Обобщенная теорема Виета:

Числа х1 и х2 являются корнями квадратного уравнения   ах2 + bх + с = 0  тогда и только тогда, когда

  х12= -b/а,    х1х2=с/а.

Следствие:   ах2 + bх + c = а(х-х1)(х-х2).

VI. Обобщение и систематизация знаний учащихся осуществляются на основе

      решения задач.

Учащимся предлагается применить полученные знания в следующих ситуациях.

Слайд №9   

Решите следующие задания:

В уравнении х2 + pх – 32 = 0 один из корней равен 7. Найдите другой корень и коэффициент p.

Один из корней уравнения 10х2  - 33х + с = 0 равен 5,3. Найдите другой корень и коэффициент с.

Разность корней квадратного уравнения  х2 - 12х + q = 0  равна 2. Найдите q.

Определите знаки корней квадратного уравнения ( если они существуют), не решая уравнения:  5х2 – х – 108 = 0.

Найдите b и решите уравнение (b-1) х2 - (b+1)х = 72, если х1 = 3.

Учащиеся решают в парах, полученные решения объясняют у доски.

V. Подведение итогов урока и сообщение домашнего задания.

Учащимся предлагается обратиться к сайту в интернете по адресу  

http://mathem-poem.narod.ru/nach/uchen/uchg.htm -

для ознакомления со стихотворением, две строки которого вынесены эпиграфом в начало урока.

(один из учеников читает стихотворение)

Слайд №10    

       

По праву достойна в стихах быть воспета

О свойствах корней теорема Виета.

Что лучше, скажи, постоянства такого –

Умножить ты корни, и дробь уж готова:

В числителе «с», в знаменателе «а».

И сумма корней тоже дроби равна,

Хоть с минусом дробь та, ну, что за беда:

В числителе «в», в знаменателе «а».

                                   

Вопросы к учащимся: что нового узнали на уроке? что необходимо хорошо запомнить и понять?

Оценка работы всего класса и отдельных учащихся (выставление оценок за работу с тестом)

Слайд №11 

     

Домашнее задание:

Стр.121 – 124  прочитать, выучить теоремы и следствия.

№575(а, в, д), 577.

По желанию:  при каких  а уравнение ах2 – 6х + а = 0 имеет один корень?

Для учащихся I группы (сильных), решить уравнение:

2006х2 - 2007х + 1 = 0

(используя следствия  теоремы Виета)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: « Исследование связи между корнями и коэффициентами квадратного уравнения».

Слайд 3

Утверждение №1: Пусть х 1 и х 2 – корни уравнения х2+ p х + q = 0. Тогда числа х 1 , х 2 , p , q связаны равенствами: х 1 + х 2 = - p , х 1 х 2= q Утверждение № 2: Пусть числа х 1 , х 2 , p , q связаны равенствами х 1 + х 2 = - p , х 1 х 2= q . Тогда х 1 и х 2 – корни уравнения х2+ p х + q =0

Слайд 4

http://www.postupi.ru/ucheb/math/math_alg_uravn01.html

Слайд 5

Теорема Виета: Числа х 1 и х 2 являются корнями приведенного квадратного уравнения х2 + p х + q = 0 тогда и только тогда, когда х 1 +х 2 = - p , х 1 х 2 = q . Следствие: х2 + p х + q =(х-х 1 )(х-х 2 ).

Слайд 6

Франсуа Виет Франсуа Виет родился в 1540 году во Франции. Отец Виета был прокурором. Сын выбрал профессию отца и стал юристом, окончив университет в Пуату. В 1563 году он оставляет юриспруденцию и становится учителем в знатной семье. Именно преподавание побудило в молодом юристе интерес к математике. Виет переезжает в Париж, где легче узнать о достижениях ведущих математиков Европы. С 1571 года Виет занимает важные государственные посты, но в 1584 году он был отстранен и выслан из Парижа. Теперь он имел возможность всерьез заняться математикой. В 1591 году он издает трактат «Введение в аналитическое искусство», где показал, что, оперируя с символами, можно получить результат, применимый к любым соответствующим величинам. Знаменитая теорема была обнародована в том же году. Громкую славу получил при Генрихе lll во время Франко-Испанской войны. В течение двух недель, просидев за работой дни и ночи, он нашел ключ к Испанскому шифру. Умер в Париже в 1603 году, есть подозрения, что он был убит.

Слайд 7

Ситуации, в которых может использоваться теорема Виета. 1. Проверка правильности найденных корней. 2.Определение знаков корней квадратного уравнения. 3.Устное нахождение целых корней приведенного квадратного уравнения. 4.Составление квадратных уравнений с заданными корнями. 5.Разложение квадратного трехчлена на множители.

Слайд 8

Решите следующие задания: 1.Верно ли, что числа 15 и 7 являются корнями уравнения х2 - 22х + 105 = 0? 2.Определите знаки корней уравнения х2 + 5х – 36 = 0. Найдите устно корни уравнения х2 - 9х + 20 = 0. 3.Составьте квадратное уравнение, корнями которого являются числа 1/3 и 0,3. 4.Разложите квадратный трехчлен на множители х2 + 2х - 48.

Слайд 9

Обобщенная теорема Виета: Числа х 1 и х 2 являются корнями квадратного уравнения ах2 + b х + с = 0 тогда и только тогда, когда х 1 + х 2 = - b /а, х 1 х 2 = с/а. Следствие: ах2 + b х + c = а(х-х 1 )(х-х 2 ).

Слайд 10

Решите следующие задания: 1.В уравнении х2 + p х – 32 = 0 один из корней равен 7. Найдите другой корень и коэффициент p . 2.Один из корней уравнения 10х 2 - 33х + с = 0 равен 5,3. Найдите другой корень и коэффициент с. 3.Разность корней квадратного уравнения х2 - 12х + q = 0 равна 2. Найдите q . 4.Определите знаки корней квадратного уравнения ( если они существуют), не решая уравнения: 5х2 – х – 108 = 0. 5.Найдите b и решите уравнение ( b -1) х2 - ( b +1)х = 72, если х 1 = 3.

Слайд 11

http :// mathem - poem . narod . ru / nach / uchen / uchg . htm -

Слайд 12

По праву достойна в стихах быть воспета О свойствах корней теорема Виета. Что лучше, скажи, постоянства такого – Умножить ты корни, и дробь уж готова: В числителе «с», в знаменателе «а». И сумма корней тоже дроби равна, Хоть с минусом дробь та, ну, что за беда: В числителе «в», в знаменателе «а».

Слайд 13

Домашнее задание: Стр.121 – 124 прочитать, выучить теоремы и следствия. №575(а, в, д), 577. По желанию: при каких а уравнение ах2 – 6х + а = 0 имеет один корень? Для учащихся I группы ( сильных ), решить уравнение: 2006х2 - 2007х + 1 = 0 (используя следствия теоремы Виета)



Предварительный просмотр:

Тест №11

Ф.И.___________________________

1. Решите уравнение  х2  + 18 = 10 – 6х  и выберите верный ответ

 

      ▢  1)  - 4; - 2;

  ▢   2) 4; - 3;

  ▢   3) 2; - 4;

  ▢   4) 4; 3.

2. При каких х верно равенство (13 - 5х)2 = (х + 4)2?

        При х равном  

    3. При каком с уравнение 4х2 + сх – 16 = 0 имеет корень  

        4?

     При х равном  

      если другой ответ, укажите какой        

     4. Найдите сумму корней уравнения 2х2 – 5х + 2 = 0

         

      оценка:      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследование связи между корнями и коэффициентами квадратного уравнения.

Конспект урока по теме "Исследование связи между корнями и коэффициентами квадратного уравнения"  - урок обобщения знаний. Содержит различные виды и формы работ. Основной форм является мини - исс...

Самостоятельная работа (5-10 мин.) "Коэффициенты квадратного уравнения"

Самостоятельная работа (5-10 мин.) "Коэффициенты квадратного уравнения" к УМК Алимова...

"Свойства и коэффициенты квадратного уравнения" алгебра 8 класс

Материал для открытого урока в 8 классе по алгебре...

Итоговый контроль по темам № 1, 2, 3, 4: «Рациональные уравнения. Иррациональные уравнения. Квадратное уравнение и приложения теоремы Виета. Исследование квадратного трехчлена»

Уважаемые коллеги!Актуальной задачей на сегодняшний день является качественная подготовка учащихся к государственной итоговой аттестации (ГИА) и единому государственному экзамену (ЕГЭ) по математике, ...

Открытый урок «Квадратное уравнение и его корни. Решение полных квадратных уравнений»

Открытый урок для учеников 8 класса «Квадратное уравнение и его корни. Решение полных квадратных уравнений»...

Открытый урок по теме "Исследование соотношения между корнями и коэффициентами квадратного уравнения".

Представлен конспетк урока "открытия" нового знания (ФГОС). Рассмотрены этапы мотивации к учебной деятельности, актуализации и пробного учебного действия, выявления места и причины затруднен...

Свойство коэффициентов квадратного уравнения в заданиях ЕГЭ

Применение свойства коэффициентов квадратного уравнения обеспечивает более высокий уровень воспроизведения учебной деятельности. Одним из пунктов формирования метапредметных  результатов, при вне...