Формирование у учащихся навыков самоанализа
статья по алгебре по теме

Третьякова Галина Николаевна

Человек наделен уникальной способностью управлять своей деятельностью, т.е. совершать действия и контролировать их. Следовательно школа должна развивать  у учащихся универсальную интеллектуальную способность человека - самоконтроль.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_u_uchashchihsya_navykov_samoanaliza.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Г.Н. Третьякова, учитель математики

МБОУ Азевская СОШ, Агрызский район, Республика Татарстан

Формирование у учащихся навыков самоанализа и самоконтроля

на уроках математики.

Человек наделен уникальной способностью управлять своей деятельностью, т.е. совершать действия и контролировать их. Посредством собственного опыта, через общение с окружающей средой у человека формируется внутренний механизм – самоконтроль, который позволяет ему действовать логично и в соответствии с правилами поведения. Задача современного школьного образования состоит не только в том, чтобы обеспечить полноценное личностное, социальное и культурное развитие ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к дальнейшему развитию и самообразованию, развить умение самостоятельно оценивать себя, принимать решения, определять самосодержание своей деятельности и находить способы ее реализации. Следовательно, школа должна развивать у учащихся универсальную интеллектуальную способность человека – самоконтроль. Существуют две формы самоконтроля: внешняя (осознаваемая) произвольная и внутренняя (автоматическая) непроизвольная. В условиях школы полное формирование внутреннего непроизвольного (автоматического) самоконтроля затруднительно, возможно формирование только некоторых его элементов. Если ученик корректно осуществляет учебные действия, достаточно быстро извлекает из памяти знание, которое требуется в той или иной ситуации, и осознает это, то у него нормально развит механизм самоконтроля. Если учащийся совершает некоторые учебные действия ошибочно, осознает это и вносит коррективы, то у него в целом сформирован механизм самоконтроля. Однако самоконтроль меняет свою форму с непроизвольной на произвольную после совершения ошибочного действия, т.е. механизм самоконтроля не доведен до совершенства. Если учащийся совершает ошибочные действия, не может вспомнить информацию, которая нужна, и не осознает этого, значит, механизм самоконтроля не сформирован. В этом случае нужна помощь извне – от учителя или учащихся. Конечно, механизм самоконтроля до определенной степени может формироваться стихийно. Однако стихийное становление этой способности человека требует от него больших затрат и усилий. Психологически более оправдано сделать этот процесс управляемым и целенаправленным. На своих уроках я выделяю следующие этапы формирования самоконтроля: 1-ый этап: ученик должен научиться понимать и принимать контроль учителя. Для этого показываю учащимся, что любое обучение – органическое единство двух процессов: передача обучаемому в той или иной форме учебного материала и выявление степени усвоения этого материала, т.е. контроль результатов обучения. Знакомлю учащихся с нормами и критериями оценки знаний, умений и навыков по каждой главе; сообщаю после каких доз учебного материала необходим контроль и цель проведения того или иного контроля; выставляю оценку, объясняю ее, исходя из критериев оценки. Часто использую такие приемы, как: прошу учащихся самостоятельно оценить свою деятельность и объяснить полученную им оценку; оценить деятельность товарища, опираясь на указанные учителем критерии. Учу учащихся пользоваться различными видами проверки. 2-ой этап: ученик должен научиться наблюдать и анализировать учебную деятельность своих товарищей. Для этого практикую взаимопроверку обучающих самостоятельных упражнений, домашних работ. В процессе взаимопроверки учащиеся сверяют ответы, ищут ошибки, объясняют их друг другу. При взаимопроверке учащиеся должны знать, что цель таких работ не в получении оценки, а в том, чтобы проверить, насколько глубоко и правильно понята тема, может ли ученик самостоятельно найти решение той или иной задачи, может ли проанализировать чужую работу. Включаю в урок такие моменты, как: оценить ответ товарища, задать ему вопросы, сделать замечание по существу ответа, высказать свои соображения относительно полученного результата, идеи и хода решения, а также попытаться предложить другой вариант ответа или решения. Высказать свои соображения относительно полученного результата, идеи и хода решения, а также попытаться предложить другой вариант ответа или решения; приучаю учащихся контролировать деятельность учителя, стимулировать постановку вопросов учителю; демонстрирую учащимся типичные ошибки. Такую демонстрацию можно провести в явном виде, но можно предложить учащимся решение с сознательным допущением ошибок, которые ученики должны обнаружить. 3-ий этап: ученик должен научиться осуществлять наблюдение за своей учебной деятельностью, ее самоанализ, самооценку и самокоррекцию. Самоанализ и самооценка предполагают определение отношения к себе и своей учебной деятельности, умение исследовать свою деятельность, определять эффективность своего труда, создавать мотивы, потребности и возможности для перестройки и улучшения своей учебной деятельности. Поэтому большое внимание отвожу работе учащихся с учебником и справочной литературой, начиная с 5-ого класса. Учу отвечать на контрольные вопросы учебника, составлять дополнительные контрольные вопросы к тексту, уметь находить ответы на вопросы в учебнике, сопоставлять новую информацию с ранее изученной. Вырабатываю у учащихся привычку анализировать полученные результаты, проверять правильность выполнения заданий; не тороплюсь с выставлением оценки, если ученик дал неверный ответ, решение с ошибкой,  а по возможности даю ученику найти свою ошибку, если учащийся допускает ошибки в самооценке. Рекомендую учащимся делать карточки, предназначенные для активной тренировки и самоконтроля. На одной стороне карточки пишется вопрос, а на другой стороне – правильный ответ (формула). При самоконтроле происходит сличение ответа с эталоном, учащиеся откладывают в сторону карточки, на вопросы которых дали верный ответ, фиксируют зону, где совершена ошибка и продолжают работать с оставшимися карточками. Так можно готовиться к тестам, зачетам, контрольным работам. Результатом моей педагогической деятельности является развитие интереса учащихся к предмету на основе активизации их познавательной деятельности и формировании навыков самоанализа и самоконтроля. Ученики активно участвуют во внеклассной работе по математике, отличаются хорошим уровнем знаний. В течение последних лет наблюдается постоянный рост интереса учащихся к математике. Результат – это показатели: уровень усвоения учащимися программного материала 100%, уровень обученности учащихся на «4» и «5» по математике – 63%.  Учащиеся моих выпускных классов успешно сдают математику в формате ЕГЭ и продолжают учебу в ССУЗах и ВУЗах; участвуют в районных научно-исследовательских конференциях, в Международной предметной Олимпиаде по основам наук, Международном конкурсе по математике «Кенгуру».

 

 Список литературы

  1. О.Б. Епишева, В.И. Крупич. Учить школьников учиться математике. –М.: Просвещение, 1985 г.
  2. Г.И. Саранов. Упражнения в обучении математике. – М.: Просвещение, 1995 г.
  3. В.Д. Степанов. Активизация внеурочной работы по математике в средней школе. – М.: Просвещение, 1991 г.
  4. Л.Ф. Пичурин. Воспитание школьников в процессе обучения математике. – М.: Просвещение, 1981 г.
  5. Л.Ф. Фридман. Учитесь учиться математике. – М.: Просвещение. 1985 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формирование у учащихся навыков самоанализа

статья о том, как можно формировать у учащихся навыки самоанализа...

формирование у учащихся навыков самоанализа и самоконтроля

Человек наделен уникальной способностью - управлять своей деятельностью, то есть совершать действия и контролировать их. Посредством собственного опыта, через общение с окружающей средой у человека фо...

Формирование у учащихся навыков самоанализа учебной деятельности в старших классах на уроках английского языка

Статья рассматривает основные элементы системы формирования самоанализа на уроках английского языка в старших классах....

Методические рекомендации учителям по формированию у учащихся навыка самоанализа и самоконтроля.

Методические рекомендации учителям по формированию у учащихся навыка самоанализа и самоконтроля....

Формирование у учащихся навыков самоконтроля и самоанализа

Формирование у учащихся навыков самоконтроля и самоанализа – дело ни одного дня. Это кропотливая работа, которую необходимо начинать уже в 5 классе. Задача учителя на данный момент – не пр...

Формирование у учащихся навыков самоконтроля и самоанализа

Выступление на Районном методическом объединении...

ШМО: "Формирование у учащихся навыков самоанализа и самоконтроля"

Самоконтроль - один из важнейших факторов, обеспечивающих самостоятельную деятельность учащихся. Его назначение заключается в своевременном предотвращении или обнаружении уже совершенных ошибок. Между...